Новости раздела

Дело «ТФБ Финанс»: «Нас не то что ничего не спрашивают, нам не дают даже возможности помогать»

Защита обвиняемых по делу «ТФБ Финанс» Тимура Вальшина и Сергея Мещанова в очередной раз попыталась обжаловать их арест и в очередной раз получила от суда отказ

Дело «ТФБ Финанс»: «Нас не то что ничего не спрашивают, нам не дают даже возможности помогать»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Сегодня в Верховном суде сторона защиты двух обвиняемых по делу «ТФБ Финанс» Тимура Вальшина и Сергея Мещанова еще раз попыталась обжаловать решение о продлении арестов для их подзащитных до 2 июля, и в очередной раз суд постановил оставить решения в силе, несмотря на все доводы адвокатов. Аналогичные решения были приняты и еще по трем фигурантам дела. Корреспондент «Реального времени» присутствовал на судебных заседаниях и снова выслушал обвиняемых, которые в один голос заявляют, что следственные мероприятия в рамках дела носят формальный характер и необходимости их нахождения под стражей нет.

У двоих была надежда?

Сегодня в Верховном суде РТ защита директора «ТФБ Финанс» Тимура Вальшина и экс-зампреда ТФБ и вице-президента «Промсвязьбанка» Сергея Мещанова вновь пыталась освободить своих клиентов из-под ареста. На этот же день были назначены разбирательства по еще трем фигурантам дела. Верховный суд РТ рассмотрел кассацию по аресту другого зампреда — Вадима Мерзлякова. По словам адвоката, доводы следствия, что его нужно держать под стражей, пока идет допрос свыше 1 500 человек в рамках уголовного дела, не убедительны. На это могут уйти годы, а сам Мерзляков гораздо полезнее следствию и пострадавшим клиентам на свободе. Аналогичные аргументы приводили и защитники двух других фигурантов — Илнара Абдульманова и Рустама Тимербаева. Однако суд остался непреклонен — всех троих оставили за решеткой.

Мещанов и Вальшин попали к другому судье, что давало надежду на иной ход рассмотрения апелляций. Кроме того, оба имеют явные проблемы со здоровьем, что тоже добавляло шансов на положительное для них решение. И ход рассмотрения заявлений действительно оказался иным. Первым шел Сергей Мещанов, однако очень быстро суд постановил объявить перерыв в связи с плохим самочувствием экс-зампереда ТФБ. В этот перерыв была рассмотрена апелляционная жалоба защиты Тимура Вальшина. К слову, оба обвиняемых находятся в следственном изоляторе № 2.

Помощь клиентам «ТФБ Финанс» в обмен на свободу

Адвокат Вальшина Борис Рыбак первым делом подал ходатайство о приобщении письма от нынешнего директора «ТФБ Финанс» Андрея Козлова, в котором указано, что знания и специальность Вальшина необходимы для решения насущных вопросов клиентов организации и самого общества. В прениях Рыбак подчеркнул, что он пытается в Советском суде обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела и постановление о привлечении Вальшина в качестве обвиняемого в совершении преступления по ч. 4 ст. 159 (мошенничество). Рассмотрение жалобы должно было быть сегодня, однако его перенесли.

Адвокат акцентировал внимание на работе «ТФБ Финанс», рассказав, что операции в организации осуществлялись в рамках коммерческих сделок и речь о безвозмездном изъятии денег у граждан не шла. В свою очередь, на деньги клиентов приобреталось имущество, которое до сих пор находится в «ТФБ Финанс», и о его хищении речи нет.

Тимур Вальшин: «До последнего момента, вплоть до задержания, мы, насколько могли, консультировали клиентов и никому не отказывали. И никто из потерпевших клиентов не сможет нас упрекнуть в том, что мы оказывали давление»

— Следователь пишет, что работники «ТФБ Финанс» распорядились средствами по своему усмотрению, что является абсолютной противоположностью тому, что происходило на самом деле. Все деньги, полученные в результате сделки, возвращались на счета в Татфондбанк, — сказал Рыбак.

Расправившись с утверждением следствия о том, что фигуранты дела распорядились средствами клиентов по собственному усмотрению, адвокат еще раз повторил, что разобраться в отсутствие Вальшина и той команды банкиров с проблемами клиентов организации будет сложно, а фигуранты могут помочь в этих вопросах.

В свою очередь адвокат Оксана Исаева напомнила, что у их подзащитного серьезные проблемы с глазами, вследствие чего он стремительно теряет зрение, и ему необходима помощь специалиста. В итоге защита попросила изменить меру пресечения на не связанную с лишением свободы.

— Повлиять на следствие мы не только не хотим, но и не можем физически. Мы можем только помочь разобраться с тем комплексом проблем, которые могут возникнуть у клиентов. До последнего момента, вплоть до задержания, мы, насколько могли, консультировали клиентов и никому не отказывали. И никто из потерпевших клиентов не сможет нас упрекнуть в том, что мы оказывали давление угрозами или иными способами пытались ввести их в заблуждение. Мы до последнего пытались помочь в рамках своих возможностей. Если у нас будет такая возможность, то мы в дальнейшем сможем продолжать работу над решением существующих проблем, — рассказал сам Тимур Вальшин.

Фигурант дела также добавил, что следственные мероприятия носят формальный характер и никакой ценности для следствия фигуранты дела сейчас не представляют. «Не то что нас ничего не спрашивают, нам не дают даже возможности помогать», — заявил Вальшин.

Однако все доводы защиты и самого обвиняемого суд не убедили, и он постановил оставить решение об аресте до 2 июля в силе.

«В постановлении, которое вынес судья, полностью перепутаны фамилии свидетелей и пострадавших»

Рассмотрение апелляционной жалобы на арест экс-зампреда ТФБ и вице-президента «Промсвязьбанка» Сергея Мещанова шло всего около часа. До объявления перерыва обвиняемый заявил о нескольких ходатайствах, на основе которых он попросил суд перенести заседание на 5—7 дней. Фигурант дела подал в Советский суд ходатайство о предоставлении ему для ознакомления протокола судебного заседания по продлению меры пресечения. Еще одно ходатайство было подано с просьбой ознакомления с материалами дела, так как «оно было очень сильно изменено». По его словам, в нем появилось порядка 5—6 новых свидетелей и 2—3 новых пострадавших. Помимо этого, Мещанов рассказал, что у него уже три дня наблюдаются желудочные приступы и он плохо себя чувствует. В итоге перерыв был объявлен для того, чтобы в СИЗО посмотрели, есть ли в личном деле заключение медиков о невозможности обвиняемого участвовать в рассмотрении дела.

После перерыва из СИЗО с судом связалась сама врач-терапевт, которая рассказала, что Мещанов периодически к ней обращается с хроническим панкреатитом и болями в животе. Последнее обращение было вчера, но врач посчитала, что сейчас он в удовлетворительном состоянии и может принимать участие в судебном заседании.

Закрыв вопрос со здоровьем, суд начал разбираться с ходатайством об ознакомлении с новыми показаниями. Адвокат Мещанова Дамира Идрисова своего подзащитного в этой части поддержала. В ходатайстве следствия об избрании меры пресечения о новых показаниях, по словам Идрисовой, не было сказано ни слова. В свою очередь в постановлении о продлении меры пресечения Советский суд в лице судьи Хабибуллина указал в качестве доказательств причастности ее подзащитного к уголовному делу те самые новые показания.

Ситуацию в ответ на вопрос судьи прокомментировал сам Мещанов.

— В постановлении, которое вынес судья, полностью перепутаны фамилии свидетелей и пострадавших, которые были в моем деле и которые приложены в данном постановлении. Мною было заявлено желание ознакомиться с данными показаниями, потому что эти показания были впервые указаны в этом материале. Я думаю, что это либо ошибка судьи, которые не ознакомился с делом, либо действительно новые показания, которые представлены следствием. Но ранее они мне не представлялись, — рассказал обвиняемый.

Однако суд не удовлетворил ходатайство о переносе рассмотрения жалобы для ознакомления обвиняемого с протоколом судебного заседания, но дал исследовать документ Дамире Идрисовой в зале суда. Как выяснилось, о новых свидетелях там также не было сказано ни слова. То есть фактически новые показания свидетелей, указывающие на причастность Мещанова к уголовному делу, появились только в постановлении о продлении ареста.

Формально и с обвинительным характером?

По словам адвоката, в представленных материалах нет подтверждения оснований для заключения Мещанова под стражу, а действия следователей говорят о формальном подходе следствия в расследовании уголовного дела. Идрисова даже направила жалобу о том, что за месяц нахождения под стражей с ее подзащитным не было выполнено ни одного следственного действия: «Для галочки был вызван мой подзащитный в ГСУ для якобы дачи показаний. Они поставили один вопрос: «Какие указания вам давал Мусин?» — адвокат также рассказала, что она и подзащитный сообщили о желании дать дополнительные показания, но слушать их не захотели. Претензии защиты были и к постановлению суда о продлении меры пресечения, которое, по их мнению, составлено в обвинительной форме.

А вот Советский суд защитник поблагодарила за то, что он их услышал и вынес решение об отмене постановления об объявлении Мещанова в розыск.

Мещанов, когда ему предоставили слово, еще раз повторил, что никакого отношения к делу он не имеет, и согласился с Идрисовой по поводу обвинительной формы постановления, в котором, ко всему прочему, по его словам, не учли показания экс-начальника допофиса ТФБ Виктории Шафранской и профессора КФУ, завкафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования Игоря Коха. По мнению Мещанова, это говорит о формальном подходе судьи к делу. Указал банкир и на множество нарушений в рамках постановления об объявлении его в розыск.

Сам Мещанов, судя по всему, формально подходить к рассмотрению жалобы о продлении его ареста не стал и подготовил ответы по каждому пункту обвинения. В них фигурант дела привел доводы, согласно которым он не имеет отношения к «ТФБ Финанс», влиять на свидетелей и пострадавших он не может и никуда бежать не собирается.

В самый разгар заседания в зал зашли активист Дмитрий Бердников с несколькими клиентами «ТФБ Финанс», однако судья отреагировал на их неожиданное появление негативно и попросил покинуть помещение. В итоге слушатели зашли уже на объявление решения, которое оказалось не в пользу Мещанова — суд не смягчил меру пресечения и постановил оставить его под стражей.

Мария Горожанинова, фото Олега Тихонова

Новости партнеров