Все по регламенту vs коллектив как вторая семья
Добиться подчинения установленному порядку или сохранить межличностные отношения в коллективе? Способна ли дисциплина упорядочить результаты и сделать их более прогнозируемыми, является ли она залогом успеха? И как вообще добиться более глубокого вовлечения сотрудников в работу? Об этом и не только рассказали бизнесмены в очередном субботнем выпуске «Бизнес-задачника».
Дружные сотрудники небольшой компании постоянно обсуждают за работой свои личные дела и проблемы, к тому же позволяют себе опоздания и небольшие срывы сроков. Как повысить дисциплину, не портя межличностных отношений? Или их не стоит сохранять в ущерб дисциплине? Как найти баланс? Всегда ли дисциплина помогает добиться результата в бизнесе?
-
-
Андрей Редькин генеральный директор ульяновского наноцентра Ulnanotech
-
Нужно выбрать другую методологию управления проектами, например, Scrum. Она предполагает, что у команды нет начальника в том виде, как мы привыкли. Внутри команды распределяются роли, и ставится задача, которую необходимо решить к определенному сроку. И если в конце времени команда не выполнила — начинается анализ, почему. Если кто-то что-то не сделал, это становится сразу очевидно. Однако люди на эту тему не ругаются, но за счет того, что все сделали, а один — нет, этот сотрудник начинает подтягиваться. С этого начинается более глубокое вовлечение сотрудников, потому что они в первую очередь отвечают друг перед другом, а не перед начальником. Если правильно выстроена мотивация внутри компании, то их не нужно заставлять что-то делать. И нельзя заставить человека делать то, что он не хочет. Можно вовлечь его делать то, что ему нравится. Это лежит в основе. Не дисциплина решает, а вовлечение. Хорошая компания, которая динамично развивается, балансирует между хаосом и порядком. В этом смысле, если установить военную дисциплину в компании, она, скорее, замедлится, а если дать полную свободу — люди перестанут работать.
-
-
-
Александр Гуров директор электронной торговой площадки ONLINECONTRACT
-
На мой взгляд, все зависит от результативности бизнеса. Самым ценным активом компании является дружная команда, которая эффективно выполняет свою работу, при этом сотрудники во всем поддерживают друг друга.
Если обсуждение личных дел идет в ущерб результатам бизнеса, ситуацию нужно менять. Большую роль в этом процессе играет разъяснительная работа. Все должны понимать взаимосвязь: результаты работы и в итоге бизнеса напрямую влияют на доходы каждого в команде, благополучие наших семей, на будущее каждого из нас.
Наши сотрудники дисциплинированные и эффективные, при этом умеют сохранять теплые отношения в коллективе. Известно, что, например, программисты — люди творческие и к ним где-то нужно применять особый подход. Поэтому у нас они работают по плавающему графику и могут планировать свое рабочее время.
Сотрудники коммерческого отдела, непосредственно взаимодействующие с заказчиками, понимают, что клиенты будут обращаться с вопросами в свое рабочее время. Поэтому они четко соблюдают правила и не опаздывают.
-
-
-
Гузель Хисматуллина директор компании TeamSoft
-
Это как в анекдоте: хочется и к умным, и к красивым. Не получится. Нужно определиться, что для руководителя важнее: повысить дисциплину или сохранить межличностные отношения. Проблема ведь не в дружбе сотрудников, а в низкой исполнительской дисциплине, которая проявляется в опозданиях и срывах сроков. И тут руководителю необходимо быть решительным, то есть быстро принимать сложные решения и эффективно действовать в соответствии с ними. Решительность руководителя играет важную роль и часто позволяет обойтись без жестких мер, добиваясь высокой исполнительской дисциплины и сохраняя хорошую рабочую атмосферу. А вот, если ваши сотрудники не поймут, что вы настроены решительно, то рано или поздно вам придется действовать жестко. Надо не баланс искать, а приоритеты расставлять. Если это не сделает руководитель, это сделают сами сотрудники, как в этом кейсе и произошло.
А по поводу дисциплины, удача возможна без дисциплины — это уж как повезет. А успех, тем более стабильный, не разовый, без дисциплины невозможен. Какой смысл принимать управленческие решения, составлять отличные планы, если они не выполняются? По своему управленческому опыту и опыту бизнес-тренера, я убеждена, что эффективных руководителей объединяет умение добиваться высокой исполнительской дисциплины. Конечно же, одной дисциплины недостаточно для успеха в бизнесе, но дисциплина является необходимым условием успеха.
-
-
-
Марат Багаутдинов совладелец компании Wok&Go
-
Если люди выполняют KPI, план, достигают необходимых уровней выручки, то я не сторонник того, чтобы регламентировать то, о чем они говорят, во сколько приходят и находятся ли на рабочем месте в принципе. Я больше ориентирован на то, чтобы платить за результат, а не физическое нахождение на рабочем месте.
Вообще к разным подразделениям компании применял бы разные меры и методы.
Есть организации, где дисциплина просто необходима. Возьмем, к примеру, таксопарк. Там диспетчеры по рабочему распорядку должны находиться у себя в офисе и не опаздывать, поскольку это создает угрозу самому бизнес-процессу. То же самое касается и обсуждения личных вопросов. Здесь нужна предельная концентрация. Ведь именно она влияет на то, как сотрудники обслуживают клиентов, что в свою очередь влияет на количество этих клиентов, а значит и на увеличение выручки.
Думаю, дисциплина — одно из основных требований к тому, чтобы достичь какого-либо результата в принципе.
-
-
-
Марат Хакимов директор строительной компании «Амик»
-
Баланс, считаю, нужно находить. А если требуется сделать кому-то замечание, то важно, чтобы это было не при всех. И прежде нужно проанализировать, как человека подвести к тому, что ты хочешь, ведь все люди разные. Одному скажешь в лоб, он все воспримет наоборот. И никто еще не придумал ничего лучше метода «кнута и пряника». Это весьма эффективно. Людей нужно и хвалить, и ругать. Но атмосферу в коллективе тоже нужно сохранять хорошую, тогда люди готовы будут подменять друг друга, и работать в паре — это очень важно и это влияет на общую результативность, ведь все делают общее дело. А дисциплина не всегда помогает добиться результата в бизнесе. Она, конечно, должна априори везде быть. Но небольшие послабления для кого-то можно допустить. Например, кто-то часто задерживается на работе, но иногда опаздывает — на это можно закрыть глаза. Нужно добиваться того, чтобы сотрудник сам все делал без напоминания и на совесть, а не контролировать каждый его шаг.
-
-
-
Андрей Курамшин совладелец веб-студии «Рефакт»
-
Я считаю, что позитивная атмосфера в коллективе очень важна. И то, что все сотрудники компании дружат между собой — хорошо, значит, это настоящая команда. Вопрос здесь в другом: видимо, работники недостаточно замотивированы и перед ними не стоит цель, которая бы их зажигала и позволяла действовать как единой команде. Нужно сделать так, чтобы у них был общий интерес вместо того, как обсуждать, кто где отдыхал и кто что ел на завтрак.
Вообще ситуация, когда сотрудники срывают сроки и занимаются нерабочими делами, ненормальная, но это проблема не коллектива, а руководителя. Так происходит, потому что не созданы условия, где людям будет интересно работать, нет условий вовлеченности.
Решение этой проблемы я вижу в системе Scrum. Нужно поставить задачу перед сотрудниками и эту задачу разбить на этапы. Предположим, чтобы выполнить задачу, нужен месяц. Я бы разбил на четыре этапа, по неделям. Например, отдел продаж должен сделать месячную выручку в миллион. Соответственно, каждую неделю компания должна зарабатывать по 250 тысяч, это и будет недельная цель. Чтобы отслеживать, как идет процесс, каждую неделю утром я бы проводил пятнадцатиминутные собрания, где разбирали бы уже достигнутые результаты, что не получается или мешает достичь конкретному сотруднику цели. Применять систему можно не только к отделу продаж, но и другим подразделениям компании. Таким образом, сотрудники, для которых цели компании важны и близки, останутся, а тех, кому важно поболтать и пересидеть, такая система выживет. Останется сплоченная команда, которая будет работать на результат.
На мой взгляд, дисциплина в бизнесе играет существенную роль, но здесь очень важно не передавить и давать адекватную обратную связь. Не бывает, что сотрудник раз и опоздал на два часа, затянул проект на неделю. Ведь, как бывает: сначала человек опаздывает на пять минут, потом на десять, потом на полчаса. Здесь очень важно этот момент отслеживать. Важна не сила наказания, а быстрота реагирования руководителя. Сразу нужно разговаривать. Потому что когда для сотрудника часовые опоздания становятся нормой, и руководитель начинает по этому поводу с ним ругаться, то человек это уже воспринимает, как покушение на его права: дескать, всегда было можно, а теперь нельзя. В таком случае помогут уже только штрафы или увольнения.
-
-
-
Ильназ Набиуллин владелец сети магазинов мужских украшений Gentlz
-
Я бы поговорил с коллективом и сравнил, например, их опоздания с моим опозданием по выплате заработной платы. Если сотрудники не оправдывают своей части работы, то почему руководитель ее должен оправдывать? Нужно объяснить, что руководитель в их отношении справедливо, честно, ответственно подходит к делу и выплачивает всю сумму вовремя в полном объеме. Поэтому того же ожидает от сотрудников в плане задач или сроков. Мы же на работе не клуб по интересам собираем, а решаем определенные бизнес-вопросы. Тут еще нужно понять, дисциплину нарушает лишь один человек или весь трудовой коллектив. Если нарушают все, значит корпоративная культура выстроена не совсем правильно, и руководитель сам виноват, что сотрудники считают это нормой. Надо собраться, объяснить людям, что есть норма и как должно быть. Если уже и так не получается, то представить альтернативу: либо мы работаем нормально, либо не работаем вместе вообще. Дисциплина, на мой взгляд, помогает в бизнесе упорядочить результаты и сделать их более прогнозируемыми. Если кто-то всегда все делает вовремя и нормально, это говорит лишь о том, что он сделает все вовремя, но не факт, что это будет самое оптимальное решение задачи. Возможно, кто-то менее дисциплинированный, но более креативный найдет другой более эффективный способ решения вопроса.
-
-
-
Азат Назмутдинов коммерческий директор татарской сети быстрого питания «Тубетей»
-
Сотрудники ведь не с первого дня стали так себя вести, следовательно, их избаловали. Отношения внутри коллектива, конечно, нужно выстраивать сразу. Если изначально проговорить все правила, то на 90% такого не происходит. Ну а в том случае, когда стали появляться нездоровые тенденции в коллективе, нужно делать общую планерку и все обсудить, оговорить, какие правила нужно начать выдерживать для повышения эффективности работы. Причем действовать нужно плавно, чтобы не потерять сотрудников. Дисциплина, она всегда помогает добиться результата в бизнесе — это 100%. Но другое дело, что понимание дисциплины, конечно, у всех разное. У творческих — свое, у военных — другое. Вообще же, это просто ряд правил, которые выдерживаются для эффективного достижения целей.
-
-
-
Илья Мугенов генеральный директор компании Mugenov
-
На работе не должно быть личностных отношений, в коллективе должен присутствовать рабочий дух. Например, своим работникам я вообще запрещаю делиться переживаниями и проблемами, чтобы они не проецировали их на коллег. Личная жизнь на то и личная, это не дело каждого. Если человек не соблюдает субординацию, срывает сроки, опаздывает, то начинает терять деньги, в прямом смысле. Поскольку размер зарплаты моих сотрудников зависит от того, насколько я доверяю человеку. Поэтому выбор всегда за ними. Наш коллектив вне рабочего времени редко общается между собой, потому что все люди молодые (25—30 лет), у них как раз сейчас личная жизнь кипит, им не до этого. А на работе во всевозможных чатах и социальных сетях я им запрещаю общаться.
Правда, было время, когда мы пытались создать дружескую обстановку в коллективе. В качестве одного из заданий сотрудники тогда каждый день должны были ходить после работы друг к другу в гости. Но все ведь разные. У кого-то ремонт плохой, кто-то с родителями живет или человек закрытый. В итоге это породило больше проблем, чем положительных моментов. Дисциплина, с моей точки зрения, очень влияет на результат в бизнесе. В моем случае, по крайней мере, так оно и есть. Сотрудники понимают насколько важна ответственность, поэтому КПД у них высокий.
-
-
-
Альбина Ибрагимова владелец компании «АИСТ тур»
-
Я считаю, что должна быть деловая обстановка в коллективе, и чем меньше личностных отношений, тем лучше. По поводу срыва сроков, опозданий и прочего, насколько я знаю из своего опыта, кроме применения штрафных санкций здесь больше ничего не помогает.
Правда, все очень индивидуально и зависит от конкретной ситуации. У нас, например, туристическое агентство, и если вечером встреча с клиентом, ради которой сотруднику приходится задерживаться, то я всегда иду навстречу, когда человек утром опаздывает. В любом случае нужно по-человечески обращаться с персоналом. Я работала по найму, теперь владею бизнесом, и как показывает моя практика, любая дисциплина приносит свои результаты. Причем дисциплина должна быть и в коллективе, и у управленца. Ведь чем дисциплинированнее руководитель, тем лучше идут дела в бизнесе.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.