Новости раздела

Диана Ахметзянова, «ФОН-Ривьера»: «Ливада занимается задачами, которые ведомы только ему одному»

Совладелица «ФОНа» о причинах краха девелоперской группы, сотрудничестве с МВД и Ливаде, который ходит сам по себе

Творческая группа передачи «7 дней» телеканала ТНВ взяла интервью у директора ООО «ФОН-Ривьера» Дианы Ахметзяновой, бизнес-партнера основателя группы «ФОН» Анатолия Ливады. В нем она рассказала, есть ли надежда у дольщиков «ФОНа» получить свои квартиры, какую помощь получает компания от правительства Татарстана и почему на встречах с дольщиками и на стройках не видно самого Анатолия Ливады.

«Мы не рассчитали свои силы…»

— Диана Наилевна, вы практически не даете интервью. Что вас заставило выйти в публичное пространство?

— Да, я впервые даю интервью. Обычно я никак не комментирую события вокруг нашей компании. Но хотела бы рассказать свою правду, как я ее вижу. Года два назад у нашей компании вскрылись большие проблемы. У нас было более 4,5 тыс. дольщиков. Но мы не смогли сделать реструктуризацию кредита Сбербанка. Вовремя не оформили земельные документы. И общая экономическая ситуация была сложная. Мы вели четыре больших проекта и, видимо, не рассчитали свои силы и получили то, что мы имеем. Прошло два года с этого момента. Конечно, мы предпринимаем все усилия, чтобы решить проблемы дольщиков. Совместно с правительством РТ, с администрацией Казани за полтора года решили проблему 1 300 семей. Сданы два дома в Набережных Челнах, в Казани, в ЖК «Молодежный» введен четвертый дом, в «Солнечном городе» — две секции, в ЖК «МЧС» первая очередь первого дома запущена, на Павлюхина сдан первый дом. Прошла очень сложная сделка, которая состоит из трех этапов. На первом этапе первые три дома мы передали строительной компании «Бриз», это позволило более 500 дольщиков перевести к ним. Сейчас ведется строительство 1 200 квартир.

— Говорят, что «ФОН» был организован по принципу финансовой пирамиды…

— «ФОН» существовал более 20 лет. Мы никогда просто не привлекали финансовые средства, мы реально строили. Просто так получилось, что в 2007 году мы зашли в четыре больших проекта. Была приобретена земля на территории бывшего ипподрома по коммерческой стоимости, началось строительство кирпичного завода с участием Сбербанка, в Набережных Челнах запустили проект «Яшьлек», где 30 га земли, и ЖК «МЧС». Наверное, не оценили реально свои возможности, и пришлось привлекать большие кредитные ресурсы для освоения площадок. И не смогли вовремя обслуживать кредиты.

Олег Тихонов/realnoevremya.ru
«Мы долго землю оформляли в ЖК «МЧС», не могли урегулировать взаимоотношения со Сбербанком».

— То есть проблемы начались из-за того, что вы взвалили на себя неподъемное бремя?

— Да. К примеру, в Набережных Челнах у нас был проект «Яшьлек», где стратегическим партнером выступал банк ВТБ. В 2006 году была подписана кредитная линия на 6 млрд рублей. Наступил кризис 2008 года. Мы взяли кредит в Сбербанке на строительство внешних коммунальных сетей. Построили. Потом взяли кредит на то, чтобы построить квартиры сотрудникам, и финансирование приостановилось. Проект встал. Любая стройка выгодна, когда она занимает небольшие сроки. Потому что проценты по кредитам могут «сожрать» всю рентабельность.

«Это никак не связано с МВД»

— Есть мнение, что финансовые проблемы «ФОНа» были связаны с тем, что вы вынуждены были на безвозмездной основе отдать большую часть квартир МВД. Это стало большим обременением?

— Это совершенно некорректная формулировка — «вынуждены». У нас было несколько проектов с МВД, и они имеют нормальную рыночную стоимость. Когда выделяется земля, за нее надо платить. В Набережных Челнах нам был выделен в аренду земельный участок 30 га. Согласно контракту, у нас было обязательство по передаче квартир, причем не непосредственно МВД, а администрации города. И уже администрация распределяла квартиры нуждающимся. Такая же ситуация была в Казани по «Солнечному городу». У нас был контракт, его участниками были «Солнечный город», МВД РТ. У нас была процентная составляющая, мы отдавали только 9% жилья. Остальными квартирами мы распоряжались самостоятельно. Проект «Солнечный город» на сегодня практически реализован, осталась только одна секция, которая не введена. Сказать, что нас к чему-то вынудили или это проект нерентабельный, нельзя. Может быть, он стал нерентабельным из-за длительности реализации. Но это, скорее, наша неорганизованность. К примеру, в Набережных Челнах мы столкнулись с проблемой по коммунальным сетям. Тот коллектор, о котором все бесконечно говорят. Его стоимость свыше 200 млн рублей, и мы используем его только на 40%. Никто из близлежащих территорий не принял долевого участия в строительстве этого коллектора. Наверное, если бы все фирмы, которые будут его использовать, совместно бы финансировали этот проект, части проблем не возникло бы. Но это никак не связано с МВД.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
«Проект «Солнечный город» на сегодня практически реализован, осталась только одна секция, которая не введена».

— То есть схема была вполне легальная.

— Да, это законная и прозрачная схема. Мы напрямую МВД квартиры не передавали. Отдавали в госсобственность в Казани и администрации Набережных Челнов.

— И эта передача квартир никак не связана с проблемами дольщиков?

— Конечно. Мы долго землю оформляли в ЖК «МЧС», не могли урегулировать взаимоотношения со Сбербанком. Кирпичный завод не смог аккумулировать ту выручку, которая была запланирована. Невозможно все сваливать на МВД.

Сейчас что произошло. Мы пришли к кризису, имея достаточное количество активов. Но сложная ситуация не позволяет нормально продавать жилье. И сейчас очень мало покупателей, которые готовы покупать по рыночной стоимости. Все хотят приобретать с большим дисконтом, за полцены. Я благодарна строительной компании «Бриз», которая приобретает у нас завод ЖБИ в Дербышках. Еще не закончив сделку по приобретению, «Бриз» профинансировал объект «МЧС» на 140 млн рублей. И это позволило людям заселиться в квартиры.

— Средства дольщиков где находятся?

— По каждому проекту мы ведем учет по собранным средствам. Сейчас возбуждены уголовные дела, и прокуратура, и МВД проверяют все наши строительные площадки: сколько собрано и потрачено средств. Нас ознакомили с экспертизой по проекту на бывшем ипподроме, там нигде не возникло никаких вопросов. У нас даже количество запроцентованных средств чуть меньше, чем реально освоено.

«Работа ведется каждодневная и ежеминутная»

— Самые проблемные какие сейчас места у «ФОНа»?

— Проект «Симфония» состоял из семи домов. Один дом совместными усилиями мы сдали. Три дома переданы «Бризу». В отношении «ФОН-Ривьеры» была введена процедура наблюдения. 10 марта должен состояться суд, надеюсь, будет введена процедура внешнего управления. Это позволит в течение ближайшего времени передать оставшиеся три дома на Павлюхина строительной компании «Бриз». Непосредственно под управлением первого заместителя премьер-министра РТ Алексея Песошина создана рабочая группа, которая разрабатывает механизм передачи домов компании «Бриз», чтобы сделка была оформлена юридически правильно.

ЖК «МЧС» состоит из пяти домов. Введена первая очередь, и ведутся строительные работы в остальных секциях. Найден механизм за счет реализации парковок, кладовок людям, и, надеюсь, в ближайшее время первый дом будет сдан. Есть сложности по одной высотной секции: там самая меньшая степень готовности. Но, думаю, это решится. За счет чего это удалось? На совещании у президента РТ было принято решение о достройке всех внешних коммунальных сетей за счет инвестиционных программ. Это касается не только комплекса «МЧС». На Ноксинском спуске внешние сети достраиваются тоже за счет инвестиционных программ государства.

