Новости раздела

Опрос предпринимателей: раздел бизнеса «без шума и пыли» — возможен ли?

Можно ли красиво выйти из ситуации, когда учредителям стало тесно вместе

Высоким искусством можно считать дружбу после развода. Особенно если это касается «развода» партнеров по бизнесу. Не всем учредителям удается красиво поделить совместную компанию и мирно разойтись. Как сохранить бизнес и где его делить — за столом переговоров или в суде, узнавали в «Бизнес-задачнике» на этой неделе.

Один из учредителей решил выйти из бизнеса. Остальным владельцам компании приходится выбирать из двух вариантов. Первый — «вынуть» из оборота столько средств, сколько хочет партнер, и отпустить его с миром, хотя это, по сути, обескровит фирму. Во втором варианте придется через суд по справедливости делить и активы, и убытки. Как сделать так, чтобы раздел фирмы не стал травмой для предприятия и сотрудников?

Если вы хотите предложить свою бизнес-задачу, пишите на info@realnoevremya.ru с пометкой «Опрос».

  • Олег Скобельцын

    Олег Скобельцын генеральный директор компании НПК «СОЖ Синтез»

    Оба варианта — это крайности. Я считаю, что надо прийти к консенсусу: справедливо отразить при выходе из бизнеса прибыль и убытки. Необходимо сделать это корректно, не через суд, а путем переговоров. Следует оценить реальную рыночную стоимость доли одного из учредителей и только затем выплатить ее так, чтобы это было не смертельно для текущей деятельности компании.

  • Илья Семухин

    Илья Семухин директор компании «Эвергрин»

    В такой ситуации я использую принципы медиации. Медиация — это вид урегулирования споров, в котором принимает участие посредник. Он помогает всем сторонам высказать требования, что позволяет прийти к удобному для всех решению проблемы.

    Медиацию можно применить не только при конфликте, но и для поиска выхода из проблемы. В Казани есть Центр медиации, в котором я часто консультируюсь по спорным вопросам. Они дают равное право высказаться и сформулировать желания обеим сторонам. Медиатор задает уточняющие вопросы. Всем предпринимателям полезно обладать подобными навыками ведения переговоров.

  • Оксана Лабузова

    Оксана Лабузова учредитель ООО «Реал-Рент»

    К сожалению, мне два раза приходилось выходить из партнерства. По опыту могу сказать, что и первый, и второй варианты невыгодны всем. Если партнеры — здравомыслящие люди, которые принимают решения не на основании эмоций, а опираясь на точный расчет и рыночные реалии, то они постараются быстро договориться, чтобы избежать лишних потерь и проблем.

    Что касается первого варианта, то никто из партнеров никогда не даст «столько, сколько хочешь». Речь идет о договорной разумной цене. Если стороны приходят к консенсусу быстро, то в выигрыше все: и тот, кто выходит, так как он быстро получает деньги и может развивать другой бизнес, и те, кто остается, — поскольку компания избавляется от противоречий между учредителями.

    Что касается судов, то в них выигрывают только юристы, потому что получают гонорары и заинтересованы в затягивании дел. Любая сторона проигрывает — как по времени, так и в деньгах — по многим причинам. Во-первых, это затяжной процесс, поэтому стороны нескоро смогут полноценно пользоваться собственными активами; во-вторых, возникают репутационные риски; в-третьих, компания не может нормально функционировать; в-четвертых, работники на нервах и т. д. И самое важное — не факт, что раздел будет справедливым, ведь оценочные отчеты могут отличаться. В результате время будет потеряно, а эффекта не будет. Все равно придется договариваться.

  • Леонид Барышев

    Леонид Барышев генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ»

    Самый простой способ здесь — взять в банке кредит, равнозначный стоимости доли выходящего учредителя. А оставшиеся акционеры будут гасить этот кредит. Ведь по большому счету бизнесу все равно, каким будет капитал: акционерным или кредитным. Если акционеры настолько в разладе друг с другом, что совершенно не заботятся об имидже компании, можно пойти и в суд. Но надо понимать, что такой вариант нанесет ущерб компании. Суд — признак того, что между учредителями не существует консенсуса даже по такому вопросу, как акционерный капитал. Значит, и компания долго не проживет.

