Чем отметят «Тергезу» в Казани: «Склонившие голову муллы перед величием императрицы»
Сообщение о победителе конкурса на памятный знак в Казани совпало с анонсом открытия памятника Екатерине II в Крыму

Официальные власти Казани по-прежнему не признают, что внешний вид памятника российской императрице уже выбран. Тем не менее голосование уже прекращено, территорию обустраивают, а участники дискуссии о возведении памятного знака даже выложили в Сеть фото якобы согласованного проекта. Памятный знак, на первый взгляд, скромный, но изображения на нем могут вызвать новый виток общественных споров. Подробнее в материале «Реального времени».
«Склонившие голову муллы перед величием императрицы»
Видимо, Екатерина II все-таки разместится на берегу Кабана. О том, что решение уже есть, сегодня написал в своем Facebook Табриc Яруллин, председатель Всемирного форума татарской молодежи, который не просто внимательно следит за темой, а является одним из выразителей стороны противников памятного знака «Тергезу», вокруг которого идет столько споров. Выбор пал на один из самых скромных памятных знаков, если говорить о его общем впечатлении, но сюжет изображенный на нем – спорный вдвойне.
«Ну что, вот этот знак победил. Склонившие голову муллы перед величием императрицы, надписи только на одном языке и вид в лучших провинциальных традициях! Креатив, китайцы проектировщики, историческая память, общественные пространства — нет не слышал. В Актаныше сделано классно, в Альметьевске хорошо, но Казань, тут у нас благоустройство набережных политизировано, мы тут угождаем Москве, тут нам не до удобств и креатива», — выразил свою позицию Яруллин (авторская редакция сохранена).
В пресс-службе исполкома города выбор памятника не подтвердили, заверив, что как только с проектом определятся, соберут всех на торжественную презентацию.
Тихие признаки громкого решения
Однако по всем косвенным признакам решение все-таки есть.
Во-первых, специальная страница с голосованием уже недоступна. Проекты памятников до сих пор можно найти в Интернете, но не на ней. А проголосовать уже нельзя нигде.
Во-вторых, напомним, около полутора недель назад участок напротив Старо-Татарской слободы, где планировалось установить памятник Екатерине II, огородили забором. По словам охранника, на участке проведут благоустройство и установят лавочки. Хотя ни один компетентный орган тогда не смог дать внятного ответа, кто и какие работы ведет на берегу Кабана, их начало говорило о том, что «на верху» решение уже, скорее всего, принято до слушаний. Дело в том, что каждый представленный на конкурс проект подразумевает не только строительство самого памятника, но и индивидуальный вариант планировки прилегающей территории, в частности, организацию прогулочных зон, установку скамеек.
Тогда же Табрис Яруллин рассказал «Реальному времени», что форум татарской молодежи выступил со своими предложениями по благоустройству этой части берега Кабана. Активисты предложили обыграть миф о сокровищах в озере Кабан. В качестве еще одного варианта он назвал проект «Казан солгесе» («Казанское полотенце»). Однако эти проекты, кажется, не заинтересовали городские власти.
Под вопросом пока остается и общественное обсуждение проекта. Напомним, что ранее городские власти заявляли, что итоги конкурса на создание проекта памятного знака «Тергезу», объявленного в апреле, будут подведены, но сам памятник будет установлен только после обсуждения этого вопроса с горожанами. Теперь же речь идет лишь о его презентации.
Крымская императрица появилась раньше
Интересно, что параллельно с казанской историей развивается и сюжет с крымским памятником императрице. Сегодня стало известно, что его торжественное открытие в Симферополе состоится 19 августа. Об этом сообщил портал 3652.ru со ссылкой на пресс-службу межрегиональной общественной организации «Русское единство».
«Открытие памятника Екатерине II – это не только дань памяти нынешних поколений крымчан и всех россиян великой императрице, но и торжество возвращения к своим историческим истокам, свидетельство того, что Россия успешно восстановила связь времен и продолжает многовековые традиции. Утверждаясь в Крыму, Россия утверждает статус великой державы. Так было и так будет всегда!» – говорится в сообщении.
Напомним, бронзовую фигуру Екатерины II в полный рост весом около 7 тонн установили на пьедестале в Центральном парке культуры и отдыха Симферополя еще в июне, что тоже вызвало общественную дискуссию, но, кажется, крымская императрица все-таки дождалась своего часа.
комментарии
И. Р. Метшину
Уважаемый Ильсур Раисович!
Благодарим Вас за проявленное внимание к мнению общественности относительно установки памятного знака на берегу озера “Кабан”. Надеемся на продолжение диалога и на нахождение компромиссного решения.
Представляя мнение 114 татарских молодежных организаций со всего мира, нужно заметить, что для татарской молодежи, как и для всех татар, Казань является родным городом и духовным центром. Поэтому любая мемориализация в Казани затрагивает коллективную память всего татарского народа. Этот вопрос воспринимается болезненно, если дело касается территории наполненной национальными символами - от находящийся перед ней как на ладони Старотатарской слободы, театра Камала и мечети 1000-летия принятия Ислама, до памятника Тукаю, парка «Миллениум» с увековеченным в камне Кул-Гали и казаном. Нам тяжело понять, почему всё это великолепие, должна венчать именно такая противоречивая фигура, как Екатерина II, почему именно она должна быть символом национального Возрождения?
Понятно одно: имеющееся глубокое расхождение во мнениях относительно установки памятника Екатерине, не способствует консолидации казанской и татарстанской общественности. И голосование с механическим подсчетом «за» и «против» не будет способствовать нахождению консенсуса. К тому же, проводимое на сайте мэрии процедура голосования не отображает в открытом порядке количество проголосовавших за тот или иной проект. Представленные вопросы и их формулировки носят ангажированный характер. Всё это вызывает обоснованные сомнения пользователей в честности и объективности процедуры голосования.
Несмотря на то, что имеется множество иных исторических личностей, символизирующих национальное Возрождение, для достижения консенсуса мы предлагаем установить памятный знак, не связанный с "мемориализацией" конкретной личности.
Учитывая также актуальность развития туристического бренда Казани, мы предлагаем следующие варианты памятного знака на набережной озера Кабан:
1. Памятный символ, связанный с легендой о кладе казанских ханов в озере Кабан. Представляя собой интерес, с точки зрения туристической привлекательности и бренда города, такой памятный знак мог бы стать толчком для реализации новых событийных мероприятий - от интерактивных игр, квестов до целого фестиваля на воде (готовы представить концепцию подобного фестиваля). Не это ли, точка роста этнографического, культурно-познавательного туризма, о котором говорилось на недавнем заседании совета при президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям?
На сегодня же, столица Татарстана, имея богатую историю периода Казанского ханства, практически никак не мемориализирует это время, а подобный знак мог бы восполнить этот пробел. Тем более, что легенда о кладе на озере Кабан до сих пор жива в исторической памяти народа, популярна среди жителей и гостей столицы и не является предметом для общественного раздора. О легенде написано множество книг и статей, сняты передачи и кинофильмы.
2. Памятный знак знаменитому «Казанскому полотенцу» (“Казан сөлгесе”) – давний и популярный символ казанских татар и перспективная точка роста для этнотуризма. Проект, будучи, разработан архитектором Илдаром Каримовым для железнодорожного вокзала, мог бы быть адаптирован и для новой набережной.
3. Памятный символ Дружбе народов, который мог бы иметь мощное идейно-ценностное наполнение и транслировать миру новый смысл этого явления через призму уникального татарстанского опыта.
4. Памятный знак фонду "Возрождение" - соответствует изначальному замыслу понятия "Тергезү", мемориализует уникальный процесс восстановления наследия города Болгар и Свияжск, свидетельствует о найденном историческом консенсусе между представителями разных народов.
Говоря об усилении туристической привлекательности города за счет памятного знака на оз. Кабан (именно это звучит в качестве одного из аргументов в защиту памятника Екатерине) – то представленные выше варианты, имеют гораздо больше преимуществ, событийного потенциала и лучше передают историческую специфику города Казани. К тому же, памятник Екатерине, не является чем-то уникальным для постсоветского туристического пространства. Будучи установленным в других городах, на сегодняшний день он не вызывает какой-либо особый туристический ажиотаж.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем рассмотреть предложенные варианты памятного знака на оз. Кабан, пересмотреть процедуру голосования в сети «Интернет», провести экспертные и общественные слушания по этому поводу.
P.S. Мы не стремимся демонизировать фигуру Екатерины, но вспоминая ее заслуги и имя “Әби-патша”, не нужно забывать о народных песнях о каторжанах Екатерины или письмо народного поэта Тукая с отрицательной оценкой действий “Әби-патша”. Учитывая ранее изложенные исторические факты, компромисс с установкой памятника Екатерине II может быть только один: наравне с этим городу понадобиться обелиск из кандалов на Сибирском тракте или памятный знак на пересечении улиц Татарстана и Нариманова, символизирующий виселицу. Ведь именно там - на лобном месте, после подавления Пугачевского восстания, в назидание потомкам больше года провисели несколько десятков трупов казненных татар Старотатарской и Новотатарской слободы.
Если следовать непоследовательной логике «благодарности потомков» самодержице, мы должны просить установки памятника золотоордынским ханам в Москве, которые способствовали возвышению города и возрождению православной церкви. Вот только, готово ли современное столичное общество к такой исторической справедливости и к такому компромиссу?