Новости раздела

Развязки Универсиады погубили казанский рынок недвижимости?

Тимур Ямашев, активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт», специально для «Реального времени» подготовил авторскую колонку о том, как рынки продаж автомобилей и квартир могут быть связаны между собой. Автор, по сути, предлагает начать дискуссию о том, останется ли и дальше рынок недвижимости привлекательным.

В преддверии общественных слушаний по новому Генплану Казани очень полезно взглянуть на социально-экономическое развитие города, каковы его особенности, преимущества и недостатки. Все мы знаем, что Казань сейчас добилась хороших успехов по благоустройству. Ее называют «третьей столицей России» и сравнивают с другими городами Европы. Однако статистические поля РФ и ЕС довольно значительно различаются, поэтому на данном этапе я решил сравнить Казань с другими крупнейшими городами России. При этом в СМИ все чаще обсуждаются только рейтинги регионов, а статистики по городам вообще очень мало. Также прошло четыре года после казанской Универсиады. Это уже достаточный срок, чтобы взглянуть на то, как повлияло на развитие города подобное масштабное мероприятие. Ключевые показатели я свел в нормированный график, в котором за единицу принято среднее значение по городам-миллионникам РФ.

Методология

Кроме городов-«одномиллионников», в подборку также включен Краснодар, который бурно развивается и вот-вот станет городом с семизначной численностью населения. Данные по демографии городов и строительству жилья взяты у официального Росстата. К сожалению, эта организация довольно формально собирает информацию о средних зарплатах, поэтому доходы населения получены «по гамбургскому счету» — из данных НДФЛ с сайта налоговой инспекции. Это самый объективный показатель по «белым» зарплатам, потому что в выписках предприятие может отчитываться как угодно, а вот реально заплаченные налоги — это факт. Разделив налоговую базу на количество населения города, мы получаем среднедушевой доход. Данные об авторынке взяты из открытых публикаций «Автостата». В этой информации нет всех городов, поэтому для статистики добавлены авторынки Москвы и Санкт-Петербурга, нормированные к средней численности населения городов-«одномиллионников». Следует отметить, что «Автостат» публикует именно данные по регистрации автомобилей в городской ГИБДД, поэтому здесь не учитываются продажи жителям других городов и сел.

Почему растем

С точки зрения прироста населения, столица Татарстана выглядит явно лучше большинства крупных городов РФ. По переписи населения 1989 года Казань была лишь девятым городом РСФСР, и вот уже сейчас Казань может обогнать Нижний Новгород и занять пятое место. По притоку населения Казань уступает лишь южному Краснодару (который сильно разрекламирован и по понятным причинам собирает большое число мигрантов с Севера и Дальнего Востока) и Новосибирску (столице Сибири, которая привлекает примерно тот же контингент). На мой взгляд, миграционная привлекательность Казани обусловлена социально-экономическими успехами Татарстана. «Голосование ногами» — это главный индикатор успешности города и региона, люди никогда не будут массово переезжать в депрессивные места.

Другая демографическая составляющая — естественный прирост населения, и вовсе однозначно делает Казань третьим городом в России. В данном случае причиной является уже не экономика, ведь в России больше всего рожает небогатый Кавказ, а в мире — беднейшие страны Африки. Основной фактор естественного прироста населения Казани — это молодое население. По доле населения от 20 до 30 лет Казань в России уступает лишь Красноярску, у которого тоже все очень хорошо с приростом. В свою очередь, большое количество молодежи возникло у нас по двум причинам. Первая причина — это приток студентов. Столица РТ всегда была студенческим городом, а появление федерального вуза только закрепило эту позицию. Вторая причина — это миграционные процессы «суверенитета» 90-х. В те годы население всей России (и Поволжья особенно) стало стремительно стареть, самой массовой социальной группой стали пенсионеры, и возвращение татар из республик развалившегося СССР здорово омолодило республику.

С точки зрения доходов населения ситуация двоякая. С одной стороны, не может не радовать тот факт, что эти доходы наконец-то стали выше среднего по крупнейшим городам. С другой стороны, такая позиция середняка говорит нам, что впереди еще много работы. На графике бросается интересный скачок вверх в 2014—2015 годах. В это время как раз произошло резкое падение курса рубля. Можно предположить, что экономика Казани оказалась чуть более валютно-ориентированной, чем в других городах. Устойчивость экономики к провалам рубля — еще одна причина, по которой нам стоит продолжать развивать туризм и IT-индустрию.

