Новости раздела

Устройства Силиконовой долины: апгрейд поисковиков, предки Терминатора и персональные исполнители желаний

Мир гаджетов в центре мировых IT-технологий. Часть 3: эпоха больших данных и искусственного интеллекта

Устройства Силиконовой долины: апгрейд поисковиков, предки Терминатора и персональные исполнители желаний Фото: softcraze.com

Джинны, исполняющие желания людей, становятся реальностью. Правда, круг их возможностей пока весьма ограничен, и выглядят они не как в восточной сказке. Протороботы будущего Терминатора или Wall-E появляются уже сейчас. А ответ практически на любой вопрос мы может узнать в Google или «Яндексе», которые заметно эволюционировали за последние годы. Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, работающий в Силиконовой (Кремниевой) долине, в своей новой колонке продолжает начатую им тему об IT-новинках, которые мы можем увидеть в скором времени.

Эпоха больших данных смена парадигмы поиска

Количество информации в цифровом виде, так или иначе доступной нам, увеличивается в экспоненциальной прогрессии: карты почти всего земного шара доступны через Bing Maps или Google Maps, фото улиц, планы многих зданий и учреждений доступны в Google Street View или Bing StreetSide View. Google сумел отсканировать порядка 25 миллионов книг и предоставляет к ним частичный доступ в рамках проекта Google Books. Википедия содержит более 5 миллионов статей в английском разделе и 1,3 миллиона статей в русском разделе.

Информации становится все больше и больше, размер всех сайтов интернета постоянно увеличивается. Раньше пользователи искали в глобальной паутине ресурсы (документы, картинки, медиа-файлы), которые бы помогли им ответить на вопросы или решить стоящие перед ними задачи. Например, если нужно было узнать, в каком году умер Михаил Булгаков, то сначала нужно было найти страницу с биографией писателя, а потом на ней, пользуясь поиском текста на странице, уже искать информацию о его смерти. А вдруг найденная страница с биографией была неполной? В этом случае продвинутые юзеры использовали специальный язык запросов, чтобы найденная информация содержала и биографию писателя, и информацию о его смерти.

Карты почти всего земного шара доступны через Bing Maps или Google Maps. Фото appleinsider.ru

Появление Википедии как проекта значительно облегчило такой поиск. Если раньше нужно было просматривать несколько сайтов в поиске биографии, и некоторые биографии могли представлять из себя толстые книги, в которых не так просто сразу найти тот факт, что ты ищешь, то Википедия стала универсальным источником знаний по любому предмету, излагая их в тезисной, энциклопедической форме. Найдя нужную статью на этом ресурсе (если эта статья достаточно хорошего качества), можно быстро найти самые важные факты.

Однако постепенно наши потребности стали выше, информации стало больше, а мы стали ценить свое время. Поэтому сейчас пользователи поисковых систем все больше хотят получить от поиска не ссылку на страницу, где содержится нужная информация, а ответы на его вопросы. И действительно, попробуйте поискать в «Яндексе» «когда умер Булгаков» — кроме ссылок, «Яндекс» (как, впрочем, и другие поисковики) покажет вам сразу нужную дату. Это называется «ответ», то есть способность поисковой системы не просто понять запрос, но и предоставить нужную информацию в готовом виде. Современные поисковые системы сегодня способны ответить уже на довольно много вопросов — поэкспериментируйте на досуге.

Персонификация искусственного интеллекта (ИИ)

С того момента, как поиск информации эволюционировал в поиск ответов на вопросы, эволюционировали и сами системы поиска. Теперь их задачей стало не только найти информацию, но и по возможности структурировать ее так, чтобы суметь ответить на вопросы по ней. Подобно роботу-библиотекарю из произведений Айзека Азимова, который прочитал все книги и мог давать рекомендации, исходя из любых предпочтений пользователей.

Чтобы сделать искусственный интеллект ближе к рядовым пользователям, был использован трюк из фантастических произведений, где продвинутый интеллект в будущем представлен в виде человекоподобного образа.

