Новости раздела

Бюджет Татарстана: февраль удивил подарком на 3 миллиарда от муниципалов и кредитами от Москвы

Успешное исполнение консолидированного бюджета Татарстана за первые два месяца 2017 года не остановило дальнейшего залезания в долги

Несмотря на традиционно вялое начало финансового года, все равно есть чему удивиться. Во-первых, в бюджете появились большие нетипичные доходы. Во-вторых, несмотря на текущий профицит бюджета, республика в январе 2017 года заняла у Москвы почти на 9 млрд руб. бюджетных кредитов. По мнению экономического обозревателя газеты «Реальное время» Альберта Бикбова, столь резкое увеличение долга абсолютно оправдано — впереди проведение Кубка конфедераций FIFA в Казани и большой планируемый дефицит бюджета в 2017 году. А что, если дают — бери! Когда еще представится такая возможность в свете непредсказуемых действий федеральных властей в сфере межбюджетных отношений.

В ожидании «спортивных» субсидий

Анализировать бюджет в начале 2017 года — занятие неблагодарное. Виной тому и «вялый» январь и «короткий» февраль. Кроме того, вспомните, каким экстремально сложным для экономики был январь 2016-го, когда резко — до $27 за баррель — падали мировые нефтяные цены! А сейчас все прекрасно — средняя цена на нефть за январь—февраль 2017 составила $53,32 за баррель. Как видите — существенная фора по сравнению с ужасным началом прошлого года. Для оптимизма есть все условия!

Доходы консолидированного бюджета Татарстана за 2 месяца 2017 года составили 27,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2016 года на 4,1 млрд рублей, или на 18%. Просто замечательный рост! Как известно, доходы консолидированного бюджета Татарстана складываются из двух основных составляющих: собственные доходы бюджета РТ и межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) из бюджета Российской Федерации. Начнем с последних.

Объем межбюджетных трансфертов из РФ был незначительно снижен по сравнению с прошлым годом на 0,5 млрд рублей, или на 29%, что можно объяснить тем, что «ручеек» федеральных субсидий истощился. Но это просто техническая задержка — в связи с проведением в Казани в июне 2017 года четырех футбольных матчей Кубка конфедераций FIFA, а также из-за подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в 2017 году «ручеек» федеральных субсидий по линии спорта станет опять полноценной рекой. На подготовку спортивных объектов к предстоящему Кубку конфедераций в Республике Татарстан будет направлено 2,2 миллиарда рублей. Среди объектов — стадион «Казань Арена» (на нем пройдут матчи, на подготовку направлено более 1,9 млрд рублей) и тренировочные площадки: стадион «Рубин» (157 млн рублей), стадион «Электрон» (162,7 млн рублей).

Вроде бы и немного «недобрали» денег «из Москвы» на 0,5 млрд рублей, но вожделенные субсидии на Кубок конфедераций, скорее всего, вольются в нашу казну в марте—апреле.

Кроме того, собственные доходы татарстанского бюджета продемонстрировали отличную положительную динамику, что с лихвой позволило компенсировать небольшой фактический недобор поступлений из Москвы.

Собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) выросли по сравнению с 2 месяцами 2016-го аж на 4,6 млрд рублей, или на 21%. И снова приходится восклицать: «Отличный результат!»

Основной налог Татарстана — налог на прибыль — существенно сократился по сравнению с прошлым годом на 1,4 млрд руб. (-25%) и составил нарастающим итогом за 2 месяца 2017-го сумму в 4,1 млрд рублей. Вроде бы парадоксальный результат в условиях нынешней «нефтяной форы», но на падение поступлений налога на прибыль организаций оказало влияние снижение объемов производства и реализации продукции по ряду крупнейших организаций республики, увеличение производственных расходов, отрицательные курсовые разницы.

Поступление налога на доходы физических лиц за 2 месяца 2017 года возросло по сравнению с 2 месяцами 2016 года на 12% (+1,0 млрд руб.) и составило 9,6 млрд рублей, что произошло за счет увеличения заработной платы на ряде крупных предприятий республики, выплаты дивидендов и премиальных.

