Новости раздела

Сюда не ходи. Как Казани стать дружественным для пешеходов городом

Колонка архитектора Артура Айтбагина о забытых приемах снижения смертности на дорогах

Сюда не ходи. Как Казани стать дружественным для пешеходов городом

Динамичное развитие и расширение Казани должно сопровождаться мерами по снижению жертв на дорогах, уверен архитектор и наш колумнист Артур Айтбагин. Особенно это становится актуальным на фоне антирекордов, которые ставит татарстанская столица по смертности среди пешеходов. В сегодняшней колонке, написанной для «Реального времени», он предлагает приемы, благодаря которым город станет безопасным.

Как сделать город безопаснее

Казань в последние годы взяла быстрый темп на развитие и порой претендует на первые роли в России. Универсиада, международные соревнования по различным видам спорта, политические мероприятия и прочие события мирового масштаба делают наш город все более известным и посещаемым. Естественно, благоустройство и инфраструктура города должны соответствовать роли мирового города. Начинания властей в развитии города заметны, и программа благоустройства начала улучшать городскую среду. Но работа должна вестись комплексно, и работы еще много.

Все мы взбудоражены случаями гибели пешеходов, с частой периодичностью происходящими в Казани. Город, ставший по праву одним из самых благоустроенных в стране, не должен иметь такую страшную статистику. Реконструкция дорожной сети должна учитывать мероприятия по обеспечению безопасности пешеходов. Однако дороги в Казани стали качественнее, а переходы опаснее. Основные опасные факторы для пешехода — это высокая скорость автомобилей (в зоне перехода), невнимательность водителей, неправильное проектирование и малая информативность пешеходного участка. По сути, изменив эти моменты, мы сможем сделать город значительно безопаснее. Т.е. наши цели:

1. Погасить скорость автомобиля в зоне перехода

Ниже скорость — больше жизни. Водитель на малой скорости лучше оценивает ситуацию, быстрее среагирует на непредвиденные обстоятельства и даже если и собьет человека, то шансы на жизнь и здоровье у пешехода значительно выше, чем от скоростного авто. Тормозной путь машины при малой скорости — тоже в пользу жизни.

2. Повысить внимательность водителей

Будет грубо сказано, но культуры вождения ждать от наших граждан не стоит. СМС за рулем — это обыденность. Однако есть приемы, которые заставляют водителей держать внимание на дороге, например шикана (специально спланированные изгибы и повороты на дороге).

3. Исправить недостатки проектирования и повысить информативность пешеходных переходов

Пешеходный переход — это не просто обозначенное краской место, а специально спроектированная часть дорожной сети, учитывающая призму видимости, отличительные геометрические параметры и вспомогательные средства обозначения. Одним из примеров неправильной организации перехода является нерегулируемый светофором пешеходный переход на многополосной дороге. Например, видя людей, переходящих дорогу, какой-нибудь автомобиль притормаживает, а водитель, едущий на соседней полосе, просто не видит пешеходов, т.к. обзор закрыт тормозящей машиной. В свою очередь пешеход также не видит движущуюся опасность и в полной уверенности, что его пропускают, смело идет под колеса машины. Это недопустимо.

Приемы организации переходов

Есть несколько приемов организации пешеходных переходов, позволяющих сделать его безопасным. И тут я вообще нового ничего не скажу, все эти методы известны давно. Я лишь хочу напомнить о них. Итак, какие бывают мероприятия:

Излом дороги на переходе и поднятый до уровня тротуара переход служит «лежачим полицейским»

1. «Лежачий полицейский»

Пожалуй, самый известный метод, и потому останавливаться на нем не буду.

2. Подъем отметки уровня пешеходного перехода

Прием, делающий сам переход как бы протяженным «лежачим полицейским», перед которым редкий водитель не затормозит. А поднимая переход на уровень тротуара, мы еще получим комфортный участок для инвалидов, мам с колясками и для пожилых людей. К тому же на приподнятой поверхности не скапливается вода, а значит исключаются лужи, грязь и гололед.

Заужение полос и хороший обзор перехода заставляет водителей притормаживать.

3. Заужение и разделение полос в зоне пешеходного перехода

Заужение полосы до минимальной ширины для проезда автотранспорта провоцирует притормозить, т.к. нормально проехать такое горлышко можно только на маленькой скорости. Заужение и разделение полос можно совмещать с организацией островков безопасности.

Изгиб (шикана)

4. Изгибы и повороты в зоне пешеходного перехода. Шикана

Такой прием тоже заставляет притормозить, т.к. высокую скорость можно поддерживать только на прямом участке. Этот прием также можно совмещать с организацией островков безопасности. Шикана также позволяет успокоить скорость потока.

