Татарская Каргала: родина муфтиев, сарматские останки и штаб Пугачевского восстания
История знаменитого татарского села под Оренбургом

Одним из самых известных татарских сел в России считается Татарская Каргала. Это поселение известно также под такими наименованиями, как Сагыйт бистәсе, Сеитовская слобода, Сеитов посад и Оренбургская Каргала. Отсюда родом немало выдающихся мусульманских просветителей, купцов, религиозных деятелей. Подробнее об истории этого населенного пункта и знаменитых уроженцах в колонке «Реального времени» рассказывает писатель Лирон Хамидуллин.
На месте кипчакского города
Знаменитое село Татарская Каргала (Сагыйт бистәсе, Сеитовская слобода, Сеитов посад, Оренбургская Каргала, Татарская Каргала) находится в пределах Южного Урала — в Оренбургской области, западнее от места слияния реки Сакмары в реку Урал. Издавна Урал (Яик), как и многие большие реки, являлся приграничной чертой между различными крупными племенами и ханствами. Поэтому эти места когда-то были далекими окраинными землями таких известных исторических государств, как Хазарский каганат и Волжская Булгария. В XII—XIII веках здесь кочевали племена кипчаков (половцев), первыми из европейцев оказавшие активное сопротивление войскам Чингиз-хана, а позднее — армии его внука Бату.
По данным историка П.И. Рычкова, с первых дней участвовавшего в строительстве Оренбурга, на месте современного города когда-то находилась столица кипчакского хана Бачмана — городок Актюба. При строительстве Оренбурга еще находили останки данного крупного поселения XIII века. Там же были найдены каменные надгробные памятники, в том числе установленного в честь самого хана Бачмана. Надписи на этом памятнике тогда были прочитаны по просьбе П.И. Рычкова «муллой, знающим старую татарскую письменность».
До присоединения к России в конце XVI века эти земли являлись окраиной Ногайской Орды. И возможно даже, что наша знаменитая Сююмбике в детстве могла в очень жаркие для юга летние месяцы проводить какое-то время на летней кочевке вдоль берегов рек Бузулук, Самара и др. По изысканиям Ахмета ага Булатова, названия рек Бузулук (Бозаулык по-тюркски) и Самара (Сәмәр), текущих в сторону Волги от Оренбурга, появились еще в период вхождения этих мест в состав Тюркского каганата. Эти слова, означающие названия рек или каких-либо иных природных мест, встречаются и в других регионах Евразии, например, в причерноморских степях, где уже со времен скифов обитали тюркские племена. Слово Самар (Сәмәр) означает места, где растут фруктовые деревья. В данном случае название реки, впадающий в Волгу у современного города Самара, связано было с тем, что в этих местах росли дикие яблони, вишни, сливы (терн), малина и т. д. В лесочках этой лесостепной зоны и поныне обильно плодоносят вишни, терн, малина, изредка встречаются и дикие яблони. А чуточку южнее от этих мест, за рекой Урал начинается ковыльная степь, тянувшаяся на тысячи километров к югу. И как пишут некоторые историки, основатель Казанского ханства Улуг-Мухаммад хан ушел с престола в Золотой Орде именно после поражения своих войск у этой реки Самары.
Оренбургская губерния была образована в 1734 году путем разделения Казанской губернии, образованной в числе восьми губерний России при Петре I. Строительство столицы новой губернии завершилось в 1743 году. Одновременно обустраивалась и «Новая Московская дорога», соединившая Оренбург с Казанью. Для содержания ямской службы на этой дороге сюда, к местным татарам, спешно переселялись тысячи татар и из иных регионов, в основном состоявшие в сословии «служилых татар». Так возникло множество новых татарских сел вдоль данной, имеющей государственное значение дороги.
Именем татарского купца
Современная Татарская Каргала (бывший Сеидов посад), расположенная на слиянии речки Каргалы (Средняя Каргалка) с рекой Сакмарой, первоначально намечалась быть конечной ямской станцией перед Оренбургом. Село находится в 18 километрах к северо-западу от Оренбурга, недалеко от устья реки Сакмары, впадающей в Урал. Новый губернатор, сменивший на этом посту будущего историка В.Н. Татищева — И.И. Неплюев, до этого около 15 лет бывший послом в Турции, должен был организовать отсюда торговлю России со Средней Азией. По его рекомендации императрица Елизавета Петровна дает разрешение на переселение в ранее намеченную ямскую станцию Каргала 200 семей татарских торговцев (указ Сената от 8 августа 1744 года о создании на этом месте поселения Сеитов Посад). Но некоторые купцы, в том числе Сагит Хаялин (он был родом из села Маметова Пустошь (ныне Богатые Сабы) Казанской губернии) появились здесь еще годом раньше. И новый посад был наименован «Сагыйт бистәсе» — по имени этого купца.
Тюркоязычные племена, в том числе и татары, в этих местах обитали еще со времен существования разных ханств. Уже со времен эпохи бронзы здесь добывали медь, и изготовленные здесь орудия труда и охоты распространялись и в других регионах, в том числе и в Поволжье. Медь в этой области в большом количестве добывается и сейчас. Да и золото еще не совсем иссякло в землях этой области. В зонах рек Суюндук и Таналык и ныне действуют золотые прииски, принявшие эстафету от золотопромышленников Рамиевых, Дашковых и др. Академик П.С. Паллас и Н.П. Рычков (сын П.И. Рычкова), изучавшие Оренбургский край в 1768—1769 годах, еще застали сравнительно хорошо сохранившиеся шахты бронзового века. С VI века до нашей эры в этих местах кочевали скотоводческие племена. Начиная с Геродота их именуют «савроматами» или «сарматами» (более поздних). Геродот писал, что они говорят на скифском языке, но более искаженном. Здесь очень часто встречаются курганы высотой до 7 метров. В конце XX века в пределах области были открыты еще несколько очень интересных исторических курганов. Возможно, считают историки, савроматы и сарматы, кроме скотоводства, занимались и земледелием, ведь в погребенных ими глиняных сосудах найдены и остатки зерен проса. Позднее в этих местах обитали гуннские, а затем половецкие племена.
