Новости раздела

Кремль, башня и колокольня: какие элементы строительства Русь унаследовала от татар?

Из книги востоковеда-татарофила о влиянии татар на жизнь русского народа. Часть 17

Известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев четыре года назад подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) «Влияние татар на жизнь русского народа», которая была выпущена небольшим тиражом в Казани. Аверкиев считал, что многие русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими, и привел в книге соответствующие примеры. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» продолжает публиковать фрагменты этой монографии.

IV. Быт

3. Постройки гражданские, военные и церковные. Терем, опочивальня, крыльцо, холодные постройки. Кремль, башня, каланча. Забелин о церковном зодчестве. Колокольни

На строительное дело у русских татары оказали сравнительно незначительное влияние; и это вполне понятно, так как на Среднем и Ближнем Востоке постройки возводились из камня или из кирпича, а у русских почти исключительно из дерева. Наиболее важным позаимствованием в этом отношении было устройство в больших домах третьего этажа или чердака. Чердаками или теремами в Московской Руси назывались комнаты, устроенные в третьем этаже над горницами, которые находились во втором. В царских зданиях чердаки имели то же расположение, как и средние этажи, также имели по нескольку комнат, но отличались от горниц тем, что были светлее и убирались красивее. В домах богатых людей чердаки иногда делались меньше второго этажа и заключали в себе только одну светлую комнату. Отличительной чертой теремов или чердаков (они же «светлицы») были большие «красные» или «косящатые», нередко двойные окна с косяками («колодами») и рамами («оконницами»). Окна эти были прорублены на все 4 стороны, благодаря чему чердаки пользовались обширным видом. Около чердаков устраивались балконы, или «гульбища», огороженные перилами, или «балясами». Из других восточных позаимствований, вошедших в состав русского жилища, были чуланы (тат.) Так назывались спальные комнаты или опочивальни. В чулане жены князя В.В. Голицына подволока и стены были обиты красным сукном, окна были со стеклянными рамами; кроме кровати, было много икон, часы с боем, зеркала, стол, две лохани.

Для входа в жилище существовало крыльцо, состоящее из нескольких ступенных входов и площадки для отдыха, носившей татарское название «рундук» (урындык — «сиденье»). В богатых хоромах обычно устраивали три рундука. Нижний рундук, на который вели три ступеньки, стоял перед хоромами на площади двора. Дальше ступеньки шли на средний рундук, откуда лестница поворачивала под прямым углом, вправо или влево, около стены здания, и вела на верхний рундук, который находился на одном уровне с полом сеней. Таким образом, крыльцо с входившими в его состав лестницами и рундуками было устроено вне самого здания, составляя его крыло, имеющее свою особую кровлю. Крыльцо было не только входом в жилище, на нем, именно на рундуках, устраивались хозяином на восточный лад почетные встречи дорогих гостей.

Кровли на жилых строениях делались весьма разнообразно. Распространенным типом кровли была шатровая, делавшаяся на 4 стороны. Слово шатер (перс. чадир — «палатка» и чатр — «зонтик») вошло в русский язык еще в домонгольское время. Подражая индийским образцам, иногда кровли делали в виде бочки.

Прочие восточные названия, тюркские или персидские, относятся к хозяйственным холодным и часто временным постройкам, это: амбар (перс.), балаган (перс.), киоск (перс.), лабаз (казах.), лачуга (тюрк.), халупа (перс.), шалаш (тур. салаш). Татарская кибитка (тат. кибит — «лавка», «магазин») получила в русском языке значение зимней повозки. Персидские балкон (балахане) и веранда (от бар амадан — «входить»), несомненно, пришли к нам с Запада, и, таким образом, являются западными позаимствованиями.

Больше, чем в гражданском зодчестве, татарское влияние сказалось в сооружениях военного назначения. Все наиболее важные из них носят татарские названия, а именно: кремль, башня, каланча.

Первый, кто поставил вопрос о происхождения слова «кремль», был Карамзин, который сначала склонен был видеть в нем татарское название, а потом от этого правильного предположения отказался: встретив в летописях старинное название кремля — «кремник», он заключил, что слово «кремль» произошло от кремня, названия твердой горной (каменной) породы, вопроса же о происхождении слова «кремень» Карамзин, разумеется, разрешать не стал, да, по-видимому, этот вопрос у него и не возникал.

