Новости раздела

Украли! Стоит ли начинать войну с подражателем

В один прекрасный день компания обнаружила, что конкурент скопировал содержимое сайта. Директор в недоумении: как зафиксировать факт воровства, выяснять отношения «по-мужски» или сразу идти в суд, как защититься на будущее и вообще возможно ли это? В очередном бизнес-задачнике «Реальное время» расспросило руководителей о том, как быть в такой ситуации.

Кража интеллектуальной собственности не такой уж редкий случай. Но если при воровстве имущества действия понятны, то факт нематериальной кражи многим проще забыть как страшный сон.

  • Ленар Ахметов

    Ленар Ахметов руководитель Камского центра кластерного развития Республики Татарстан

    Вопрос защиты интеллектуальной собственности всегда был актуален. Но сегодня, в эпоху цифровой экономики, вопрос защиты информации и интеллектуального продукта стоит особо остро. Конечно, надо идти в суд, если вы имеете подтверждающие документы на право. Мы часто слышим от предприятий о подобных случаях, и профессиональное сообщество рекомендует сначала выяснить цель копирования. Это могут быть или конкуренты или кому-то просто понравился дизайн. Исходя из этой информации необходимо выстраивать дальнейшие шаги. Иногда владельцы сайтов могут даже не догадываться, что подрядная организация, обслуживающая их сайт, скопировала чужой дизайн. И вторая рекомендация — выбирать проверенные IT-компании, занимающиеся созданием сайтов. Нужно смотреть, чтобы они имели хорошие отзывы и портфолио.

  • Марат Кабанов

    Марат Кабанов директор казанского филиала Tele2

    В условиях высокой конкуренции неизбежно возникает копирование наиболее успешных «кейсов»: товаров, услуг или иных предложений для рынка. Я убежден, что защитить на 100 процентов свои услуги от копирования конкурентов невозможно. Решение проблемы через суд или «по-мужски» может нанести серьезные репутационные риски, особенно для крупных компаний, поэтому с такими подходами лучше не экспериментировать.

    Чтобы закрепить за собой «пальму первенства», нужно быть победителем в другой войне — информационной. Обо всех своих нововведениях, особенно тех, которые в последствии могут быть скопированы конкурентами, необходимо активно рассказывать. Информируйте действующих и потенциальных клиентов с помощью всех доступных каналов: СМИ, социальные сети, рассылка по электронной почте, реклама. И в случае, если конкурент решит скопировать ваши идеи, все будут знать, кто именно является автором предложенных оппонентом решений. Доверия у клиентов к такой компании не будет.

  • Ринат Билалов

    Ринат Билалов заместитель генерального директора АО «Татсприртром» по информационной политике

    Присвоение чужой интеллектуальной собственности — противоправное деяние, оно преследуется по закону о защите авторских прав. Это чистой воды плагиат. Кроме того, если злоумышленники, копируя информацию или целиком чужой сайт, намерены извлечь материальную выгоду, то это состав преступления по УК РФ. Вопрос в компетенции юристов, адвокатов. Безусловно, надо сразу же зафиксировать факт у нотариуса, заверив скриншоты.

    Разборки «по-мужски» — это эмоциональный подход, который в данном случае не сработает. Речь идет о бизнесе, о защите прав, о конкуренции. Места для эмоций здесь нет. Только технологии: сбор доказательной базы, заявление о противоправных действиях, арбитраж, суд, получение компенсаций от недополученной прибыли, вследствие использования чужой интеллектуальной собственности.

    Если же речь идет о перепечатке информации сайта, и имеется полная ссылка на источник информации, то претензий нет. СМИ и электронные ресурсы вправе распространять информацию при соблюдении требований законодательства.

    Если вопрос кейса непосредственно применить к сайту АО «Татспиртпром», то следует заметить, что наш официальный корпоративный сайт является информационным источником. С сайта не осуществляются продажи. На сайте представлена информация о продуктах компании. Трудно представить, кому может понадобиться копирование официального информационного сайта о компании. Какую выгоду это может принести конкуренту?

    Для того, чтобы обезопасить свои информационные ресурсы, нужно постоянно осуществлять мониторинг, использовать меры по защите торговой марки, товарного знака. Например, чтобы оформление страниц с информацией на сайте автоматически «приклеивало» к любому копируемому элементу информации с сайта логотип компании и выходные данные источника. Есть также технические возможности, которые не позволяют копировать размещенные на сайте материалы.

