Новости раздела

Без денег, но с крыльями: кому достанутся залоги «ВИМ-Авиа»

Реализовать авиатехнику без существенной скидки залогодержателям не удастся

Кредиторы «ВИМ-Авиа» завалили суды исками с требованием о выплате долгов. Расплачиваться перевозчику нечем, тем более что большая часть его имущества заложена банкам. Как стало известно «Реальному времени», в залоге находятся как минимум 20 двигателей для Boeing и другая авиационная техника. В случае банкротства реализовать все это без дисконта будет непросто. У самой же компании четы Мурсекаевых теперь есть проблемы посерьезнее финансовых. Подробнее — в нашем материале.

Четыре банка и 20 двигателей

«Коммерсант» назвал сумму ущерба по делу «ВИМ-Авиа». Он оценивается в 4,7 млрд рублей. В числе потенциальных пострадавших — банки, лизинговые компании, а также туристические агентства и прочие контрагенты, которые рискуют не вернуть свои деньги. При этом большая часть имущества перевозчика на общую сумму 2,2 млрд рублей, по сведениям издания, находится в залоге у кредиторов.

Полного списка кредиторов «ВИМ-Авиа» нет, однако известно, что среди них — банки «Абсолют», «Зенит», «Авангард» бизнесмена Кирилла Миновалова, а также банк «Образование», в апреле лишившийся лицензии.

Существенная доля имущества авиакомпании до недавних пор была заложена банку «Зенит» (контролируется «Татнефтью»). В качестве обеспечения по кредитам ему передано 5% от уставного капитала «ВИМ-Авиа», следует из данных ЕГРЮЛ. Правда, номинальная стоимость этого залога составляет всего 2,5 тыс. рублей (размер уставного капитала перевозчика — 50 тыс. рублей).

Кроме того, в залоге у «Зенита» ранее находилось несколько единиц техники «ВИМ-Авиа». Речь идет о 10 авиационных двигателях PW 2040 и Trent 892B, а также вспомогательных силовых установках. Ссуды под залог указанного имущества были долгосрочными. По данным сервиса «СПАРК-Интерфакс», обязательства «ВИМ-Авиа» по ним истекали в конце 2020 года. Но недавно вместо «Зенита» владельцами этих залогов стало московское ООО РНГО.

В «Зените» не называют общий размер долга «ВИМ-Авиа», но говорят, что крах компании не повлияет на финансовый результат банка. «Зенит полностью закрыл риски, связанные с дефолтом по кредиту «ВИМ-Авиа». Соответствующая информация имеется в распоряжении у ЦБ РФ. Тем не менее мы ведем конструктивный диалог с кредиторами и государственными органами касательно дальнейшей судьбы авиакомпании», — сказали «Реальному времени» в пресс-службе банка.

Банк «Авангард» с июня 2017 года держит в залоге товары и авиационные запчасти «ВИМ-Авиа» на сумму 157,3 млн рублей. В залоге у «Абсолют Банка» — два авиационных двигателя Rolls-Royce. Договор залога был заключен в январе 2017 года, а обязательства перевозчика перед банком должны быть погашены в конце 2023 года. В обеспечение банку «Образование» также отдано два двигателя PW 2040.

«ВИМ-Авиа» кредитовали не только банки. Одним из крупнейших залогодержателей является московское ООО «Ами-М», принадлежащее некоему Сергею Петрушину. В залоге у этой компании находится шесть авиационных двигателей (CFM56-3C1, PW 2037M, PW 2040).

«Абсолют Банк» и «Авангард» не ответили на запросы, в «Ами-М» на звонки не реагируют. Представители должника комментировать ситуацию отказываются. «Обратитесь за комментарием в нижеперечисленные банки», — сказала представитель «ВИМ-Авиа» Елена Федорова.

Сейчас кредиторам авиаперевозчика придется оперативно искать, куда пристроить его авиапарк и технику, говорит старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. Для банков реализовать залоговое имущество без существенного дисконта будет затруднительно, поскольку высокий сезон в этом году уже завершился, считает он.

Плохая стратегия и вывод активов

Отныне «ВИМ-Авиа» грозит не только банкротство. 17 октября Следственный комитет России (СКР) сообщил об уголовном деле в отношении ее руководства и собственников. В ситуации с авиакомпанией усматриваются признаки преднамеренного банкротства. Следствие считает, что в 2016—2017 годах перевозчик, испытывая трудности, заключал невыгодные для себя сделки, повлекшие «огромные финансовые затраты» и неспособность отвечать по обязательствам перед кредиторами. Целью сделок был, в частности, «вывод активов за рубеж в пользу аффилированных организаций», заявил СКР.

17 октября Следственный комитет России сообщил об уголовном деле в отношении руководства и собственников «ВИМ-Авиа». realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

По данным Следкома, при заключении ряда договоров с иностранными компаниями не указывалась точная стоимость сделок, в итоге суммы, которые выплачивала «ВИМ-Авиа», многократно увеличивались. Чтобы платить контрагентам, перевозчик получал многомиллиардные кредиты. При этом генеральный директор Александр Кочнев и «иные лица из числа собственников и руководства» поручали бухгалтерам искажать отчетность компании и скрывать высокий уровень закредитованности.

Гущин из АКРА считает, что у краха «ВИМ-Авиа» были и экономические предпосылки. По его словам, с 2016 года компания вела агрессивную политику по увеличению доли рынка. С начала прошлого года по август нынешнего кресельная емкость перевозчика выросла в четыре с лишним раза. Пассажиропоток же рос медленнее: в 2016 году — на 50%, в I полугодии 2017-го — на 53%. «Все это не могло не отразиться на эффективности использования флота: по нашим оценкам, пассажирооборот на одно кресло в первом полугодии 2017 года снизился более чем на 20% от уровня первого полугодия 2016-го», — говорит Гущин.

Также, продолжает он, с конца прошлого года на рынке авиаперевозок наблюдалось снижение тарифов. Частично оно было связано с сокращением операционных расходов авиакомпаний, но имел место и демпинг. В совокупности все это привело к тому, что «ВИМ-Авиа» не смогла генерировать достаточный денежный поток и отвечать по обязательствам, резюмирует Гущин.

В долгах, но не банкрот

На сегодняшний день компания четы Мурсекаевых завалена исками от кредиторов. Претензии к ней есть у Росавиации, Росгидромета, аэропортов, гостиниц, организаций, обслуживающих самолеты, и т.д. Почти ежедневно суды регистрируют по несколько заявлений с требованиями к «ВИМ-Авиа».

Однако ни одна из стадий банкротства в отношении перевозчика не введена. В конце сентября иск о банкротстве «ВИМ-Авиа» подал конкурсный управляющий «М Банка», но суд возвратил ему заявление.

Напомним, в июне авиаперевозчик начал задерживать рейсы, из-за чего возникли проблемы у множества туристов. Ситуация повторилась в сентябре. Более того, задержки приняли массовый характер, а Рашид Мурсекаев объявил о «тяжелой экономической ситуации» в компании. Вскоре после этого в СМИ появилась информация, что основатель компании покинул Россию, однако официально она не подтверждена. Где сейчас находятся Рашид и Светлана Мурсекаевы, неизвестно. Недавно глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что общий размер долга «ВИМ-Авиа» составляет порядка 10 млрд рублей.

Артем Малютин
Справка

ООО «ВИМ-Авиа» было учреждено в 2002 году в Москве, но в феврале 2016 года получило татарстанскую прописку, зарегистрировав головной офис в Богатых Сабах. Владельцем 99% авиакомпании является Светлана Мурсекаева, у Рашида Мурсекаева —1% в уставном капитале. В 2016 году выручка компании составила 17,2 млрд рублей, чистая прибыль — 89 млн.

БизнесТранспорт Авиакомпания ВИМ-АВИА

Новости партнеров