Движимость и недвижимость

Единственная линия на графике, которая ушла ниже единицы — это строительство жилья. Кризис на рынке жилья стал одним из главных трендов в экономике города последних лет. Еще в 2004 году Казань строила почти вдвое больше, чем средний «миллионник». А в 2016 году Казань лишь на 14-м месте в России. И эта ситуация довольно парадоксальна, ведь на руках у столицы РТ все козыри, которые должны способствовать бурному строительству — рост населения и стабильная экономика. Объяснить этот парадокс можно только с помощью двух факторов. Первый фактор — это фактическое сворачивание государственных программ по льготному жилью. Сначала темп задавала ликвидация ветхого жилья, затем ей на смену пришла соципотека. На протяжении почти 20 лет казанцы получали жилье по очень привлекательным условиям и, похоже, сейчас не готовы приобретать метры по рыночной цене.

Второй фактор — это автомобиль. Нетрудно заметить, что продажи новых машин составляют самую стабильную и возвышающуюся линию на графике. Очевидно, что именно недвижимость и автомобиль являются самыми крупными покупками, отягощающими кошелек россиян. Спор между новой машиной и улучшением жилищных условий стал уже традиционным в нашей экономике. И в Татарстане этот спор выигрывает движимое имущество. В разные годы столица РТ покупает по 20—50 тысяч новых автомобилей, неизменно оставаясь третьей после Москвы и Питера. Одной из причин такого раздутия авторынка является бурное дорожное строительство в Казани. В год открытия всех развязок Универсиады авторынок Казани достиг пика, превысив средний город-«миллионник» аж в полтора раза. Помимо соревнования за кошелек, автомобиль и строительство конкурируют на градостроительном уровне: автомобиль и переезд в более дальний пригород прочно связаны диалектически.

Сама по себе автомобилизация не плоха, ведь увеличивается мобильность населения. Чем больше строится дорог и развязок, тем больше люди стимулируются покупать машины. Связь дорожной инфраструктуры и автомобилизации давно описана в учебниках по экономике и градостроению, через это прошли все города Западной Европы еще в 60-е. И вот наш город не стал исключением. Но стоит учесть, что к избытку машин наши города и кошельки пока не готовы, поэтому в будущем ставка на автомобиль может быть чревата падением качества жизни и темпов экономического развития. Через это Западная Европа тоже прошла в 60—70-е, и мы не должны наступать на эти грабли.

