Новости раздела

Умные счетчики, большие данные и новые компетенции: как идет цифровая трансформация в «Сетевой компании»

Умные электрические сети сами восстанавливаются после сбоев, а анализ данных позволяет предсказывать и предупреждать аварии задолго до их развития

Умные счетчики, большие данные и новые компетенции: как идет цифровая трансформация в «Сетевой компании»
Фото: предоставлено для realnoevremya.ru АО «Сетевая компания»

Безусловный тренд сегодняшнего дня — цифровая трансформация. Ее взяли на щит и государственные органы, и крупные корпорации, и небольшие компании. Специалисты «Сетевой компании» рассказали «Реальному времени» о своем опыте: здесь с 2014 года началась автоматизация процессов, перевод внутриофисной работы на электронные рельсы и установка устройств, которые позволяют автоматически восстанавливать сбои в электрической сети. А данные теперь собираются не диспетчерами с телефонов и не из журналов событий. Умные счетчики, контроллеры присоединений, устройства РЗА, индикаторы короткого замыкания, реклоузеры, которые устанавливает «Сетевая компания», копят гигабайты информации. Эти данные анализирует система диспетчерского управления, и перед специалистами компании в реальном времени разворачивается картина электроснабжения, со всеми тенденциями, потенциальными рисками и статистическими закономерностями. Подробнее о цифровой трансформации в «Сетевой компании» — в нашем материале.

Как казанские энергетики Омскую область «спасали»

В рамках выставки и форума Kazan Digital Week, прошедших в Казани в сентябре, был проведен и крупный конкурс федерального масштаба — V отраслевой чемпионат в сфере цифровых технологий Digital Skills. Он представляет собой подразделение движения WorldSkills и предназначен для оценки цифровых компетенций. В нем по 31 компетенции соревновались 650 конкурсантов и экспертов из 13 стран мира.

В компетенции «Цифровая трансформация» состязались участники со всей страны, в том числе команды, представленные «Газпромом», «Росатомом», НИУ ВШЭ, крупными компаниями-разработчиками информационных систем. Татарстан представляла «Сетевая компания». Ведущий инженер отдела новой техники и технологий Максим Парамонов работал в этой компетенции в качестве эксперта, а команда конкурсантов состояла из начальника отдела разработки и внедрения информационных систем Руслана Нигматуллина и его заместителя Ильнура Фазлеева.

Команда конкурсантов состояла из начальника отдела разработки и внедрения информационных систем Руслана Нигматуллина и его заместителя Ильнура Фазлеева. предоставлено для realnoevremya.ru АО «Сетевая компания»

— Соревнование было разделено на три дня. Задания делились по различным типам. Изначально все участники узнают, какую проблему они решают. В нашем случае бралась Омская область, и на трех-четырех страницах была описана ее социально-экономическая характеристика. Необходимо было провести анализ этого документа и внешних источников и в первые два часа сформировать гипотезу о том, какое цифровое решение нужно внедрить, чтобы улучшить эффективность процессов, происходящих в области, — рассказывает Руслан Нигматуллин.

Потом в течение трех дней участники должны были разработать эту гипотезу, представить рабочий прототип цифрового решения и защитить свой проект. Команда «Сетевой компании» обратила внимание на громадный дефицит ИТ-кадров в Омской области. Специалисты представили практически готовый проект цифровой «биржи труда», на которой крупные компании выкладывают запросы на цифровые решения, а разработчики и студенты предлагают свои услуги. Конкурсанты должны были не только описать, как изменятся бизнес-процессы, но и написать рабочий прототип такого решения, и полностью разработать программную архитектуру, сформировать проект внедрения и защитить бизнес-план.

По итогам трехдневного марафона команда АО «Сетевая компания» была признана победительницей. Причем лидерство сопровождалось огромным отрывом: в то время как между вторым, третьим и четвертым местами разрыв составлял 2—5 баллов, татарстанские энергетики «убежали» вперед на целых 45 баллов!

— Мы с Ильнуром работаем вместе уже 6 лет и знаем сильные стороны друг друга. Поэтому мы просто взяли концепцию, поделили зоны ответственности и через каждый час друг с другом синхронизировались и сверялись. Каждый делал свою часть. Поэтому нам и удалось все успеть и сделать. И конечно же, у нас было преимущество — прикладной опыт внедрения цифровой трансформации. Мы на все задания смотрели шире, с позиции своего опыта. Кстати, мы еще и получили приз зрительских симпатий от заместителя министра цифрового развития и связи Омской области: оказывается, они думали про такую биржу, но не знали, как ее сделать. А мы им и готовый план, и архитектуру представили, — рассказывает Руслан Нигматуллин.

