Новости раздела

Голод в Поволжье: как большевики кормили рабочих и советских служащих

Историк о том, как государство помогало жителям Татарстана выжить в голодные 1920-е годы

Историк Анастасия Федотова по просьбе «Реального времени» продолжает знакомить наших читателей с непростой и болезненной темой голода в Поволжье в 1920-е годы. На этот раз колонка посвящена вопросам помощи государства населению, в частности, рассмотрен вопрос организации питания для жителей ТАССР.


Что такое Помгол

Постановлением ВЦИК от 18 июля 1921 г. для поддержки пострадавших от неурожая была создана Всероссийская Центральная комиссия помощи голодающим, более известная как Помгол. Спустя год, 7 сентября 1922 г., Помгол был преобразован в Последгол, то есть Центральную Комиссию по борьбе с последствиями голода. Эти комиссии становятся главными структурами, курирующими деятельность всех учреждений помощи голодающим.

Через несколько дней после формирования Центральной комиссии Помгол постановлением Президиума Всетатарского центрального исполнительного комитета 22 июля 1921 г. также были созданы Центральная Комиссия помощи голодающим ТАССР и кантональные комиссии. Руководил работой ЦК Помгол в Татреспублике председатель ТатЦИКа Р.А. Сабиров. Почти все народные комиссариаты ТАССР были задействованы в борьбе с голодом, а их представители входили в состав Помгол в Казани.

Питание

Наиболее важным способом оказания помощи голодающим, безусловно, была организация питания населения. Первоначально Татарский Помгол предполагал, что питание в сложившихся условиях пойдет по трем направлениям: иждивение некоторых групп населения через систему государственного снабжения; организация Помголом сети столовых для взрослых и детей на поступающие пожертвования; развитие общественного питания за счет местных средств.

Фактически средств для открытия столовых общественного питания ни на местном, ни на республиканском уровне не было. Поэтому питание населения проходило только двумя путями — через государственное снабжение и столовые Помгола.

Система государственного снабжения сложилась задолго до наступления голода и строилась на принципе распределения питания только среди трудящихся. Все население было разделено на три категории: 1) все рабочие, занимавшиеся физическим трудом; 2) все служащие советских и торговых учреждений, учащиеся; 3) все, кто не вошел в две первые категории. К 1921 г. из системы распределения были исключены лишенные политических прав по Конституции 1918 г., входящие ранее в третью категорию. Таким образом, в середине 1921 г. непосредственно на государственном снабжении находились основной контингент рабочих, советских служащих, взрослых и детей, постоянно пребывающих в заведениях Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрав) и Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос), в местах заключения. Кроме основного питания существовало еще и дополнительное. Оно распространялось на взрослое пролетарское население и детей и проходило через общественные и детские столовые. В результате осенью 1921 г. на государственном снабжении находилось примерно 25% от основного контингента питающихся в июле того же года и чуть более 15% от всего населения ТАССР. Крестьяне не входили в число поддерживаемых социальных групп в рамках государственного снабжения.

После официального объявления о завершении голода в октябре 1922 г. на государственном снабжении находились милиция, совпартшколы, рабфаки, учащиеся профессионального образования, семьи слушателей Коммунистических университетов, научные специалисты, безработные, служащие Главного политического управления, Татарского народного комиссариата продовольствия, Областного комитета партии и по общественному питанию — больные и дети Наркомздрава, дети Наркомпроса, заключенные. За счет дотационного фонда снабжались: коммунальные предприятия (пожарные, работники водопровода), призреваемые Татарского народного комиссариата социального обеспечения, курсы по поднятию квалификации школьных работников-татар. Несмотря на расширение состава получателей питания, в октябре 1922 г. как такового снабжения не производилось. Продукты отпускались лишь для армии и некоторых заводов по специальным нарядам.

Питанием крестьянского населения в основной их массе должен был заниматься Помгол. С момента своего создания в ТАССР он не имел достаточных средств для оказания помощи, так как продовольственный и денежный фонд Комиссии составлялся исключительно из случайных поступлений. Планировалось, что количество питаемых должно было к 15 октября 1921 г. достигнуть примерно 25% от всего населения, а к 15 января 1922 г. охватить все 100%. В реальности же в конце 1921 г. — начале 1922 г. это число составило чуть более 5% от всех жителей ТАССР и 21% от запланированного.

В исторических источниках данные об открытии Помголом питательных пунктов появляются только в марте 1922 г. и фигурируют до августа включительно. Причем начиная с июля Помгол стал кормить исключительно детей. А в сентябре того же года на его содержании остались различные учреждения и организации, не вошедшие в государственный план снабжения. С октября 1922 г. по август 1923 г. сведения об открытии новых столовых вообще не встречаются.

Что касается норм и калорийности питания в столовых Помгола, то они не соблюдались в силу отсутствия продуктов в необходимом количестве. Наиболее красноречивой в этом смысле является ситуация в Мензелинском кантоне в феврале 1922 г., когда в детских столовых Помгола в качестве питания выдавались такие же суррогаты — желуди, лебеда и др., которыми питалось все остальное население в домашних условиях. О хлебе, мясе, картофеле или других продуктах речи даже не шло. Столовые для взрослых из-за отсутствия продуктов к началу февраля 1922 г. были закрыты.

Таким образом, скудные продовольственные запасы, имевшиеся в распоряжении большевиков, шли в первую очередь на обеспечение рабочих и советских служащих. Крестьянство занимало двоякое положение, являясь, с одной стороны, «кормильцем» первых двух категорий населения, с другой — получало помощь от государства в последнюю очередь.

Анастасия Федотова, кандидат исторических наук

Новости партнеров