Первые выводы после «огненного рейса»: эксплуатация водителей, «уголовка» для директоров и новые обыски
Почему следователи отпустили водителя КАМАЗа и как крупнейшая автокатастрофа в Татарстане повлияет на рынок пассажирских перевозок России
Следком по РТ готовит выемку документов у субарендатора сгоревшего автобуса, МВД не видит причин для ареста водителя грузовика, родные погибших в автокатастрофе под Заинском готовятся к похоронам, а федеральные чиновники предлагают ввести тотальный запрет на пассажирские перевозки в России без лицензии, устроить видеодосмотр водителей и почаще отдавать под суд директоров ПАТП всех форм собственности. Об этом сегодня говорили на закрытом совещании в правительстве Татарстана, подробности которого удалось выяснить корреспонденту «Реального времени».
На двоих водителей — девять неоплаченных штрафов
Злостными нарушителями правил ни 56-летний водитель «Неоплана», ни 34-летний водитель грузовика КАМАЗ не были. Но правилами пренебрегали оба. За шофером грузовика — 22 штрафа за нарушение ПДД (17 на территории РТ) за последние два года, пять штрафов из них не оплачены, включая один протокол за превышение скорости. Нарушения водителя автобуса Александра Ижмукова скромнее — 12 штрафов за 2 года (один на территории РТ — за неиспользование ремней безопасности), четыре штрафа не оплачены до сих пор.
Высокопоставленный источник в МВД Татарстана сегодня сообщил «Реальному времени» — вчера водителя КАМАЗа освободили из-под стражи, но оставили в статусе подозреваемого до получения результатов автотехнической экспертизы. Эксперты должны выяснить — были ли включены непосредственно перед аварией габаритные огни на грузовике Камского автозавода и буксируемом им на жесткой сцепке МАНе.
Сам водитель грузовика уверяет — «габариты» работали. Следственный эксперимент, проведенный в ночь после аварии, показал — при работающих габаритных огнях и заданной скорости водитель автобуса должен был увидеть впереди идущий транспорт еще за 150 метров и перестроиться. Но не сделал этого. То есть либо сигнальных огней не было, либо водитель их не видел… Возможно, отвлекся, устал или уснул — все эти версии обещают проверить.
Напомним, в ночь на 2 июля в Татарстане рейсовый междугородний автобус «Самара — Ижевск» столкнулся с неисправным грузовиком МАН, который находился на буксире у КАМАЗа. При ударе у автобуса оторвало колесо, он потерял управление, упал на правый борт и загорелся. Погибли 10 взрослых и четверо детей от 1 года до 15 лет из трех регионов России — Татарстана, Удмуртии, Самарской области. Билеты на этот рейс продавались за 1600 рублей.
«90% ДТП с автобусами — по вине водителя автобуса»
Как считают в МВД, усталость Александра Ижмукова, а именно он находился за рулем в момент аварии, предположительно, стала главной причиной автокатастрофы. Прибывший в Казань замруководителя Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ (ГУОБДД) Сергей Добряков уже успел пообщаться с выжившими в страшном ДТП.
— Они говорят в один голос — водитель, который находился за рулем в Тольятти, он же был за рулем здесь, во время аварии, — рассказал Добряков казанским журналистам. — Если водитель не отдохнул в установленное время, реакция у него уже не та… Это будет устанавливать экспертиза, но пока есть все признаки того, что водитель был в утомленном состоянии, не успел адекватно среагировать на сложившуюся ситуацию.
Известно, что из Самары тот самый «Неоплан» отправился 1 июля около 18 часов, в Тольятти по графику должен был прибыть через 2 часа. И если пассажиры говорят правду, то до момента аварии за рулем водитель Ижмуков провел не меньше 4,5 часа, а нормативами предусмотрено только 4 часа. Замруководителя Ространснадзора Асланбек Ахохов заявил, что это нарушение может быть не единственным — нужно проверить, не было ли у водителя еще и накопившейся переработки, если он в предыдущие дни мало отдыхал.
Отметим, что соучредитель АО «ЕКА» Фэния Хакимова пока отрицает наличие всех нарушений. Она говорит, что Ижмуков сменил второго водителя уже на территории Татарстана — в Нурлате. Тахограф, который мог бы подтвердить слова пассажиров либо водителей, сгорел. Удастся ли экспертам восстановить его данные — пока неизвестно.
Еще вчера совладелица компании-перевозчика в разговоре с «Реальным временем» заявляла, что и нарушений скоростного режима не было — автобус двигался на 87 км/ч, а уже в комментарии «РИА Новости» скинула эту цифру до 65 км/ч. В ГАИ слова Хакимовой пока не подтверждают. «Там ограничение скорости 70 км/ч, а по ГЛОНАСС определена скорость порядка 87 км/ч», — сказал сегодня Добряков. В свою очередь, замглавы Ространснадзора отметил — 90% аварий с автобусами происходят по вине водителей автобусов.
Ночные перевозки не запретят, но...
Вопрос о безопасности «Неопланов» и автобусов других марок с бензобаком в правой передней части сегодня подняла на заседании правительственной комиссии омбудсмен Татарстана Сария Сабурская. Автокатастрофа в Баварии 3 июля, унесшая 18 жизней, практически полностью повторила заинский сценарий. Правда, европейские пенсионеры-туристы ехали днем, а не ночью. Представитель Ространснадзора дал понять, что о запрете междугородних поездок на «Неопланах» речь пока не идет. Нет планов и перекрыть ночное движение автобусов по трассам.
— Статистика — упрямая вещь. Происшествия, такие страшные, происходят и днем, и вечером, и утром. И самое серьезное нарушение, на мой взгляд, — это [несоблюдение] режима труда и отдыха [водителями], — комментирует ситуацию Асланбек Ахохов.
