Парковая зона Черного озера и КФУ: континентальная «плешь», утроение парковочных мест и туалет за 100 млн
Реконструкцию сразу двух знаковых казанских скверов обсудили накануне в столице РТ. Во-первых, скандал с вырубкой деревьев за библиотекой имени Лобачевского в итоге привел к весьма неожиданным последствиям: решению о благоустройстве территории вокруг второго корпуса КФУ. Во-вторых, команда Наталии Фишман совместно с городскими властями и инвестором работает над реконструкцией Черного озера. Побывавшая на обоих обсуждениях корреспондент «Реального времени» наблюдала уже ставшую привычной перепалку между экс-сотрудником университета Искандером Ясавеевым и ректором Ильшатом Гафуровым, узнала, о чем волнуется профессура и о роли минкульта в будущем облике парка «Черное озеро».
«Университет по своему местоположению, размеру и по своей истории вполне сопоставим с Казанским кремлем»
Согласование концепции сквера у КФУ прошло в зале УНИКСа, а презентовал ее автор плана — казанский архитектор, член Союза архитекторов России Николай Новиков. В первых рядах концертного зала находилось руководство университета: ректор Ильшат Гафуров и первый проректор КФУ Рияз Минзарипов. Руководила процессом помощник президента РТ Наталия Фишман, присутствовал на встрече и председатель комитета внешнего благоустройства Казани Игорь Куляжев. В первом же ряду по правую руку от Фишман сидела главная защитница верхней части Ленинского сада — журналистка Ольга Юхновская, которая даже в январские морозы собирала народ на месте спиленных деревьев.
Ильшат Гафуров выразил надежду, что представленный проект понравится как присутствующим, так и тем, кто не смог прийти, но имеет отношение к университету. По его словам, желательно, чтобы он реализовался в сентябре-октябре, иначе благоустройство затормозится еще на год. Он также напомнил о сложностях, возникающих из-за того, что часть территории является федеральной, а часть — городской.
«Я хочу поблагодарить Ильшата Рафкатовича и коллег из университета, потому что, действительно, был скандал. Очень приятно, что Ольга (Юхновская — прим. ред.) как его основной зачинщик — вместе с нами. Ольга Юхновская обратила внимание общественности на события, происходящие за вторым корпусом университета», — заметила Наталия Фишман.
Николай Новиков начал презентацию концепции с описания места. По его словам, потенциал КФУ еще до конца не раскрыт.
«Мы задумались, в чем особенность этого места, и сделали картограмму, которая показывает, что университет по своему местоположению, размеру и по своей истории вполне сопоставим с Казанским кремлем, который является памятником ЮНЕСКО». По мнению эксперта, еще не до конца раскрыт потенциал поперечных улиц. В качестве примера он привел улицу в Сан-Франциско и Университетскую. В первом случае она является местной достопримечательностью и частенько появляется на туристических рекламных буклетах.
В своей концепции, во многом основанной на работах казанского архитектора Сергея Саначина, Новиков большое внимание уделяет лестнице, спускающейся в нижний Ленинский сад. По его словам, объект имеет туристический потенциал и требует реставрации.
Лестницу предлагают соединить со «сковородкой» Аллеей выпускников. За библиотекой предлагается сделать Сад университетов-партнеров. По задумке там появятся три континента — «Азия», «Европа» и «Америка». Там же планируется разместить павильон современного искусства. Среди студентов, которые с конца 80-х до начала 2000-х годов использовали это место для распития спиртных напитков, оно называлось не иначе как «плешь» из-за отсутствия густой растительности.
Во вторую очередь будет обустроена территория террасно-спускающегося сада в сторону улицы профессора Нужина. Предполагается, что в будущем эта улица станет территорией совместного использования автомобилистов и пешеходов с приоритетом последних. Для людей с ограниченными возможностями придуман специальный, интегрированный в ландшафт пандус, чтобы они могли подняться или спуститься от библиотеки. В третью очередь обсуждается реконструкция здания Центра информационных технологий, во дворе которого можно создать центр притяжения для горожан и обучающегося туризма с условным названием «медиатека».
Кроме того, есть желание на крыше второго корпуса КФУ оборудовать главную обзорную площадку Казани, куда будут проводиться экскурсии.
