Новости раздела

Узкий «Камский горизонт»: имущество банка едва покрывает одну десятую требований кредиторов

Рожки да ножки: у челнинского банка из активов — подержанные «Мерседес» и «Ягуар», офис и права требования сомнительной ценности

Имущество банкротящегося «Камского горизонта» продают с аукциона. Большая часть лотов — права требования по кредитам, среди которых — долги владельца банка и загадочные займы «физиков», которые, кажется, никто не гасил. Перспективы на их продажу — туманны. Материальное имущество представлено головным офисом кредитной организации, челнинской квартирой, гаражом, четырьмя машинами и офисной техникой и мебелью. АСВ оценивает их в 71,4 млн рублей, а оценщики — в два раза дешевле. При этом сумма требований кредиторов к банку в 10 раз превышает рыночную стоимость его материальных активов. Подробности — в материале «Реального времени».

Остатки «Камского горизонта» распродадут в сентябре

Агентство по страхованию вкладов, выступающее в роли конкурсного управляющего, выставило на продажу имущество «Камского горизонта». Торги назначили на 25 сентября 2017 года на электронной площадке ООО «Сатурн» посредством открытого аукциона.

Наследие «Камского горизонта», прямо скажем, небогатое. В перечне — 645 лотов. Однако реальное имущество описано всего в восьми лотах. Остальное — права требования по кредитам.

Из восьми «материальных» лотов три — это объекты недвижимости, четыре — легковые автомобили. Восьмой лот — банковское оборудование, мебель, оргтехника, сетевое оборудование и прочее имущество (58 позиций). Впрочем, и с ними не все гладко.

Только офис, «однушка», гараж, и те переоценены

Из нескольких офисов «Камского горизонта» в собственности банка был только один — головной в Набережных Челнах на Московском проспекте, 120. Он представляет собой основной недвижимый актив, выставленный на торги. Это два офисных помещения на двух этажах — цокольном и первом, общей площадью 1224 кв. метра. Вместе с «имуществом» (250 позиций) стартовую цену установили в размере 60,8 млн рублей. То есть в среднем в 50 тысяч за квадратный метр.

Однако эту цифру интересно сравнить с результатами оценки имущества, опубликованными АСВ ранее. В июне оценщики из ООО «Инвест Проект» провели осмотр всего имущества «Камского горизонта». По их данным, балансовая стоимость помещений составляет только 56,3 млн рублей. Несмотря на то, что эксперты в целом посчитали состояние помещений хорошим и офисы не требующими ремонта, рыночная стоимость в отчете оказалась еще ниже — 29,2 млн рублей — более чем в два раза ниже заявленной стартовой цены.

Чуть получше обстоят дела и с двумя другими объектами недвижимости. Однако их стоимость гораздо ниже двух первых. Стартовую цену на челнинскую квартиру по ул. Академика Рубаненко площадью 44 квадратных метра на торгах установили в размере 1,68 млн рублей. Оценщики считают, что ее рыночная стоимость — 1,65 млн рублей. Гараж АСВ намеревается продать за 390 тысяч рублей, но эксперты оценили его всего в 279 тысяч.

Таким образом, АСВ планирует получить порядка 63 млн рублей за недвижимость, но рыночная ее стоимость оценивается всего в 31 млн.

«Поезженные» Mercedes-Benz и Jaguar по цене новых

Схожая ситуация обстоит и с автопарком «Камского горизонта». Всего в гараже банка — четыре легковых автомобиля, два из которых — представительского класса. Все их на аукцион выставили по балансовой стоимости. Самый новый — Mercedes-Benz E 200 2015 года с пробегом в 70,5 тыс. км — за 2,2 млн рублей. В 2015 почти во столько оценивался новый автомобиль. Сейчас цена в салонах стартует от 3 млн рублей. Jaguar XJ 2014 года с пробегом в 32 тыс. км продают за 3,8 млн рублей (новый на рынке — от 4,5 млн). Nissan Almera 2013 года с пробегом в 92 тыс. — за 508 тыс. рублей. Volkswagen Polo 2012 с катастрофическими цифрами на счетчике в 234 тыс. км — за 599 тыс. рублей. Итого АСВ хочет получить с «конюшни» банка почти 7,2 млн рублей.

Однако оценщики считают, что все четыре машины едва тянут на 4,2 млн рублей, несмотря на то, что состояние двух люксовых автомобилей посчитали хорошим, а двух других — удовлетворительным. За Nissan на рынке можно получить 282 тыс. руб., за Volkswagen — 274 тыс., за Mercedes — 1,3 млн, за Jaguar — 2,3 млн.

Долги владельца банка и четыре сотни невозвратных кредитов «физиков»?

Еще интереснее дела обстоят с правами требования. В общей сложности на торги выставлены долги 637 заемщиков. Из них — 12 юрлиц и три индивидуальных предпринимателя. Размеры их обязательств варьируются от 111 тысяч рублей до 31 млн. Причем самый крупный — в 31 млн рублей — был выдан в апреле 2016 года ООО «Айавто Москва». Сумма задолженности круглая, и может сложиться ощущение, что выплат по нему не было.

«Айавто Москва», согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», принадлежит Сергею Вострикову — владельцу «Камского горизонта». С 24 ноября прошлого года компания находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юрлицу (лицензию «Камского горизонта отобрали 3 ноября). Скорее всего, это ООО является оператором проекта акционера банка Вострикова, который декларировал идею о создании интернет-аукциона подержанных машин, получившего название «Айавто»

Более загадочная ситуация с долгами физлиц. Всего на аукцион выставлены права требования по 625 кредитным договорам. 417 из них выданы в 2016 году. При этом абсолютное большинство выдано с апреля по сентябрь. По 403 из них указаны круглые суммы задолженности, например, 1 млн 800 тыс., 600 тыс. и т. д. Вряд ли заемщики с апреля не выплачивали тело долга, а погашали только проценты. Скорее, можно предположить, что речь идет о тех кредитах, которые не возвращались вообще.

Реальное имущество тянет только на 10% от нужной суммы

Учитывая непонятную ситуацию по правам требования, вряд ли стоит рассчитывать на реальные доходы с их продажи. По «вещественным» лотам АСВ планирует получить максимум 71,4 млн рублей: 63 млн — за недвижимость, 7,2 млн — за автомобили, 1,3 млн — за прочее имущество из восьмого лота. Однако понятно, что на аукционе цену на них существенно скинут. Вероятнее всего, в лучшем случае имущество будет продано примерно по рыночной цене, указанной оценщиками. То есть недвижимость может уйти с молотка за 31 млн, а машины — за 4,2 млн. Оценка имущества из восьмого лота экспертами не проводилась, но, очевидно, что на аукционе сбавят и его стоимость. Само АСВ готово, в случае неудачных торгов, выставить его снова на продажу в январе — марте 2018 года с дисконтом. Максимальная его величина может достигнуть 16% от начальной цены продажи лота, то есть чуть более 200 тысяч рублей.

Таким образом, конкурсный управляющий в лице АСВ вряд ли может рассчитывать на сумму более 35,5 млн рублей. Напомним, что размер требований кредиторов по состоянию на 1 июля — 377 млн рублей. Реальное имущество, выставленное на аукцион, тянет только на 10% от нужной суммы.

«Буревестник» банковского кризиса

«Камский горизонт» потерял лицензию еще до начала фактического банковского кризиса в Татарстане — Центробанк отозвал ее 3 ноября 2016 года. Одной из причин было указание регулятора досоздать резервы на возможные потери «по фактически отсутствующим активам». Исполнив это указание, «Камский горизонт» полностью утратил собственный капитал. Однако вместе с этим ЦБ указал, что «банк был вовлечен в проведение сомнительных транзитных операций». Вдобавок он представлял регулятору недостоверные сведения.

11 января по иску ЦБ «Камский горизонт» был признан банкротом, в отношении него запущено конкурсное производство. Одновременно в банке обнаружился серьезный объем забалансовых вкладов, что вылилось в уголовное дело. Когда АСВ начало выплачивать вкладчикам страховку, выяснилось, что желающих получить ее больше, чем нужно. Информация о некоторых вкладчиках «полностью или частично» отсутствовала в реестре, сообщало агентство.

«В структурных подразделениях банка в Москве действовала организованная работниками банка мошенническая схема по привлечению денежных средств физических лиц во вклады без их отражения в официальном балансе с последующим их хищением», — сообщало АСВ. По заявлению госкорпорации 15 декабря Следственное управление УВД по Москве возбудило дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ (хищение чужого имущества).

Уже к началу февраля в АСВ поступило более 720 заявлений от вкладчиков, не обнаруживших себя в реестре, их общие требования составляли порядка 700 млн рублей.

Дмитрий Семягин, Артем Малютин

Новости партнеров