«Проект «Симфония» состоял из семи домов. Один дом совместными усилиями мы сдали. Три дома переданы «Бризу».

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/52309

— Дело не безнадежное?

— Нет. Нам оказывают помощь на всех уровнях, и найдены механизмы. Конечно, есть сложности по ЖК «МСЧ». Минстрой и правительство занимаются тем, чтобы внести изменения в контракт и сделать его подъемным для инвестора, который сможет достроить этот микрорайон. На территории рядом с ЖК «МСЧ» выделяется федеральная земля. Выделен дополнительный земельный участок на Серова. Работа ведется каждодневная и ежеминутная.

«Ливада занимается стратегическими задачами, которые ведомы только ему одному»

— Вы лично объезжаете все стройки. Почему только вы этим занимаетесь?

— Так сложилось, что два года назад было возбуждено уголовное дело, и я понимаю, что если не будет решена проблема дольщиков, это коснется меня, моей семьи, моих детей. И я заинтересована в скорейшем разрешении этой ситуации. Я, как менеджер, юридически не числюсь во многих структурах. Моя степень ответственности — «ФОН-Ривьера» и площадки у бывшего ипподрома, и «Солнечный город», но я понимаю, что если я не буду заниматься другими объектами, не знаю, достроятся они или нет. К сожалению, из руководства нашей компании только я одна тащу этот груз. Я встречаюсь с дольщиками, бываю на оперативках, хожу на совещания Песошина. Бываю на совещаниях в Москве по реструктуризации, чтобы сдвинуть следующие дома.

— Ливада не ходит?

— Ливада не ходит. Ливада занимается стратегическими задачами, которые ведомы только ему одному.

— На ваши женские плечи взвалили такую ответственность…

— Пусть это будет на совести того человека, который отстранился. У меня совершенно другая точка зрения. Я считаю, надо не в Москве в кабинетах решать проблемы, а здесь, на стройке, перекладывать кирпичи, встречаться с людьми и что-то двигать. И есть реальный результат той совместной работы, которую мы ведем с правительством. Мне только легче, если удается что-то сделать. Я каждый день встречаюсь с людьми, слышу об их трагедиях. Как женщине мне очень тяжело абстрагироваться от этого.

Гуландам Зарипова/realnoevremya.ru
«Я встречаюсь с дольщиками, бываю на оперативках, хожу на совещания Песошина. Бываю на совещаниях в Москве по реструктуризации, чтобы сдвинуть следующие дома».

— Вы живете в Казани?

— Да, с семьей, с детьми. Никуда уезжать не собираюсь. С утра до вечера езжу по стройкам и готова сделать все, что от меня зависит.

— А с самими дольщиками вы встречаетесь, можете им в глаза посмотреть?

— Каждую среду я провожу прием дольщиков. По средам я совершаю объезд стройки на Ноксинском спуске и на ул. Фучика, по пятницам — «Солнечный город» и «МЧС», «Симфония». Те поручения, которые мне дают по выстраиванию работы с дольщиками, я выполняю.

Надо работать, других вариантов нет. Мы ввели внешнее управление. Стараемся не допустить банкротства «ФОНа». Вернули более 50 млн рублей деньгами людям, остро нуждающимся, за счет реализации непрофильных активов.

— Сами как думаете, когда спокойно вздохнете?

— Думаю, 2—3 года еще надо. 1 200 квартир уже сдали, еще 1 200—1 300 в работе, и еще для 2—2,5 тыс. квартир надо найти механизм решения.

Сюжет о ситуации вокруг «ФОНа» смотрите в программе «7 дней» на канале «ТНВ» 12 марта в 19.30.

Интернет-газета «Реальное время»

Новости партнеров