Большую литературу, объясняющую происхождение слова «кремль», собрал в 40-х годах XIX столетия Снегирев, который сам видел в нем восточное позаимствование: он находил в нем сходство с Крымом, названием Таврического полуострова. На основании этой литературы в 70-х годах XIX века Грот доказывал, что «кремль» — исконно русское название, а Кубарев выводил этот термин из греческого языка. Почти одновременно с ними Золотницкий сближал татарское название крепости «кирмень», «кярмянь» с русским «кремль». В наше время проф. Мурзаев усмотрел в названии полуострова «Крым» монгольский термин «хэрэм» (крепостная стена, крепостн. вал; крепость, обнесенная стеной) и поставил вопрос перед лингвистами о «необходимости исследования связей русского «кремль» и монгольского «хэрэм» и объяснения появления звука «л» в слове «кремль». Пишущий эти строки пытался, независимо от Золотницкого, произвести название камня «кремень» и название крепости «кремль» от тюркского «кирман» — крепость.

Как видно из изложенного, большинство исследователей приходили к заключению о тюрко-монгольском происхождении слова «кремль».

Башня (от тюрк. слова баш — «голова») — здание, возвышающее свою голову над прочими постройками. Башни в старину сооружались в городских стенах для лучшей зашиты города.

Дьяченко в своем словаре, «не видя никакой логической основы заимствовать с татарского языка названия башни» и ссылаясь на трехязычный лексикон Поликарпова 1704 года, где для слова «башня» даны переводы: nuevos, turris и bassa, а также на Даля, у которого в числе синонимов для башни включено слово башта, думает, что слово башня заимствовано или с итальянского, или с среднелатинского, откуда происходит и европейское слово «бастион». При этом им дана ссылка на книгу «Первобытные славяне» Б.И. Флоринского.

Каланча (араб. кала — «крепость», термин, усвоенный и персами, и турками) — в древней Руси дозорная башня в крепости или на сторожевом посту для наблюдения за продвижением врага.

Не избегла восточного, в частности мусульманского влияния и церковная архитектура, что отметили прежде всего иностранные искусствоведы, как, например, Куплер (в его «Руководстве по истории искусств») и Розенгартен (в Die Architectonischen Stilarten). Они видели это влияние прежде всего в луковичной форме глав, отступающей от византийской формы, которая была усвоена русскими церквами в домусульманский период русской истории. О сходстве русской церковной архитектуры с архитектурой индийской в 40-х годах прошлого столетия писал также известный русский художник и профессор живописи Брюллов, который при этой высказал вполне правдоподобное предположение, что вкус к индийскому могли занести в Россию «пришлецы каменщики».

Забелин, пытавшийся доказать полную самобытность древнего русского зодчества, все же вынужден был признать большое сходство некоторых русских архитектурных украшений и форм с таковыми в Индии. Он это сходство видел в «индийской кудреватости в кривых линиях», в стремлении образовать из различных частей здания целую группу и придать каждой постройке, как и всей группе, свойства пирамидальности; в украшениях фриза или очелья окон и дверей; в церковных главах грушевидной формы, в бочкообразных покрытиях частей здания.

Говоря о сходстве русского церковного искусства с индийским, Забелин отрицал возможность позаимствования его из мусульманского мира, в частности из Золотой Орды. По этому поводу он писал следующее: «Тогдашняя Русь никаких художественных связей с Золотой Ордой не имела, а по различию веры не могла иметь ни в какое время». Искусство сосредоточивалось у Божьего храма. Таким образом, православный храм мог усвоить какие бы ни было, хотя бы очень мелкие черты мусульманских вкусов».

