Прокурор просил 10 лет, дали 12: за взятки осужден экс-глава отдела СК в Лениногорске
Сегодня в Нижнекамске вынесли приговор бывшему руководителю отдела СК в Лениногорске Сергею Иванову. Он признан виновным в получении двух взяток всего на 7 млн рублей и наказан 12 годами колонии строгого режима со штрафом в 10 млн рублей и лишением звания подполковника юстиции.
За посредничество взяткам казанский адвокат Сергей Новиков наказан 6 годами колонии строгого режима и запретом работы в адвокатуре в течение четырех лет, уточнил «Реальному времени» старший помощник прокурора Татарстана Руслан Галиев.
В прениях гособвинитель по делу запрашивал для обоих уголовные штрафы по 7 млн рублей и требовал посадить экс-следователя на 10,5 года, а Новикова — на 8,5. Первому суд дал срок больше, второму — меньше, применив норму о наказании ниже низшего предела.
«Мы просили прекратить дело в связи с процессуальными нарушениями», — сообщил «Реальному времени» адвокат Айдар Закиров, защищавший Сергея Новикова.
Бывший офицер СК Иванов и его защитник просили по первому эпизоду обвинения во взятке оправдать, а второй переквалифицировать на злоупотребление полномочиями.
Напомним, Алексей Иванов возглавлял межрайонный следственный отдел СК на протяжении семи лет, а в феврале 2021-го был задержан в Нижнекамске у «Макдоналдса» после получения от казанского адвоката части взятки в 1,5 млн рублей за обещание смягчить участь обвиняемого инспектора ГИСУ по делу о провальном капремонте в детской поликлинике Лениногорска.
Вкратце о фабуле обвинения:
- Эпизод 1. «Переквалификация за 4 миллиона»
В июне 2020-го директора МПП «Мастер-Строй» Хамита Хасанова заподозрили в хищении бюджетных средств на ремонт детской поликлиники Лениногорска. Перед направлением дела в суд обвинение в мошенничестве переквалифицировали на злоупотребление полномочиями. Из суда Хамит Хасанов вышел несудимым — дело прекратили, обязав уплатить штраф в 200 тысяч рублей.
Интересы Хасанова представлял адвокат Новиков, с которым глава следственного отдела был давно знаком. По версии обвинения, Иванов предложил Новикову передать клиенту требование о взятке в 4 млн рублей за квалификацию его действий по менее тяжкой статье и невозбуждение уголовных дел по другим преступлениям и пригрозил, что в случае отказа обвинение утяжелят, а в деле появятся новые эпизоды. Новиков согласился передать эту информацию, Хасанов сказанное воспринял серьезно, но платить отказался — денег не было.
Через неделю после отказа Иванов, согласно обвинению, лично изготовил на служебном ноутбуке постановление от имени руководителя следственной группы о предъявлении Хасанову обвинения в мошенничестве по части 6 статьи 159 УК РФ. И обвиняемый через адвоката занялся поиском денег — попросил 4 миллиона в долг у знакомого бизнесмена. Тот согласился, и 27 июня Новиков приехал в Лениногорск, где по указке начальника следствия положил пакет с деньгами в арестованный Volkswagen на заднем дворе СК. А через три дня Хасанову предъявили обвинение в злоупотреблении полномочиями в коммерческой организации (ч. 1 ст. 201 УК РФ), и позже суд прекратил его дело с назначением штрафа. Суд посчитал эту взятку доказанной.
- Эпизод 2. «3 миллиона за прекращение 23 эпизодов»
Еще одним итогом расследования о незаконченном ремонте Лениногорской поликлиники стало уголовное дело против куратора этих работ — главного специалиста ГИСУ РТ Рустама Хуббатова. В ноябре 2020-го следователи заподозрили его в злоупотреблении полномочиями, а затем — в 23 эпизодах служебного подлога с подписанием актов приемки работ (ч. 1 ст. 292 УК РФ). Интересы Хуббатова тоже защищал Новиков, а свидетельствовал против куратора Хасанов.
По версии обвинения, Иванов предложил Новикову обратиться к Хуббатову и Хасанову с требованием о передаче 3 млн рублей — за прекращение 23 эпизодов подлога и квалификацию действий сотрудника ГИСУ по более мягкой статье о халатности, а также за отказ от более тщательных проверок и от возбуждения новых дел по деятельности хасановского МПП «Мастер-Строй». Новиков передал требование Хасанову, а тот поделился с Хуббатовым и своим братом. Посовещались и решили — написать заявление о происходящем в УФСБ по Татарстану.
Брат Хасанова перечислил 50 тысяч рублей на указанный адвокатом счет. При попытке снять эту сумму адвокат Новиков был задержан и согласился участвовать в оперативном эксперименте и передать Иванову часть требуемой взятки в 1 млн 525 тысяч рублей.
19 февраля 2021 года казанский адвокат и лениногорский ВИП-следователь встретились в Нижнекамске, на парковке у «Макдоналдса» по проспекту Химиков. Передача происходила в машине Volkswagen Teramont, на которой приехал Иванов. Когда Новиков со свертком сел на пассажирское сиденье, водитель кивком головы указал ему назад — туда пассажир и положил «куклу», в которой 25 тысяч рублей были настоящими, а полтора миллиона — липовыми. Несмотря на этот факт, обвинение Иванову предъявили на всю требуемую сумму в 3 млн рублей.
На старте процесса бывший следователь добивался переноса суда за пределы Татарстана, заявляя отвод всем судьям и прокурорам республики. Нижнекамский горсуд с ним согласился, однако в кассации это решение было отменено. Одним из вещдоков в этом деле стал телефон покойного челнинца.
Подробности — в материале «Реального времени».