С конца XVI века это окраина многонационального Российского государства. Сюда переселяются с Волги со своими атаманами и казаки. Видимо, какая-то часть их перебралась сюда еще при Ногайской Орде. Возможно, обитали там и свои, ордынские казаки, по какой-либо причине покинувшие важные для государства поселения. Здесь же была окраина ханства. Всякие казачьи «вольные формирования», будь то донские, запорожские или остальные другие, возникали именно на окраинах своих государств. Например, среди запорожских казаков было много беженцев из Крымского ханства. Об этом имеются упоминания и в редко издаваемом очерке Н.В. Гоголя. Прадед знаменитых русских дворян Кочубиев был когда-то известным в Крыму бием. А затем по какой-то причине вынужден был бежать из ханства в стан запорожцев. И среди оренбургских казаков было очень много тюрокоязычных. Об этом, например, сообщали А.С. Пушкину бердские казачьи старики.
«Они (казаки) построили три городка при Яике. Основным был городок Кош Яик, который был заложен напротив устья р. Илек (значит, напротив современного районного центра Илек). А чуть позже, в 1620 году, ниже по течению реки Яик-Урал был заложен г. Уральск», — пишет историк С.А. Попов. Приведем некоторые имена и прозвища известных казачьих атаманов Оренбуржья тех лет: Янбулат Чембулатов, Матюша Мещеряк (т.е. мишарин), Ермак Петров (т.е. по имени Ярмэк-Ярмэкэй, очень распространенного среди татар).
При устье Сакмары на Урале был основан тогда и Сакмарский казачий городок (ныне районный центр, расположенный недалеко от Татарской Каргалы). Население этого городка по национальному составу также было смешанным. А рядом с этим городком чуть позже возникло, наверное, и поселение Каргала в очень удобном для жизнедеятельности месте — у устья речки Каргалы. Об этом свидетельствует найденный на окраине современной Татарской Каргалы надмогильный памятник, установленный ранее официальной даты возникновения данного поселения.
Центр религиозного просвещения
Согласно указу Сената, татарским купцам разрешалось переселять в Сеитов посад мастеров разных ремесел и обслугу. К концу 1740-х годов сюда было переселено 173 семьи, в том числе несколько семей имамов. Отсюда первые караваны татарских купцов уже в 1749 году были отправлены в Бухару и Хиву. Русские купцы, в том числе казанские Кекины, пользовались тогда услугами каргалинских купцов. А их самих туда тогда еще не пускали по религиозным соображениям. И повторялись такие поездки через каждые 2—3 года. Среднеазиатские купцы тоже стали регулярно посещать Оренбург, останавливаясь на его южной окраине — в поселке «Меновый двор» (сейчас это первая железнодорожная станция после Оренбурга в сторону Ташкента). Указом императрицы Елизаветы Петровны было разрешено строить здесь и мечети. В Меновом дворе и в Сеитовом Посаде первые мечети были построены в 1749 году. В эти же годы мечети в Поволжье закрывались и разрушались. Имеется указ той же императрицы Елизаветы Петровны, давшей разрешение на строительство мечети в двух этих поселениях, о закрытии и разрушении таких же культовых сооружений в Воронежской, Казанской и Астраханских губерниях.
Первым имамом Сеидова посада стал мулла Габдусалям Уразмухаммед, переехавший сюда в 1746 году из села Ташкичу современного Арского района Татарстана. Он же открыл здесь первую школу-медресе. И считается первым поэтом здешних мест: стихи Габдусаляма Урая вошли в «Татарскую поэтическую антологию». А его внук Абульманих Каргалый стал классиком татарской поэзии XIX века. К концу того века в селе было 12 мечетей и 15 известных по всему краю учебных заведений. Здесь жили или обучались видные татарские просветители и поэты, писатели Валид ишан, Ишнияз бине Ширнияз, Габдерахим Утыз Имяни, Хибатулла Салихов и др.
Здесь же обучался и стал третьим по счету окружным ахуном, а затем первым официальным муфтием мусульман тогдашней всей России Мухаммеджан Хусаинов аль-Джабали аль-Бурундуки (т.е. ведущий свое шеджере от жителей села Бурундуки Горной стороны Казанской губернии — из современного Кайбицкого района). Он был назначен на должность муфтия по указу императрицы Екатерины II. По данным Шигабутдина Марджани, он возглавлял это важнейшее учреждение мусульман России около 50 лет и умер в начале 1824 года. Одна из его дочерей, получившая образование в Петербурге, была замужем за казахским ханом.
Вторым муфтием (1825—1838) царской России указом императора Александра I был назначен другой ахун из Каргалы — Габдусалям бине Габдерахим аль-Бугульмави (родом из села Абдрахманово Бугульминского уезда). И четвертого муфтия (1865—1884) мусульман России Салимгирея Шагингиреевича Тевкелева также можно причислить к выходцам из Каргалы, ведь обширные земельные наделы Тевкелевых располагались между Каргалой и Оренбургом, и они очень часто бывали в этом селе. К тому же на местном кладбище похоронены дорогие для многих мурз Тевкелевых женщины: прабабушка Салимгирея Шагингиреевича Хадича (жена известного российского государственного деятеля, мурзы Кутлугмухаммеда Тевкелева), и их дочь, жена одного из атаманов Оренбургского казачества Тимяшева мурзы (Тимяшев мурза был родом из современного Лениногорского района РТ).
По данным Ризы Фахретдинова (книга «Әхмәт бай», 1911), «в посаде, растянувшемся по правому берегу Сакмар на четыре километра, жили тогда более тринадцати тысяч человек. Через село в Сакмар впадает речка Каргала, поэтому большинству населения это село более известен как Каргала». А в письменных источниках чаще пишут еще и как «Оренбург Каргалысы» — Оренбургская Каргала. Из этого села вышли известные купцы, крупные меценаты, содержатели множества медресе и школ по всему Поволжью и Приуралью, а также широко известного прогрессивного медресе «Хусаиния» в Оренбурге — три брата Хусаиновых: от первой жены Ахмет бай, Махмут бай и от второй — Гани бай. Их прадед, переехавший сюда в середине XVIII века, тоже был из Мамадышского уезда Казанской губернии. Их родовое село Верхняя Кибяхузя входит сейчас в Тюлячинский район Татарстана.
В селе Татарская Каргала также родились ныне многими забытый драматург, сокурсник Гаяза Исхаки по казанской Татарской учительской школе — Габдерауф Ниязбаев (1881—1920), поэтесса Зайнаб Сагида (?—1931), композитор Бату Мулюков (1928—1999) и др. Правда, по документам Б. Мулюков числится родившимся в Узбекистане. Но старики в Татарской Каргале утверждают, что родители его, срочно покидая родное село, увезли младенца Бату с собой. Позже он посещал это село.