Говоря о невозможности заимствования магометанских форм в церковном зодчестве по религиозным мотивам, Забелин как будто забывает то, что он сам говорил с распространении этих восточных форм в гражданском строительстве, приводя в пример коломенский дворец XVII стол. с его бочкообразными и закругленными крышами. По его словам, дворец «сохранил неизменно, и в плане, и в фасаде, все типические черты древнейших построек и потому... может служить характеристикой как древних, так и современных ему деревянных построек». Почему же Забелин не допустил, что архитектурные формы мусульманского искусства прежде могли быть усвоены гражданским зодчеством, а потом уже с гражданских построек перейти на церковные? Быть может, потомy, что от гражданских деревянных сооружений с куполообразными и бочкообразными покрытиями до нашего времени образцов не сохранилось, тогда как каменных и деревянных церквей подобного типа к XX столетию уцелело довольно много. А потому естественно, что не только широкая публика, но даже такой крупный специалист, как Забелин, склонны были сбиваться на мысль о том, что «искусство сосредоточивалось у Божьего храма». Возможно, именно поэтому ни у кого не возникла мысль о том, что мусульманское искусство могло первоначально быть воспринято гражданской архитектурой, а потом уже усвоено церковной.

Интересно отметить, что по словам того же Забелина, «художества и ремесла сосредоточивались у Божьего храма опять-таки благодаря татарам, именно благодаря тем льготам, которые были даны духовенству и церковным людям татарами. К последним принадлежали и ремесленники, и писцы и каменные здатели, и древоделы, и иные мастера. «Очень понятно, — заключает Забелин, — что при этих льготах под крылом митрополичья ведомства собралось все сколько-нибудь выдающегося достоинством своего мастерства, и таким образом митрополичий двор становился доброю школою для всякого художества и ремесла на церковную потребность».

Надо думать, что мусульманский мир в лице ближайших наших соседей татар и турок послужил для нас образцом и для постройки колоколен.

Колокола в древних христианских церквах на Востоке были совершенно неизвестны. Их заменяли била, то есть деревянные или железные доски разной величины и формы, по которым ударяли деревянным же или железным молоточком. Била обычно висели по обеим сторонам входных дверей xpaма.

Употребление колоколов для призыва к богослужению возникло первоначально на Западе в VIII веке, и только столетие спустя колокола получили там всеобщее распространение. По некоторым известиям, колокола проникли в Византию в конце IX века, но это известие берется под сомнение П.С. Казанским, у которого я заимствую все сведения о колоколах и колокольнях. Греки в своих церквах даже в начале XV ст. наряду с колоколами употребляли и била, а с завоеванием Византии турками употребление колоколов в церквах для христиан совершенно было воспрещено.

На Руси наиболее древнее упоминание о колоколах относится к Новгороду и восходит к 1066 году. Колокола эти, будучи редки и малы, не требовали для себя особых сооружений и не вытесняли бил. Била, наряду с колоколами, употреблялись в московских церквах еще в конце XIV века, а в пятинах и погостах Новгорода колокола почти совсем не были в употреблении даже в XVI столетии.

Первое упоминание у нас о сооружении колоколен относится к концу XIV столетия: в 1394 году колокольня была построена в Пскове на псковской кремлевской стене «на першех ко святой Троице». По объяснению Казанского, першами или персями в русской архитектуре называли бруствер с зубцами или столбами, на конце которых и могли быть повешены колокола. Очевидно, это была простая звонница (а не особое здание), устроенная на стене для храма св. Троицы. В XV и XVI столетиях у нас стали строить при церквах отдельные колокольни в виде круглых невысоких башен с остроконечным верхом. Такие колокольни сохранялись до последнего времени или известны нам по описаниям.

Казанский, вероятно, под влиянием западных источников, которыми он пользовался для своей статьи, высказал предположение о влиянии Запада на архитектуру старинных русских колоколен описанного типа.

«Вероятно, — пишет он, — образцы подобных колоколен заимствованы с Запада». Хотя там от XII до XIV веков редко строили отдельные колокольни, довольствуясь только башенкою над церковью или аркою, отделанною над западным фронтоном, но встречаются образцы колоколен, прямо напоминающие наши круглые древние колокольни». Эту свою догадку Казанский ничем не подтверждает, кроме ссылки на сходство русских колоколен с изображением «двух башен при одной сельской XII веке церкви в Гессене, приложенном в сочинении Отто».