По итогам трехдневного марафона команда АО «Сетевая компания» была признана победительницей. предоставлено для realnoevremya.ru АО «Сетевая компания»

«Цифровая трансформация — следующее поколение автоматизации»

Что же все-таки собой представляет цифровая трансформация, из чего она состоит? Руслан Нигматуллин объясняет:

— Цифровая трансформация — вещь довольно размытая. В мире это понятие появилось около 10 лет назад, в Россию пришло около пяти лет назад. До этого все говорили только о направлении автоматизации — это было внедрение автоматизированных систем (к примеру, 1С для бухгалтерии, CRM для контакт-центра). В моем понимании, цифровая трансформация (ЦТ) — это следующее поколение автоматизации. Ключевая разница между ними в том, что в рамках ЦТ не просто внедряется какой-то продукт для повышения эффективности процесса — это более глобальный процесс, распространяющийся на всю организацию. Внедряется новая услуга, перестраивается система и бизнес-процессы, организуется специальное подразделение в компании, которое за все это отвечает. И, конечно, все переводится в цифровой вид. Приведу наглядный пример из обычной жизни: городское такси. Сегодня уже никто и не вспомнит, как заказывали машину в 2013 году. Теперь мы автоматически открываем приложение в смартфоне и нажимаем кнопку «Заказать такси».

Ключевой аспект: в АО «Сетевая компания» цифровая трансформация как таковая никогда не была целью сама по себе. К ней все пришло гармоничным образом, за счет многолетнего внедрения отдельных цифровых решений. И это, как считают в компании, наиболее логичный путь: не от общего спускаться к частному, а частное объединять в более глобальные структуры.

Это, как считают в компании, наиболее логичный путь: не от общего спускаться к частному, а частное объединять в более глобальные структуры предоставлено для realnoevremya.ru АО «Сетевая компания»

Вчера, сегодня, завтра

Как работали городские электрические сети 10 лет назад? Диспетчеры управляли процессами в ручном режиме. О том, что произошло какое-то событие, узнавали, получив телефонный звонок от пользователей. Решения принимали на основе этой информации: высылали на место бригаду, которая должна была устранить аварию.

Со временем все усовершенствовалось, начали появляться устройства, которые сами сигнализировали о неполадках. Диспетчер получал автоматический сигнал о том, что, например, произошло отключение. Оперативная выездная бригада отправлялась работать на место.

Следующим этапом развития технологии стали умные сети: сейчас, если у нас происходит отключение электроэнергии, даже выезд бригады специалистов в половине случаев для аварийного восстановления электроснабжения не требуется. Сеть сама автоматически восстановит подачу электричества, и теперь задачей диспетчера становится только оценка результата: правильно или неправильно прошло переключение? Он анализирует степень восстановления сети и, если можно сделать лучше, корректирует решение, принятое автоматической системой. Причем корректирует в большинстве случаев тоже дистанционно. Далее бригада выезжает на место аварии и устраняет причину отключения.

Что будет завтра? Скорее всего, в будущем умные сети приведут нас к тому, что количество отключений и аварий будет резко уменьшаться даже по сравнению с сегодняшним днем. Потому что умные электронные системы уже учатся анализировать огромный массив данных, которые собираются с умных счетчиков, и казанские энергетики на основе этого анализа будут предсказывать и предупреждать аварии. Медики говорят: «Проще профилактировать болезнь, чем ее лечить». Вот и тут точно так же. Только в качестве организма — огромная электрическая сеть, раскинувшаяся по всей республике.

Одним из первых этапов цифровой трансформации стало внедрение средств автоматизации на сельских электросетях. предоставлено для realnoevremya.ru АО «Сетевая компания»

«Нигде в стране больше такого нет!»

Дорожную карту по внедрению интеллектуальных решений в «Сетевой компании» составили еще в 2014 году: сначала сформировали концепцию внедрения интеллектуальных устройств (выключателей нагрузки, реклоузеров, умных сетей, способных самостоятельно восстанавливать электроснабжение). В последние три года пришли к тому, что оснащенность на низком уровне напряжения (то есть в конечной точке, у потребителя) позволяет с использованием этих данных принимать решения и управлять системой.

В 2017 году начали внедрять интеллектуальный учет электроэнергии: компания понимала, что есть проблема со сбором данных, и ее можно было решить за счет автоматизации их сбора.

