Новости раздела

Михаил Задорнов, ВТБ 24: «Люди готовы принимать на себя новый долг — это безусловно должно помочь в продажах»

Первый день Питерского экономического форума: сессия, посвященная потребительскому рынку в России

Прошедшую накануне сессию ПМЭФ, посвященную потребительскому рынку в России, можно без преувеличения назвать просветительской, а все благодаря широкому кругу спикеров. На вопросы о том, к каким величинам — положительным или отрицательным — стремится уровень потребления россиян, каким образом в тяжелой экономической ситуации можно стимулировать спрос и какие тренды усиливаются на российском потребительском рынке, отвечали как крупные банкиры и чиновники, так и известные бизнесмены, в числе которых был директор Х5 Retail Group N.V., а также вице-президент всемирно известной марки P&G. Все подробности дискуссии — в материале «Реального времени».

Потребительский рынок в России: все наладилось?

Прежде чем дать слово основным спикерам сессии, ее модератор — управляющий партнер по региону ЕЕМА McKinsey & Company Пол Эрик Шотиль — озвучил последние «сводки» с российского потребительского рынка. Так, согласно приведенным данным, 60% российских граждан в опросах заявляют, что в связи с трансформацией экономического ландшафта их привычки потребления, несомненно, изменились, в то же время 50% россиян сообщают, что, несмотря на сокращение объемов потребления, они продолжают покупать продукцию тех же марок, что и раньше. Вслед за этой «подводкой» Шотиль озвучил свой первый вопрос для спикеров: «Как вы оцениваете состояние потребительского рынка России?».

Первым взял слово председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов. По его словам, последние полгода розничные банки видят полностью изменившиеся настроение и поведение потребителей России. Также, с точки зрения продаж, в позитивную плоскость вышли все сегменты рынка (автокредиты, жилищные кредиты, кредиты наличными).

— Следом идут кредитные портфели: многие потребители в связи с кризисом стремятся погасить свои задолженности поскорее, так что мы наблюдаем около 1,5% портфелей на досрочное погашение. Люди готовы принимать на себя новый долг, и это безусловно должно помочь продавать как продовольственные товары, так и авто, и ипотеку, хотя жилищное кредитование — это то, что не давало последние три года розничным портфелям банка сокращаться, — высказался Задорнов.

Также спикер заметил, что ВТБ 24 наблюдает заметный рост ожиданий клиента: по его мнению, индекс потребительской уверенности очень хорошо себя ведет в последние несколько месяцев.

У продуктового ретейла все хорошо

Посмотреть на ситуацию с точки зрения ретейла позволили выступления генерального директора группы компаний «Детский мир» Владимира Чирахова, а также исполнительного директора Х5 Retail Group N.V. Игоря Шехтермана.

— Что касается трендов в сегменте детских товаров, то, к сожалению, большого позитива на рынке мы не наблюдаем. Рынок держится в части роста около нуля. Покупатели стали более восприимчивы к цене, поэтому мы больше фокусируемся на промоакциях и так далее, а в конечном итоге это ведет к снижению маржинальности, — печально констатировал Чирахов.

Его коллега из продуктового ретейла Игорь Штехман оказался более позитивным в описании текущего положения. Во-первых, спикер сообщил, что сейчас более трети покупателей стараются ориентироваться на более дешевые товары, и, около 70% клиентов ориентированы на промо.

— Однако, несмотря на то, что доходы населения (буду политкорректен) не растут, я все-таки соглашусь с Михаилом [Задорновым]: мы наблюдаем определенное оживление на рынке продуктового ретейла. Причины, я думаю, связаны с тем, что произошел определенный психологический перелом — люди просто устали от кризиса. В наши магазины в день приходят примерно 10 млн покупателей, и когда мы анализировали средний чек, то за последнее время мы выявили, что комплектность чека увеличилась — люди хотят больше товара, больше разнообразия, при этом они покупают более дешевые товары. Покупатель стал жить скромнее, но он адаптировался, — резюмировал Штехман.

Следом слово взял президент PepsiCo (Россия, Украина и СНГ) Сильвиу Попович, который успокоил предыдущего оратора тем, что «в продуктовых линейках спрос, безусловно, сохранится, поскольку люди должны пить и питаться».

— Мы преисполнены оптимизма в некоторой степени, потому что российские потребители любят бренды, и нам везет с нашим брендом в России. Плюс, сейчас появляется много новых марок и торговых форматов. Также добавлю, что стабильный курс положительно влияет на ситуацию — при таком условии люди занимают в банках и тратят деньги более охотно, — высказался Попович.

Конфуз замминистра промышленности и востребованный «е-коммерс»

Затем эстафету мнений принял заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, который случайно перепутал «Кока-Колу» с «Пепси», а потом и вовсе предположил, что на самом деле, разделение этих двух брендов — это просто маркетинговый ход.

— Как говорил руководитель «Кока-Колы», у нас появляется достаточно много марок, но замечу, что их все равно недостаточно… Я ошибся, да? «Пепси»? Надеюсь, я переживу сегодняшний день после того, как сегодня так жестко ошибся. Хотя, говорят, это маркетинговый ход и они все разливают из одной бутылки (смеется).

Отшутившись, Евтухов похвалил сессию за то, что спикеры «ушли от банального» — не стали сводить все к тому, что спрос падает из-за сокращения доходов населения.

— Как правило, все вокруг этого из года в год вращается. Денежный вопрос важен, но с нашей точки зрения, более существенную роль в оживлении спроса играют инфраструктурные вопросы: легкая оплата, легкое получение товара, развитие электронной торговли… К примеру, если у человека есть возможность возле дома приобрести товар, то он будет делать это чаще и охотнее. К сожалению, у нас сегодня в этом есть небольшая проблема. Что бы ни говорили эксперты, критикующие активное развитие и доминирование крупной торговли. Мы считаем, что Россия сегодня по количеству торговых площадей значительно уступает другим странам — нам есть куда развивать разные форматы торговли, — заключил спикер.

Также в рамках сессии зашла речь об электронной коммерции или «е-коммерс». Поясним, в эту область экономики входят торговые и финансовые сделки, осуществляемые с использованием компьютерных сетей, а также бизнес-процессы, где применяют такие сделки. Спикеры отметили, что в последнее время все большее количество сделок выполняется дистанционно и с помощью электронных устройств.

В прошлом году Россия занимала пятое место по частоте совершаемых электронных сделок после Великобритании, Германии, Франции и Испании. Объем электронных сделок неуклонно растет. Также, по словам генерального директора ООО «Платежная система «Виза» Екатерины Петелиной, на сегодняшний день в России отмечается рост электронных платежей в 1,5 раза, однако доля наличности все еще велика — порядка 70%. Включившийся в обсуждение «е-коммерса» Михаил Задорнов, добавил, что в России всегда было несколько сильных сегментов для покупки товаров и услуг с использованием электроники — это транспортные услуги, туризм и связанные с туризмом отрасли. Также спикер добавил, что, по его мнению, во многом развитие «е-коммерса» в России подтолкнули введенные санкции.

Лина Саримова

Новости партнеров