Не проще ли предположить здесь подражание мусульманским минаретам, с которыми русские должны были хорошо быть знакомы при своих сношениях сначала с Золотой Ордой, затем с Казанским и Крымским ханствами и, наконец, с Турцией. Кроме того, мусульманские мечети с минаретами находились и внутри самой России — в Касимове.

Вероятность турецко-татарского (вернее, мусульманского) влияния на сооружение церковных колоколен подтверждается следующими соображениями:

  1. В XIV и XV столетиях у нас было больше связей со странами Востока, чем со странами Запада.
  2. Всякие позаимствования в церковной жизни с Запада считались ересью.
  3. Позаимствование с Востока, подражание мусульманским минаретам не могло казаться «поганством» по двум причинам:
    а) главные христианские храмы в Константинополе и других городах Византийской империи, к которым русские продолжали сохранять уважение как к бывшей святыне, были турками превращены в мечети и обстроены минаретами;
    б) русские люди во время посещения Константинополя могли познакомиться с преданием о том, что один из минаретов св. Софии был ранее колокольней и по взятии Константинополя турками был превращен в минарет.
  4. Форма минарета обычно круглая.
  5. Некоторые мечети в Константинополе и других городах Турции имеют около себя по четыре минарета, расположенных соответственно четырем сторонам света. Точно так же и древние русские колокольни, стоявшие отдельно от церквей, не имели установленного положения по отношению к церкви и располагались от церкви одинаково и на север, и на юг, и на восток, и на запад.

О керамическом строительном материале, кирпиче и caмане, с которыми русские познакомились у татар, было сказано ранее.

Продолжение следует

Сергей Аверкиев
Справка

С.С. Аверкиев

ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА

Казань — 2015

СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев

Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015

© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015

© Институт российской истории РАН, 2015

© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015

© Издательство «ЯЗ», 2015

ОбществоИсторияКультура
комментарии 35

комментарии

  • Анонимно 27 май
    Надо бы издать книгу Аверкиева массовым тиражом для массового читателя.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    чтобы узнать, как можно натягивать сову на глобус?
    Ответить
    Анонимно 28 май
    Правильно!!!
    Всё строили русские, а татары только всему названия придумывали.

    Ясно дело, что автор книжки умолчал об том, что нынешние крыши-луковицы были построены вместо старых, когда романовы уничтожали историю России.
    Первоначально русские храмы ничем ни отличались от европейских.

    А про то, как татары учили русских колокола отливать и вешать, это вообще шедевр.
    ++++++++++++++++
    Оказывается, до 12 века христианство и ислам были единой религией.

    Абул-Касим ибн Абдалла ибн Муталиб, после своей смерти прозванный Мухаммадом (то есть «Достославным») был основателем новой христианской секты — мусульманства.

    И вот на Соборе архиерей фессалоникский Евстафий заявил: «Я был бы вовсе недостойным, если бы признал истинным Богом скотоподобного растлителя, учителя и наставника на все гнусные дела».
    И после этих слов, произнесенных мерзкими устами святотатца, изрыгавшими хулу на Господа, не основанной ни на одной строке священного Корана, защищать мусульман никто не осмелился.
    Так слова одного мерзавца раскололи единую Церковь на Греческое Православие и на Правоверие.

    Это было в мае 1180 года. Но все же анафема было подкорректирована: «Анафема Магомету и всему его учению и всем его последователям».

    С 602 года правоверные и православные молились в одних и тех же храмах, на куполах которых сияла звезда в полумесяце. Потом правоверные оставили только полумесяц, а православные, немного исказив звезду, превратив ее в крест с лучами, поставили сей крест в полумесяц. Таковой крест и поныне можно увидать на русских церквах.

    Но в 1180 году это отлучение коснулось лишь Византии. Русь еще долго была правоверно-православной, пока в 1666 году не произошло «исправление книг», когда старые писания (собственно, тексты Корана) не были изымаемы, а новое Писание (Библия, переведенная с еврейского и латинского, а не с греческого) не начали навязывать силой.
    Ответить
  • Анонимно 27 май
    мусульманский мир в лице ближайших наших соседей татар и турок послужил для русских образцом - суть книги Сергея Аверкиева

    честный русский исследователь. спасибо Илье Зайцеву
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Западно-европейские ученые давно признали (ещё в 17 веке) Россию правопреемницей Монгольской империи и Золотой Орды.
    И российские до-революционные ученые признавали этот факт - от Лызлова до Соловьева.