— Мы изучили мировой опыт и выявили, что в мире, кроме автоматического сбора данных, используются еще и сигналы со счетчиков: аварийные сигналы, информация о качестве электроэнергии. На основе этих данных они получают возможность управлять сетью. У каждого потребителя стоит устройство, которое сообщает диспетчеру, есть энергия или нет, качественная она или нет, показывает текущие характеристики сети. После того как мы такие счетчики внедрили, задали себе следующий вопрос: через 10 лет у нас они будут стоять абсолютно везде. Но что теперь с этим всем делать, как этим управлять? У нас система диспетчерского управления была нецентрализованная, не было единой модели сети, а данные об электросетевом хозяйстве хранились в разных системах. И тогда мы решили: необходимо создать единую модель сети — цифровой двойник, и эту модель заложим в единое диспетчерское управление. Силами сотрудников компании это все создали, привязали все телесигналы, завели в систему диспетчерское управление. И в 2019 году впервые в России получили систему, в которой дистанционное управление идет сразу же от домовладения потребителя до подстанции 500 кВ. Нигде в стране больше такого нет! — рассказывает Тимур Курбангалиев, заместитель генерального директора АО «Сетевая компания» по информационным технологиям.

Модель сети сделали сразу на весь Татарстан, счетчики ставятся по программе установки приборов интеллектуального учета электроэнергии. Соответственно, там, где появляются эти счетчики, информация сразу появляется у диспетчеров. Сейчас в республике охвачено 380 тысяч приборов учета, это 35% от всех устройств, которые обслуживает «Сетевая компания».

Интересно, что в 2020 году вышел федеральный закон о том, что все электросетевые организации обязаны ставить такие счетчики. «Сетевая компания» опередила это указание правительства.

— Оставшиеся 65% будут заменяться постепенно, и закон как раз определил правила такой замены, — объясняет наш собеседник. — Во-первых, новыми счетчиками будут комплектоваться новые точки технического присоединения. Интеллектуальные приборы учета, подлежащие поверке, будут просто заменяться.

«А как вы догадались, что там проблема?»

Сейчас за счет установки интеллектуальных устройств учета компания уже накопила огромный массив данных. Теперь пора переходить к их анализу — большие данные (или биг дата (big data), как их называют специалисты) могут дать очень много полезной информации, важно только суметь ее увидеть. Помните кадр из фильма «Матрица», где по экрану бегут цифры, а герой сразу видит в них изображения реальных объектов? Так и здесь: грамотный специалист, анализируя полученные данные с помощью специально написанной под эти цели программы, из совокупности сухих цифр складывает картину электроснабжения во всех красочных подробностях.

Тимур Курбангалиев рассказывает:

— Например, анализируя данные по интеллектуальному учету, мы выявляем участки с низким качеством электроэнергии. Представьте ситуацию: вы приехали на дачу, включили обогреватель, а у вас лампочка заморгала. Это самый распространенный пример того, как меняется качество электроэнергии во время нагрузки на сеть. У нас интеллектуальные приборы учета собирают данные со всей сети в течение суток без перерыва, профиль данных собирается по всей линии. Берем данные со всех счетчиков, проверяем характеристики электроэнергии, смотрим, какие сообщения приходили со счетчиков по низкому напряжению. Все это ранжируется, филиалы имеют к этим данным доступ — а значит, могут управлять решениями, чтобы все стало хорошо. А там, где планируется ремонт, можно на основе этих данных сразу продумать, как нужно поменять техническое решение, чтобы качество электроэнергии в сети повысилось.

Обработка массива собранных данных, конечно же, происходит не вручную, а с помощью программных методов аналитики. Для этого в «Сетевой компании» есть специалисты, которые умеют работать с big data и писать программы для анализа.

— В компании создана группа разработки из аналитиков данных и технических специалистов, которые берут данные, обсчитывают их по определенному алгоритму и отдают результаты. По ним можно увидеть проблему на линии задолго до того, как она даст о себе знать! Доступ к этой системе имеют главные инженеры РЭС и филиалов, — объясняет Тимур Курбангалиев.