Не поддерживает запрет и экс-глава ГАИ Татарстана, начальник ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов: «Я считаю, нужно просто четко определиться с тем, что такое заказные перевозки. Сегодня система контроля позволяет отслеживать каждый автобус, где ездит, как ездит, с кем, для чего...» По словам Минниханова, за последние 20 лет — автокатастрофа под Заинском крупнейшая. «Везде есть человеческий фактор, к сожалению. И люди везде. Пока без них ничего не получается. Когда мы перейдем на беспилотные перевозки людей — будет по-другому. Но это будущее далекое», — говорит начальник ГБУ «БДД».
А вот идея «слежки» с помощью системы ГЛОНАСС уже несколько лет реализуется в Татарстане по линии Миндортранса. Сегодня на заседании в Казани прозвучало предложение — дать доступ к этой информационно-аналитической базе и сотрудникам МВД, чтобы те в режиме реального времени получали информацию — легальный ли рейс, сколько пассажиров на борту, соблюдается ли скоростной режим. Подобным образом в России планируют выявлять нелегальные и «серые» перевозки — регулярные рейсы под видом заказных. В МВД России и Ространснадзоре считают, что такой имитацией был и последний рейс сгоревшего автобуса. Причина — уход от обязательного на регулярных маршрутах лицензирования, вокзальных сборов в 10% и более серьезных требований со стороны проверяющих. Ведь для осуществления заказных перевозок достаточно подать уведомление в органы Ространснадзора.
По итогам заседания в кабмине РТ было решено — инициировать законодательные поправки в части лицензирования всех без исключения пассажирских перевозок. «К сожалению, у нас допускается фрахтовка не только одного автобуса, но и одного пассажиро-места. В связи с чем есть масса лазеек, которыми пользуются определенная часть перевозчиков и под видом заказных перевозок осуществляют регулярные», — отметил Ахохов.
А еще на заседании предложили не ограничиваться контролем за данными ГЛОНАСС и тахографов, а задействовать телемедицинские технологии для наблюдения за предрейсовым медосмотром водителей и техосмотром транспорта.
Замглавы Ространснадзора: «Я не жажду крови»
Генерал-майор полиции из Москвы предложил казанским чиновникам и депутатам внести через Госсовет РТ проект поправок в статью 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности с тяжкими последствиями) в части наказания для организаторов перевозок, которые скрывают данные о своих рейсах и пассажирах.
Руководитель УГИБДД МВД Татарстана Ленар Габдурахманов идею начальства поддержал, а кроме того, предложил исключить зависимость дохода водителей на регулярных перевозках от плановых показателей. По его словам, в этом году в Татарстане водители автобусов насмерть задавили двух пассажиров. Оба наезда произошли в Казани днем, на нерегулируемых пешеходных переходах. Габдурахманов назвал это результатом «погони за выручкой» и добавил, что в целом по республике отмечен четырехкратный (!) рост аварий и погибших по вине водителей автобусов.
Вдвое выросло и количество травмированных при падении в казанских автобусах. «Пока заработок водителя будет зависеть от количества проданных билетов, ситуацию изменить не получится», — считает начальник УГИБДД.
Доступным способом борьбы за порядок на дороге Габдурахманов считает и ликвидацию стихийных «автовокзалов». Так, только на улицах Яхина и Коротченко в Казани за 2 месяца было выявлено 147 фактов управления неисправным транспортом, а 16 автобусов с неисправными тормозами и рулевым управлением увезли на спецстоянку.
Замруководителя Ространснадзора высказывания коллег поддержал. Особо остановился на уголовной ответственности, отметив, самые жесткие меры нужно принимать ни к «стрелочникам» — водителям, которые вынуждены трудиться в режиме переработки на не отвечающем условиям транспорте, а к людям, «которые облечены должностью на правильную организацию» процесса перевозок. «Я не жажду крови, — заявил Асланбек Ахохов. — Я сам перевозчик и себя представляю в качестве директора предприятия. Но если я не буду этого знать — я буду идти на нарушение...» Впрочем, Ахохов отметил, что 20 лет назад эта сфера услуг была «сброшена с федерального на муниципальный уровень» и есть предприятия, которые и сейчас работают «в режиме самоуничтожения»: регион утверждает тарифы на перевозку ниже себестоимости и сознательно ведет предприятие к банкротству. Можно ли в этой ситуации говорить о нормальных зарплатах для водителей, соблюдении режима труда-отдыха и безопасности транспорта, на ремонт которого денег нет? А тут еще нелегалы у честных перевозчиков хлеб отбирают.
Следком готовится к обыску, родные — к похоронам
Более подробно претензии к АО «Евразийская корпорация автовокзалов» — владельцу 93 автобусов, включая сгоревший под Заинском, — федеральные чиновники обещают огласить по итогам проверок и следствия. Пока же нет ясности и в вопросе — сдавался ли тот самый «Неоплан» в аренду. В Ространснадзоре уверяют, что нет, у сотрудников МВД — иная информация. Ну а в Следкоме по РТ корреспонденту «Реального времени» сегодня заявили: готовятся выемки документов и у партнера самарского АО «ЕКА».
Напомним, по факту ЧП под Заинском возбуждены два уголовных дела. Подозреваемыми в грубом нарушении ПДД с тяжкими последствиями стали 56-летний водитель автобуса Александр Ижмуков и его напарник (оба пока в больницах), а также водитель КАМАЗа. К уголовной ответственности привлекается и гендиректор компании-собственника автобуса — АО «Евразийская корпорация автовокзалов» — Оксана Никитина. 3 июля ее освободили из-под стражи под обязательство о явке.
Процедура опознания погибших практически завершена. Первое тело — 12-летней пассажирки из Тольятти — родственникам выдали еще вчера.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.