  • Азат Назмутдинов

    Азат Назмутдинов основатель кафе «Кыстыбый»

    Вопрос достаточно деликатный, здесь нужно учесть интересы всех сторон. Однозначно проблему нужно решать совместно, а не через суд. Суд не знает всех тонкостей, поэтому не сможет до конца понять суть разбирательств. В качестве варианта можно часть доли учредителя сделать пассивной. Допустим, если учредитель получал 50% прибыли, то на выходе его активы остаются в компании, но теперь прибыль составит 15—20%. Еще один вариант — можно вернуть долю учредителю постепенно, например, в течение года. Так компания не уйдет в минус, а вышедший учредитель получит свои активы, просто не сразу. Еще один возможный выход — перепродать долю. Нужно просто взять в команду нового учредителя, который на входе выкупит долю выходящего партнера.

    У меня возникали такие ситуации. В основном все удавалось решить. Хотя были случаи, когда мои взгляды расходились с мнением команды. Но я ставил в приоритет компанию, поэтому шел на уступки.

  • Роман Гузеев

    Роман Гузеев управляющий партнер компании Imagine Group

    Судебных разбирательств однозначно следует избегать. Диалог — прежде всего, нужно договариваться. Если учредитель озвучил определенную сумму, значит, он чем-то ее аргументирует. В ответ нужно приводить свои доводы. Когда человек адекватен, все можно решить мирным путем. Чтобы ситуация не сказалась болезненно на компании, на сотрудниках, необходимо поговорить с коллективом, обрисовать людям перспективы, мотивировать новыми интересными проектами. Мы прошли такую ситуацию. Тогда удалось договориться, все разрешилось хорошо.

  • Артур Баширов

    Артур Баширов генеральный директор компании «Технократия»

    Лучший выход — договориться еще на берегу. Это значит, что все учредители изначально должны прописать регламент выхода из состава компании. Там черным по белому будет разъяснено: как оценивается доля, каким образом и в течение какого периода она выплачивается, как проходит процедура выхода. Регламент позволит разойтись мирно. Я сам неоднократно проходил через такие ситуации, и такой документ всегда приходил на помощь. Конечно, бывают случаи, когда, несмотря на наличие регламента и первичных договоренностей, у человека возникают неадекватные просьбы. Но это скорее исключение, чем правило.

    Если регламента нет, а доля, которую просит выходящий учредитель, действительно очень велика, нужно принимать стратегическое решение. Важно понять, что для остальных собственников более приоритетно: отстаивать свою позицию или экономить силы и средства, чтобы в это время спокойно зарабатывать деньги. Суд выжимает из учредителей гораздо больше эмоций, сил, времени, ресурсов. А простой диалог обходится дешевле.

  • Александр Лозовский

    Александр Лозовский директор розничной сети «Ситилинк»

    Оба варианта тяжелые и несут угрозу для бизнеса. С одной стороны, необходимо договариваться. С другой — договариваться о таком процессе, который бы не нанес непоправимого ущерба бизнесу. Суд в данном случае — не панацея. Нужно понимать перспективы такого разбирательства. Важно учитывать все нюансы: характер акционерного соглашения, какие выплаты оно предусматривает.

    Самый цивилизованный выход — договориться с этим учредителем о постепенном выводе средств. Деньги ему будут выданы не единовременно, а в течение полутора-двух лет. За это время можно привлечь заемные средства либо ввести в бизнес нового собственника. Мои знакомые-бизнесмены расходились, будучи совладельцами. Они действовали в рамках соглашения о выводе средств равными долями в течение оговоренного периода. Процесс прошел максимально корректно, все остались довольны.

Алина Губайдуллина, Екатерина Гумарова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

БизнесКейс

Новости партнеров