В селе жило много известных религиозных и общественных деятелей, выходцев также из Казанской губернии. Но в начале 1930-х годов все мечети посада были закрыты. Кушманаралы Джамиг мечеть разрешили открыть заново лишь во время войны — в 1943 году. Но к этому времени оба минарета этой мечети уже были разрушены. В начале войны там размещалась столовая кавалерийского полка, военными были убраны массивные кирпичные кладки двух минаретов мечети. В начале XX века в селе часто бывали поэт Дэрдменд (Закир Рамиев) и его жена Махубджамал. В 1910-е годы она была в числе опекунов местной женской школы «Рамия». В «Хусаинии» (Оренбург) и в известных медресе села Каргалы учились шакирды из разных мест России. Особенно их было много с территории современного Казахстана. Например, родной брат известного казахского композитора Ахмета Жубанова в предреволюционные годы окончил это медресе, а затем учился в Петербургском университете и стал одним из первых ученых-физиков Казахстана.
В медресе «Хусаиния» большинство приезжих шакирдов содержались за счет каргалинских купцов Хусаиновых. Там их безвозмездно кормили, одевали (для всех шакирдов была одинаковая форма) и содержали. А успешно окончившие это медресе шакирды, также за счет стипендии имени Ахмета Хусаинова, направлялись в российские и зарубежные высшие учебные заведения. Список этих лиц тоже велик.
Новые времена
Часть каргалинцев участвовала в Пугачевском восстании. При осаде Оренбурга один из штабов Емельяна Пугачева находился в Каргале и именовался «Серебряной ставкой царя Петра III». «Золотая» же его ставка находилась в соседнем Бердском казачьем поселке. При написании истории Пугачевского восстания и известной повести А.С. Пушкин посетил эти места. Был он и в Сеитовом посаде.
До революции в посаде было много различных ремесленных мастерских. Недалеко от села находился «Консервный завод Хусаиновых», где выпускали в большом количестве консервы с кониной и говядиной для солдат-мусульман царской армии. По рассказам очевидцев, еще в 1980-х годах на окраине села валялся один из трех огромных котлов этого завода. А в областном Оренбургском музее были выставлены банки завода с надписями «Елкы ите», «Куй ите». В конце 1950-х годов я был в музее, видел и читал надписи на этих консервах, выполненных также и кириллицей.
С начала 20-х годов XX века село официально именуется Татарской Каргалой. В годы Советской власти в селе существовали три колхоза, в одно время здесь же находилась машинно-тракторная станция (МТС). В 1960-х годах была открыта местная больница. На берегу Сакмары этими колхозами была организована местная кумысолечебница, которую посещал, в частности, Юрий Гагарин — первый космонавт СССР.
В настоящее время в Татарской Каргале проживает около 5 тысяч человек. Ныне здесь функционирует средняя школа, действуют три мечети. Главная улица села носит имя Габдуллы Тукая, а параллельная наименована именем Мусы Джалиля. В 1920-х годах, будучи комсомольским активистом, он посещал это село неоднократно.
В 2015 году федеральный Всероссийский Сабантуй проходил именно здесь. Я также посетил данное мероприятие вместе с гостями-соплеменниками из Китая. А среди них был и внук любимого ученика Шигабутдина Марджани и автора двухтомного «Собрания сведений из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей» Мурата Рамзи — Ашраф Рамзи. Мурат Рамзи был родом из села Альметьевска современного Сармановского района Татарстана. В начале XX века некоторое время он жил в Оренбурге, участвовал в издании журнала «Дин ва магыйшат» («Религия и жизнь»). Вышеуказанная книга была издана им в 1908 году также в Оренбурге. Но книгу вскоре изъяла из типографии и уничтожила царская цензура. По некоторым данным, Мурат Рамзи часто посещал и Татарскую Каргалу, так как его друг и соратник Вали (Мухаммедвали) Хусаинов, редактор данного журнала и руководитель медресе «Валия» был выходцем из этого посада. Классик татарской литературы Галимджан Ибрагимов сначала окончил именно это медресе в Оренбурге. Внук Рамзи Мурада — Ашраф Рамзи — рассказывал мне, что в городе Урумчи (Китай) у его отца хранится большой архив Мурада Рамзи…
Вот таким образом мощные нити истории связывают нас, татар, во времени и пространстве…
Справка
Лирон Хайдарович Хамидуллин — писатель, публицист, переводчик, заслуженный работник культуры ТАССР (1982).
- Родился 22 октября 1932 года (10 ноября 1932 года — по документам) в селе Старая Тюгальбуга ныне Новомалыклинского района Ульяновской области.
- В 1967—1983 гг. — директор Татарского отделения Литературного фонда Союза писателей СССР.
- В 1985—1994 гг. — редактор Татарского книжного издательства.
- В 1998—2005 гг. — сотрудник Института Татарской энциклопедии АН РТ.
- Автор сборников очерков и рассказов: «Юлда» («В пути», 1968), «Дала иртәсе» («Степь пробуждается», 1972), «Офыктагы рәшәләр» («Миражи», 1990), «Ак төннәр хәтере» («Белые ночи памяти», 2002), «Күңелдә калганнар» («Раздумья», 2007), «Кичке шәфәкъ» («Вечерняя заря», 2009), «Барыбыз да көрәштек» («Все мы воевали», 2010), «Буранлы төндә» («В метельную ночь», 2012); повести «Дала иртәсе» («Степь пробуждается», 1971), фотоальбома «Дэрдменд» (2003), документальных книг «Зарница на небосклоне» (2009), «Дэрдменд» (2010), «Амирхан Еники» (2013), «Победа досталась дорогой ценой» (2015) и «Җиңү җиңел бирелмәде» («Победа досталась дорогой ценой», 2015), «Зарницы на горизонте» (2017).
- Лауреат премии Союза писателей и Министерства культуры Республики Татарстан им. Г. Исхаки (2011) и Дж. Валиди (2017). Награжден медалью «В память 1000-летия Казани» (2005) и благодарственным письмом председателя Госсовета РТ (2016).
комментарии
Богатая и насыщенная история.
Тюркские "нити" связываю не только татар, но и всю Россию.
в регионе, звания и всякие льготы. а сеянтус - башкирское поселение. хватит спорить и изобретать на пустом месте.
Может и сейчас в Каргалы живут мои дальние родственники...
Кыпчаки не есть татары, монгольское племя.
Учите историю и не пишите сказки.
А Уфимский край - Беловоңский улус Казанского ханства, там никогда никаких тюркских башкир не было.
