Рафаэль Хакимов: «Ситуация с татарским языком показала, что рано успокаиваться»
«Великая Татария» казанского историка. Часть 26-я
Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения.
Советская национальная политика
Дело Столыпина по созданию новых народов из общетюркского массива подхватил Сталин. По стране создавались младописьменные народы, придумывались искусственные истории их происхождения. С тем, чтобы неповадно было знать подлинную историю, ЦК ВКП(б) принял постановление в 1944 году (в самый разгар войны!), запретившее изучение Золотой Орды и татарских ханств. Происхождение татар начали выводить из булгар. История татар замкнулась границами республики и стала как бы продолжением Булгарского государства. Некоторые активисты «булгаризма» начали требовать переименования «татар» в «булгар». Наследие «булгаризма» дает себя знать и поныне, особенно, среди археологов.
Одновременно с пересмотром истории татар начали делить на отдельные этнографические группы: крымских, сибирских, астраханских, касимовских татар, кряшен, нагайбаков, мишар. Их стали рассматривать в качестве отдельных народов. Лингвисты разыскали множество «диалектов» в татарском языке. До сих пор ищут различия среди мишар и казанских татар. Патриарх встал на защиту «гонимого» народа кряшен.
Послесталинские времена не были столь суровы, но национальная политика тем не менее была направлена на слияние наций. Советские философы «обосновали» теорию двух тенденций в национальном вопросе: расцвет и сближение. Пресловутый расцвет не наблюдался, татарские школы в плановом порядке закрывались, делопроизводство перешло на русский язык, а публичные выступления на татарском языке порицались. Все СМИ были под жестким контролем и ограничены как в тиражах, так и по времени (радио и телевидение). Зато сближение, особенно в Российской Федерации, шло ускоренными темпами. Естественно, СССР и Россия только по названию были федерациями. Иначе говоря, ассимиляция стала называться по-научному витиевато, как «две тенденции».
Союзные республики находились в более благоприятных условиях. У них было больше прав, русское население составляло меньшинство. Москва подкармливала их, но экономические отношения выстраивала так, чтобы союзные республики были специализированы, зависели от экономики РСФСР и, конечно, союзного бюджета.
После распада СССР народы, обретшие независимость, начали самоутверждаться. С подъемом национального самосознания, появились экономические проблемы, вопросы безопасности, определения своего места в международном разделении труда. На месте СССР возникли СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и др. С Белоруссией создали Союзное государство, что свелось к беспошлинной торговле. В постсоветских государствах старшее поколение еще говорит по-русски, но русская культура вытесняется. Влияние как США, так и Китая усиливается с каждым днем. Однако Россия остается важным элементом безопасности и важным экономическим партнером постсоветских государств.
Недалеко то время, когда бывшие союзные республики Центральной Азии поймут, что в одиночку им не выстоять перед лицом англо-саксонской глобализации, и надо будет создавать общетюркское пространство для самосохранения. Можно это назвать тюркской «глобализацией». Переход тюркских народов на латиницу — это определенный шаг в этом направлении, хотя он не говорит о «пантюркизме» или антирусских настроениях, он просто содействует активному вхождению в электронную эру. Борьба с татарской латиницей указывает на существование «алфавитного» шовинизма, везде усматривающего козни «латинства».
В Татарстане после подписания Договора 1994 года не только руководство, но и население расслабилось, полагая, что все вопросы отрегулированы и эпоха «добровольного» слияния наций не вернется. В 2018 году ситуация с татарским языком показала, что рано успокаиваться. Москва всегда готова вернуться к советской национальной политике и следует помнить о политической культуре России, ориентированной на произвол. Вертикаль власти не считается ни с Конституцией страны, ни тем более с договоренностями со своими субъектами, она жаждет возвращения великодержавности, что в принципе уже невозможно.
Противостояние России и Украины при нейтралитете Белоруссии исключает возвращение к имперским амбициям. Тем временем наряду со сверхдержавой США, вырастает новая сверхдержава — Китай, их отношения в ближайшие годы и будут определять мировой порядок, причем без России.
Продолжение следует
комментарии
Национальная политика в СССР была вегетарианская, по сравнению с нынешней.
В принципе татарскому языку никто не мешал.
Татар в школах загоняли по обязаловке на уроки татарского языка. Попробуй пропусти. Даже если директор или завуч русские - момент будешь наказан, а то ещё на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних поставят, а родителей оштрафует.
Другое дело самим ученикам не нравилось. Так как допустим приходилось 2, а то и 3 урока сидеть в классе, в то время, когда нетатары уходили либо домой, либо на школьном поле играли в футбол.