Тимур Ямашев
комментарии 51

комментарии

  • Анонимно 14 авг
    Пусть этот парень пишет и говорит от своего имени , а не от имени напода. Народ наоборот против автобусов. Проезд дорогой , аатобусы ходят редко и грязные. Пусть не оезет туда где не просят. Сам то он на своей машине катается а не на автобусах. Рамиль.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Дэрес Рамиль. Тимур не учитывает, что в наших автобусах нередко неадекватная публика. Пусть автобус чистый и даже расписание станет нормальное, но контингент останется.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    А то на дорогах все адекватные, удивляешься, как только средство повышенной опасности
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    А то на дорогах все адекватные, удивляешься, как только средство повышенной опасности
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Видимо речь не о Казани, а о каком-то другом городе. Проезд 15 рублей и публика вполне адекватная.
    Ответить
    Анонимно 19 авг
    Проезд 25 рублей
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Проездной на 50 поездок стоит 750р (одна поездка 15 р)
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    А где в статье про автобусы?
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Просто этот автор довольно известен своей агитацией за развитие общественного транспорта и отказ от автомобилей. Вряд ли это хорошая идея для северной страны с морозами порой ниже 30 градусов
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    А что другие северные страны: Канада, Скандинавия, Финляндия? Все сейчас ограничивают автомобилепользование в крупных городах. Серьёзный мороз у нас несколько дней в году, причём именно в него все не могут завестись и топают на остановку.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Вырос без авто и не разу не умер, просто нынче люди изнеженные пошли
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Не слышал про крупные мегаполисы в перечисленных странах (имеются в виду не теплые приморские регионы, а действительно сравнимые по климату с нашим). А в небольших городах там все ездят на машинах, так же как и на Аляске.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Хельсинки город, где среднегодовая температура примерно равна казанской, однако там развита велосипедная инфраструктура и ОТ. И зачем писать про какие-то маленькие поселения за полярным кругом, если Казань крупный мегаполис, входящий в первую тридцатку европейских городов по численности населения?
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Температура ниже минус 30 бывает несколько дней один раз в два года, при этом не все автомобили просто заводятся в такой мороз, не говоря уже о том, что такой запуск вреден для двигателя и многие автовладельцы предпочитают не мучить свои машины
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    А чем Хельсинки не сравнимы с Казанью? Население и климат очень близкие.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Рамиль, а где автор назвал себя "я - народ"?
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    А Вы то зачем говорите от имени народа? Большинство внутрегородских поездок совершаются на ОТ
    Ответить
  • Анонимно 14 авг
    А этот Марат читает интересно комментарии?
    Ответить
  • Анонимно 14 авг
    В принципе всё верно. Я, например, выбрал жильё в хорошем районе, хотя мог себе и жене взять по хорошей машине, в итоге взял одну и попроще, езжу на ней только за город и с семьёй, на работу дешевле на ОТ
    Ответить
  • Анонимно 14 авг
    Единственное адекватное решение-работа рядом с дом рядом с работой.
    Всё остальное-околонаучная чушь от неквалифицированных "специалистов".
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Какой предлагается инструментарий? Запретить принимать на работу из другого района? Или принудительное переселение по месту записи в трудовой? В Казани 150 тысяч студентов, им тоже филиалы в подъездах открывать?
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Дистанционная работа и онлайн образование.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Это всё хорошо, но не в ближайшие годы.
    Ответить
  • Akhmetov Farid 14 авг
    Прирост ожидаемо был вызван присоединением земель к городу во всем периметре границы. Именно этого и преследовали власти города.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    В Волгограде тоже было массовое включение пригородов в границы собственно города, но тренда на депопуляцию это не переломило. Так что в Казани действительно имеется существенный прирост населения
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Там присоединили поселков на 6700 жителей, а прирост больше 100к за 10 лет.
    Ответить
  • Анонимно 14 авг
    Жилье в центре очень дорогое, молодые семьи покупают квартиры на окраинах или вовсе за городом, а потом появляется нужда в большом количестве авто. Автобусы в пргороды очень редко ходят: 4-ый маршрут в Нагорный, 71-ый в Константиновку, 68-ой в Вознесенское, не упоминая 90-ый в Куюки - очень редкие гости на наших дорогах и всегда полные. Частоту маршрутов не увеличивают. Люди жалуются властям, пишут пмсьма, а в итоге пересаживаются на авто из-за бездействия властей. В результате - пробки и заторы, классический пример - ситуация в Салмачах и Куюках.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Сейчас стоимость владения автомобилем сопоставима со ипотекой за однушку, поэтому такие "переезжатели" за город удивляют.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Те, кто покупает жилье на окраинах, реально могут владеть новой Грантой или б/у иномаркой. Стоимость владения такой машиной порядка 5 тысяч. Ипотека никак меньше 20 не получится
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Это только гсм и амортизация, плюс стоимость машины и проценты по кредиту
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Прибавляем автокредит 15 тысяч и получаем те же 20 тысяч. Вот только через 10 лет гранта превратится в кусок ржавчины, а квартира только подорожает.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    К сожалению, на самом деле ОТ даже не рассматривается как альтернатива, общественное сознание вбивает, что "если нет авто - что-то стобой не так", а молодежь легко подхватывает. И неважно, что невыгодно и даже обременительно содержать авто, это подается как "стиль жизни". А проезд в Казани стоит 15 руб. по транспортной карте, но об этом даже не задумываются, залазя в кредиты ради вожделенного "статуса". Маршруты в Казани, кстати пересматривают всё таки, надежда есть.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Общественное сознание много что вбивает: что нужно машину, какую-то модную одежду, татуировки, курить вейп. В первую очередь надо свою голову иметь.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Это не общественное сознание, а маркетологи. В автомобильной промышленности маржа достигает 500-2000%. Естественно, для достижения такой прибыли надо внушить людям, что они элита и покупают нечто уникальное, а не типовую корейскую железку.
    Ответить
    Анонимно 19 авг
    Общество потребления )
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Искал квартиру и столкнулся с интересным фактом. Стоимость квартиры на Островского оказалась ниже, чем стоимость аналогичной квартиры на Вишневского, Зинина и Сибгата Хакима. По моему очевидный успех платных парковок в центре, скоро там вообще никто не будет жить!
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Не правда, какие ещё аналогичные квартиры на Осторовского и Сибгата Хакима? Там просто пропасть между годами постройки
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Наверняка человек сравнил хрущевку и элитку)
    Ответить
  • Анонимно 14 авг
    1. Внедряем разделение маршрутов на магистральные и подвозящие; бесплатную или льготную пересадочность в общественный транспорт города (стоимость может подрасти). Продолжаем ликвидировать возможности для бесплатной парковки для всех в центре.
    2. Часть народа с автомобилей пересаживается на ставший удобным ОТ, начинает с возмущением требовать повышения качества ОТ. Галявова увольняют, конкуренция и качество услуг на рынке автобусов увеличиваются.
    3. Дальнейшее поэтапное удорожание длительной парковки в центре, бензина -- полученные таким образом доходы пускаются на строительство и улучшение городской инфраструктуры общественного транспорта.
    4. Весь город ездит на удобном и быстром ОТ.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Реальность уже ответила на ваши прожекты - центр вымер. Что следующее, вы хотите, чтобы вымер весь город?
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Нет, нужно сдвигать платную парковку во все районы, где есть транспортные проблемы. Центр вымер из-за сноса целыми слободами и застройки офисниками, естественно в нерабочее время такие территории вымирают. В центре, кстати, там где есть точки притяжения, почти всегда многолюдно, многие приезжают туда не на автомобиле.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Где это вымер центр? На главных улицах море людей и всяких ресторанов.
    Ответить
  • Анонимно 14 авг
    Удобный и быстрый, дешевый и чистый ОТ - это утопия!
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Прага находится в Утопии, и Хельсинки, и Сингапур, и Ванкувер, и ещё много кто.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    В Праге все для людей, не только ОТ
    Ответить
  • Анонимно 14 авг
    Тимур поднял важный политический вопрос. Что такое личный автомобиль? Это, обычно, продукт собранный в России из зарубежных комплектующих. Одна из главных статей импорта - это автомобили и запчасти. Если брать жильё, то оно строится в основном из отечественных материалов и является мощным локомотивом экономики. В городе нет автопроизводства, в Республике оно почти не представлено автомобилями для широкого потребителя. Так получается, что налогоплательщики, вне зависимости от владения автомобиля, субсидируют (да, именно так, налогов и топливных акцизов хватает только на заплатки) инфраструктуру для личного транспорта.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Да, обидно, что столько средств уходит ради импорта машин, когда можно было вложить это в благоустройство или то же метро.
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Форд фиеста, собираемый в челнах, вполне автомобиль
    Ответить
  • Анонимно 15 авг
    Интересное мнение. Но для большей убедительности надо найти больше примеров из других городов, где всплеск автомобилизации урезает недвижимость
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    В большом городе экономически оправдано только владение очень дешёвым подержанным автомобилем с возможностью бесплатной парковки. Остальное - оболванивание дубоголовых потребителей рекламкой.
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    А что так на автомобили ополчились? Давайте налог на недвижимость адекватным сделаем, ведь за право жить в центре надо платить. Или кроме оскорбления автомобилистов мысли не работают? Да, те кто живут в центре жолжны платить повышенный налог на имущество. Тогда и увидим, пеший город и тому подобные сказки. Одно принимаем в расчет, а другие расходы нет. На Запад киваете. Ну так там помимо пеших центров, еще и налоги высокие на недвижимость. Есть деньги, имей машину и квартиру в центре. Нет денег на машину и квартиру, увы, езжай в более дешевый район. В комплексе рассматривайте проблемы. Я сам за автотранспорт и малоэтажную застройку.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров