Новости раздела

Марат Кабанов, Tele2: Если бы авиация развивалась так же, как телеком, у каждого из нас было бы по «Боингу»

У компании Tele2 шведские корни и своя, отличная, история развития на телеком-рынке. Россия приняла философию дискаунтера, хотя и не сразу. Вслед за европейцами россияне согласились с фактом, что недорогое может быть качественным. Сегодня оператор решает двигаться дальше и задает рынку «Другие правила». О новой бизнес-стратегии, трендах телекома и будущем абонентов и сотовых операторов — Марат Кабанов, директор казанского филиала Tele2.

— Вы сразу довольно заметно отстраивались от конкурентов… Эта практика возымела желаемый эффект?

— Мы всегда придерживались особенного пути на телекоммуникационном рынке. Несмотря на стремительное развитие, нам удалось сохранить свою уникальность и «непохожесть» на «большую тройку» в восприятии абонентов, демонстрируя самый высокий NPS на рынке. Этот показатель демонстрирует потребительскую лояльность: условно это срез оценок наших абонентов, где 1 — это критики, 10 — сторонники, которые стоят за Tele2 горой. Так вот, вторых у нас гораздо больше, поэтому и индекс NPS выше, чем у конкурентов. За четвертый квартал 2016 года этот показатель по России составил 35%, по Татарстану — 31%. Поэтому здесь можно точно сказать, что наша тактика верная.

— А за счет чего вы обеспечили себе приток первых абонентов на столь конкурентном рынке, как Татарстан?

— В 2014 году мы запустили рекламную концепцию «Честность», которая работала в период нашего становления как федерального оператора. А в период запуска бренда в новых регионах, в том числе и в Татарстане, помогла нам заслужить доверие абонентов и донести до потребителей мобильных услуг наши ключевые и неизменные принципы — простоту и выгоду услуг, честность по отношению к клиентам, прозрачный подход к формированию тарифных предложений. Приток новых абонентов нам обеспечивает и услуга MNP (англ. mobile number portability, MNP, переход от одного оператора к другому с сохранением номера). Хотя абоненты по-прежнему довольно слабо осведомлены о ее возможностях. Тем не менее MNP дает нам стабильный прирост абонентов. В свою очередь, мы очень ценим таких клиентов, потому что они принимают основательное решение в выборе оператора, перенося к нам свой номер.

— Tele2 в начале года объявила о новой бизнес-стратегии и запустила новую рекламную концепцию. Расскажите подробнее, какие изменения произошли в компании?

То, что сейчас происходит с компанией, — это эволюция. С самого начала своего развития мы позиционировали себя как дискаунтера. В Европе эта модель очень востребована, и жители европейских стран знают, кто такие дискаунтеры, и привыкли к ним как в телекоме, так и в авиации. Это целая философия построения и развития бизнеса. Но в России эту модель приняли не сразу. Раньше было искажение этого понятия, и многие думали, что дискаунтер — синоним слова «некачественно». Хотя качество — это единственное, на чем мы принципиально не экономим.

Со временем нам удалось переломить сложившиеся стереотипы, и именно стратегия дискаунтера помогла нам заслужить доверие абонентов и выйти на федеральный уровень. Однако жизнь не стоит на месте. С момента выхода Tele2 на российский рынок многое изменилось как в отрасли, так и в потребительском поведении абонента. В условиях, когда месяц пользования услугами мобильной связи сравнялся по стоимости с чашкой кофе, мы понимаем, что настало время предложить абонентам больше, чем просто выгодные тарифы. Поэтому мы сдвигаем акцент с позиции дискаунтера к позиции оператора, понимающего и поддерживающего стиль жизни, который ведут наши абоненты. Мы сохраним то лучшее, что у нас было: честность по отношению к клиентам, простоту и выгодную стоимость услуг, и привнесем принципиально новые, действительно удобные для абонентов сервисы. Мы будем ориентироваться не на тех абонентов, которые ищут самую низкую цену, а на тех, кто не хочет переплачивать за хороший качественный продукт. И станем больше, чем просто оператором связи.

— Что скрывается за дерзким слоганом «Другие Правила» и какие изменения ждут абонентов в связи с запуском новой коммуникационной платформы?

— «Другие правила» — это вектор нашего дальнейшего развития. Мы не будем плыть по течению и дублировать предложения других операторов, а нацелимся на создание ряда уникальных для рынка услуг. Первым нововведением коммуникационной платформы стала услуга «Перенос остатков». Впервые на российском телеком-рынке мы дали возможность абонентам переносить неиспользованные минуты, SMS и интернет-трафик на следующий месяц. При этом в первую очередь абонентом расходуется сохраненный объем услуг. Остатки переносятся бесплатно и действуют автоматически на всех открытых для подключения и перехода пакетных тарифных планах при условии своевременного пополнения счета.

В марте мы запустили программу тестирования нашей связи и мобильного интернета. Можно долго рассказывать о том, как и где мы строим базовые станции и увеличиваем покрытие сети, но справедливее дать возможность абонентам на деле убедиться в качестве услуг. Поэтому мы даем ровно 15 дней на активное тестирование нашей сети, и если абонента не устроит качество, то мы вернем деньги в размере абонентской платы. Что мы ожидаем получить от этой акции: как минимум обратную связь от абонентов, максимум — еще больше клиентов, довольных качеством нашей сети.

— Раскройте, какие у вас амбиции на Татарстан. Какую долю рынка планируете занять и в какие сроки?

— Татарстан — стратегический регион, и у нас на него большие планы, и не скрою, что в перспективе мы хотим занять лидирующие позиции. Но мы понимаем, чтобы стать лидером, необходимо приложить очень много усилий, и мы готовы это делать.

— В Казани большинство операторов уже предоставляют услуги скоростного интернета 4G. Но сейчас они больше не заявляют о громких победах в LTE. С чем это связано? Не оправдала себя технология?

— По статистике, только чуть больше 10% устройств россиян поддерживают сеть 4G. Низкое проникновение устройств связано с тем, что пользователи пока не чувствуют необходимости в 4G. Если вы сравните скорости 3G и 4G на различных гаджетах, то в большинстве случаев вы не почувствуете большой разницы. Я бы привел такую аналогию: люди покупают фотоаппараты с максимальным показателем по разрешению, хотя могут полноценно использовать его преимущества, только если будут печатать билборды. Вряд ли это нужно простому пользователю, который хочет смотреть фото на экране компьютера. Так же и с 4G. Но это не значит, что Tele2 не будет развивать LTE. У нас есть такие планы и все необходимое для запуска 4G в республике. Скажу больше — мы уже тестируем технологию, но озвучивать конкретные сроки запуска пока преждевременно.

— Какие у вас планы по развитию услуг? Очевидно, что сегодня телеком-операторы — это не только услуги связи.

— Бурный и стремительный рост начала 2000-х сейчас подошел к логическому завершению. Рынок насыщен, и, судя по статистике проникновения услуг, у каждого пользователя по две или три SIM-карты. Сегодня операторы стоят на перепутье — куда двигаться дальше. Были даже такие страшилки, что операторы превратятся в «трубу», которая будет нужна только для передачи информации по сетям, а мир захватят Viber, WhatsApp (так называемые OTT**-услуги). Так действительно может случиться, если операторы не будут готовы трансформироваться. Именно поэтому мы двигаемся дальше. Как я уже сказал, мы планируем выйти за рамки оператора мобильной связи и предложить нашим клиентам удобные сервисы, востребованные услуги, которые будут соответствовать их интересам и поддерживать привычный образ жизни. Например, мы уже выпустили кобрендинговую банковскую карту «Другие правила», а в перспективе хотим создать финансовый супермаркет, где у абонентов будет возможность получить весь комплекс финансовых услуг: доступ к кредитам и страхованию — все, что дает банковская сфера, пользователь сможет получить в одно касание. Мы не стали придумывать банк, мы считаем, что коллаборация гораздо полезнее, чем большие инвестиции.

— А как вы думаете, как вообще спустя несколько лет будет выглядеть отрасль?

— Нейросети, интернет вещей и big data*** будут определять развитие телекома, да и вообще всего вокруг. Закон Мура гласит, что производительность компьютеров каждый год вырастает вдвое, и мощность любого телефона в 60 раз выше, чем процессора, который посадил Apollo на Луну. Стоимость хранения информации снизилась радикально. Чтобы хранить терабайт информации в 70-е нужно было 100 тысяч долларов, сейчас это стоит меньше цента. Операторы связи становятся каналом для обеспечения интернета вещей, m2m-сервисов****, контроля транспорта, показаний счетчиков и так далее. Это самое начало, дальше будет больше. Сейчас, если ты не бежишь быстро, рискуешь потерять все. ИТ и телеком развиваются быстрее других отраслей. Есть шутка, что если бы авиация развивалась так же быстро, то каждый из нас мог бы купить себе Boening-747 за 500 долларов, облететь на нем земной шар за 27 минут и потратить на это 12 литров топлива. То, что происходит сейчас, похоже на то, что мы видели в фантастических фильмах!

Интернет-газета «Реальное время»
Справка

** аббр. от англ. Over the Top — метод предоставления видеоуслуг через интернет, часть технологии IPTV.

*** большие данные (с англ.).

**** сервис «машина — машине» (с англ.).

Т2 Мобайл (Tele2)Кабанов Марат Мигдятьевич
На правах рекламы

Новости партнеров