Новости раздела

Начальник ГИБДД по РТ о взятках: «Нечистоплотные люди, действительно, бояться начали деньги брать»

О видеонаблюдении за инспекторами ДПС, знаках-ловушках и устранившемся от дорожных проблем исполкоме Казани — интервью Ленара Габдурахманова. Часть 2

Начальник ГИБДД по РТ о взятках: «Нечистоплотные люди, действительно, бояться начали деньги брать»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Почему деньги на устранение колеи на казанских магистралях «не находятся» уже два года, а падений с травмами в общественном транспорте становится все больше? Эти вопросы сегодня будут вынесены на совместное заседание Кабмина и коллегии МВД Татарстана по проблемам безопасности дорожного движения с участием президента республики. Об этом «Реальному времени» сообщил главный госавтоинспектор РТ Ленар Габдурахманов. Напомним, в первой части интервью он признался в нарушении ПДД и обещал сократить число дорожных камер, а во второй рассказал, какую машину водит его девятилетний сын, и поделился личным опытом… сдачи взяточников.

«Ничьи» дороги столицы

— Этой зимой колея на проспекте Победы и улице Чистопольской стала еще заметнее. В порядок их приведут только к чемпионату мира по футболу — 2018, как это было с тысячелетием Казани и Универсиадой?

— До чемпионата есть ещё Кубок конфедераций в 2017 году. Вопрос по Казани мы поднимали на оперативных совещаниях. До 2014 года все дороги города состояли на балансе исполкома Казани. Мы выписывали предписания о нарушениях — они устраняли. Но сейчас дороги — на балансе районов. Например, Советского. Мы им пишем про колейность на Южной трассе, особенно в районе «Мегастроя», что она уже выходит за рамки. А у района денег нет эти предписания исполнять. Они есть только у исполкома Казани, но у него на балансе нет дорог… Понимаете, какая ситуация парадоксальная? Этот вопрос мы обязательно будем поднимать 14 декабря на совместном заседании Кабмина и коллегии МВД Татарстана с участием президента.

Вообще качество дорожного покрытия зависит от качества материалов и работ, но ведь само ГИБДД не принимает участия в экспертизе. Нет такого сотрудника ГИБДД, который подписывается: «Асфальт нормальный, ребята, можно ехать!». У нас только надзорная функция. Увидели колею — выписали предписание.

Но если вообще говорить про наши дороги, то все относительно. Если вы выедете в любой другой регион — сразу сможете понять, какие у нас в республике на самом деле хорошие дороги. Буквально в эту субботу ездил за пределы Татарстана и обратно — так у них (регион называть не буду) на дороге гололед, а дорожники не работают. Как только в Татарстан заехал — сразу попались снегоуборочные машины. И еще один показатель работы — сейчас на казанских дорогах грязно, а это от песка и соли.

Гиблые участки хороших дорог

— На 108 км трассы Казань — Оренбург в Алексеевском районе на прямом участке из года в год происходят ДТП с тяжкими последствиями на «встречке». Можно ли локально разделять потоки отбойниками в таких местах?

— Против выездов на «встречку» самое эффективное средство — это разделительное ограждение. Их можно ставить там, где дорога шире — две и более полос в одну сторону. В данном случае вопрос упирается в финансирование. Из одной дороги сделать две — абсолютно не дешево. Сама по себе дорога там хорошая, разметка и знаки «Обгон запрещен» есть. Но видите, чем лучше дорога, тем больше тяжесть последствий ДТП — люди гоняют. Будь она там вся в ямах, никто бы не летал. На этом конкретном участке уже сделали, что могли. А насчет планов по реконструкции и строительству новых дорог обязательно поинтересуемся в Минтрансе и в Волго-Вятском управтодоре.

У нас ведь есть и другие такие же участки, например, дорога Столбище — Атабаево вблизи поворота на Кирби: буквально за месяц — два ДТП с погибшими. Машины ждут поворота налево, кто-то начинает их объезжать и на «встречке» бьется. Там мы, естественно, будем выходить с предложением о расширении этой дороги.

«Большой брат» в казанских автобусах

— Можете подвести итоги первых месяцев работы на новом посту?

— Не знаю, совпадение это или планомерная работа, но с сентября по ноябрь нам удалось снизить все три показателя — количество ДТП, количество погибших и пострадавших — в сравнении с прошлым годом. В прошлом году за эти три месяца было 159 погибших, в этом — 131. Я ни в коем случае не ставлю это лично себе в заслугу. Тут в одиночку ничего не сделаешь, это работа всей команды. Уделили больше внимания расстановке постов — подход такой, что инспектор ДПС должен не только пресекать нарушения ПДД и стоять именно там, где можно эти нарушения выявлять, разработали дислокацию постов и с учетом заторов, возникающих на отдельных участках утром и вечером. Где есть затруднения дорожного движения — должен быть инспектор. Также как в местах концентрации ДТП. Это сигнал для участников движения — нарушать не надо.

— Судя по сводкам ГИБДД, травмы пассажиров в казанских автобусах фиксируют почти ежедневно. Меры принимаются, а ситуация не улучшается?

— Если брать статистику ДТП по автобусам, то, к сожалению, именно по падениям пассажиров и пострадавшим рост идет процентов на 10 по всей республике. Конечно, зачастую виноваты водители автобусов и организаторы перевозок. Водители в погоне за прибылью устраивают между собой гонки. Конечно, сказывается и непрофессионализм отдельных водителей автобусов. Но хотелось бы и пассажирам напомнить: в салоне следует либо сидеть, либо стоять и перемещаться, держась за поручни.

А еще мы пришли к тому, что требуем оснащать все автобусы видеорегистраторами, как внешними, так и внутрисалонными, фиксирующими действия водителя и пассажиров.

— Не ломают их водители?

— Каждый человек, когда к нему прикрепляют устройство, которое, как ему кажется, сковывает жизнь, следит за ним, естественно, хочет от этого избавиться. Когда первые регистраторы появились в ГИБДД надо было где-то в течение полугода инспекторам объяснять, что это ваш друг, а не враг. С помощью регистратора можно посмотреть абсолютно все — и как себя ведет водитель, и как вы себя ведете. Конечно, эта вещь сильно дисциплинирует. И водители автобусов, думаю, тоже со временем пользу почувствуют.

Практически 90% ДТП с падениями в автобусах приходится на Казань, Челны, Нижнекамск и Альметьевск. Поэтому большое внимание со следующего года будет особенно уделяться именно согласованным с прокуратурой проверкам автотранспортных предприятий: кто там за рулем, как он права получил, какой у него стаж, кто и как его на линию выпускает? И на заседании правительства эта тема обязательно будет обсуждаться. И обязательно будет принят комплекс мер, чтобы сломать эту печальную статистику.

«Практически 90% ДТП с падениями в автобусах приходится на Казань, Челны, Нижнекамск и Альметьевск. Поэтому большое внимание со следующего года будет особенно уделяться именно согласованным с прокуратурой проверкам автотранспортных предприятий». Фото busphoto.ru

В 13 лет уже командовал

— Ваш сын еще за руль не рвется?

— Рвется, он на картинге ездит. Буквально недавно мы закрыли соревнования по картингу Федерации автомотоспорта РТ. Ему девять, и заниматься он начал буквально 2-3 месяца назад, но когда занял в своей возрастной группе пятое место — жутко переживал. Не любит проигрывать. Но грамоту он получил, и тренеры сказали, что для человека, который занимается недавно, его результат — это очень хорошо.

Почему я его отдал в картинг?.. Это ведь не просто — пришли мальчишки, погоняли. Это культура вождения. У нас из детишек, которые занимались картингом, очень много из них выросло мастеров спорта, мастеров спорта международного класса. А нормальный спортсмен никогда не позволит себе устраивать какие-то гонки непосредственно на дороге, у него на треке соперники есть.

Поэтому я только за такое увлечение сына. А через полтора года он у меня уйдет в Казанское суворовское училище. Туда же, где я учился три года в 1994—1997 годах. Только я поступал после 8-го класса, а он раньше, и учиться будет шесть лет. Он и сам хочет.

У меня дома с дисциплиной было все нормально, поэтому и в суворовском, было, в принципе, не сложно. В училище я сразу стал командиром отделения, мне дали в подчинение десять суворовцев, и я ими с 13 лет командовал.

— Среди сокурсников-суворовцев есть известные в Татарстане люди?

— Первый заместитель прокурора Набережных Челнов Айдар Галиев. Раньше он руководил отделом следственного комитета в Чистополе. Вообще в суворовском учились и учатся парни со всей страны. Так что круг общения у меня широкий.

— Ваш сын занимается картингом, а вы со спортом дружите?

— Нас в ГИБДД Рифкат Нургалиевич [Минниханов] приучил бегать на лыжах. Поэтому зимой — это лыжи. Ну и в спортзале немного занимаюсь «железками», на любительском уровне боксирую, но все это без фанатизма — для поддержания формы, для собственного удовольствия. Потому что расслабляться как-то надо, график работы действительно очень напряженный.

Инспекторы на видеоконтроле

— Вы рассказывали, что начинали службу на трассе. А с коррупционными предложениями лично сталкивались?

— Более того, мы даже два раза эти факты документировали и сдавали в отдел тех, кто предлагал деньги. Однажды даже уголовное дело возбудили по факту предложения взятки, я лично показания давал. Во втором случае возбудить дело не смогли, потому что доказательства не были задокументированы так, как нужно. Регистраторов тогда еще не было, телефоны толком еще ничего не снимали. Мы пользовались только диктофонами.

Недавно в Нижнекамске был разговор бизнес-омбудсмена РТ с предпринимателями, на котором было сказано — многие водители стараются Татарстан объезжать, говорят, очень мало здесь людей в ГАИ, которые берут деньги и закрывают глаза на нарушение. Вот это не может не радовать!

Нечистоплотные люди, действительно, бояться начали деньги брать… И опять-таки есть видеорегистраторы в патрульных автомобилях и носимые. В ГИБДД республики сейчас 93 носимых видеорегистратора, не у всех инспекторов конечно, но есть. Они с ними дежурство несут и не только в служебном автомобиле. Более того, у нас есть две службы, которые постоянно эти регистраторы проверяют. После смены данные с видеорегистраторов скидываются на сервер хранения данных. И есть возможность из Казани посмотреть, например, как вчера отработал инспектор в Бугульме. Чем он занимался весь день.

— И что выявляется?

— Что инспектор на службе прикорнуть может. Бывает, что разговаривает с водителями грубо. А бывает, что умышленно или нет — закрывается внутренняя камера в автомобиле шапкой. Мы за это тоже очень серьезно спрашиваем. Ведь видеорегистратор для того в салоне и нужен, чтобы понимать, что происходит. Мы с помощью наших регистраторов очень хорошо факты дачи взятки документируем. В этом году около 100 таких преступлений сотрудниками ДПС раскрыто.

Почему носимый регистратор еще удобнее? Многие конфликтные ситуации начинаются с общения, когда инспектор подходит к машине. И потом каждая сторона может трактовать ситуацию в свою пользу. А видеорегистратор, как ему и подобает, все фиксирует объективно.

Дорожные ловушки и «лягушки»

— Как, по вашему мнению, повлияло на безопасность и интенсивность движения в центре Казани введение платных парковок?

— Дислокация платных парковок утверждается исполкомом Казани, как вы знаете. Если есть места, где можно эти машины поставить, и они ставятся не в 2-3 ряда — вспомните, улицу Островского года 3-4 назад — ведь проехать же невозможно было. К сожалению, прежняя застройка не предусматривала парковку рядом с домами. Хорошо хоть сейчас в Градостроительный кодекс ввели изменения: строишь дом — обязан обеспечить его парковкой. Раньше этого не было. И если предоставляется возможность в нормальном месте поставить машину, естественно, мы не можем быть против этого. Хочу отметить, что платные парковки не организуют там, где и без того дорога узкая, так что пропускная способность не снижается.

— Знак «Остановка запрещена» в Казани можно встретить в сотне мест. А почему его нет у набережной на улице Батурина, на повороте к Ленинской дамбе, где как раз в два ряда таксисты паркуются?

— Об этой проблеме нам сообщали, но когда мы направляли туда экипажи, машин там было немного. Насколько я знаю, у нас возле набережной есть зона паркинга. Но туда никто не заезжает, все оставляют машины там, где бесплатно. В основном в летнее время. Хотя сейчас там каток делают. Думаю, если будут обращения и видеоматериалы — обязательно отреагируем.

— Если продолжить эту тему, то почему с некоторых пор у нас в городе перед придорожными «карманами», разлинованными под парковку, начали появляться знаки о запрете остановки? Например, такая «ловушка» есть у Вахитовского суда на Лесгафта.

— Подобное место в городе не единственное. И мы этим уже занимаемся. Дело в том, что в правилах дорожного движения нигде не написано, что знак 3.27 «Остановка запрещена» не распространяется на дорожный «карман», если таковой имеется. Так что формально, машины, которые там паркуются — нарушают. По идее, эти «карманы» должны быть обозначены знаком «Парковка» и «Способ постановки на стоянку». Если такие знаки есть в «кармане» — можно стоять. Если нет — формально это считается нарушением правил. Поэтому отделу ГИБДД УМВД по Казани дана команда — осмотреть все конфликтные места и там, где это оправдано, выдать предписания на установку дополнительных знаков.

— А что вы думаете о захватах асфальта прилегающими магазинами и жителями домов?

— Если территория огорожена, установлены «лягушки» или переносные барьеры, то надо разбираться для начала, чья это территория. Если бы «лягушка» стояла прямо посреди дороги, то это точно был бы произвол — саму дорогу никто никому продать не может. Но часть территории рядом с домами вполне может принадлежать самому магазину. Если зона дороги расширялась или оборудовался карман. Что до дворов, то в них ГИБДД вообще-то не заходит, на это есть управляющая компания, административная инспекция. Вот у нас в Азино пара предприимчивых граждан решила «карман» общего двора тросами оградить. Управляющая компания разобралась, и все тросы срезали, потому что это незаконно.

«Он, думает, что бог дороги, и все должны об этом знать»

— Конфликт ГИБДД с мотоциклистами исчерпан? Обострений больше не было?

— Как вы знаете, после всех обострений у нас в июле был круглый стол с участием представителей всех мотосообществ. Нам всем эта встреча была очень нужна. Там была принята резолюция, что в рейды мотопатруля ГИБДД приглашаются и члены мотосообществ. Когда мы это затевали, были разговоры, мол, они своих предупреждать будут. Ну если и предупреждают — ничего страшного. Наша цель, чтобы было понимание. Останавливает такой мотопатруль нарушителя, и представитель ГИБДД объясняется с ним на языке закона, а представитель мотосообщества по-свойски, что так ездить нельзя. И после той встречи никаких эксцессов с мотоциклистами больше не было, каждую пятницу проводились совместные рейды с участием 2-3 представителей байкеров.

«Я для себя людей на мотоциклах делю на организованных и неорганизованных. Первые состоят в байк-клубах, у них есть своя философия, в основном направленная не на нарушение ПДД, а на соблюдение. <...> А есть другая категория — купит мотоцикл и думает, что он — бог дороги, и все должны об этом знать». Фото kazanreporter.ru

Я для себя людей на мотоциклах делю на организованных и неорганизованных. Первые состоят в байк-клубах, у них есть своя философия, в основном направленная не на нарушение ПДД, а на соблюдение. Много обеспеченных людей, которые могут себе позволить хороший мотоцикл. Не для того, чтобы гонять без глушителя, а просто наслаждаться ездой. А есть другая категория — купит мотоцикл и думает, что он — бог дороги, и все должны об этом знать. И пусть этот мотоцикл даже слишком быстро не едет, зато производит устрашающий рев.

— Много нарушений пресечено? Сейчас рейды прекратились?

— Нарушения были. В принципе, в Казани мы более-менее ситуацию нормализовали. А для того, чтобы в целом по всей республике ситуация была нормальной, мы еще в прошлом году передали мотоциклы в Челны, в Альметьевск, и там тоже происходят такие рейды. Мотоциклисты же не только в Казани живут, он есть практически везде. Вот сейчас прохладно на улице, снежок выпал, но даже несмотря на это в ноябре в Тетюшском районе погиб мотоциклист. Знаете, как они в деревнях ездят — на мотоциклах с люлькой, без габаритных огней и защитных шлемов. Их не замечают, и происходят столкновения и наезды.

— Направлено в суд дело Евгения Захватова, разбившегося на мотоцикле вместе с пассажиркой на Южной трассе. Его посмертно обвинили в этой аварии, хотя родные и адвокат выдвигают другую версию и заявляют, что из-за халатности сотрудников ГИБДД в деле нет ни фото, ни видео с места происшествия, поэтому его обстоятельства не установлены. Признаете претензии?

— Раз были погибшие, там работала следственно-оперативная группа. Если в процессе следствия будет установлено, что сотрудники Госавтоинспекции что-то не так зафиксировали или не собрали нужное количество доказательств — они будут привлечены к ответственности. Это не обсуждается. Вопрос в другом: мотоциклист всегда в зоне особого риска. И если бы он в данном случае ехал со скоростью в 50 км/ч, я уверен, что при любых обстоятельствах успел бы среагировать и происшествия такой тяжести не было бы. Я напомню, разрешенная скорость в городе — 60 км/ч. И когда вы превышаете этот порог до 79 км/ч, не попадая под штраф, вы угрожаете чужим жизням. В остальном, решать будет суд.

Главная цель — не штрафы, а сокращение жертв

— Приходилось слышать в определенных кругах, что в ГИБДД республики спускают план по сбору штрафов, даже цифру называли — 4 млрд рублей в год. Это правда?

— На самом деле наша главная задача и цель — сокращение числа погибших. Мы этого будем добиваться любыми способами, используя весь арсенал. Если надо — 50 камер на конкретном участке поставим, если у нас есть информация, что там постоянно бьются. Еще есть такое понятие, как место концентрации ДТП — таких 88 по республике. Работа по их устранению ведется по всем направлениям. В этом году у нас погибло на дорогах 404 человека, в прошлом было на 60 погибших больше.

Что касается «плана» по нарушениям ПДД, подход такой — никаких количественных показателей быть не должно. Если в районе растет количество ДТП с выездом на встречную полосу — я буду требовать, чтобы они выявляли именно эти нарушения и добивались снижения числа таких ДТП. «Летают» все на 108 километре и бьются — поставим туда инспектора или камеру, чтобы люди привыкли: там гонять нельзя. А разнарядок, мол, с тебя сегодня пять ремней и шесть скоростей, у нас нет. Это глупо и опасно. Пресекаться должны все выявленные нарушения.

«На самом деле наша главная задача и цель — сокращение числа погибших. Мы этого будем добиваться любыми способами, используя весь арсенал». Фото Олега Тихонова

А вообще инспектор ДПС — это конечное звено в цепочке. Он пресекает нарушения. А в первую очередь должна быть пропаганда, чтобы нарушений в принципе не было. Достучались до сознания водителя — он выезжает на дорогу на исправном транспорте, хорошо знает ПДД, со всех сторон подкован — ПДД он не нарушит, и инспектор его не накажет. И если мы хоть чуть-чуть к такому идеальному результату приблизимся, я буду считать, что мы работаем и живем не зря.

Часть 1. Новогодний сюрприз нового начальника ГАИ РТ: «Количество камер сократим, но...»

Ирина Плотникова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Габдурахманов Ленар Ринатович

  • Родился 25 августа 1980 года в г. Казани.
  • В 1997 году окончил Казанское Суворовское военное училище, в 2002 году — Казанский юридический институт МВД России.
  • В органах внутренних дел — с 1997 года.
  • С 1999 по 2004 гг. — инспектор ДПС, командир взвода ДПС полка ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан.
  • В 2001 году во время служебной командировки на территории Северо-Кавказского региона выполнял задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Ветеран боевых действий.
  • С 2004 по 2015 гг. — командир батальона ДПС полка ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан.
  • Руководил сводным отрядом ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан в рамках работы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
  • С 2015 по 2016 гг. — начальник отдела дорожно-патрульной службы и взаимодействия с правоохранительными органами УГИБДД МВД по Республике Татарстан.
  • С октября 2016 года — начальник УГИБДД МВД по Республике Татарстан.
  • Награжден медалями МВД России «За доблесть в службе», «За отличие в службе» III и II степени, нагрудным знаком «За отличие в службе ГИБДД» II степени, «Почетный сотрудник МВД по Республике Татарстан», «За отличную службу в МВД по Республике Татарстан». Имеет почетную грамоту МВД России, почетную грамоту МВД по Республике Татарстан и благодарность МВД по Республике Татарстан.
  • Женат, воспитывает сына.

Новости партнеров