Изгиб дороги и приподнятая часть

5. Выделение зоны пешеходного перехода рельефным материалом

Прием, который редко используется в нашей стране, а зря. В Европе этот метод применяется давно и часто. Заезжая на поверхность с другим покрытием (например на брусчатку), водитель инстинктивно притормаживает и становится внимательней. К тому же это метод позволяет понимать, что на данном участке пешеходный переход, даже если сотрется зебра.

Приподнятый переход вместе с рельефным покрытием

6. Обустройство пешеходного перехода с учетом его видимости на значительном расстоянии

Зачастую о переходе напоминает только знак и зебра (если она есть). Но надо обустраивать его таким образом, чтоб уже за несколько метров до перехода была чистая зона видимости. Чтоб никак нельзя было там припарковаться. И важно организовывать освещение не только по зебре, но и до неё, чтоб видно было приближающихся к переходу людей.

7. Организация сети велодорожек

Может многим покажется странным, но организованная сеть велодорожек помогает сохранить жизни не только велосипедистам, но и пешеходам.

Изгиб для велодорожки заставляет притормаживать резвых велосипедистов перед проезжей частью

8. Гасить надо не только скорость автомобилей, но и скорость пешеходов и велосипедистов

В некоторых случаях требуется успокаивать пешеходов. Например, около школ, откуда могут выбежать дети.

Небольшой лабиринт на входе в начальную школу гасит скорость детей перед дорогой

Эти мероприятия не сильно затратные, а эффект от них — это сохраненные жизни людей. Благоустройство городской среды надо решать в общей идеологии города для пешеходов, где в первую очередь ставится комфорт человека от подъезда и до другого конца города. Парки — это хорошо и даже отлично, но до них надо еще перейти дорогу. Хотелось бы призвать наши власти собрать штаб из специалистов для решения этой задачи.

Еще раз повторюсь, что все эти приемы и методы известны специалистам из ГИБДД и архитекторам города, но по разным причинам до сих пор мало где реализованы. И, вероятно, работа будет проводиться, другой вопрос — сколько еще трагедий может произойти, пока мы так будем реагировать.

Давайте поставим задачу стать самым безопасным городом страны, давайте соревноваться в лучшем.

Артур Айтбагин, фото предоставлены автором
ОбществоИнфраструктураТехнологииБизнесТранспортВласть Татарстан
комментарии 63

комментарии

  • Анонимно 26 сент
    Мечтать необходимо, но надо быть реалистом.
    Можно например рассказать какие больницы в Дании и какие они должны быть в Иваново.
    Ну и что?
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Ну знаете ли, законы физики и анатомия везде одинаковы
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    А экономика, а следовательно и возможности везде разные.
    Не употобляйтесь марксистам, загоняющих народы террором к "счастью".
    Пошлите Ваши банальные предложения в Анголу.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Правильно, нечего уподобляться затерроризированным европейцам
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Европейцы не походили через марксистский террор - продразверстку, военный коммунизм, диктатуру "пролетариата" и т.д.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Чтобы сделать безопасные переходы, не надо много денег.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Ну и сколько будет миллионов стоить одно такое сужение улицы с 4-х полос до 2-х?
    5, 10, 20 миллионов?
    Озвучьте, пожалуйста, если Вы специалист.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Заузить полосы с помощью новой разметки весной? Ооо, это огромные вложения. Сделать метровые островки у переходов? Это намного дороже километров заборов.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Так вы писали, что кроме разметки надо ещё и поднять проезжую часть до уровня тротуара.
    И снижение трафика на улице Вишневского посчитайте.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    В статье заужение полос не означает сокращение их количества. Просто в месте перехода ширина проезда сужается (эффект горлышка) а кол-во полос остается. Расчет на то что в узком проезде скорость снижается, а после проезда полоса снова становится обычной.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Богат русский язык - сужается дорога, но не сужается проезжая часть...
    Это как?
    Было 4 полосы, а в "горлышке" стала 2.
    Пропускная способность уменьшилась?
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Ну вот на картинке видно как сужается полоса в зоне перехода (за счет островка безопасности) количество полос неизменно.

    https://www.google.ru/maps/place/Стокгольм,+Швеция/@53.575971,10.0197602,83a,35y,113.19h,45.04t/data=!3m1!1e3!4m5!3m4!1s0x465f763119640bcb:0xa80d27d3679d7766!8m2!3d59.3293235!4d18.0685808
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Ага, прям умный. Хочешь так жить, езжай обратно в деревню. Там как раз никуда не торопятся, машин нет почти, будешь там ходить пешком.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Не любите умных? Сложно адаптироваться к жизни в большом городе? :)
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Не смешите - повторять то, что увидел в туристической поездке это не "ум".
    Но тоже хорошо.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Проблема не в том что кто то умный, или поездил по европам и что то увидел. А в том что как смертность то снижать. Если вообще не поднимать вопрос, то ничего и не изменится. С некоторыми моментами в статье я и сам не согласен. Но хорошо ведь что проблему обсуждают
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Хорошо что обсуждается уже давно применяемое на практике в других странах.
    Но надо добавлять и экономическую часть.
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    А ты куда так торопишься, умник? Торопыг надо лишать прав пожизненно. От таких как ты страдают и автомобилисты и пешеходы.
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Очень хорошие и простые решения по безопасности пешеходов.

