Протестное дело: как профессиональные активисты ловят волну, поднятую Татфондбанком
Проблемы пострадавших клиентов группы ТФБ могут стать хорошей основой для политических акций
10 февраля проблемами пострадавших клиентов ТФБ занялся «профессиональный» активист Иван Климов. Он стал далеко не первым, кто постарался вывести эту тему в политическую сферу. «Реальное время» решило вспомнить, какие представители оппозиции и как участвуют в движении обманутых вкладчиков и «юриков».
Главный активист по всем вопросам
Проблемы группы ТФБ оказали влияние практически на всех жителей республики. Татфондбанк — вторая по величине кредитная организация в РТ — работал настолько активно, что только вкладчиков и держателей карт «Татфонда» на территории республики насчитывалось порядка 360 тысяч, то есть каждый десятый татарстанец. Конечно, на протесты вышли далеко не все, но то, что протестующих поддерживают многие, — очевидно. При этом политические силы не сразу попытались воспользоваться ситуацией.
Одним из первых «профессиональных протестантов» в движении оказался Дмитрий Бердников. В качестве общественного активиста он известен еще с 90-х годов, когда чуть ли не каждый забор в Казани был украшен не вполне законной надписью: «Бердников. Против преступности и беззакония», рекламирующей самого общественного деятеля и созданное им движение с таким названием. Сам Бердников несколько раз рассказывал, что на протестный путь его заставила выйти жизненная проблема: его рынок «отняли» городские власти.
Впрочем, от борьбы за рынок Бердников, кажется, отошел давно. В первую очередь он прославился как участник десятков (а возможно уже и сотен) избирательных кампаний. Глава движения «Против преступности и беззакония» был кандидатом в депутаты разных уровней, в мэры Москвы и Сочи, сам выдвигал себя на посты глав Татарстана, Удмуртии, Марий Эл, Чечни. Даже предпринимал попытку занять кресло генсека ООН. Кроме того, приметой Казани стали одиночные пикеты и массовые акции Бердникова, на которых, как правило, число транспарантов превышает количество самих протестующих. Тематика протестов еще шире, чем спектр привлекавших его внимание должностей: от поддержки президентства Дмитрия Медведева до запрета визита порнозвезды Саши Грей.
В последние годы Бердникова стали подзабывать, однако обвал «Татфонда» вернул его на страницы СМИ. Активисту не просто удалось войти в число инициативной группы пострадавших клиентов, но и на какое-то время возглавить ее, а также организовать несколько акций. Сам Дмитрий Бердников уверяет, что он также является клиентом банка (хотя и не уточняет, каким именно), и на этом основании регулярно посещает встречи властей и пострадавших, а также судебные заседания о выборе мер пресечения для подозреваемых по делу «ТФБ Финанс».
«Либеральная карта»
Вместе с Бердниковым встать во главе движения пытались и казанские либералы, которые считают малый бизнес одной из своих потенциальных аудиторий. Так, встреча пострадавших предпринимателей в январские каникулы проходила при участии бизнесмена Марселя Шамсутдинова, который больше известен как лидер регионального подразделения «Парнаса» в Татарстане. Он предлагал найти ответственных профессиональных юристов, а также помощь в законной организации массовых акций. Однако в число лидеров движения Шамсутдинов так и не вышел.
Участием в деле пострадавших клиентов группы ТФБ неожиданно отметился и еще один «профессиональный протестующий» — Иван Климов. Климов является главой регионального отделения «Трудовой партии», однако чаще заметен на экологических акциях либеральных активистов: защиты Волги от засыпки, войны за овраг на Новаторов, защиты берега Казанки от строительства парковки и т.д. Также он известен как борец против тендеров задним числом и участник одиночных пикетов по этому поводу в Москве. На этот раз Климов освоил для себя новую тему, но старыми методами. 10 февраля у здания ЦБ РФ в Москве прошел одиночный пикет с плакатом с требованиями санации Татфондбанка. Иван Климов вел с места события прямую видеотрансляцию на своей странице в Facebook.
КПРФ объединяет обманутых дольщиков и «кинутых» вкладчиков
Еще одной политической силой, попытавшейся сесть на волну протестов клиентов ТФБ, стали коммунисты — первая сила из рядов системной оппозиции, обратившаяся к теме «кинутых» вкладчиков и «юриков». Правда, они также долгое время молчали и активизировались только в январе, видимо, осознав, какая доля электората КПРФ оказалась в числе пострадавших (как минимум среди вкладчиков, доверившихся «ТФБ Финанс», есть масса пенсионеров). Да и в декабре местную ячейку трясло от очередного раскола между молодежью и партийными аксакалами, так что за внутренними дрязгами было не до избирателей.
30 января глава татарстанской парторганизации КПРФ Хафиз Миргалимов на пресс-конференции официально заявил, что берется за эту тему. Отделение предложило правительству России взять на себя вывод Татфондбанка из кризиса. Миргалимов отметил, что у КПРФ для помощи «погорельцам» ТФБ денег нет, но другие рычаги они будут использовать. И не соврал. 5 февраля коммунисты под красными флагами вывели на площадь в парке им. Тинчурина на объединенную акцию обманутых дольщиков и клиентов банков. И хотя на некоторых собственных митингах инициативной группы ТФБ наблюдалось больше людей, пока это самая крупная политическая акция, собранная за счет банковских проблем.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.