    И только международные марксисты-террористы во главе с Лениным и Троцким, чтобы "вбить клин" между дружбой народов, придумали свою марксистско-ленинскую "историю", где противопоставляли народы друг другу.
    Треть российского дворянства гордилось тем, что имеет татарские (тюркские, монгольские) корни, но марксисты вырезали российское дворянство.

    Ответить
    Анонимно 27 май
    Русь в принципе не могла быть приемницей ни монгольской орды ни различных ханств просто в силу того что религии были разными.Да и перенимать кроме дикости было нечего.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Что русские переняли у монгол и тюрок хорошо написал Аверкиев.

    Ну и самое главное - нынешняя вертикаль власти берет своё начала от вертикали власти монгола Чингизхана.

    Давно пора поставить Великому Монголу памятник в Москве - именно благодаря ему Российская Федерация обладает самыми большими запасами полезных ископаемых.
    ГАЗПРОМу и РОСНЕФТи пора бы и раскошелиться на памятник Чингизхану.

    Казань, конечно, тоже имеет право поставить у себя памятник Чингизхану - все же все Казанские ханы были потомками Великого Монгола.
    Хотя много было среди них и предателей дела Чингизхана - сепаратистами они были...

    Но вот монгол-чингизид, Казанский хан Шах-Али стоял у истоков восстановления территориальной целостности Золотой Орды, у истоков современной РФ - ему то точно надо памятник в Казани поставит.
    Ответить
  • Анонимно 27 май
    Спасибо за статью!
    Ответить
  • Анонимно 27 май
    Не надоело"искать" значимость "определенного" народа. Вы еще напишите, что прототипом биде является кумган.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Биде - суть перенята с Востока. Именно арабы и китайцы использовали воду в гигиенических процедурах, в то время как европейцы и русские пользовались бумагой и лопухом.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    А тюрки малую нужду стоя на коленях справляли
    Ответить
    Анонимно 27 май
    "русским" берёзам, "русским" медведям и "русскому" сахару расскажи свои бредовые байки про значимость "определенного" народа
    Ответить
  • Анонимно 27 май
    Ну конечно вечевой колокол в Новгород привезли монголы.И кремли они тоже научили строить русских да так что сами то сразу и разучились и поэтому даже свой Казанский кремль поручили строить русским.А с перестановкой букв чтоб получились похожие слова можно так доиграться что все слова окажутся из словаря американских индейцев и тогда можно будет сделать логический вывод что всё на свете придумали они.
    Ответить
    Анонимно 20 июл

    Кремль - абсолютно древнерусского происхождения: до сих во многих городах "Кремль" называется "Кром" ( во Пскове, например) = "Рубежная укреплённая полоса", а за Кромом (Кремлём) начиналось застенье.
    И не надо натягивать сову на глобус.
    Ответить
  • Анонимно 27 май
    Т.н. русская баня тоже перенята от татар, башкир, турок и финно-угров. Раньше славяне в бочках мылись. Да и то редко.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    О приближении орд Батыя люди сначала узнавали по зареву пожаров а потом по запаху.А запах распространялся на 15-20 км и люди успевали уйти в леса.Казахи из монгольской орды штаны кожаные придумали только не придумали как их стирать.А вся Русь жила по берегам рек да и дерева было вокруг полно чтоб баньку построить в отличие от степняков у которых только верблюжья колючка и шкуры баранов были.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    На сей счет много материала в интернете. В бочках мылись только богатые люди, так-как бочки были не у всех. Кстати, бочка – татарское слово, как и чан. Остальные мылись в печи. Тогда печи были большие, занимали чуть ли не треть дома, люди заходили в печь и там мылись.
    Что касается бани – ее привезли в Европу скифы. У Геродота это красочно описано
    Ответить
  • Анонимно 27 май
    Кирмень это похоже, близко корню кор(возводить,строить, препятствовать и т. д.) кир, кирта, кирпич(кир - грязь, в некоторых диалектах глина)
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Кремль в Москве строился как резиденция ханского баскака. Там жили татары и только татары: сборщики налогов, учетчики, различные другие чиновники, торговцы, военный гарнизон, обслуживающий персонал. Об это была подробная статья на сайте "Татар уян". Весь ясак в Московском улусе привозили в Москву в резиденцию баскака - там продавали на рынке и монетизировали. Красная площадь тогда называлась Торговой площадью, именно там продавали собранный в натуральном виде ясак. Недавно в Кремле нашли берестяную грамоту, там говорится о каких то торговых сделках какого-то высокопоставленного татарина.
    Все говорит о том, что там были татары и только татары ( в основном археологические материалы). Некоторые башни даже сохранили свои татарские названия: Беклимешевская, Кутафья. Кутафья – по татарски означает – Задняя. До и русское слово кут – татарский, это слово означает - задний, тупиковый. Кстати, в строительстве тоже используют это слово.
    Слово Кремль образовано от татарских Хэрэм (стена)+эль(иль, страна, ме-сто). Татары там сделали свою слободу, отгородились от других крепостной стеной, Москва-рекой, водным каналом. Там было стопроцентное самообеспечение. Для случая неблагоприятных обстоятельств даже сделали подземный ход одной из башен в Москву-реку. Сейчас эта башня называется Тайницкой. О татарском прошлом Кремля говорит и названия зданий : палаты: Оружейная палата (там татары хранили оружие) и др. Когда татары уже не смогли вместится на свой Херем-эль, они пристроили к нему Катайгород. Что в татарском означает город-стена. Сейчас его переименовали в Китайгород.
    Когда сбор налогов (ясака) перепоручили московским князьям, Кремль стал постепенно обрусеть. Хотя, если сказать правду, тогда вся Москва была двуязычной, все понимали и татарский и русский. После того, как один из лекарей-знахарей из числа священнослужителей, излечил его жену Тайдулу, Узбек хан полностью подарил Кремль московским князьям. В то же самое время и улус самой Тайдулы, там потом вырос татаро-русский город Тайдула. Население там потом полностью обрусело и название города приняло сокра-щенную форму - Тула.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Ну и забористая трава у вас!
    Не подскажете где отовариваетесь?
    Ответить
    Анонимно 28 май
    Вот еще что насчет Кремля. На сайтах крымких татар тоже много материалов об этом сооружении. Они тоже признают, что Кремль - резиденция татарского баскака, и пишут, что название Креиль произошло: или от татарского «корылма» (что в переводе означает сооружение, то же самое пишет и Худяков), или от слова Кырым-эль. Т.е, это - страна, слобода крымчан в Москве. По ихнему мнению, баскаки, военный гарнизон, сборчики налона-ясака были из крымцев и поэтому и название - Кырым-Эль.
    Археологи Китая раскопали останки такого же Кремля в Пекине, он на 100 % повторяет Московский Кремль. Такие же крепостные стены, такие же земляные валы, он так же огорожен водным каналом. Там жила татарская знать Китая, когда им правили татарские ханы.
    Ответить
    Анонимно 28 май