  • Артем Когданин

    Артем Когданин соучредитель и директор компании LEDEL

    Если вы являетесь обладателем зарегистрированного товарного знака, патентов или иных объектов интеллектуальной собственности, советую обратиться к грамотному юристу и решить проблему.

    До того, как начать судебные тяжбы, можно попробовать связаться с нарушителями и отправить им письменное предупреждение. В 99 процентах случаев проблемы удается решить без судов. В нашей практике был интересный случай. Конкурент сделал сайт, использовав элементы фирменного стиля LEDEL. В процессе переговоров с ним нам удалось не только устранить нарушения, но и убедить его стать нашим бизнес-партнером.

    Любой руководитель является носителем стратегии и тактики развития компании. Эта информация принадлежит только вам и является залогом успешного развития бизнеса в будущем. Скопированный сайт устареет уже через полгода. В это время вы, сконцентрировавшись на своей работе, уйдете далеко вперед. Поэтому не стоит расстраиваться из-за того, что ваш сайт копируют.

  • Надежда Белова

    Надежда Белова директор юридического департамента OZON.ru

    Сценарии могут быть разнообразными, в зависимости от того, что именно скопировано, как используется и т. д., но в большинстве случаев последовательность действий примерно следующая:

    Заверить факт использования результатов интеллектуальной деятельности у нотариуса.

    Предпринять действия по идентификации потенциального ответчика. Направить запрос регистратору домена, нарушающего ваши права, также можно направить претензионное обращение по реквизитам, указанным на сайте, если там присутствует информация о лице, осуществляющем деятельность.

    Убедиться в наличии документов, подтверждающих собственные права на результаты интеллектуальной деятельности, права на которые, предположительно, нарушены.

    В зависимости от того, права на какие объекты нарушены, выбрать способ защиты: обращение в мосгорсуд с требованием о блокировке ресурса, в случае если нарушаются авторские права; гражданско-правовой иск к лицу, распространяющему информацию, нарушающую права на результаты интеллектуальной деятельности.

    В любом случае начать я бы рекомендовала с консультации с профессиональным юристом, чтобы выбрать оптимальный сценарий и способ защиты.

  • Олег Халилов

    Олег Халилов директор Neti

    С очень похожей ситуацией мы сталкивались несколько раз. Последний случай произошел около двух месяцев назад. Точную копию нашего сайта обнаружил один из сотрудников Neti.

    Владельцам сайта-близнеца незамедлительно направили письмо с просьбой удалить всю дублирующую информацию. Но, как часто бывает, нужного результата это не принесло.

    Тогда обратились к хостинг-провайдеру и в службу технической поддержки одной из поисковых систем. По факту хищения интеллектуальной собственности получили лишь рекомендацию — обратиться в правоохранительные органы, в соответствующее управление «К» МВД РФ.

    После консультации с нашим юристом приняли решение оставить все как есть. Так как дальнейшие разбирательства получились бы хлопотные и дорогие.

    Копирование сайтов, к сожалению, массовое явление. Но в наше время сайт ничего особо уже не значит. Важно — что за ним!

  • Венера Сорокина

    Венера Сорокина управляющий партнер агентства «Сорокины и партнеры»

    Прежде всего, необходимо зафиксировать факт нарушения. Это можно сделать у нотариуса, который заверит сделанный скриншот сайта нарушителя.

    После этого необходимо обратиться с претензией к нарушителю. Претензия должна быть составлена в письменном виде и вручена нарушителю лично под расписку или направлена заказным письмом с уведомлением о вручении. В претензии желательно указать срок для устранения нарушения, разумным сроком в такой ситуации будет три рабочих дня.

    В случае, если нарушения не будут устранены в добровольном порядке, необходимо обращаться в суд. Ст.1252 ГК РФ предусматривает возможность правообладателя требовать пресечения действий, нарушающих право, а также компенсацию за нарушение права. Размер такой компенсации определяется судом в пределах от 10 000 руб. до 5 000 000 руб. Также нарушитель будет обязан возместить судебные издержки потерпевшего, которые будут включать в себя расходы на нотариуса и услуги представителя.

