Новости раздела

«Надо биться не за два часа обязательного татарского, а за возможность сдавать на нем ЕГЭ»

«Языковой вопрос» можно решить так, чтобы было удобно всем, — уверен экс-ректор ветеринарной академии Рифат Курбанов

Бывший руководитель Казанской ветеринарной академии (КГАВМ) в своей колонке, написанной для «Реального времени», предлагает перевести спор об обязательности преподавания татарского языка в школах Татарстана в иную плоскость. Надо понять обе стороны — и тех, кто не желает преподавания их детям татарского языка, и тех, кому удобнее полноценно на нем учиться, — считает Рифат Курбанов.

Зашли слишком далеко

Читаю дискуссии по поводу преподавания татарского языка в школах в Сети, особенно комментарии, и становится страшно. Это уже прямо битва какая-то. Такие искры летят, что не дай бог загорится. И уже, наверное, многие видят, что ситуация выходит за пределы первоначальной редакции, что начинается межнациональная грызня. Возможно, это именно то, что подразумевалось кем-то с самого начала. На первый взгляд хочется сказать — на пустом месте. Но, как известно, из ничего ничего не бывает.

Каких только причин отказа от изучения татарского не придумывали в этой дискуссии. Якобы используются не те методики преподавания. Возможно. Я не преподавал в школе, но преподавал в вузе. И убежден, что уровень знаний зависит в первую очередь не от методики, а от преподавателя — это, вообще-то, общеизвестная истина. Но ведь сторонники отмены обязательного преподавания татарского языка в школе борются не за изменение методики преподавания. Введи в школе идеальную методику — разве они откажутся от своих требований? То есть это, мягко говоря, лукавство.

Некоторые говорят — не те преподаватели. Доходят до огульного охаивания преподавателей, как будто рядовая учительница татарского языка в чем-то виновата. Опять же, уверен, поменяй всех преподавателей на идеальных, мало кто из окружения Щеглова изменит свои требования. Это тоже лукавство.

«Не только русские, но и многие руководители-татары не отказались бы выступить перед определенной аудиторией на татарском, однако… Фарид Мухаметшин говорил, что два с половиной года потратил на изучение татарского. А ведь он очень занятой человек». Фото Романа Хасаева

Говорили об объемах преподавания татарского языка — якобы они слишком велики. Но вот вроде бы оставили два часа обязательных уроков татарского языка — и тут же в Москву пошла жалоба, что Татарстан саботирует указания Путина. Значит, и это не причина.

Широко применяется демагогия о правах детей, которые, якобы, не хотят учить татарский язык. Так у нас есть дети, которые вообще не хотят учиться. Давайте будем соблюдать и их права? Есть дети, которым нравится химия, кому-то нравится физика, кому-то — астрономия, а кому-то — вообще гастрономия. Мы уже идем в этом направлении. Если старшее поколение сдавало одинаковые экзамены, то сейчас — только то, что нужно для поступления в вуз. Ну, давайте, кто-то у нас будет с первого класса учить только химию, а кто-то — только физику. И ведь никто не пишет заявление, что мой ребенок будет гуманитарием, поэтому пусть изучает математику на добровольной основе. А про татарский язык пишут.

Еще один из доводов — язык не применяется в жизни. Во-первых, здесь игнорируются причинно-следственные связи. Как ты применишь язык, если не знаешь его? Не только русские, но и многие руководители-татары не отказались бы выступить перед определенной аудиторией на татарском, однако Фарид Мухаметшин говорил, что два с половиной года потратил на изучение татарского. А ведь он очень занятой человек. А во-вторых, многое ли из того, что мы изучаем в школе, потом непосредственно пригодится в жизни? Скажите честно, многие ли пользовались в жизни алгебраическими уравнениями, тригонометрическими функциями? А ведь никто не ставит под сомнение необходимость их изучения. В этом отношении можно привести много примеров. Тогда такой вопрос — а есть ли необходимость изучения русского языка в школе?! Ведь русские, да и многие нерусские, его и так знают — на бытовом разговорном уровне (некоторые же предлагают давать детям знание татарского на этом самом бытовом уровне). Для этого школа не нужна. Сидя перед телевизором, русский язык вполне можно выучить. А уж если литературу читать?! Разве мало тех, кто, став уже взрослым, разговаривает на русском на том же уровне, что и до школы. Да, я несколько утрирую, но не слишком сильно. А нужно ли токарю, слесарю, да и многим другим знание русской грамматики или фонетики? Так давайте и изучение русского языка в школе сделаем добровольным, факультативным (надеюсь, все понимают, что это риторическое предложение). Кому надо — пусть учит. Мне сейчас скажут — ну и чушь несет. Но почему эту чушь можно нести в отношении татарского языка?!

Все это отговорки и лукавство.

Но каковы же тогда истинные причины многолетних жалоб по этому поводу в Москву?

«По моему мнению, одна из основных причин создавшейся ситуации — принудиловка, т. е. именно обязательность изучения татарского языка. Человек такое существо, которое всегда сопротивляется принуждению, оно всегда вызывает у него протест». Фото gdb.rferl.org

ЕГЭ — на родном языке

Начну с самой безобидной причины — элементарной человеческой лени. Да, именно лени. Каков механизм? Садится ребенок готовить уроки. Как обычно: «Папа, помоги по арифметике». Папа помогает. По физике, с трудом, но тоже помогает, и даже по химии. «Папа, а какой будет винительный падеж у слова «ипи» (хлеб)? А папа не то что в винительном падеже, он и в именительном такого слова не слыхал. Полный провал. Поколеблен авторитет отца. Неподготовленный сын получил «двойку». Отец раздражен, а при низкой оценке на четверть вообще озлоблен.

Но вместо того, чтобы разобраться с сыном в вопросе, он говорит: «Да зачем он нужен, этот татарский язык?! Какого черта?». И этот папа необязательно русский. Но нерусский папа в Москву по этому поводу писать не будет. Потому что нужно сочетание факторов. А одним из таких факторов в годы суверенитета Татарстана было то, что практически все министры и главы были татарами, при том что русских в Татарстане было 43%. Был такой перегиб? Был. Раздражало это русских? Естественно. И, по моему мнению, отставка Халикова (и назначение на его должность Песошина) преследовала двойную цель. Во-первых, «кинули кость» вкладчикам ТФБ, а во-вторых, решили кадровый вопрос в национальном аспекте. Но писать об имеющейся дискриминации по национальному признаку небезопасно (разжигание национальной розни), а завуалировать это под нарушения в преподавании татарского языка можно. Цель почти одна и та же.

По моему мнению, одна из основных причин создавшейся ситуации — принудиловка, т. е. именно обязательность изучения татарского языка. Человек такое существо, которое всегда сопротивляется принуждению, оно всегда вызывает у него протест. И не учитывать этот психологический аспект значит только усугублять ситуацию. Как показывает ситуация, у некоторых неприязнь к татарскому языку перерастает в неприязнь к татарскому народу (посмотрите те же комментарии). Поэтому мое твердое мнение: русские должны изучать татарский язык добровольно. Уверен, тогда желающих изучать татарский язык станет больше. И не исключено, что сын, став взрослым, может упрекнуть родителей за то, что они лишили его такой возможности. Притом бесплатной.

Мы всегда смещаем акценты. Сегодня мы акцентируем внимание на обязательности татарского языка как государственного. Хорошо. Я вижу, как хорошо знает государственный язык тот же Мухаметшин, прекрасно его знает Марат Ахметов, знает Рустам Минниханов, еще кое-кто. А знают ли государственный татарский язык другие руководители-татары, которые обязаны знать его по должности? А мы пытаемся обучать детей-нетатар, при том что, возможно, некоторым из них он действительно совсем не понадобится.

«Речь надо вести не об изучении татарского языка всеми подряд, а об обучении татарских детей в школе на татарском языке по всем предметам». Фото art16.ru

Главная проблема сегодня заключается в потере татарского языка татарами. Поэтому речь надо вести не об изучении татарского языка всеми подряд, а об обучении татарских детей в школе на татарском языке по всем предметам. А главным препятствием на этом пути является ЕГЭ на русском языке. Многие родители-татары пишут заявление об обучении своих чад на русском языке только из-за этого.

И сегодня, по моему мнению, главная задача руководства Татарстана — биться не за два часа татарского для всех, а за возможность сдавать единый госэкзамен на татарском языке. Потому что сдача ЕГЭ на русском языке для ребенка, который изучал предметы на татарском, равносильна тому, чтобы русские дети сдавали экзамен на английском. Мне говорят — назад ходу нет. Нет, это будет движение вперед. Технически это сегодня не представляет проблемы. Перевести вопросы, говорят, может даже компьютер.

Насколько я знаю, наше руководство добилось отмены ограничения сроков пребывания в должности для руководителей регионов, мне кажется, без достаточных оснований отметило тысячелетие Казани (молодцы!), получило право проведения Универсиады и на высоком уровне ее провело, сохранило должность президента. И очень надеюсь, добьется сдачи ЕГЭ на татарском языке. Остальное приложится.

Рифат Курбанов
ОбществоКультураОбразование

Новости партнеров