    Казань во многих аспектах лидер в стране, надо и этот тренд Казани возглавить.
    Ответить
    Анонимно 27 сент
    В принципе тот случай, когда настырность Казани и амбиции руководителей можно использовать во благо. Может быть руководители ведомств не особо переживают за судьбы людей, но снижение смертности и хорошие показатели все же могут греть душу ответственных лиц. Ну это тоже неплохо. Одно другому не мешает)) В целом тоже за то чтоб Казань стала лидером в рейтинге безопасности. Главное то что если захотят, то смогут. Президент и мэр убедительные слова смогут подобрать
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Все примеры хороши для малых городов и второстепенных улиц.А как быть если по всему Ямашева построены подземные переходы и установлены заграждения а народ лезет напролом.Наверно в таких случаях надо и с водителей снимать вину законодательно.А посмотрите как люди переходят дорогу.Сейчас секундомеры установили и что.А ничего.Вступив на дорогу человеку вдруг срочно потребовалось позвонить или что то найти в сумке.А можно и вообще снизить скорость да так что получиться неплохая пробка.А многие просто по тупому идут через переход не смотря по сторонам забывая законы физики про то что машина не в состоянии мгновенно остановиться.Ведь только по этой причине ежедневно бывает несколько ДТП на дорогах города.А какой спрос с пешехода если ему срочно приспичило перейти дорогу в метре от приближающейся машины.И пока все права на дороге будут у пешехода так и будет продолжаться это противостояние.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Вы хорошо понимаете тему, но:
    1.Даже начав со второстепенных улиц, можно спасать жизни и менять культуру вождения.
    2.На Ямашева светофор. Это уже лучше чем нерегулируемый переход. Но и на больших проспектах делают заужение полос в зоне перехода или изломы.
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Артур, вам надо с этими предложениями выйти на мэрию.

    Уверен что Метшин отреагирует и вы не только улучшите условия безопасности,а считайте лично спасете жизни и здоровье многих казанцев.

    Я убедительно прошу вас перевести ваши правильные рассуждения в практическую плоскость.
    Тем более многие из этих мер безопасности стоят копейки...
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Вы думаете в мэрии сидят недалекие люди, которые не ездят по европам и не видели как там устроено дорожное движение?
    Будут деньги в бюджете - сразу скопируют.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    у нас неплохо попилили на доступной среде... и сделали так коряво, что лучше бы и не брались
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Уважаемые комментаторы, спасибо всем за мнение. Хорошо знать реакцию людей. На мэрию выйти наверное тоже хорошо, попробуем. Если же у вас есть примеры или предложения каких либо альтернативных способов, то тоже пишите пожалуйста. Чем больше рассмотрим и обсудим вариантов, тем лучше.

    Артур
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Сколько стоит штраф в Германии за "непропуск" пешехода в процентах от средней зарплаты?
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Уважение людей друг к другу.
    Но где у его взять после 100-летей марксистской диктатуры.
    Классовая ненависть ещё сильна.
    Остановилась девица в мини юбке на пешеходному переходе нагнулась перпендикулярно водителю и начала поправлять туфли - какое уж уважение.
    А водитель так нажмет на Кларксон, что мини у неё вообще слетает.
    Так и живём...
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Кроме технического обустройства дороги есть проблемы с водителями на ходу говорящими и пишущими в смартфонах, с пешеходами, бегающими , как овцы, по пооезжей части. Причём бегают не бабушки и дедушки в деменции, а молодежь и матери с маленькими детьми. Вот кого надо активно выявлять и наказывать.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Наказывать через смертную казнь, как сейчас происходит?
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Хыхы. Не тот город. Здесь единственное, что может воспринять народ - это дальнейшее расширение дорог и снятие ответственности с водителей.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    это очень радикально, безнаказанно позволить давить бестолкового и наглого пешехода перескочившего через ограждение...
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Смысла расширять дороги нет. Тенденция будет на уменьшение пользованием личным транспортом в пользу общественного. Так будет проще, удобней и дешевле
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Предлагаю еще допущение +20км/ч еще убрать в черте города.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Это кстати верное дополнение. От +20, преимуществ нет а проблем куча.
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Всё, конечно, замечательно, до тех пор, когда по искусственно искривлённым и искусственно зауженным улицам с наземными переходами, поднятыми на высоту поребрика бордюра ... до тех пор, пока там не встретятся два красных автобуса. Можно и зеленых, не принципиально! Разъедутся, если не будет прочего транспорта?
    Казань протянулась километров на 40, как попадать из одного конца в другой? Должны быть дороги, скоростные и без препятствий, с которых есть съезд на медленные, через которые ходят пешеходы.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    А зачем красный автобус должен лезть на встречку? Пусть едет по своей полосе.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Так его правую полосу "сократили" сужением...
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Сужают двухполосные районные улицы, где автобусы не ходят. На широких проспектах есть светофоры.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Посмотрите на улицу Аделя Кутуя - 2 полосы, одна автобусная.
    Каждый день пробки - утром и вечером.
    И Вы ещё "горлышки" поедлагаете устраивать...
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    горлышки для полосы, а не для количества полос. На конкретную пробку не влияет, а на безопасность может
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    В европах так и делают.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Казань на самом деле наоборот, очень компактный город. Здесь не нужно строить автобанов внутри города. Можно радикально снижать скорость. Это спасет тысячи жизней.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Согласен. Казань не сильно то протяженная. А если сделать среднюю скорость по городу 50-60, то будет равномерный поток по городу. Можно только добавить еще один мост через Казанку и пробить в крупных кварталах несколько новых (не широких) улочек. Казань вообще можно сделать очень привлекательным городом.
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Кстати, раз уж комплексно решать проблемы, то надо и город переуплотнить. Зачем делать крупную нарезку с широкими улицами. Лучше поменьше квартал, ниже дома (5-7эт.) и уже улочки. Намного проще потом такой город обслуживать.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    А в деревне вообще авто не надо - вскочил на кобылу и на танцы в соседнюю деревню.
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Почему кстати, нет велодорожек вдоль Ямашева, Ибрагимова, Пр.Победы? Там места же много, заодно и переходы перестроить. И убрать надземные переходы, позор же
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    пешеходов на проезжей части хватает, а вы еще и велосипед туда выталкиваете
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Зачем же на проезжую часть, как раз на этих дорогах и зеленой полосы хватает. Напротив велодорожку надо чуток отделять от проезжей части, а то от машин гряз будет.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Воспаление мочевого пузыря не боитесь получить 6 месяцев в году?
    Полгода велодорожки будут не использоваться?
    Или предлагаете проложить там лыжню?
    Это будет инновационной - ни чего подобного в европах нет...
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Если собрать штаб для решения этих проблем, можно еще мэра Альметьевска туда включить. Они много делают работы в дорожном благоустройстве.
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Конечно можно сделать под Европу, но вот поймут ли люди? У нас же дае когда имеется пешеходный переход (а их сейчас очень много) большинство людей прут напрямую, ленятся дойти буквально 50м до него. Да и пешеходные мосты. даже если и оснащены подъемниками для инвалидов, но лифты не рабочие стоят
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Пока люди не научатся переходить дороги по пешеходным переходам - ничего не изменится
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Вы правы, пешеходы тоже чудачат, но и водителей надо приучать. Все таки водители это все психически и физически здоровые люди (другим просто не дают права) а пешеходы это дети, инвалиды, старики... с них все равно не так спрашивать надо
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Пока водители не научился соблюдать правила. Смертность будет расти. Притормаживать перед переходами, смотреть на дорогу и не разгоняться выше 60 км/ч (а не 80 как сейчас) - это правила которые не соблюдает никто из автомобилистов в нашем городе. Хотя в ПДД все написано.
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    В плане благоустройства и обеспечения безопасности работы много. И наши власти должны понимать что это не только сохраненные жизни, но и их рейтинг. При малой смертности их ведомства заслужат хорошие оценки. Кроме, того в комфортном и безопасном городе приятно жить и не будет оттока населения. Напротив многие будут стремиться переехать в Казань, а эту уже хороший экономический эффект. Хороший и безопасный город выгоден всем, и жителям, и властям.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Не надо писать банальность.
    Лучше дайте денег на благоустройство.
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    Деньги в Казани на благоустройство дают. С этим проблем нет. Вот только строят неграмотно. Хотя что правильно строить, что неправильно, стоит примерно одинаково. Так зачем же неправильно?
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    - Вы хотели девочку или мальчика?
    - Я хотела простор завязать шнурки.
    Ответить
    Анонимно 27 сент
    Так часто бывает - человек планировал сделать одно, а получилось совершенно иное...
    Ответить
    Анонимно 27 сент
    Не ошибается тот кто ничего не делает. Но ничего не делать это главная ошибка)
    Ответить
  • Анонимно 27 сент
    В Казани все сделано для удобного проезда машин,для пешеходов очень мало.Это позорище со стоянками во дворах надо заканчивать.Больше ходить полезно для здоровья.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Город должен быть для стариков и детей. Если этим группам населения будет комфортно, то это хороший город
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии