«Я принял колонию с долгами 156 миллионов»: начальника казанской колонии отправили под домашний арест
Под домашний арест до 15 марта отправили действующего начальника казанской колонии №2 Марата Сайфутдинова. Такое решение только что принял Приволжский райсуд столицы Татарстана, отказавшись водворять в СИЗО признающего причастность ко взяткам полковника внутренней службы, сообщает с места журналист «Реального времени».
О крайней мере пресечения суд просил следователь по особо важным делам Приволжского отдела Следкома по РТ Евгений Скрипников и старший помощник прокурора района Чулпан Шаехова. Сам обвиняемый и его адвокат Аскар Нурмухаметов предлагали более мягкую меру пресечения.
На заседании выяснились несколько новых фактов. Во-первых, уголовное дело в СК возбудили на основании разработки сотрудников службы безопасности УФСИН по Татарстану и оперативников УФСБ. Во-вторых, показания против начальника колонии дал не только осужденный за наркотики гражданин Андреев, но и три сменявшие друг друга секретарши начальника колонии, подтвердившие, что передача продуктов от родственников зэков была неоднократной и они сами составляли списки необходимого.
По данным источников «Реального времени», алкоголя и излишеств в виде ананасов и креветок в этом «меню» не было. Продукты расходовались на питание сотрудников колонии и приглашенных гостей, в том числе — проверяющих.
В-третьих, заявлять о даче взяток гражданину начальнику осужденный к 12 годам колонии Андреев начал после того, как ему не только отказали в обещанном УДО, но и перевели в другую казанскую колонию. Как уверяют источники «Реального времени», ранее в «двойке» этот осужденный был одним из главных помощников администрации, проживал не в общем бараке, а в отдельном помещении с телевизором и якобы даже имел возможность использовать запрещенный за решеткой мобильный телефон. С его помощью и при поддержке друзей на воле оплачивал «заказы» начальника, а родственники и знакомые доставляли нужный товар на проходную колонии.
В-четвертых, сегодня Сайфутдинову было предъявлено обвинение по пяти эпизодам взяток на сумму 396 тысяч рублей, и на заседании сам фигурант подтвердил — вину признает. Правда, детально рассказывать о своих преступлениях не стал.
— Осознавая, что начальник колонии за все отвечает — я признаю... Противодействовать следствию не намерен, — заявил он и, парируя доводы следствия о возможном давлении, сказал: — Это невозможно. Меня, скорее всего, уже уволили — насколько я знаю, служебная проверка проведена.
Далее Сайфутдинов напомнил суду о своих заслугах. «Учитывая, сколько лет я проработал в системе и сколько сделал для этой системы... Довольно-таки много. Эту колонию я принял с долгами 156 миллионов рублей... Но мы подняли производство и снизили задолженность до 7 миллионов рубле. Все для этого было сделано... Поэтому я со следствием сотрудничал. Прошу учесть эти факты и дать домашний арест».
Адвокат Аскар Нурмухаметов поддержал своего клиента, указав, что основные свидетели уже допрошены и их показания закреплены очными ставками с Сайфутдиновым, на которых он подтвердил сказанное свидетелями. Также защитник напомнил о большом количестве наград полковника за службу и об отсутствии у него не только желания скрываться, но и загранпаспорта.
Нурмухаметов указывал — несколько лет назад Сайфутдинов перенес операцию по трепанации черепа и нуждается в наблюдении врачей. «В условиях СИЗО его состояние может ухудшиться», — полагает защитник.
Категорически против домашнего ареста выступал следователь Скрипников. «Поскольку надзор и обеспечение этой меры пресечения будут возложены на сотрудников уголовно-исполнительной инспекции УФСИН, которые знакомы с ним (обвиняемым, — прим. ред.) лично или опосредованно и могут способствовать нарушению меры пресечения...»
Напомним, уголовные дела против начальника казанской «двойки» возбудили в Приволжском отделе Следкома по РТ по материалам оперативников 15 января. Четыре эпизода квалифицировали как получение должностным лицом взятки за незаконные действия или бездействие (ч. 3 ст. 290 УК РФ), максимальное наказание за каждое такое преступление — 8 лет лишения свободы. По пятому эпизоду Сайфутдинову инкриминируют получение взятки в крупном размере путем вымогательства (п.п. б, в ч. 5 ст. 290 УК РФ), преступление считается тяжким и наказывается сроком от 7 до 12 лет колонии строгого режима.
Все взятки, как полагают силовики, полковнику передавал один зэк. Еще в 2015 году в Кирове его приговорили к 12 годам «строгача» за сбыт и покушение на сбыт наркотических средств, а отбывать наказание отправили на казанскую «зону». По версии СК, именно у этого осужденного гражданин начальник неоднократно требовал приобретения товаров и оплаты услуг в обмен на обещания в послаблении режима содержания и содействия в условно-досрочном освобождении.
Приводим фабулу всех пяти эпизодов на 396 тысяч рублей, раскрытую нашими источниками:
- взятка телевизором и музыкальным центром на 16 тысяч рублей в период с 1 по 30 июня 2021 года. Эта техника, по данным силовиков, была установлена в служебном кабинете начальника;
- взятка оплатой 200 тюльпанов на сумму 50 тысяч рублей для личных нужд начальника — с 1 по 31 марта 2022 года. За рамками заседания прозвучало — цветами Сайфутдинов поощрил подчиненных дам в целях поднятия личного авторитета;
- взятка путем оплаты услуги — ремонта BMW начальника за 70 тысяч рублей в период с 1 по 31 мая 2022 года. Данный автомобиль 15 января был изъят силовиками;
- взятка 50 курами на 50 тысяч рублей с 1 марта по 31 мая 2023 года;
- взятка продуктами питания на общую сумму 210 тысяч рублей с декабря 2020 по июнь 2023 года: тут, по версии следствия, начальник ИК изначально выставил условие о ежемесячных продуктовых траншах на 30 тысяч.
После оглашения судебного решения Сайфутдинова выпустили из стеклянного «аквариума». По данным источников «Реального времени», в деле начальника могут появиться новые эпизоды.
Заметим, уголовное преследование начальника колонии странным образом совпало с началом контрольной проверки УФСИН по Татарстану. Проверяющие из Москвы под руководством главного инспектора уголовно-исполнительной системы главной инспекции УИС управления планирования и организационно-аналитического обеспечения ФСИН России полковника Николая Кучерова приступили к работе в Казани как раз 15 января. 22-го под его руководством в здании УФСИН намечен прием граждан.