Перестаньте все тюркские народы называть татарами.
А ведь было много казацких станиц в Оренбуржье, в том числе и крупных.
Потому что Пугачев был из татар.
Настоящее его имя Богачура (Бугачура), что означает человек-бык по татарски. Московские фальсификаторы его татарское имя переименовали в фамилию. Тогда у казаков обычно были и татарские имена (родители так нарекали, и славянские-церковные (так их нарекали попы). и у Сагайдачного есть татарское имя, и у Хмельницкого и у остальных гетманов (кстати гетман - татарское слово, как и бунчук казацкий).
Как пишет казацкий историк Касьянов, казаки это не потомки беглых крестьян (они крестьян просто ненавидели), а потомки местного древнего народа - половцев (кипчаков). Во времена Золотой орды они назывались татарами, основной юрт орды - Большая орда - был казацко-половецким юртом. Татарский язык Золотой орды - это как раз половецкий язык. Их юрт потом разбили крымские, сибирские и ногайские татары. Половцы-татары Большой орды ушли в казаки. Потом ихнюю землю постепенно завоевала Московия. Восстания Сары Азмана, Хлопка, Болотникова. Разина, Богачуры, Булавина - отдельные этапы борьбы казаков за свою независимость.
После каждого этапа борьбы казщаки были вынуждены бежать в Османскую империю. Касьянов говорит, казаки бежали не в Литву, ни в Польшу потому, потому что с османцев-тюрок они считали себе родственным народом. По мнению Касьянова сегодня среди тех жителей Турции. кого сегодня называют турками, как минимум 5 миллионов потомков казаков-половцев.
Родное село Богачуры и Степана Разина раньше назвалолсь Бесменда (пятеро тут по татарски), Екатерина переименовала его в станицу Зимовейское. казаки потом приняли православие и постепенно обрусели. Часть половцев-казаков смешавшись с прикарпатскими славянами образовали новый народ - украинцев.
Автор не совсем точен. Эти земли начиная с 8т века эти земли принадлежали кимакам. А кимаки, как говорит Гардизи, потомки татар. Во всяком случае, известно, что каганат состоял из татар, кимаков и кипчаков. В 12 веке каганат захватываеют кипчаки, они тоже предки татар. Короче эта земля с незапамятных времен – татарская. Татары тут не пришлые, а прочтые переселенцы из одной татарской области в другой. Даже в смысле татар Золотой орды. Из Казанского ханства в Ногайскую орду.
По данным историка П.И. Рычкова, с первых дней участвовавшего в строительстве Оренбурга, на месте современного города когда-то находилась столица кипчакского хана Бачмана — городок Актюба. При строительстве Оренбурга еще находили останки данного крупного поселения XIII века. Там же были найдены каменные надгробные памятники, в том числе установленного в честь самого хана Бачмана.// Автор опять не счовсем точен в смысле того, что кипчаки давали отпор Бату хану. Надо немножко читать первоисточники. Кипчаки после битвы на Калке признали власть татар. Тем более признали, так-как они говорили на одном и том же татарском языке. И обязались выполнять все законы Ясы. В Татарской империи был образован новый кипчакский улус. Второй поход татар на Запад организовали не потому, как пишут наши обманщики историки: чтоб завоевать земли до последнего моря, а именно из-за этого Бачмана и Котьяна. Бачман был ханом восточных кипчаков – Котьян (в русских источниках татарскон имя пишут Котян) – западных. Они занимались сепаратизмом, не приходили на всетатарский курултай, не отправляли на федеральный центр (в Каракорум) часть налогов –ясака, не обеспечивали безопасность торговцев на Шелковом пути (как раз тогда там ограбили несколько караванов и людей этих караванов убивали, торговцы жаловались татарскому хану, отказывались торговать, надо было принимать меры) Именно тогда согласно Великой Ясе Чингизхана этих клятвепреступников и приговорили к смертной казни. Услышав про это Бачман бежал на запад, но татарские отряды его догнали (он прятался в одном из островов Волги), и прилюдно казнили. Котьян бежал в Венгрию со своими ближними и преданными ему отрядами. Именно преследуя его, татары оказались и в Венгрии, и в других странах Европы. Потом Котьян бежал в Долмацию и т.д. Именно преследуя изменника Котьяна татары и оказались у Адриатического моря.Завоевать Европу у них не было в планах.
Это доказано.
Послание Папе Иннокентию IV привезенное из путешествия Плано Карпини в ставку монголов было написано на 3 языках - на монгольском, арабском и латинском.
Кроме того ранние ярлыки на правление писались так же на монгольском языке.
А насчет языка татаро-монгол. То же самое произошло и в битве на Калке. Тогда татары обратились к кипчакам: Мы с вами один народ, говорим на одном языке, зачем нам друг с другом воевать …». Это говорит и о том, что основная част армии Бату и Субудея состояла из татаро-тюрок.
С чего вы взяли, что татаро-могилы кому-то что-то говорили?
"В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар) и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что Монголы (и Татары) поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (Кипчаков). Таким образом, долгое пребывание в какой-либо стране и земле заставляет натуру человеческую уподобляться ей и изменяет прирожденные черты согласно ее природе, как мы сказали уже выше."
Все остальное ваши выдумки.
Приведенные строки - "«Мы, татары, как и вы, кипчаки, – одна кровь одного рода. А вы соединяетесь с иноплеменниками против своих братьев. Аланы и нам и вам чужие..." и тд. взяты вами из художественной книжонки написанной беллетристом Василием Григорьевичем Яном под названием "Чингисхан" из трилогии "Нашествие монголов".
Проверяйте сначала тексты, цитаты из которых приводите.
Угораю над вашей писаниной, можно подумать у монгол была демократия, с субъектами федерации, добровольно вступившими в союз с монголами.
Может еще конституция орды у вас в левом кармане припрятана?
Не хотели татаро-монголы оказывается во время второго похода никого завоевывать, а лишь хотели проучить мерзавцев-отщепенцев Котяна и Бичмана.
Вот только ваша версия никак не вяжется с тем, что по пути к этим котянам, татаро-монголы захватили и разрушили много городов и государств, убив при этом огромное количество людей.
На Яике казаки появились еще вл времена Холотой орды (во времена ее распада). И все они были татарами. Потом был новый приток, когда Московия начала захватывать земли Казацкой Татарии.
Да есть в Москве несколько названий улиц связанных с ордой и имеющие в словах кыпчакские корни, но это еще совершенно ни о чем не говорит.
Ордынкой назвали улицу на которой жили сборщики дани, которые её собирали и транспортировали ханьям.
На Большой и Малой Татарской селились выходцы из Орды и поволжских татарских княжеств, которые занимались торговлей, к примеру лошадьми.
Остальные названия улиц Москвы к орде не имеют отношения, как бы вам этого не хотелось.
Москве при дворе жило достаточно большое количество перешедших на сторону русских ордынских ханов и их приближенных.
К примеру казанский хан Мухаммед-Амин, после смещения с престола в 1496 году бежал в Москву, где получил в подарок Хатунь и Каширу. Мухаммед-Амин участвовал в составе русских войск в войне с Литвой в 1500 году, также участвовал в южных военных походах в составе московских войск. Переписываясь с Иваном III, называл себя его братом.
Кипчаки ни когда НЕ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ ТАТАРАМИ ..Сросите это у башкирских или казахских кипчаков ...Так что чушь не пишите.
А древние татары были уничтожены монголами по приказу Чингисхана и их нет, как народ с 1202 года
В Казанском Юрте, во всех его вилайятах (дорога) , жили 4 татарских племени. Один из них Кыпчак . Это писал Сигизмунд Гербирштейн, об этом писано татарские шеджере. Клан Кыпчак всегда булды у Крымских татар братьев наших тоже. башкир и казахов нет -- это 100 племена разных . у вас племена карасакал, бадрак, аргын, кулан, йелан, кыпчак, йурми, мин, долат, найман, табын, кубакан, канглы, таз, еще 100 племена, Папуа Новая Гвинея сез :):):)
Местное мусульманское население Казанского царства назыввались СУАСАМИ .Русские их называли чюваша
Среди пришлой Ордынской КРЫМСКОЙ элиты возможно были Ширины ..НО они предкам казанских татар -не имеют ни какого отношения ..
Ибн ал-Асир, современник монгольских завоеваний, в рассказе о первом столкновении монголов с кипчаками (1222 г.), сообщает, что Субэдэй-багатур и Джэбэ-нойон направили кипчакам, выступившим против монголов совместно с аланами, следующее послание: «Мы и вы одного рода, а эти Алланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите; оставьте нас с ними». И кипчаки, действительно, оставили аланов, которые потерпели поражение [СМИЗО 1884, с. 25].
Казалось бы, монголы просто использовали политику divide et impera, разбив врагов поодиночке, тем более что Ибн ал-Асир далее повествует о разгроме монголами и самих кипчаков.
Почему же монголы поначалу всеми силами старались расправиться с кипчаками, которые впоследствии стали одним из самых значительных народов Улуса Джучи? Следует принять во внимание, что кипчаки составляли не единый народ, а совокупность многочисленных племен, не связанных друг с другом ничем, кроме, возможно, языка, и к тому же нередко враждовавших между собой. И если одни из этих племен стали смертельными врагами монголов, то другие, напротив, могли стать (и становились) их союзниками, а впоследствии — подданными Бату.
Самым упорным противником монголов был один из кипчакских предводителей — Котян, сын Сутоя, сражавшийся с Субэдэй-багатуром и Джэбэ еще в 1223 г. на Калке. Котян не только долгое время враждовал с монголами, но и вынужден был откочевать из родных донских степей и отправиться на чужбину. Около 1239 г. он поступил на службу к королю Венгрии Беле IV и даже породнился с ним, выдав замуж за его сына Иштвана (Стефана) свою внучку. Но великий хан Угедэй направил венгерскому королю грозное послание, в котором требовал изгнать всех кипчаков из Венгрии. Впрочем, Беле не пришлось принимать какого-либо решения в связи с этим письмом: в 1240 или 1241 г. Котян был убит в результате заговора венгерских феодалов, опасавшихся, что г помощью кипчаков («куманов», как их называли на Западе) король сумеет укрепить свою власть и лишить венгерскую знать прежних привилегий. По иронии судьбы, предлогом для убийства Котяна послужило подозрение, что dominus Cumanorum — такой титул получил Котян после того, как венгерский принц женился на его дочери, — вел переговоры с приближающимися монгольскими войсками. Гибель Котяна вызвала восстание кипчаков, которые разорили и сожгли ряд венгерских селений, после чего покинули Венгрию [Плетнева 1990, с. 180].
Перебравшись через Ширванское ущелье, Татары двинулись по этим областям, в которых много народов, в том числе Алланы, Лезгины и (разные) тюркские племена. Они ограбили и перебили много Лезгин, которые были (отчасти) мусульмане и (отчасти) неверные. Нападая на жителей этой страны, мимо которых проходили, они прибыли к Алланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них. Они (Алланы) употребили все свое старание, собрали у себя толпу Кипчаков, и сразились с ними (Татарами). Ни одна из обеих сторон не одержала верха над другою. Тогда Татары послали к Кипчакам сказать: «мы и вы одного рода, а эти Алланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша же похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите; оставьте нас с ними». Уладилось дело между ними на деньгах, которые они принесут, на одеждах и пр.; они (Татары действительно) принесли им то, что было выговорено, и Кипчаки оставили их (Аллан). Тогда Татары напали на Аллан, произвели между ними избиение, бесчинствовали, грабили, забрали пленных и пошли на Кипчаков, которые спокойно разошлись на основании мира, заключенная между ними, и узнали о них только тогда, когда те нагрянули на них и вторгнулись в землю их. Тут стали они (Татары) нападать на них раз за разом, и отобрали у них вдвое против того, что (сами) им принесли. Услышав эту весть, жившие вдали Кипчаки бежали без всякого боя и удалились: одни укрылись в болотах, другие в горах, а иные ушли в страну Русских.
Когда Татары овладели землею Кипчаков и Кипчаки разбрелись, как мы рассказали (выше), то большая толпа из них ушла в землю Русских; это страна обширная, длинная и широкая, соседняя с ними, и жители ее исповедуют веру христианскую. По прибытии их к ним, все собрались и единогласно решили биться с Татарами, если они пойдут на них. Татары пробыли некоторое время в земле Кипчацкой, но потом в 620 году (= 4 февр. 1223 — 23 янв. 1224 г.) двинулись в страну Русских. Услышав весть о них, Русские и Кипчаки, успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь Татар, чтобы встретить их прежде, чем они придут в землю их, и отразить их от нее.
Но почему именно Котян и его подданные стали объектом столь жестокой вражды монголов? На основании косвенных указаний источников А. Г. Юрченко высказывает предположение, что Котян мог быть родственником Теркен-хатун, матери хорезмшаха Мухаммада, злейшего противника Чингис-хана, и в силу этого — таким же безусловным врагом монголов, как и сам хорезмшах. Это предположение позволяет объяснить упорство, с которым монгольские войска преследовали Котяна и его подданных повсеместно [Юрченко 2003а, с. 390-392, 396-397]. Другое объяснение может быть предложено на основании сведений китайского дипломата Пэн Да-я, посетившего Монголию в 1233 г. и оставившего «Записки о черных татарах»: «кэбишао… вначале [они] подчинились, а потом взбунтовались, бежали в теснины и за реки, чтобы там сопротивляться» [Ван Го-вэй 1940, л. 26а]. В какой-то мере это предположение подтверждается сообщением Новгородской первой летописи, согласно которому монголы перед битвой на Калке требовали от русских выдать им кипчаков, которых характеризовали как «холопы и… конюсе свои» [ПСРЛ 2000а, с. 265], то есть как своих вассалов. В письме венгерскому королю Беле IV, текст которого сохранился в отчете венгерского доминиканца Юлиана, великий хан Угедэй тоже называет «куманов» своими рабами [Юлиан 1996, с. 30]. Как правило, монголы с особой жестокостью расправлялись с теми, кто сначала признавал их власть, а затем изменял им. Но если Котян и его сородичи должны были быть уничтожены, то другие племена кипчаков воспринимались Бату и его соратниками как будущие подданные, которых следовало покорить, а не истребить
Тенгиры (алтайск. тенгрй, тенгерй; шорск. тегрй; хакасск. типр, тер; ту-винск. дээр; чуваш, тура; якутск. тангара; монг. тэнгэр; бурят, тэнгэри, тэнгри; калм. тэнгер). Термин .«Тенгри» принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов Центральной Азии и, возможно, был представлен ещё в языке хунну (3 в. до н. э. и раньше). Его сближают с хуннуским ченли («небо»); предлагаются и более широкие параллели (кит. тянь, шумер, дингир, «небо»). Представление о Тенгри складывалось на основе анимистических верований о небесном духе-хозяине, причём небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания.
--------------------------------------------------------------------------------------
До принятия Буддизма и Ислама(хазарейцы и др ) монголы и их потомки верили Тенгри т. е были Тенгрианцами , как и древние тюрки ..
Когда монголы во главе с Джебе и Субедеем на Северном Кавказе вели переговоры с кипчаками , они заявили , что вы и они одного рода .. Кипчаки физически были похожи на монгол ..И их культуры были близкими ..Например тувинцы-тюрки и монголы кроме языка ни чем не отличаются дркг от друга .Да и языкит похожи
У то время монголы и кипчаки были ТЕНГРИАНЦАМИ ..А аланы были
солнцепоклонниками как до 10 века -волжские болгары .
По этому монголы сказали кипчакам , что они ЕДИНОВЕРЦЫ , а у Алан другая вера..
Известный русский исследователь Центральной Азии Николай Пржевальский писал: «Ко мне прибыли четыре татарина-калмыка, а с ними восемь верблюдов, с которыми мы, к счастью, могли продолжить путь». Какую КРАСИВУЮ ЛЕГЕНДУ о том, что КАЛМЫКИ — это настоящие ТАТАРЫ )), можно было бы сложить, опираясь на непререкаемый научный авторитет Пржевальского)). Если только не знать точно, что этнические калмыки НЕ являются ТАТАРАМИ (СОВРЕМЕННЫМИ ) ни по языку (монгольская группа), ни по вере (буддизм), ни по генетическому коду (потомки ойрат-монголов).
Отчего же Пржевальский называл своих КАЛМЫЦКИХ спутников ТАТАРАМИ ?
Видимо, просто потому, что в дореволюционной РУССКОЙ ТРАДИЦИИ "ТАТАРАМИ" традиционно именовались вообще ВСЕ НЕславянские народы Русской Азии. В известной книге А.А.Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири», которая была впервые опубликована в конце ХIХ века, "ТАТАРАМИ" неоднократно называются ЭВЕНКИ И ОРОЧИ — народы ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКОЙ группы, НЕ имеющие к современным ПОВОЛЖСКИМ ТАТАРАМ НИ малейшего отношения.
Вплоть до начала ХХ века термин «татары» применялся весьма широко, а его конкретная этнонимичность по отношению к поволжским татарам является предметом исторических исследований до сих пор. Например, известный казанский ученый А.Х. Халиков в своей книге «Кто мы — булгары или татары?» пытается всерьез разобраться: насколько применим этноним «татары» к современному тюркоязычному населению Татарстана, генетически восходящему К БУЛГАРАМ .
У татар в языке осталось такое обращение к Богу, как Ходай (Господь), В Коране такого обращения к Богу --нет " .
Ходай, Хода - от ИРАНСКИХ корней части ПРЕДКОВ этноса ТАТАР. В транскрипции Хоda по-персидски (с "черточкой", т.н. макроном над конечной буквой "а", означающей удлинение звука) переводится "бог".
Родственно "индо-европейским" God (англ.), Gott (нем.) и т. д
Поволжские татары говорят " И ХОДАЕМ " -----"БОГ МОЙ "НЕМЦЫ говорят :
O, mein Gott! Mein Gott! Mein Gott!---- Бог ты мой! Боже мой! Боже мой!
англичане --My God!--------О мой бог !
Обратите внимание на букву "О" стоящий впереди предложения
на немецком O, mein Gott! Mein Got- О , Бог мой !!
Русские тоже используют букву "О" впереди предложения " О , Господи !"
Татары заменяют букву "О" впереди предложения на букву " И"
" И , ХОДАЕМ !!!!--- О ,БОГ МОЙ !!
Все эти языки --индоевропейского корня .
Татарский язык - относится к алтайской семье языков , которык НЕ относятся к индоевропейским языкам
Большая часть предков татар , были индоевропейского происхождения ..
и они, в данном случае восточные иранцы, передали им название языческого бога --ХОДАЙ
Языческая вера предков поволжских татар - солнцепоклонство.
Название языческого бога предков татар -Ходай
Тенгрианство предки поволжских татар НЕ ИСПОВЕДОВАЛИ ..
Обратите внимание на то , что термин Ходай у нашего народа постоянно в обращении. Есть он и в татарских стихах и песнях . А вот к Тенгри поволжские татары -не обращаются и его не упоминают и не упоминали так как языческим богом он не являлся ..