    Интересный ты любитель забористой травы, из твоих глюков выходит что монголы (татары) кремль придумали и построили эти кремли русским и в Москве и в Суздале и в Смоленске и в Ярославле и во многих других городах России, и даже в Китае, а вот себе не удосужились их строить, за исключением Казани.
    Ответить
    Анонимно 28 май
    Вообщем то я не очень большой любитель всякой травы. Ни забористой, ни иной.
    Траву едят в основном у нас финугры, которые потом стали русскими. Это у них в кухне трава всякая: картошка, капуста, морковка.
    Кухня татаро-тюрок - мясная: казы с кумысом, куырдак, бешбармак, конина, баранина с шурпой и т.д.
    Кремлей у русско-финских княжеств раньше не было. Их называли детинцами.
    Ответить
  • Анонимно 27 май
    Собор Василия Блаженного – это мечеть Кулшариф города Казани. После взятия Казани ее разобрали, перевезли в Москву, там заново собирали по частям. Вот что говорит о татарском влиянии на русскую архитектуру доктор архитектуры, заслуженный деятель науки РТ Нияз Хаджиевич Халитов:
    - Собор Василия Блаженного – это памятник в честь завоевания Казани и покорения мусульман. Его «проблема» в том, что он стоит в центре Москвы на Красной площади, и это единственное, что заставляет исследователей приобщить его к русской культуре. Если бы он стоял где-нибудь в другом месте, его бы воспринимали как курьез, поскольку никакого отношения к русской православной традиции его архитектура не имеет. Тем не менее, он в определённой степени стал символом Москвы. Я проанализировал этот собор со всех позиций: с точки зрения композиционной, художественного образа, декоративной, стилевой и семантической.
    В соборе есть множество моментов, которые никак не объяснишь, если подходить к нему с позиции московских исследователей. Так, в здании присутствует множество египетских элементов. Около 20 процентов декоративных деталей собора аналогичны тем, что мы видим в каирских памятниках архитектуры. Не говоря уже о куполах – каждый из них куполов имеет аналог либо на мавзолеях Каира, либо в оформлении минбаров мечетей. Откуда же взялось каирское влияние? Российские исследователи утверждают, что никаких образцов не было – это всё гениальность и полёт фантазии русских мастеров, русского гения.
    Кстати говоря, и сама луковичная маковка в русской архитектуре – это тоже золотоордынский элемент. Я даже сделал отдельную презентацию, в которой собрал все существовавшие формы русских луковичных маковок. Каждая из них имеет более ранний аналог в какой-либо мусульманской стране, а не в Европе.
    Присутствует в данном соборе и многолопастная арка, которая повсюду встречается в андалузском мусульманском стиле и которую исследователи предпочитают не замечать. Такая арка является своеобразной «визитной карточкой» исламского стиля, и, как правило, если хотят показать роскошь Востока, всегда оформляют помещения именно этой формой.
    Есть и другие моменты, которые нельзя не заметить. Один из моих последних докладов назывался «Интерьерные росписи собора Василия Блаженного». Простая вещь, которая никому не приходила в голову – где внутри собора церковь? Ведь если зайти в любую церковь – все стены в иконах и фресках, а здесь, внутри этого храма, мы видим лишь восточные орнаменты. Все существующие иконостасы поздние – XVIII-XIX веков.
    При детальном изучении элементов видно, что каждый из них идёт либо из османской, либо из сельджукской, либо из кочевой культуры. То есть в соборе Василия Блаженного от архитектурных форм до росписей – всё из мусульманской культуры.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Чингисхан наслушавшись рассказов купцов о Руси где даже крыши из золота этими самыми крышами и соблазнил кочевников на поход в далёкую Русь.А что кроме маковок церквей золотят.Да ничего больше.Вот и теперь подумайте чьи они маковка церквей.А арка это единственное что могли применить древние строители в виде перекрытий и силовых элементов так как в те времена железобетона не было и арка это международный элемент родившийся гораздо раньше орды.А стены расписали орнаментами в честь победы.В пику османам которые из церквей в Стамбуле сделали мечети.Ну и конечно никто ничего из Казани за тысячу километров возить не стал просто потому что везти то было нечего.
    Ответить
  • Анонимно 27 май
    Так называемые все «русские» постройки, на самом деле все татарские!
    Тут нету и одной десятой.
    Приведу некоторые, которые здесь не учтены: лачуга (первоначальная форма алачук, от татарского – алачык), шалаш (шалаш), палата (первоначальная форма – полата, от татарского пулат, палатка тоже оттуда), тамбур (танбур), хата (ихата), киоск (көшек, көсек – павильон, ларек), мпгазин, чертог (чартак), кош (куыш), турлук, кошара, сарай, казарма, изба (первоначальная форма – истътаба, истътба), острог, тюрьма, клеть (келәт), юрта (йорт), чулан (чолан), крыльцо (кырылча-кырылца, - пристой, дословно “на/край”, цокующие мишары веранду и сейчас называют кырылца) и т.д.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Так смешно, взять русские слова и переделать их на татарские, причём очень коряво и неправильно. Смех да и только. Весь мир, все крупнейшие страны принадлежат славяно-арийскому миру, но находятся те, кто думает , что это принадлежало неким монголам и татарам. Вы бы хоть старые карты посмотрели. Все названия написаны по русски. Даже в Ватикане, в зале этрусков, которое якобы не читается, все можно прочитать по русски, немного подумав. Русь всегда была на этом земном шаре. Всегда. Под разными названиями. Всегда. Смешно бы было посмотреть на ваши лица, если бы вы увидели на самом деле, кто такие ордынцы были))
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Тут все по справочникам: Даль, Фасмер, Шипова и др.
    Кстати сборник Шиповой выпустила академия, вы думаете, что академики ничего не знают?
    Ответить
    Анонимно 27 май
    На примере местных академиков можно судить и об остальных.Там ведь главное не истина а то какую истину исповедует данный академик или какую установку ему дали.И книжка в 100 экземпляров не доказательство правоты академиков.Как кому бы не хотелось выставить русских круглыми дураками из этих потуг ничего не получиться.Русским не надо искать свою историю по заграницам вычитывая её между строк в сказках заезжих купцов.Вся история России описана в летописях и других книгах которые русские писали на своём языке и своим алфавитом.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    «Весь мир, все крупнейшие страны принадлежат славяно-арийскому миру...» У китайцев и евреев разрешение спросили на это?
    Ответить
    Анонимно 28 май
    Да. Эти справочники издали местные академики. И в Казани..
    А Словари Даля, Фасмера у нас издают только тиражом 100 экземпляров.
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    Москва14-16 веков была татарская. Сам Кремль татарский, татарский Катайгород, Ордынка, Якиманка, Басманная, Арбат, Басманная, Балчуг, Чертаново (Чуртаново), Крылатское (прежнее название Татарское) и другие. Замоскворечье было полностью татарским.
    Приведу один пример, показывающий, каков был масштаб переселения татар в Москву и Московию в эти годы. Калта Ивану (Иване Калите), князю московскому, был вручен особый ярлык разрешающий ему собирать налоги среди русских, у себя и в соседних княжествах. Чтобы ярлык не cмoтpелся филькинoй грамотой, в московском княжестве расположились 30 тысяч татарских всадников. И эти 30 тысяч татар из Орды, все без исключения, со своими семьями осели в Москве и в близлежащих населенных пунктах.
    Тогдашняя Москва была татарская!
    Сплошь татарская!
    Да и сама Московия – наполовину татарская.
    Она татарской и осталась.
    Просто никто не хочет это признавать.
    Даже все то, что символизирует Россию – все татарское!
    Сам Кремль – резиденция татарского баскака.
    Красная площадь – Торговая площадь татарских купцов.
    Храм Василия Блаженного – мечеть Кулшариф Казани. Этот храм строился не как церковь, а как мечеть, именно мечеть. И служил как мечеть. Во всяком случае в первые годы. Все говорит о том, что этот храм – мечеть. Он расположен строго по кыйбле, архитектура полностью исламкая, в основном зале имеется места для имама мечети и мунбара, сохранившиеся древние украшения – все исламские. Так называемый храм Василий Блаженного был мечетью, строился как мечеть, и служил как мечеть, это – доказал видный архитектор Н.Халитов. И на все 100 %-в.
    На татарской Красной площади установлен памятник двум великим сынам татарского народа, которые спасли от гибели татарскую Московию, они – Кириша Минибаев (Минин) и Димей Беклемишев-Божарский (Пожарский). Кстати фамилия Пожарский не от слова пожар, от имени видного татарского князя - Божар.
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    Мало великих укров, теперь отовсюду повылазили великие тюрки.
    Ответить
    Анонимно 29 май
    Укры они тоже тюрки.
    Часть тюрок.
    Да и половина русских - обрусевшие тюрки.
    Ответить
  • Анонимно 06 фев
    Боже, какой бред. Согласно книги, куда не глянь везде татары, и Сибирь ихняя и Поволжье, да что там говорит-Кремль Москва и то татарский. Господа писаки вам самим то не смешно от ваших сочинений
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров