«Условия жизни татар в Афганистане чем-то напоминают эмигрантские»
Соплеменники в горах Гиндукуша: незнакомые собственным властям, спасение культуры от талибов и надежды на возвращение в Татарстан
На прошедшем VI съезде Всемирного конгресса татар было немало делегатов дальнего зарубежья. Так, Абдул-Ахмад Хан Татар приехал из Афганистана. На родине он возглавляет Совет афганских татар. В интервью корреспонденту «Реального времени» заграничный гость поведал, как живут его соплеменники в той далекой стране, что привело их туда и как они спасали свое культурно-национальное наследие от Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
«Государство наконец-то о нас узнало»
— Расскажите для начала, много ли в Афганистане проживает татар?
— Татары в Афганистане появились с XIII века, со времен монгольских нашествий, Чингисхана. Точное количество татар на территории страны трудно определить. Возможно, до ста тысяч человек. Но из-за многочисленных войн, финансовых потрясений и различных неурядиц в стране их численность остается неясной. Но татары считаются одним из народов, проживающих на территории Афганистана очень давно. Мы проживаем в 10 городах. Что касается нашего языка, за многие столетия он вобрал в себя языки народов, окружающих нас. Благодаря правительству Татарстана у нас создается благотворительный фонд для татар Афганистана. Более того, когда в стране после длительных военных действий произошла смена режима, многие из нас узнали, что в центре России тоже проживают татары, у которых есть собственная автономия — Татарстан.
— Есть ли среди татар известные чиновники, депутаты, артисты, ученые?
— Бо́льшая часть татар занята в сельском хозяйстве. Политиков я не знаю. Очень мало наших представителей, кто имеет высшее образование. Правительство Афганистана даже не знало, что в стране проживают татары, потому что они живут в очень отдаленных районах, в горах и практически никак себя не проявляют. После создания Совета афганских татар государство наконец-то о нас узнало. Рад, что о нас теперь знают и в правительстве Республики Татарстан. И некоторые наши представители даже перебрались в Казань — например, Парвиз Ахмади.
— Господин Абдул-Ахмад, понимаете ли вы язык татар, проживающих в России?
— Нет. Наш родной язык практически забыт. Остались лишь отдельные слова. Я, например, со своими родными разговариваю на фарси. Есть, конечно, некоторые деревни, в которых присутствие татарского языка все же чувствуется: Тишекташ, Каракол…
— В каких городах и провинциях Афганистана проживают татары?
— В провинциях Саманган, Кундуз, Балх, Бадахшан, Тахар, Герат, Фарьяб, Сари-Пуль, в окрестностях города Мазари-Шариф. Все эти города и вилаяты находятся на границе со среднеазиатскими республиками — Узбекистаном, Туркменистаном, Таджикистаном. Татары, которые были в войске Чингисхана, как раз прошлись по северным границам современного Афганистана. С тех времен там живут их потомки.
«Талибы пытались растоптать нашу историю»
— Во время советско-афганской войны на чьей стороне были местные татары?
— Можно сказать, вообще не воевали. Татары жили в самых отдаленных селениях, которые война не затронула. Во внутренних конфликтах, конечно, татары участвовали. Талибы, как вы знаете, зашли в каждый дом. Они выступали против наших традиций, пытались растоптать нашу историю, жгли книги, уничтожали наше культурное достояние.
— Скажем, Хамида Карзая татары поддерживали?
— Это было наше законное правительство, а Хамид Карзай — президент. Конечно, поддерживаем законную власть. Его все татары поддерживали.
«Это было наше законное правительство, а Хамид Карзай — президент. Конечно, поддерживаем законную власть». Фото kremlin.ru
— Скажите, афганские татары — такие же сунниты-ханафиты, как и здесь?
— Такие же все. Шиитов, ваххабитов или радикалов нет.
— И нет среди татар тех, кто вошел в Талибан, уехал воевать в Сирию и Ирак?
— Мы далеки от этого. Подобных случаев я не знаю. Мы вообще с этим стараемся не связываться. Касательно политических вопросов предпочитаю все же молчать.
— В России татары, хоть и считаются мусульманами, но таких, чтобы пять раз в день молились, каждый год держали уразу, довольно мало. А в Афганистане как с практикой религии?
— Мы мусульмане, пять раз в день читаем намаз, остерегаемся харамных вещей. При возможности совершаем хадж. Все верующие и исполняющие предписания Аллаха.
«Мы в книгах записывали свои родословные-шежере»
— К слову, в Иране местные татары подверглись сильному влиянию туркмен, переняв их язык, обычаи. Вы сказали, что разговариваете на персидском. Имеет ли место «отуркменивание» татар?
— Да, в Афганистане есть татары, которые общаются на туркменском языке. Есть татары, которые разговаривают на узбекском. Это зависит от городов: там, где много туркмен, там татары разговаривают на туркменском, где узбеков — на узбекском. В нашей местности распространен персидско-таджикский язык, поэтому общаемся на этом языке — на фарси.
— Господин Абдул-Ахмад, что конкретно из культуры и обычаев татар у вас сохранилось, чего нет у соседних народов?
— Со времен Чингисхана все настолько перемешалось, традиции окружающих нас народов уже прочно вошли в нашу культуру, наши — перешли к соседям. И теперь трудно определить, что именно татарское, а что таджикское или узбекское. Внешней поддержки нас, как татар, не было.
«Со времен Чингисхана все настолько перемешалось, традиции окружающих нас народов уже прочно вошли в нашу культуру, наши — перешли к соседям. И теперь трудно определить, что именно татарское, а что таджикское или узбекское». Фото ruskline.ru
— А как вы, несмотря на большое влияние таджиков, туркмен и других народов, смогли сохранить свою национальную идентичность?
— Наши предки из поколения в поколение передавали, что наша национальность — татары, наш клан — татарский. Мы в книгах записывали свои родословные-шежере. Но во время военных действий такие документы уничтожались. Все сжечь не успели, стараемся понемногу что-то находить, по крупицам собирать. Во все края Афганистана бросили клич, чтобы вместе нашли общие корни татар. Наши историки говорят, что наши предки — булгарские татары, пришедшие сюда с Чингисханом.
— А не было ли других волн татарского нашествия — в XVI веке, когда бежали от крещения, или в XX веке — после установления советской власти, белой эмиграции?
— Таковых не знаю. Сейчас условия жизни татар в Афганистане чем-то напоминают эмигрантские. Законов-то не знаем толком.
«С удовольствием бы сюда перебрался»
— Часто ли приезжаете в Казань, Татарстан?
— Приезжаем периодически, когда созывают на Всемирный конгресс татар. А так, чтобы между делом, нет.
— В Конституции Татарстана заявлено, что республика поддерживает татар, проживающих за пределами региона. Вы какую-нибудь помощь чувствуете?
— До сих под никакой поддержки я не видел. Мы стараемся что-то делать в этом направлении.
— Подождите, а на съезд ВКТ вы ведь на свои средства приехали?
— Да, это есть. Но политической или финансовой помощи я пока не видел. Вместе с тем мы благодарим президента Татарстана, что собирает в Казани татар со всего света, приглашает нас сюда. Мы радуемся за своих соплеменников, проживающих в России и других странах.
— Не хотите ли вернуться жить на историческую родину — в Татарстан?
— Да, если такая возможность будет, с удовольствием бы сюда перебрался.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.