Конечно, это не образ Терминатора или даже не Wall-E — хотя оба этих персонажа на порядки превосходят по своим возможностям современные версии ИИ. Одним из пионеров здесь была компания Apple, встроившая в свои телефоны «умного помощника-секретаря» Siri. С момента рождения Siri умела понимать довольно сложные команды, сформулированные на обычном английском языке, как, например, «напомни мне позвонить завтра мистеру Брайту по поводу засорившейся трубы» или «создай напоминание каждую среду в 3 часа», была способна искать информацию в интернете и отвечать на определенный круг вопросов («который час?», «кто сейчас президент США?», «стоимость акций Facebook?» и так далее) на английском языке.

С момента рождения Siri умела понимать довольно сложные команды, сформулированные на обычном английском языке. Фото imore.com

Хотя Siri и требует для большей части своих функций постоянного соединения с интернетом (для более точного распознавания речи и анализа запроса), ряд простых команд доступны и без этого. Да и (относительно) безлимитный мобильный интернет, как я уже писал раньше, стал гораздо более доступен.

Вслед за Apple своего помощника представила и компания Microsoft — персонаж из популярной серии игр Halo для приставки Xbox, девушка по имени Cortana. Учитывая, что Microsoft уже имела перед собой пример Siri, в Cortana был сделан упор на более продвинутый интеллект. Cortana с самого начала использовала координаты в качестве базовых данных, позволяя пользователям, например, отдавать такие распоряжения: «когда я приду домой, напомни мне включить духовку» или «когда я снова буду в этом магазине, напомни мне купить мешки для мусора».

Cortana также с самого начала умела понимать и отслеживать контекст, так, например, после запроса «покажи мне список китайских ресторанов около меня» можно спросить «а какие из них открыты сейчас?», и Cortana отфильтрует из списка те рестораны, которые сейчас закрыты.

Это существенно расширило спектр возможных сценариев и положило начало гонке искусственных интеллектов, к которым, кроме Siri и Cortana, также примкнул безымянный интеллект от Google, называемый Google Now, а также, сравнительно недавно, Alexa от компании Amazon.

Если Siri доступна эксклюзивно только на телефонах от Apple, то другие помощники можно установить в виде приложений на любые мобильные системы. Кроме того, Cortana теперь встроена и в версию Windows для обычных компьютеров и умеет здесь искать информацию не только в Интернете, но и в файлах и документах пользователя.

К гонке искусственных интеллектов сравнительно недавно примкнул Alexa от компании Amazon. Фото arstechnica.net

Про-активность и персонализация упреждение желаний пользователя

Однако ответ на вопрос пользователя — это только начало. Настоящий «умный помощник» должен уметь не только отвечать на заданные вопросы, но и предвосхищать их. На языке техники это называется «про-активные возможности» (pro-active features).

Для того, чтобы уметь угадывать желания и потребности пользователя, необходимо знать о нем больше, чем просто его интернет-адрес (который нужен для отображения информации в браузере). Чем больше мы знаем о пользователе, тем больше у нас возможностей для прогнозирования того, что ему может понадобиться.

Самым простым источником информации является календарь пользователя, который обычно полностью синхронизован на мобильном устройстве, где и работают приложения-помощники. Так, все три крупных «интеллекта» (Cortana, Siri, Google Now) умеют автоматически извлекать информацию о встречах пользователя из мобильного календаря, включая место встречи и показывают предупреждение за 10-15 минут до того, как нужно выехать с учетом ситуации на дорогах.

Кроме того, они способны читать вашу почту (соблюдая при этом приватность, что в данном случае означает, что информация, полученная ИИ, не будет использована для какой-либо другой цели, например, показа более подходящей рекламы и так далее) и, найдя информацию о билетах на поезд, самолет или концерт, правильно показывать ее: скажем, при поиске рейса Сан-Франциско — Франкфурт будет показано не просто расписание рейсов, но и также указан отдельно тот рейс, электронный билет на который есть у вас в почтовом ящике. Аналогичным образом для писем, в которых содержится информация о трекинге почтовых сообщений, эта информация будет извлечена и показана при правильном поисковом запросе.