Рафаэль Сибгатович - Вы сами бы что выбрали - сидеть в душном классе, допустим, весной, либо мяч попинать на свежем воздухе? Думается ответ очевиден.
Далее. Мы помним ведь слова московского татарина, 1 Секретаря Обкома Табиева - татарский язык - язык деревенщины.
Вот отсюда исходила и национальная политика, в последующем. От своих же. То есть татарский язык оказался недооценённым прежде всего в городской среде. А если деревня - это родник, источник языка, то город для языка - река. Только в городе его культура может оттачиваться до состояния бриллианта.
Когда я служил в Советской Армии, не важно кто ты по национальности, называли всех так, как призвался. Например, русских из Татарии и офицеры, допустим, и сослуживцы из других регионов, называли татарами. Русские из Татарстана никогда не гнушались, не обижались и не противились этому. И даже гордились ещё, сами говорили - да, мы татары. Так что не всё однозначно в оценке нац. политики СССР. Ибо, русский из Татарстана татарину всегда был ближе, чем, допустим, татарин с Мордовии или Карелии или Узбекистана. А татары,допустим, с Туркмении, больше общались со своими земляками туркменами, чем с нами.
Что было не так с идеологией СССР по языковому вопросу? Всё было так, но чуть по-другому.
Мне кажется, по большому счёту, его идеологи стремились к созданию НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, СОВЕТСКОГО. Да, на основании русского (общего) языка, но всё таки с учётом национальных особенностей.
То есть, в итоге должен был получится некий НОМО-СОВЕТИКУС.
Плохо это или хорошо - трудно сказать. НО, всё же, мне кажется, нужно оценку прошедшим событиям давать более чёткую, осмысленную и объективную.
Вот сейчас да. Политика государства без всякого стеснения направлена на добровольно-принудительную ассимиляцию, с целью установить в качестве субъекта государственности РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА.
Это не только плохо, но ещё и толкает людей на противостояние на этнической почве. Например, я никогда не был против русских, но я возмущён тем, как меня пытаются превратить в русского без моей на то твёрдой воли и согласия.
А это не только противозаконно со стороны некоторых заинтересованных представителей государственного аппарата России, но и безнравственно.
Габдель Юссон.
Габдель Юссон.
Признаться честно. Да, наверное - я больше наверное всё таки советский человек, чем русский и даже татарин. Но я разве виноват, что родился и вырос в СССР? Родину, как и родителей не выбирают.
Габдель Юссон.
Ну и что?
Надо уважать тот народ и язык на территории которого прооживаешь. Это первое.
Второе. Проживая несколько столетий русским должно быть стыдно говорить о невозможности изучить и знать хотя бы на разговорном уровне язык аборигенов. Мы то ваш знаем - не племся в него, не проклинаем, не отвергаем. Почему такое негативное отношение к нашему языку?
Третье. Хорошо. Допустим вы, русские правы, не нужно вам изучать татарского. Тогда подскажите, как выйти безболезненно из ситуации? Что татарским детям из-за их родного языка, который они обязаны знать, увеличивать в школе нагрузку? Это справедливо? Или создать в Татарстане 2 министерства образования: татарское и русское? Или школы тогда переориентировать на русские и татарские?
Ну говорите, подскажите тогда, как выйти из ситуации?
Вы же отмахиваетесь только - это ваши проблемы. Как только наши, если вы не вписываетесь в общеобразовательную сисчтему Татарстана и требуете переделать их исключительно только из ваших НАЦИОНАЛЬНЫХ интересов?
А ваши "хотелки и нехотелки", между прочим, чинят припоны нашему, татарскому языку - в его существовании и развитии.
Поэтому, перестаньте заниматься, прошу прощения, страусиной политикой. Проблема никуда от этого не денется, а только усугубится.
Ещё раз говорю - ОЗВУЧЬТЕ ВНЯТНО СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЛИБО ЗАГЛУШИТЕ СВОЙ БЕЗОТВЕСТВЕННЫЙ СЛОВЕСНЫЙ ПОТОК
Габдель Юссон.
Я сейчас не про уважение говорю. Я от вас требую озвучить вашу позицию по языку, который не хотите, чтобы ваши дети изучали - что делать, как "разрулить" ситуацию, чтобы интересы всех оставались бы учтёнными?
Вот, например я, кроме как совместного обучения, в том числе и изучения татарского языка, не вижу.
Причём стартовые позиции практически одинаковые, так как татарские дети также как и русские практически не знают своего языка.
Вам западло что ли татарский язык?
Габдель Юссон.
И ваша позиция не просто провакационная, но и разрушительная. Ишь ты, не хотим изучать татарский язык. Будете, никуда не денетесь. Ибо ущемлять языковые права нац. меньшинств во всём мире непозволительная роскошь. Пока да, в России бардак, вам борзеть позволяют. Надолго ли?
Не хотите изучать, чувствуете тошнотворность от чужого языка, переезжайте в регионы с более комфортными для вас условиями. Для Татарстана в целом думается потеря не будет не восполнимой. На ваше место приедут другие русскоязычные, которые в этом вопросе с татарами будут в полном взаимопонимании.
Прекаращайте культивировать сознание карателя и колонизатора. Времена Ивана Грозного канули в Лету. Вы ещё не извинились за него. А мы вас ещё не простили за уничтожение татарской государственности..
Извините уж за такую откровенность и жёсткую отповедь.
Габдель Юссон.
Поживём, увидим.
Батый вас геополитическими субъектами сделал. Спасибо надо сказать ему вам. А не поносить. К вам Батый никуда не жаловал. Он на своей земле обитал. И Москву вам подарил. Вот если бы к татарам и к татарскому языку относились с уважением и с ответственностью, то и сказки бы не выдумывали бы, вместо настоящей истории. Будете учить и татарский, и удмуртский, и марийский, и мордовский, никуда не денетесь. Безграмотность ваша зашкаливает уже.
Габдель Юссон.
А потом вырезали бы и того и другого.
Вы абсолютная неучь. Ибо Империя Золотая Орда Чингисхана располагалась от Дуная до Камчатки. Поэтому Батый на своей земле был. Москва - древний город. И сейчас пока нет точного ответа - кто его основал, тюрки или угрофины, а конкретно мордва.
И Москву "подарил" княжить русскому князю Ивану Калите Ордынский Хан Узбек.
Где тут русские ЧТО-ТО ВААЩЕ?! Вот сказки у вас хорошо получаются - обожал в детстве читать русские народные сказки. А вот с историей - бЯда. Вся сказочная.
Габдель Юссон.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/189452-situaciya-s-tatarskim-yazykom-pokazala-chto-rano-uspokaivatsya
Непонятно какие новые народы создал Столыпин, убитый террористом?
Перед Сталиным были его учетеля международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, которые разделили единый этнос поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком на "башкир" (1919 г.) и "татар" "1920 г.) с "разными" языками.
Если бы не красные диктаторы Ленин и Троцкий поволжских тюркских мусульман ныне было бы уже 35 - 40 миллионов и говорили бы они на едином литературном языке.
Русском, тюрки и немецком?
О каких трёх языках Вы пишите?
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/189452-situaciya-s-tatarskim-yazykom-pokazala-chto-rano-uspokaivatsya
"Советский" период был разный - но всегда руководили не "советы", а марксистская партия.
И марксистская партия тоже видоизменялась.
В 1917 - 1950-х годах это была марксистская партия "классического" типа - она была нацелена на установления диктатуры на всем Земном шаре.
В 1960 - 1970-х гг. это была коммунистическая партия, нацеленная на "мирное существование двух систем" - социализма и капитализма.
В 1980-х гг. в КПСС к власти пришли нео-марксисты, которые под лозунгом "перестройки" вернули себе власть и наступил сперва хаос, как в "ленинские" времена, а потом пришли и "кровавые 90-е".
Как известно в СССР, лица занимавшиеся политикой (не важно - внешней или внутренней) на удивление вершили её на очень высоко профессиональном уровне. И ничего так просто не делали. Особенно в эпоху Сталина.
Вот у меня есть одно предположение - почему в 1944 году Сталин запретил заниматься татара Золотоордынской тематикой и зациклиться исключительно на Волжской Булгарии. Почему?
Да потому что, мне кажется, история Чингисхана и Золотой Орды ещё в 1920-х годах большевиками советской России была УМЫШЛЕНО (хотя и вымышленно) подарена монголам, которые до этого об этом, как говорится, были "не сном и не духом".
Таким образом хитрые большевики на небывалую высоту подняли уровень национального самосознания древнего народа ХАЛКА, его боевой дух и обрели преданных себе союзников, которые аки львы стали стоять на страже восточных границ нового молодого советского социалистического государства.
Таким образом, может татарам излишне обижаться на Сталина? Кто бы тогда наши восточные границы защищал от манчжур и японцев?
Как думаете Рафаль Сибгатович?
Габдель Юссон.
"Кстати, это Исхаков в свое время предложил не упоминать о булгарском происхождении татар — давайте, сказал он, эту булгарскую теорию не будем пропагандировать. Ведь татаро-монголы — великий народ, они покорили даже русских, русские их всегда боялись. Пусть теперь нас тоже боятся и уважают." Из интервью Мирфатыха Закиева.
Займитесь лучше своими настоящими предками - чувашами, черемисами.
Сотни, может тысячи документов XVI - XVIII веков свидетельствуют об этом.
"По материалам 7 ревизии (1816 г.), в Оренбургском уезде насчитывалось 326 «башкир из киргисцев», 145 «башкир из каракалпак». В 1834 г в пятой юрте Троицкого уезда было 4 «башкира из киргисцев». По 8 ревизии, в Оренбургском уезде насчитывалось 7 283 человека «султановских ногайцев» казачьего иррегулярного войска, 1 267 «казанских торговых татар», поступивших в башкиры. Оренбургская казенная палата в 1815 г. переписывалась с военным губернатором князем Волконским по вопросу о перечислении в башкирское звание некоторых каргалинских (Сеитовои слободы) купцов и мещан. В начале XIX в. (1805 г.) ясашные татары деревень Саитовой и Чирашлы Сарали-Минской волости просили министра юстиции князя И. О. Лопухина «о перечислении их в первобытное башкирское состояние».
В среднем, в первой половине XIX в., по нашим подсчетам, было около 100 тыс. «новобашкир». Они были мишарами, тептярами, ногайцами и представителями других этнических групп и составляли примерно 15—17% от общей численности."
Просили министра юстиции князя И. О. Лопухина «о перечислении их в первобытное башкирское состояние».
ПЕРВОБЫТНОЕ башкирское состояние. Т.е. они изначально были башкирами.
Проявлениями политики лингвоцида может быть: тотальное отрицание факта существования языка как отдельной лингвальной системы; отрицание принадлежности к языку его отдельных диалектов, которые могут квалифицироваться как отдельные национальные языки либо диалекты иного языка (языка-ассимилятора); откровенное или косвенное унижение людей, употребляющих данный язык.
Одновременно с пересмотром истории татар начали делить на отдельные этнографические группы: крымских, сибирских, астраханских, касимовских татар, кряшен, нагайбаков, мишар. Их стали рассматривать в качестве отдельных народов. Лингвисты разыскали множество «диалектов» в татарском языке. До сих пор ищут различия среди мишар и казанских татар. Патриарх встал на защиту «гонимого» народа кряшен.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/189452-situaciya-s-tatarskim-yazykom-pokazala-chto-rano-uspokaivatsya
СОВЕРШЕННО В ТОЧКУ! АБСОЛЮТНО ПРАВИЛЬНЫЕ МЫСЛИ И СЛОВА!!!
Таким образом, понятие «башкир» с известного времени стало употребляться не только в смысле этническом, но и административно-сословном. Генеральное межевание башкирских земель в 1798—1823 гг. и последующие акции правительства официально узаконили существование так называемых «новобашкир». В ходе межевания земельные наделы некоторых припущенников были отмежеваны в особые округа, однако большинство припущеннических селений оставалось в общих с вотчинниками дачах, без указания количества угодий, что вызывало новые земельные споры. Указом 10 апреля 1832 г. башкиры-вотчинники должны были бесплатно уступить часть своих земель припущенникам, жившим на башкирских дачах без законных актов на занимаемые участки. Земельный надел был определен в 30 десятин для военных и 15 десятин — для гражданских. Припущеннические земли, которые еще при Генеральном межевании были отделены от . башкирских дач, оставались «в неприкосновенном владении». Это вызвало появление в документах первой половины XIX в. сочетаний; «башкиры из мещеряков», «башкиры из тептярей» и т. д. Во второй половине XIX в. появляется термин «новобашкиры», вытеснивший прежние. В состав «новобашкир» нередко входили небольшие этнические группы киргизов, туркменов, ногайцев и другого, как правило, тюркоязычного населения. Близость языка, культуры, хозяйственных занятий, тесное сотрудничество в условиях совместного проживания ускоряли процесс перехода их в «новобашкиры».
Почему-то все руководство региона - татары.
Которые составляют менее 50% населения.
Всех принудительно заставляют учить никому ненужный региональный язык, являющийся родным для менее 20% населения региона.
Где реально говорят исключительно на татарском?
Кукмор, отдельные регионы Закамья и другие глубинки.
Карьерные ограничения для незнающих татарский - это ущемление по национальному признаку, что противоречит Конституции РФ.
Единственное решение - это отмена административных национальных автономий и создание на их базе культурных автономий.
Есть европейский опыт.