К счастью, для бюджета сложилась отличная положительная динамика по акцизам, которая резко вытянула вверх всю доходную часть бюджета. Здесь увеличение на 1,7 млрд рублей по сравнению с прошлым периодом (+59%) обусловлено целым рядом факторов*:

  • Поступления по акцизам на средние дистилляты составили 1,1 млрд руб. и возросли в 2,8 раза (+ 749,1 млн руб.), на дизельное топливо — 1,8 млрд руб., рост в 1,3 раза (+473,4 млн рублей) — за счет увеличения объемов производства и ставки акцизов с 01.04.2016 г. на 27,5%.
  • Наибольшее увеличение поступлений отмечается по акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию — в 1,4 раза (+1,4 млрд руб.) — в связи с ростом производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%.

* данные взяты с официального сайта ФНС

Очень крупные и нетипичные доходы

Еще одним существенным вкладом в доходы бюджета выступил довольно необычный и очень большой объем поступлений по традиционно небольшой бюджетной статье доходов. Речь идет о следующем: за февраль 2017 года в показателе консолидированного бюджета «Доходы бюджета от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства» (код строки 10, код дохода по КД 000 1 13 00000 00 0000 000) в феврале 2017 года была отражена сумма по фактическому исполнению в размере 3 361 280,9 тыс. рублей, что более чем в два раза превышает плановый показатель, установленный за весь 2017 год. Более того, столь значительная сумма отсутствует в составе республиканского бюджета, а значит, входит в сводные данные по муниципальным образованиям. Но в конечном итоге она отражена в консолидированном бюджете республики.

В связи с вышеизложенным мы 27 марта обратились в Минфин РТ с официальным запросом-просьбой разъяснить нашему изданию происхождение этой суммы: в каком муниципальном образовании образовалась столь значительная цифра, и детализировать более подробно содержание данного дохода бюджета. К сожалению, на момент выхода материала ответ еще не пришел, хотя, как заверили нас в Минфине РТ, его готовят. Так что причину столь резких колебаний в бюджетный доходах мы объясним нашим читателям попозже — в обзоре исполнения бюджета за март 2017.

Торможение расходов

Фактические расходы бюджета за 2 месяца 2017 года оказались меньше (-12%), чем в аналогичном периоде 2016-го, и составили 19,0 млрд рублей. Ряд крупных статей расходов оказался недофинансирован по сравнению с уровнем прошлого года. Так, по статье «Здравоохранение» финансирование по сравнению с прошлогодним оказалось на 72% меньше, по статье «ЖКХ» финансирование по сравнению с прошлогодним оказалось на 17% меньше, по статье «Национальная экономика» финансирование по сравнению с прошлогодним оказалось на 55% меньше (но это объяснимо, ведь это расходы большей частью инфраструктурного характера)

Наоборот, лучше, чем в прошлом году, были профинансированы статьи «Образование» (+6%) и «Социальная политика» (+57%).

Понятно, что если доходы бюджета растут опережающими темпами (+18%), а расходы, наоборот, снижаются (-12%), то неизбежным следствием является профицит бюджета. Доходы, таким образом, превысили расходы.

По итогам 2 месяцев 2017 года профицит консолидированного бюджета составил 8,5 млрд рублей. Это существенно больше по сравнению с тем же периодом 2016 года, когда по исполнению был зафиксирован профицит в размере 1,9 млрд рублей.

Фактический профицит бюджета в 2016—2017 гг.

Несмотря на столь отличное начало года, Минфин РТ решил подстраховаться и увеличил в своих расчетах планируемый дефицит консолидированного бюджета РТ по итогам всего 2017 года до 9,3 млрд рублей. Хотя в январе 2017 года оценка планового дефицита была не столь мрачной (-7,3 млрд руб.)

Плановый дефицит бюджета в 2016—2017 гг.

После аврального финансирования в конце 2016 года наступило затишье. В конце 2016 года в нашей казне «бюджетный навес» наблюдался в полной мере. Так, ежемесячные расходы бюджета в декабре (40,2 млрд руб.) оказались выше ежемесячных расходов в «нормальном» октябре (20,1 млрд руб.) в два раза!

Но, несмотря на этот пугающий размер «бюджетного навеса», в общем итоге удалось свести казну с маленьким, но профицитом. Чего не скажешь о подавляющем количестве бюджетов регионов Российской Федерации, которые закончили год с большими дефицитами бюджетов. А сейчас — полный штиль — ежемесячные расходы в январе и феврале 2017 года снова подтвердили «вялость» в цикле расходов в начале года. Но март 2017 обещает нам резкое увеличение бюджетных расходов. Все будет «по-взрослому»!

Ежемесячные расходы бюджета (в млрд руб.)

В Татарстане пока все хорошо, но в целом по России — не очень. По России дефицит консолидированного бюджета РФ в январе—феврале 2017 года составил 0,147 трлн рублей. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» плановый дефицит на весь 2017 год определен в размере 2,7 трлн рублей, или 3,2% ВВП.

Закрывать столь огромную «дыру» придется за счет резервных фондов. По состоянию на 01.03.2017 объем средств Резервного фонда РФ составил 0,9 трлн рублей (уменьшение с начала 2016 года на 2,7 трлн рублей), а объем средств Фонда национального благосостояния РФ составил 4,4 трлн рублей (уменьшение с начала 2016 года на 0,9 трлн рублей).

Таким образом, за 12 месяцев 2016 года и 2 месяца 2017 года объем средств в наших «кубышках» уменьшился на 3,6 трлн рублей, так что перспективы российского бюджета в 2017—2018 годах выглядят, мягко говоря, невеселыми.

Хватайте в долг, пока дают!

У нас же даже при небольшом профиците консолидированного бюджета РТ по итогам года в 2016 году продолжались заимствования по бюджетным кредитам из Москвы. Согласно долговой книге Республики Татарстан, объем внутреннего долга у нас составил на 1 марта 2017 года 102,3 млрд рублей (где 93,8 млрд рублей — бюджетные кредиты из Москвы, а 8,5 млрд рублей — гарантии в иностранной валюте за ОАО «КАМАЗ»).

Хочется обратить внимание на такую деталь — задолженность по бюджетным кредитам перед Москвой выросла на 8,9 млрд рублей в январе 2017. Столь большое увеличение задолженности по бюджетным кредитам трудно объяснить, ведь, как известно, бюджет 2016 года был исполнен с профицитом в 0,5 млрд рублей. Но здесь логика довольно простая: «дают — бери!». Не факт, что дальше повезет с новой порцией бюджетных кредитов из Москвы, а ведь у нас на носу в июне 2017-го Кубок конфедераций FIFA, и в Закон Республики Татарстан от 28.11.2016 № 93-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» заложен плановый дефицит в 7,5 млрд руб. Кроме того, уже в 2017 году Татарстан должен вернуть в федеральный бюджет около 7 млрд рублей. В отличие от 2016 года, когда вернули 2,2 млрд руб. бюджетных кредитов, нагрузка по возврату федеральных долгов существенно выросла. Так что перекредитоваться в таких условиях — не грех!

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что даже при нынешней низкой инфляции можно расценивать как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского Минфина имеются. Главное — не подойти к ограничениям, наложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов). Весь госдолг РТ по состоянию на 1 марта 2017 года составил 47,5% от плановых годовых доходов бюджета в 2017 году, что не является критичным уровнем.

Консолидированный бюджет РТ за 2 месяца 2017 и 2016 годов (в млрд рублей) по фактическому исполнению.

СТАТЬИ

январь-февраль 2017

январь-февраль 2016

АБС. ИЗМ.

ОТН. ИЗМ.

1. Доходы бюджета

27,5

23,4

4,1

18%

1.1. Собственные доходы бюджета

26,3

21,7

4,6

21%

1.1.1. Налог на прибыль

4,1

5,5

-1,4

-25%

1.1.2. НДФЛ

9,6

8,6

1,0

12%

1.1.3. Налог на имущество

2,6

2,4

0,2

8%

1.1.4. Акцизы

4,6

2,9

1,7

59%

1.1.5. Налог на совокупный доход

0,9

0,9

0,0

0%

1.1.6. Доходы от использования госимущества

0,5

0,6

-0,1

-17%

1.1.7. Доходы от оказания госуслуг

3,3

0,1

3,2

2650%

1.1.7. Штрафы, санкции

0,4

0,5

-0,1

-20%

1.2. Безвозмездные поступления (трансферты)

1,2

1,7

-0,5

-29%


2. Расходы бюджета

19,0

21,5

-2,5

-12%

2.1. Образование

7,3

6,9

0,4

6%

2.2. Национальная экономика

2,1

4,7

-2,6

-55%

2.3. Здравоохранение

0,9

3,1

-2,2

-72%

2.4. Социальная политика

5,8

3,7

2,1

57%

2.5. ЖКХ

0,3

0,4

-0,1

-17%

3. Профицит/дефицит бюджета

8,5

1,9

6,6




Альберт Бикбов

Новости партнеров