Говорить о парковочных местах и организации движения вышел заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров. Он предложил несколько вариантов размещения парковок:
- слева от второго корпуса КФУ – 100 парковочных мест;
- небольшая парковка, встроенная в рельеф склона (возле лестницы, ведущей к улице Профессора Нужина) – 75 парковочных мест;
- парковка в реорганизованном левом крыле КСК КФУ «УНИКС» (слева от концертного зала) – 200 парковочных мест;
- под площадью возле здания физического факультета КФУ – 220 парковочных мест;
- парковка на пересечении улиц Университетская и Профсоюзная (на стороне КФУ) – 250 парковочных мест.
На данный момент в КФУ официально зарегистрировано около 273 парковочных мест, с помощью предложенных вариантов их число можно увеличить до 800. Также было предложено ограничить скорость движения автомобилей до 40, а в перспективе и до 20 км/ч, организовать одностороннее движение и увеличить пешеходную часть.
Пока представлен только концепт благоустройства территории при КФУ, о суммах на его реализацию и финальном плане речь на данном этапе не идет.
Лестница как памятник ленинского плана монументальной пропаганды
Далее последовала сессия вопросов. Стены альма матер дали о себе знать, и, в отличие от большинства обсуждений парков и скверов с местным населением, за все время никто ни разу не поднял голос и не перебивал спикеров, все обсуждение прошло очень культурно. Вопросы задавали по очереди — для этого было необходимо спуститься вниз и подождать, когда микрофон дойдет и до тебя.
Кандидаты наук и профессора, представляясь, интересовались, не мало ли будет места для благоустройства верхнего сада, где предлагают разместить три континента, кто будет следить за поддержанием инфраструктуры и является ли верным решением создавать цветущий сад в текущих климатических условиях? Поднятых тем было много, и в основном они также касались парковочных пространств, доступности для инвалидов и перспектив развития территории. Интересным оказался вопрос о необходимости реконструкции лестницы, соединяющей две части Ленинского сада, и об ее ценности, которой, по мнению сотрудника КФУ, она не обладает. По словам Новикова, ее можно назвать памятником советского модернизма с элементами перехода в новый классицизм.
«Это с одной стороны — по стилистике. С другой — лестница является памятником ленинского плана монументальной пропаганды, который был придуман в 1918 году. Это продвижение идей коммунизма как контрпропаганды идей монархизма и православия», — рассказал архитектор. По его словам, после приведения в изначальный вид лестница может стать даже объектом туристического наследия.
Директор философского института (если быть совсем точными, Института социально-философских наук и массовых коммуникаций) КФУ Михаил Щелкунов, представившийся просто как профессор Щелкунов, встал в очередь к микрофону одним из первых. Его интересовала судьба часовни, которая стоит в северном направлении от аллеи выпускников.
Новиков предложил для начала определить, часовня это или морг. По его словам, если лестница показывала бы позитивную сторону ленинского плана монументальной пропаганды, то часовня, наоборот, рассказывала бы о тех утратах, которые понесло духовенство в связи с режимом советов. Он предложил разместить там музейную экспозицию. Ильшат Гафуров на это сообщил, что перед началом модернизации стоит обсудить этот вопрос с РПЦ, «чтобы после модернизации нам не сказали: «Это наша собственность», поскольку федеральное законодательство позволяет, если ранее этот объект принадлежал им, просто забрать его в течение определенного времени». После решения этого вопроса, возможно, там появится как раз часовня. «Для общего сведения хочу сказать, что на сегодня там находятся наши экологи. В любом случае, эти здания в дальнейшем будут переданы кафедре религиоведения». По словам ректора, там был морг, но сейчас объект принадлежит КФУ и что там появится — музей или что-то другое — будет решено позже.
«Искандер, тебе спасибо за внимательное отслеживание, где бы ты не работал, всего, что происходит в университете»
Свое слово получили и активисты Казани, которые, пожалуй, собрались на встрече практически в полном составе. Координатор инициативной группы «Город без преград» Искандер Ясавеев задал вопрос представителям КФУ.
Он напомнил, 15 апреля на сайте университета появилось сообщение о первой встрече по проекту, и зачитал, что в нем сообщалось о том, что на следующий день после утверждения проекта будут демонтированы ограждения. «Означает ли это, что если проект будет утвержден, то завтра забор, разделяющий верхнюю и нижнюю часть Ленинского сада, будет снесен? Спасибо».
Для ответа своему бывшему сотруднику встал ректор КФУ Ильшат Гафуров.
«Искандер, тебе спасибо за внимательное отслеживание, где бы ты не работал, всего, что происходит в университете. Это меня всегда радует», — отреагировал ректор. Он заметил, что сегодня утверждается не проект, а его концепция. И все работы в дальнейшем будут производиться согласно проекту, который согласуют.
Ректор также рассказал, что забор устанавливался не по его желанию, а в связи с необходимостью сделать паспорт охранной зоны, связанный с проведением определенных мероприятий. По его словам, вопрос с доступным проездом пожарных машин еще остается открытым.
Еще несколько вопросов-предложений поступило от велосипедиста Леонида Иванова. Первый косвенно оказался продолжением вопроса Ясавеева. Активист спросил, почему нельзя убрать многочисленные заборы и перегородки на территории университета, чтобы она стала доступнее? Поступило также предложение сделать улицы все-таки приоритетными для пешеходов, а сотрудникам университета начать ездить на общественном транспорте, тем самым решив проблему с парковочными местами.
Ильшат Гафуров в ответ поинтересовался:
— Вы вообще в университете работаете или где?
— Я закончил этот университет, физический факультет», — ответил Иванов.
— Я понимаю. А сейчас-то вы где работаете? — допытывался ректор.
Относительно общественного транспорта Гафуров заметил, что многие сотрудники преклонного возраста, и им необходимо добираться до работы на машине — эта практика распространена во всех ведущих вузах. Да и вообще, территория университета должна быть ориентирована на студентов и преподавателей университета, поэтому в этом вопросе равняются на их пожелания. А заборы поставлены в первую очередь для обеспечения безопасности. Но рассмотреть предложения по улучшению безопасности он согласился.
В продолжении своего ответа Гафуров снова завел речь о военном госпитале, документы о передаче которого на данный момент ждет КФУ. По его словам, там, скорее, придется вести совместную работу с минкультом, так как здание представляет собой историческую ценность. Он посетовал, что это недешевое удовольствие, и начал перечислять объекты КФУ, которые требуют реставрации. После этого ректор рассказал об обсуждении переноса университета за территорию города, но так как этот опыт в России неудачный — он был против.
«У нас были разные предложения. Понятно, что с Деревней Универсиады есть наши собственные территории, где мы можем развиваться, там есть пустыри. Но университет в том масштабе — сегодня 44 тысячи студентов — больше расти не будет», — считает спикер.
Возвращаясь к военному госпиталю, Гафуров заметил, что решение о его передаче в полном объеме согласовано с ректором медицинского университета и там, скорее всего, будут объекты совместного использования. Ректор предполагает, что вопрос о передаче может решиться к сентябрю-октябрю этого года.
«Мы говорим о детском парке, об аттракционах, но совершенно забываем исторический пласт XVI-XVII веков»
Известный казанский эколог, сотрудник КФУ Нафиса Мингазова дала со своей стороны несколько комментариев. В частности, профессор попросила учесть историю этого места, так как Ленинский сад является началом знаменитой системы черноозерских водоемов. «Мы говорим о детском парке, об аттракционах, но совершенно забываем исторический пласт XVI-XVII веков. Это история первого казанского водоснабжения». По мнению специалиста, также требуется доработать идею террасных садов.
Выступил еще один активист — председатель регионального отделения «Трудовой партии России » в Республике Татарстан Иван Климов. Он задал вопрос о подготовке к строительству подземного хранилища и его влиянии на обсуждаемую территорию.
«Чтобы исчерпать повестку, я еще раз подчеркиваю: никаких решений не принято, сквер никто не трогает, многолетние деревья в той зоне, естественно, не подлежат никакой пересадке, это всерьез никто не обсуждает», — в ответ подытожила Фишман, попросив не вестись на провокации.
Заканчивая двухчасовое обсуждение, Гафуров рассказал, что первым делом к современным требованиям будут приведены учебные кампусы, после чего университет займется многострадальной парковкой. При этом он надеется, что благоустроенная территория у КФУ, первая очередь работ по которой планируется уже в этом году, будет радовать и следующее поколение университетских сотрудников.
— Просто не надо видеть оппонентов в лице университета общественности. Сейчас еще появился такой термин: «прогрессивная общественность», как будто другие не прогрессивные. Или у нас сейчас там обсуждается национальная компонента, говорят о татарской элите. А кто ее определял? Также и здесь: мы просто должны соблюсти баланс интересов всех, кто на этой территории живет, работает и учится. И кому эта территория небезразлична, — поделился ректор.
По его словам, они также рассматривают возможность взять под патронаж университета нижнюю часть Ленинского сада.
«Скажем так, мы были бы не прочь, мягко говоря, патронировать и эти вещи тоже. И Черное озеро, и все остальное — до конца, до берега Казанки», — свел к шутке Гафуров.
«Они нам предложили выкупить это помещение за то ли 40, то ли 100 млн»
Перед тем, как профессорам и ученым КФУ презентовали проект реконструкции, в парке «Черное озеро» состоялась еще одна встреча: Наталия Фишман и Игорь Куляжев ответили на вопросы журналистов по поводу реконструкции исторически важной территории.
За два года в реконструкцию парка «Черное озеро» планируется вложить около 250 млн рублей. Фишман подтвердила, что инвестором работ выступает казанское ООО «Парадигма».
По ее словам, в этом году компания планирует вложить около 70 млн рублей. Еще 50 млн рублей будут выделены из бюджета республики.
В 2017 году «Парадигма» потратит еще 30 млн рублей на реконструкцию парка.
Помощник президента рассказала о том, какие работы планируется провести в этом году. В первую очередь должна быть заменена чаша озера. Она должна быть гидроизолирована, чтобы вода не уходила из водоема.
Также планируется обустроить новые лестницы, возвести на месте спортплощадки амфитеатр, построить детскую площадку. Кроме того, будет заменено освещение, размещены малые архитектурные формы: урны, скамейки и прочее. В этом году уже планируется установить павильон общественного питания, а справа от арки влюбленных в последующие годы предполагается организовать фуд-корт, где предприниматели будут вставать по конкурсу.
Напомним, что проект реконстуркции «Черного озера» презентовали в июне 2015 года, то есть год назад. Его анонсировали премьер-министр РТ Ильдар Халиков и Наталия Фишман. Стоимость проекта называлась в районе 100 млн. рублей. Проект был согласован, но впоследствии его пришлось изменить, учитывая пожелания минкульта РТ. Отвечая на вопрос «Реального времени», Фишман рассказала, что со стороны минкульта было много требований убрать дополнительные функции. «Например, в зоне около озера мы хотели сделать дополнительные беседки — нам министерство культуры не разрешило. Мы хотели в углу организовать дополнительные беседки — министерство культуры тоже попросило этого не делать, чтобы была абсолютная симметричность». Также были изменены габариты павильонов, мощение, малые формы. По поводу плана Фишман также советовалась с Николаем Новиковым, который сказал ей, что принципиально другое тут спроектировать сложно с учетом ограничений минкульта.
В ходе реконструкции встал вопрос с туалетом, построенном в 1994 году, который является частной собственностью.
«Мы на этот вопрос сейчас не ответим. Здесь нужно либо договариваться с владельцем, чтобы выкупить этот земельный участок, либо искать повод, почему эту сделку можно считать недействительной. Чем мы и занимаемся. Но это вопрос небыстрый — имущественный вопрос решается достаточно долго», — прокомментировал Куляжев.
Однако, по словам Фишман, ситуация достаточно ясная. В парке появятся павильоны, в которых туалет будет бесплатным. Поэтому общественный туалет не может быть коммерчески успешным, а на изменение функции нужно получать согласование — его, по утверждению помощника президента, никто не даст.
«Они нам предложили выкупить это помещение за то ли 40, то ли 100 млн, я сейчас не помню, за какие-то совершенно космические деньги, после чего переговоры с инвестором, которого мы очень просили полюбовно, хотя инвестору это тоже не очень нужно, выкупить, чтобы не было разногласий, инвестор пришел и развел руками: о чем вы говорите, какие 100 млн», — рассказала Фишман.
«После этого переговоры приостановились. Если они продолжат предлагать 100 млн, общественный туалет так и будет здесь стоять и с этим ничего нельзя будет поделать», — отметила она.
Завершить первую очередь реконструкции парка планируется этим летом, все работы будут проведены поэтапно, полностью перекрыт вход в парк будет недолго — это связано с работами на лестничными спусками и зонами, где будут перекладывают покрытия.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.