  • Ильдар Галеев

    Ильдар Галеев директор компании «Ремарк»

    Никогда ни с чем подобным не сталкивался, поэтому могу только порассуждать гипотетически. Я бы позвонил конкуренту и выяснил, какую цель он преследует, если цель не разрушительна, как например, ввести клиентов в заблуждение, то предложил бы поискать другие способы достижения цели.

    Если цель разрушительна, то начал бы подготовку к судебному разбирательству. Конкретные действия можно описать только исходя из конкретной ситуации.

    Плюс включил бы в работу технологию PR. Обязательно провел бы опросы клиентов и законодателей мнений относительно сложившейся ситуации, а затем использовал бы эти данные, чтобы усилить хорошее мнение о своей компании, сделав широко известной сложившуюся ситуацию. Опять же конкретика может сильно различаться в зависимости от ситуации.

    Если быть достаточно последовательным, то думаю, что конкурент сам откажется от подобной идеи.

  • Адель Хасбиулин

    Адель Хасбиулин генеральный директор агентства недвижимости «МЕГАЛИТ»

    Мы сталкивались с таким. С нашего сайта «уводили» изображения реальных объектов, а потом они «всплывали» в объявлениях совсем других объектов на чужих сайтах. С тех пор мы защищаем фото водяными знаками.

    К описанию своих объектов мы привлекаем копирайтеров, и наши тексты многим нравятся. Порой другие агентства копируют их слово в слово. В каждом конкретном случае надо разбираться спокойно. Ситуации бывают разные, например, руководителя могли подвести недобросовестные подрядчики, которые делали сайт. Степень заимствования тоже бывает разная. На какие-то мелкие примеры мы не обращаем внимания, ведь интеллектуальный вор всегда будет в роли догоняющего, лидером в своей отрасли ему не стать.

    Думаю, суд должен быть последней инстанцией, чаще всего можно решить дело без его участия. Обычно есть третья сторона. Однажды я наткнулся на рекламу «МЕГАЛИТ» в Яндекс.Директ, которую не подавал. Перешел по ссылке и выяснил, что некто рекламируется под нашим брендом. Связался с отделом по работе с корпоративными клиентами, и эту рекламную компанию сразу заблокировали. В любой отрасли сейчас есть свои объединения, СРО. У нас это Гильдия риелторов РТ, спорные вопросы может решить комитет по этике.

  • Антон Хакимов

    Антон Хакимов основатель мебельной фабрики Klein&Gross

    Считаю, что время решения вопросов «по-мужски» давно прошло, поэтому стоит обратиться в суд и решать все цивилизованно. К сожалению, факт воровства интеллектуальной собственности доказать довольно сложно. Поэтому данную ситуацию нужно воспринимать, как стимул к развитию — нужно сделать так, чтобы именно ВАШ сайт клиент увидел первым. Вложиться в продвижение и контекстную рекламу, например. Добавить на сайт еще больше полезного и интересного контента. А вообще, если копируют — значит вы движетесь в правильном направлении.

  • Александр Лустов

    Александр Лустов глава юридической службы Uber в России и СНГ

    Прежде всего, при обнаружении копирования интернет-сайта конкурентом или иным лицом, компании необходимо зафиксировать этот факт. Это послужит доказательством нарушения прав в возможном последующем судебном процессе. Так, например, самым эффективным способом фиксации является осмотр сайта нотариусом — в рамках процедуры обеспечения доказательств нотариус осматривает интернет-сайт, заверяет скриншоты интернет-сайта, описывает его содержание, о чем составляет протокол. Также в качестве доказательства могут использоваться и простые фотографии (скриншоты) интернет-сайта.

    Важно понимать, что чаще всего интернет-сайт содержит множество охраняемых объектов интеллектуальной собственности, например, товарные знаки, базы данных, скрипты, плагины. Кроме того, сам интернет-сайт, как составное произведение, т. е. результат творческого труда по подбору и расположению материалов особым образом, является объектом интеллектуальной собственности и охраняется авторским правом. Компания может требовать не только запрета использования скопированного интернет-сайта, но и выплаты компенсации до 5 млн рублей или возмещения причиненных убытков. Если компания обнаружила факт нарушения своих прав, необходимо направить владельцу домена или администратору интернет-сайта сначала претензию, а при отсутствии эффекта — обратиться в суд.

Интернет-газета «Реальное время»
Бизнес

Новости партнеров