В 2017 году начали внедрять интеллектуальный учет электроэнергии: компания понимала, что есть проблема со сбором данных, и ее можно было решить за счет автоматизации их сбора. предоставлено для realnoevremya.ru АО «Сетевая компания»

«Сетевая компания» как кузница кадров

Как и большинство других организаций, АО «Сетевая компания» в последние годы неизменно наращивает количество ИТ-кадров. Заместитель гендиректора «Сетевой компании» по информационным технологиям объясняет, как команда справляется с острым дефицитом на кадровом рынке:

— С кадрами всегда было непросто. Программа образования в вузах не успевает меняться вслед за развивающимися технологиями и бизнес-процессами, происходящими в компаниях. К примеру, мы выявили, что нам нужен инженер, отвечающий за работоспособность умных сетей. Но таких инженеров еще никто не учит в вузах. Поэтому, как и многие другие компании, наладили систему обучения кадров внутри. Берем молодых специалистов прямо из технических вузов (энергетиков — из КГЭУ, айтишников — из КАИ и КФУ) и сами их дообучаем на месте. Строим их компетенции и таким образом «куем» кадры под себя. Сегодня молодое поколение очень хорошо обучается, это гибкие и способные ребята. Они с легкостью осваивают новые навыки, готовы к перемене мест и даже профессии.

С 2014 года штат ИТ-отдела компании вырос с 25 человек до сотни специалистов. И это с учетом того, что определенная часть процессов отдается на аутсорсинг: руководители таких проектов работают внутри компании, а разработчики и аналитики привлечены со стороны. А вот ключевые компетенции, важные для поддержания критической инфраструктуры, сосредоточены только внутри компании.

Например, специалисты по кибербезопасности в «Сетевой компании» исключительно свои. И Центр кибербезопасности, организованный в компании, справляется со своими задачами в круглосуточном режиме.

Вот уже несколько месяцев для ИТ-специалистов компании доступен современный формат офиса: разработчики программных продуктов для электроэнергетического предприятия работают сейчас в ИТ-парке им. Башира Рамеева. предоставлено для realnoevremya.ru АО «Сетевая компания»

«Когда выходят новые требования в области энергетики, то оказывается, что у нас это все уже внедрено»

Но любая автоматизация и цифровизация строятся на «железе». Умное оборудование, которое ставит АО «Сетевая компания», с 2025 года должно быть только российского производства. Впрочем, как рассказывают нам представители компании, приоритеты и до этого были обращены именно в сторону российских производителей. Закупали импортное, только если отечественных аналогов не было на рынке.

— Но за последние два года произошел очень большой скачок: теперь много оборудования производится в России, — рассказывает Тимур Курбангалиев. — Все новые приборы, которые мы теперь устанавливаем, собраны в России. Была проблема с интеллектуальными приборами учета, которые включали бы в себя не только функции сбора данных о потреблении, но и собирали бы профиль потребления, журнал событий и информацию о качестве электроэнергии, отключениях у потребителей. Раньше в нашей стране их вообще не делали — мы ставили словенские. А сейчас интеллектуальные приборы учета делают в Татарстане: задача местным производителям импортозаместить эту область была поставлена в конце 2020 года, и они быстро сумели нарастить компетенции. Довели до очень высокого качества и уровня свои приборы учета. С августа мы ставим уже только российские приборы интеллектуального учета.

Реклама. АО «Сетевая компания». предоставлено для realnoevremya.ru АО «Сетевая компания»

Если резюмировать все вышесказанное, то цифровая трансформация в «Сетевой компании» идет по трем основным направлениям: корпоративные процессы, цифровизация электросетевого хозяйства и взаимодействие с потребителями. С 2014 года до сегодняшнего момента компания пришла к высокой степени автоматизации процессов и теперь начинает интегративный анализ накопленного за это время огромного массива данных.

— У нас есть показатель: когда выходят новые требования в области энергетики, то оказывается, что у нас это все уже внедрено на основе мирового опыта. К примеру, приборы учета, которые мы начали ставить еще в 2017 году, обладают более глубокими и мощными характеристиками, чем те, которые требуются по закону, принятому в 2020 году. Наши внутренние требования всегда были шире, чем те, которые утверждаются на федеральном уровне. Сейчас мы дошли до очень высокого уровня автоматизации бизнес-процессов. Все это уже хорошо налажено, и года через два-три уже вся корпоративная часть будет полностью автоматизирована, перейдет из бумажного вида в электронный. А нам предстоит работать с большими данными. На их основе нужно будет выявлять слабые места и продолжать оптимизировать процессы в компании, уже в соответствии с процессом цифровой трансформации, — обрисовывает ближайшую перспективу Тимур Курбангалиев.

А для чего это всё? Уж точно не для того, чтобы следовать моде. Внедрение цифровых решений направлено в первую очередь на повышение надежности и качества услуг для конечных потребителей. За минувшие 7 лет продолжительность отключений электроэнергии снизилась на 72,5%, а количество таких отключений упало на 80,7%. Это ли не результат?

Людмила Губаева
ПромышленностьЭнергетика Татарстан

Новости партнеров