Про-активность — одна из самых технически сложных задач для ИИ, которая требует анализа большого количества данных для конкретного пользователя и хранения этой информации в таком виде, чтобы получить к ней доступ за миллисекунды, отведенные на поиск ответа на вопрос. Это выдвигает серьезные требования к времени доступа и, учитывая объем, требует довольно серьезных затрат — именно поэтому эта особенность стала возможной только относительно недавно.

К сожалению, размеров этой колонки не хватило, чтобы поведать об обещанном роботе-юристе, но я обязательно расскажу о нем в следующий раз.

Александр Галкин
Справка

Галкин Александр Владимирович — инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.

  • Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
  • В 1996 году окончил с золотой медалью казанскую гимназию №102.
  • В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
  • С 2002 по 2005 годы работал в Институте нейробиологии в Берлине.
  • В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
  • С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. Офис расположен в Sunnyvale, Калифорния.
  • Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
  • Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru. Колумнист «Реального времени».

комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 09 июл
    Не доверяю я википедии
    Ответить
    Alexander Galkin 09 июл
    И не нужно. В википедии есть хорошая страница по поводу того, чем Википедия не является ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%A7%D0%B5%D0%BC_%D0%BD%D0%B5_%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F ). Так вот, она не является энциклопедией. По сути -- это просто альманах, выжимки из разных мест, собранные в одном, и не проверенные в достаточной мере. Поэтому и по умолчанию доверие к ней как к альманаху.
    Ответить
    Анонимно 11 июл
    и это пишет админ википедии)
    Ответить
    Alexander Galkin 11 июл
    Да, это пишет админ Википедии! :)
    Википедия по разному старается улучшить качество и достоверность своих статей -- это и так называемые "ревизируемые правки" (когда правки "случайных пользователей" ревизируются спецами), и специальные комитеты по улучшению статей по определенным темам и прочее.
    Но все-равно, сама природа Википедии -- это альманах (выборка информации из доступных источников). И если вдруг, допустим, New York Times вместе с Süddeutsche Zeitung и газетой "Правда" станут утверждать, что кирпичи плавают -- то это можно будет прочитать и в Википедии, с ссылкой на все три источника! :)
    Ответить
  • Анонимно 09 июл
    а я все там смотрю
    Ответить
  • Анонимно 09 июл
    Скоро от одной мысли поисковик будет инфу выдавать
    Ответить
  • Анонимно 09 июл
    Классный материал. Крутой заголовок, вводка и сам текст. Просто заинтриговали. Александр, вы умеете интересно подать.
    Ответить
    Александр Галкин 09 июл
    Спасибо! Я рад, если Вам понравилось.
    Ответить
  • Анонимно 09 июл
    Про юриста-робота ждем
    Ответить
    Александр Галкин 09 июл
    Уже отослал в редакцию текст, так что обязательно будет. В этот раз я немного перекомпоновал текст и часть про роботов уже не влезло -- прошу прощения!
    Ответить
    Анонимно 11 июл
    ждем-ждем!
    Ответить
  • Анонимно 09 июл
    Александр, вы так разбираетесь во всех этих вещах. Вы все их на себе испытывали?
    Ответить
    Александр Галкин 09 июл
    Да, частично моя работа связана с устройствами, частично у нас на работе есть кружок, где мы встречаемся и изучаем разные "железки". Так что я многое пробовал и щупал.
    Ответить
    Анонимно 10 июл
    Даже на работе бывают кружки? Как раньше в школе? Или это такие самодеятельные клубы по интересам? Или типа средневековых профессиональных цехов и тайных обществ? В свое время из строителей выросли масоны. Может, скоро появятся вольные программисты?
    Ответить
    Alexander Galkin 11 июл
    Вольные программисты уже есть, они называются freelancers, "свободные копьеносцы" :)

    А по поводу кружков -- в Майкрософт много есть "кружков по интересам": кто-то совместно бегает, кто-то играет в теннис и шахматы (есть внутренний рейтинг и можно выбрать соперника себе по силе), а кто-то вот раз в неделю собирается и пытается разобраться с разными железяками, вроде виртуальной реальности, помощниками и прочим.
    Ответить
  • Анонимно 11 июл
    Даже как-то страшно от всех этих вещей будущего. Восстание машин ожидает нас. Все как по сценарию.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров