«Эдельвейс» требует 21 млн рублей с вертолетчика, обвиняемого в смерти Айрата Хайруллина
Статус гражданского ответчика по иску на 21,2 млн рублей получил сегодня пилот Жаудат Сулейманов, обвиняемый в крушении вертолета Bell-407 и гибели политика и бизнесмена Айрата Хайруллина в феврале 2020 года. До оглашения обвинения и допросов процесс в Лаишевском суде Татарстана сегодня вновь не дошел, сообщает журналист «Реального времени».
Арестовать три квартиры и гараж, взыскать 21 млн рублей
Гражданский иск на 21 млн рублей 215 тысяч рублей в суде заявила новый представитель потерпевшего ЗАО «Эдельвейс Корпорейшен» Лариса Губанова. Обоснования этой суммы на заседании не прозвучало. Хотя ранее следствием был установлен ущерб в 2 млн долларов США, или 125,6 млн рублей — по курсу на день трагедии.
Не добавила ясности и реплика председательствующего судьи Фирдависа Фазлиева: «Там в материалах дела — пять разных документов имеется о стоимости этого вертолета». Лишь после заседания адвокат потерпевшего Амира Хайруллина и компании-собственника Bell-407 Марат Мухтаров пояснил «Реальному времени» появление в иске цифры в 21 млн рублей: «Мы исходили из суммы договора купли-продажи».
Также потерпевшая сторона потребовала обеспечительных мер в виде ареста трех квартир и гаража, уверяя, что все это имущество находится в собственности бывшего командира вертолета Bell-407 и замгендиректора компании «ВостокАэроТранс» Жаудата Сулейманова. Сам Сулейманов подтвердил владение лишь одной квартирой — в Казани, на улице Достоевского. Еще одна казанская квартира, с его слов, числится за его женой, квартира в Челнах на Школьном бульваре принадлежит его сестре-инвалиду, а гараж там же — матери его несовершеннолетней дочки.
Три объекта недвижимости, за исключением квартиры жены Сулейманова, в марте 2022-го были арестованы Московским райсудом Казани. Но срок ареста уже истек, а прокуратура о его продлении не ходатайствовала.
Сегодня гособвинитель по делу, старший помощник Татарского транспортного прокурора Алина Насибуллова не поддержала ходатайство о новом аресте. Назвала его преждевременным. «Необходимо установить собственность подсудимого — направить запрос в ЕГРН», — объяснила она. Суд с этим доводом согласился, пообещал направить запросы уже завтра. В расчете, что ответы поступят до 4 июля — даты следующего заседания.
Что установили эксперты МАК
Интересы семьи покойного на заседании представлял его сын Амир Хайруллин. Самостоятельных требований он сегодня не заявлял, вопрос о компенсации морального вреда пока не поднимал.
Еще на следствии обвиняемый пилот заявил ходатайство о рассмотрении его дела в особом порядке, однако на прошлом заседании потерпевшая сторона его не поддержала — попросила время, чтобы урегулировать вопрос о компенсации. Председательствующий судья Фирдавис Фазлиев принял решение прекратить особый порядок и рассмотреть дело по существу, с допросами потерпевших, свидетелей, экспертов и подсудимого, а также исследованием доказательств.
В основу обвинения легли результаты расследования Межгосударственного авиационного комитета, которое завершилось 3 февраля 2022 года.
По версии следствия, Сулейманов при выполнении полетного задания нарушил правила движения и безопасной эксплуатации на воздушном транспорте, которые по неосторожности повлекли смерть человека и ущерб в крупном размере (ч. 2 ст. 263 УК РФ). А именно: проигнорировал неблагоприятные и опасные для продолжения полета погодные условия — не повернул машину назад, не попробовал подобрать с воздуха площадку для посадки, не переключился на управление вертолета только по приборам, а принял решение продолжить полет по запланированному маршруту — от села Левашово Алексеевского района в Матюшино Лаишевского района.
В результате при снижении в условиях, не отвечающих требованиям визуальных полетов, командир воздушного судна «потерял пространственную ориентировку, упустил контроль за высотой и допустил неконтролируемое снижение вертолета, что привело к его столкновению с замерзшей поверхностью водохранилища».
Межгосударственный авиакомитет разбирался в татарстанской трагедии два года. В день ЧП главной версией катастрофы называли погодные условия, однако МАК пришел к выводам — главной причиной катастрофы вертолета Bell- 407 RA- 01893 стало «необоснованное решение командира продолжить выполнение полета в метеоусловиях, не соответствующих правилам визуальных полетов, что привело к потере пространственной ориентировки и неконтролируемому снижению вертолета — вплоть до столкновения с замерзшей поверхностью воды».
Наиболее вероятными факторами, что поспособствовали трагедии, международные эксперты считают отсутствие у пилота опыта и навыков выполнения маневров только по приборам, а еще — невыполнение положений Федеральных авиационных правил (ФАП) о том, что при ухудшении метеоусловий до значений на грани видимости пилот должен выполнить посадку на подобранную с воздуха площадку или вернуться на аэродром вылета...»
По данным источников «Реального времени», один из свидетелей из числа авиаторов уверял — вертолет депутата Хайруллина не был оборудован техникой для полетов исключительно по приборам, поэтому использовать этот способ вертолетчик не мог. Сам же Сулейманов пояснял экспертам ситуацию в воздухе так: при перелете Камы видимость начала ухудшаться, появилась «болтанка», но до Лаишево оставалось всего 5 минут. Когда тряска усилилась, пилот заметил впереди очертания берега справа и принял решение не менять маршрут — из-за снежных зарядов можно было окончательно потерять ориентиры в пространстве. Вертолетчик пояснял — снизил высоту до 200 метров от земли уже на подходе к Лаишево, а когда тряска усилилась и пошло снижение, взял руль на себя — чтобы поднять машину вверх.
Проанализировав расположение обломков на льду, специалисты МАК пришли к выводу — разрушение началось с того, что вертолет Bell зацепил хвостовым винтом замерзшую поверхность водохранилища, в результате повредило хвост, оторвало «салазки», затем дверь багажного отсека, правую пассажирскую дверь... Вертолет проехал по льду не меньше 100 метров, опрокинулся на левый борт, в результате чего разрушилась передняя часть кабины с левой стороны. Именно там, на пассажирском сиденье, находился Айрат Хайруллин. От полученных травм он скончался на месте. Его помощник, сидевший на заднем пассажирском сиденье, был ранен, но выжил. Пилот смог выбраться из разрушенной кабины самостоятельно.
40 лет в авиации закончились скамьей подсудимых
За плечами обвиняемого — 14 тысяч часов налета без авиапроисшествий и инцидентов. 40 лет назад окончил Сасовское училище и сразу приступил к работе в национальной компании «Саха-Авиа» — вторым пилотом самолета Л-410. Затем летал на вертолетах Ми-2 и Ми-8. Через 11 лет, в 1993-м, стал командиром вертолета Ми-8.
В 2001-м перебрался в Татарстан — приняли на работу в ОАО «Казанское авиапредприятие» командиром вертолета Ми-8. В 2005-м прошел переобучение на американских моделях вертолетов Bell-407 и R-44, причем первый сертификат получал за океаном — в Bell Helicopter.
В 2012-м перешел в ООО «ВостокАэроТранс» пилотом и командиром воздушного судна. На момент аварии занимал в компании еще и должность заместителя гендиректора по организации летной работы, иначе говоря, летного директора.
Еще на первом заседании Жаудат Сулейманов сообщил — вину полностью признает.