Тенгрианство исповедовали древние монголы и тюрки--кипчаки ,печенеги ,кимаки , карлуки, уйгуры и тд
Булгары НЕ были тенгрианцами
. По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-создатель булгар называлось «Эдфу», отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов:
«Интересно, что все народы имеют своё название создателя. Арабы его называют Аллах в единственном числе, а других богов называют Иллах; персы его называют Хормуз, Изед, Яздан. У Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия ХОД-ехт и ХОД-Борехт, что просто означает Тот Самый. Индийцы и народ Синда его называют Шита Вабит и Махадева. ТЮРКСКИЙ НАРОД его называет БИР ТЕНГРИ , что означает „Бог Единственный“. Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Элохим означает „бог“ на их языке. БУЛГАРЫ называют Создателя именем ЭДФУ , а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали — ФА. Я также спрашивал коптов, каково их имя создателя. Они отвечали: Ахад Шанак».
Исследователи связывают БУЛГАРСКОГО Эдфу (Едфу) с Памиром, где местные иранские народы называют Солнце: ягнобцы — афтоба, пуштуны — афтаба, гилянцы — эфтеб, язгулемцы — офтоба. Также солнце в зените в тех районах именовали как Адху и Едх.. В пользу этого говорит сообщение Иоанна Экзарха о том, что БУЛГАРЫ поклоняются СОЛНЦУ и звездам.
Археологические находки в Плиске указывают на следы ЗОРОАСТРИЗМА у БУЛГАР . В крепости найдено здание с платформой в центре для огня, аналоги которого находят у зороастрийцев.
Жрецов БУЛГАРЫ называли колобрами (в болгарском оригинале колобър) или колобарами. Предполагается, что колобр дословно означает на протоБУЛГАРСКОМ — маг, волшебник или священник, так как Феофилакт Симоката и Фотий писали именно об этих значениях этого слова.
Аналогию находят у эфталито-авар, приводя сведения византийца Теофилакта Симокаты, который называет практически идентичное название их жрецов — бо-колобры, также ближайшую аналогию слова находят в древнеПЕРСИДСКОМ в значении духовник, которая звучит на древнеПЕРСИДСКОМ , как — kolobkhar
Свидетельство армянского поэта XIII в. Фрика, который утверждал , что КУЛЬТ СОЛНЦА был характернейшим признаком АЛАН («...АЛАН, что СОЛНЦЕ чтит»
В пользу этого говорит сообщение Иоанна Экзарха о том, что БУЛГАРЫ поклоняются Солнцу и звездам.[62
Свидетельство Геродота о МАССАГЕТЫ («Из БОГОВ чтут только СОЛНЦУ , которому приносят в жертву лошадей»),
Аланы ,булгары , массагеты -СОЛНЦЕПОКЛОННИКИ
Аланское название языческого бога -ХОДАЙ
Булгарское название языческого бога - ЭДФУ
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Но в любом случаем имя Нашего ВСЕВЫШНЕГО -АЛЛАХ !
По этому наши мусульмане должны ПЕРЕСТАТЬ обращаться к Нашему Всевышнему с именем Ходай .
Имя нашего Всевышнего - Аллах!
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/124088-rafael-hakimov-hronika-tyurko-tatarskih-gosudarstv
Мятежи кипчаков не прекращались и во время похода Бату на Южную Русь и Венгрию: Рашид ад-Дин пишет, что «в год барса, соответствующий 639 г. х. [12 июля 1241 — 30 июня 1242 г. н. э.], кипчаки в большом числе пошли войною на Кутана и на Сонкура, сына Джучи, [которые], дав сражение, разбили кипчаков» [Рашид ад-Дин 1960, с. 45]. Таким образом, окончательно подавить мятежи племен Дешт-и Кипчака Бату удалось только к 1243 г. Возможно, это было связано как раз с тем, что он, завершив, наконец, многолетние походы решил лично заняться наведением порядка в своих новых владениях.
Впрочем, эти события имели место уже некоторое время спустя после того, как монголы вторглись в пределы еще одного государства, предназначенного во владение потомкам Джучи — «области Рус».
В самом начале XIII века монголы попытались полностью истребить татар, что им практически удалось.
Мы привыкли называть монголо-татарами войска легендарного завоевателя Чингисхана и его потомков. Хотя на самом деле отношения между двумя народами не были союзническими. Попытка монголов полностью истребить татар была одним из исторически подтвержденных случаев геноцида. Как же так получилось, что название почти полностью уничтоженного народа распространилось на их гонителей?
Племена враждовали
Сейчас татарами именуют представителей нескольких разрозненных тюркоязычных этносов, живущих в Поволжье, Крыму, Сибири.. Все они когда-то были покорены монгольскими захватчиками. Но изначально этноним «татары» относился лишь к одному племени, обитавшему в бассейне реки Халхин-Гол рядом с озером Буйр-Нур. Это северо-восток современной Монголии.
Все татары делились на несколько родов: алухай, алча, дутаут, нераит, хойин и чигин. Как и меркиты, кереиты, ойраты, баргуты и найманы, они входили в общность так называемых дарлекин-монголов, противопоставляющих себя нирун-монголам. Все эти племена непрестанно враждовали, часто совершая друг на друга грабительские набеги. Междоусобицы мешали людям наладить мирную жизнь, торговлю, развивать хозяйство и различные промыслы.
Несмотря на это, к середине XII века татары стали весьма влиятельным и многочисленным племенем, их этноним стал употребляться в широком смысле, когда говорилось в целом о монгольских племенах.
Иранский ученый Рашидаддин Фазлаллах Хамадани (1247-1318 гг.) в своем труде «Джами ат-таварих», название которого переводится как «Собрание историй», пишет, что общая численность татарских родов к началу XIII века составляла около 70 тысяч домов (семей), и многие люди считали за честь причислять себя к представителям этого племени.
Данный факт подтверждает и другой источник — «Сокровенное сказание монголов», написанное неизвестным автором в 1240 году. Исторический документ повествует о становлении и жизненном пути легендарного основателя огромной империи. «Сокровенное сказание монголов» называет татарское племя одним из наиболее могущественных и опасных врагов Чингисхана.
Поскольку род великого завоевателя, который назывался «Кият», а также его отец Есугэй-багатур и другие близкие люди часто подвергались грабительских набегам со стороны татар, у Чингисхана были к ним личные счеты.
Объединение монгольских племен в единую силу, сосредоточенную в руках легендарного полководца, происходило в непростой борьбе. Кровавые междоусобицы, раздиравшие народ изнутри, прекратились только после не менее жестоких мер по централизации власти. Участь татар, несмотря на их силу и могущество, была решена.
Победа Чингисхана
Битва состоялась весной 1202 года в низовьях реки Халхин-Гол, где она впадает в озеро Буйр-Нур. Это значит, что стороной-агрессором были войска Чингисхана, напавшие на земли татар.
Перед походом легендарный завоеватель предпринял ряд мер, направленных на укрепление воинской дисциплины. Так, он объявил своим соратникам, что их ждет неминуемая казнь в случае побега с поля брани. Любое отступление — и головы полетят с плеч.
Еще одним нововведением стал запрет на разграбление имущества врагов до достижения полной победы над ними. Дело в том, что монгольские племена часто нападали друг на друга с одной целью — завладеть чужим имуществом. Предки и родственники Чингисхана сами настрадались от таких набегов. Часто прямо во время битвы, вместо того чтобы преследовать бежавшего противника, воины бросались хватать все, что плохо лежит: одежду, домашнюю утварь, посуду. Это давало врагам возможность перегруппироваться и напасть снова.
Чингисхан понимал порочность данной практики. Он заявил своим соратникам, что теперь дележ награбленного будет производиться после завершения битвы, и каждый воин получит свою долю. А имущество, причитающееся павшим в бою, достанется их вдовам и детям. Этот закон был с энтузиазмом воспринят в войске, идея справедливого распределения военной добычи не устроила только представителей знати, которые прежде пользовались своим привилегированным положением, присваивая большую часть награбленного добра.
То есть, Чингисхан задался целью создать профессиональную армию из толпы воинственных кочевников, стремящихся к разбою. И это ему удалось. Укрепление дисциплины и поднятие боевого духа в войске принесли победу легендарному завоевателю. Применив знаменитую тактику окружения противника, Чингисхан без особых потерь добился победы. А имущество татар, которые были самыми богатыми среди кочевников, захватчики честно поделили между собой.
Истребление народа
Родственники и ближайшие соратники Чингисхана определили судьбу покоренных татар на специально организованном совете. Поскольку проигравшие битву неоднократно совершали набеги на представителей победившего племени, было принято беспрецедентное по своей жестокости решение — полностью истребить всех татар.
Исключение сделали лишь для детей, чей рост не превышал высоты тележного колеса. Остальных пленных полностью порешили. Истребление было организовано методично и расчетливо. Пытавшихся спастись людей преследовали войска.
Известный русский исследователь Центральной Азии Николай Пржевальский писал: «Ко мне прибыли четыре татарина-калмыка, а с ними восемь верблюдов, с которыми мы, к счастью, могли продолжить путь». Какую КРАСИВУЮ ЛЕГЕНДУ о том, что КАЛМЫКИ — это настоящие ТАТАРЫ )), можно было бы сложить, опираясь на непререкаемый научный авторитет Пржевальского)). Если только не знать точно, что этнические калмыки НЕ являются ТАТАРАМИ (СОВРЕМЕННЫМИ ) ни по языку (монгольская группа), ни по вере (буддизм), ни по генетическому коду (потомки ойрат-монголов).
Отчего же Пржевальский называл своих КАЛМЫЦКИХ спутников ТАТАРАМИ ?
Видимо, просто потому, что в дореволюционной РУССКОЙ ТРАДИЦИИ "ТАТАРАМИ" традиционно именовались вообще ВСЕ НЕславянские народы Русской Азии. В известной книге А.А.Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири», которая была впервые опубликована в конце ХIХ века, "ТАТАРАМИ" неоднократно называются ЭВЕНКИ И ОРОЧИ — народы ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКОЙ группы, НЕ имеющие к современным ПОВОЛЖСКИМ ТАТАРАМ НИ малейшего отношения.
Вплоть до начала ХХ века термин «татары» применялся весьма широко, а его конкретная этнонимичность по отношению к поволжским татарам является предметом исторических исследований до сих пор. Например, известный казанский ученый А.Х. Халиков в своей книге «Кто мы — булгары или татары?» пытается всерьез разобраться: насколько применим этноним «татары» к современному тюркоязычному населению Татарстана, генетически восходящему К БУЛГАРАМ
-------------------------------------------------------------------------------------
Речь идет о ДОреволюционном времени .
Большевики , с приходом к власти , решили внести изменения в ЭТНОНИМАХ..
Киргиз-кайсаки-казахи.
Вотяки- удмурты
Черемисы --марийцы
Остяки - ханты
Вогулы --манси
Закавказские татары -азербайджанцы
Горские татары -балкарцы
Кумыкские татары --кумыки
Карачаевские татары -- карачаевцы
Кузнецкие татары -- щорцы
Минусинский (енисейские) татары --хакасы
Алтайские татары --южные алтайцы
Черневые татары--тубалары северные алтайцы
Это список можно продолжить
С приходом большевиков к власти , они ПОМЕНЯЛИ ЭТНОНИМЫ ряду народов КОМАНДНЫМ ПУТЕМ ..При большевиках в СССР была админстративно-командная система , ГДЕ ВСЕ ПОДЧИНЯЛИСЬ УКАЗАМ , ПРИКАЗАМ -- безпрекословно...
Было принято решение , что народ , которого при царе называли ченремисами ,при большевиках это название были обязаны забыть , и называть их МАРИ ..Беспрекословно!
Но не все до конца выпоняли этот УКАЗ
Татар до сих пор марийцы называют суасами , удмурты - бигер-ёс , мокша -келмас ,эрзя - печкас
Так же история и с другими народами , у которых в период большевистского режима , поменялся этноним ...
Поволжских татар обязали называть исключительно татарами ..
Называть татар булгарами , или самим татарам именовать себя так , в сталинские времена -КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЛОСЬ !!
Раз решили в ЦК ВКП(Б)- так , то все должны были это решение исполнять беспрекословно !
2. Нужны исполнители
3. Нужно разрешение сельсовета
Были добровольцы которые хотели это сделать (фамилию не вспомню, старшие знают), но сельсовет не разрешил
как можно верить авторским выводам по спорным до сегодняшнего дня вопросам, если автор не моргнув глазом перпендикулярные улицы делает параллельными, путает местоположения населенных пунктов, вольно обращается с историческими фактами, как про казаков, так и про татарские поселения, и уж совершенно не ориентируется в сторонах света.