Новости раздела

Затопленный сквер «Яшьлек» в Мамадыше построили на неукрепленном берегу

Один из разрекламированных в рамках года «Парков и скверов» парк в Мамадыше разбили без учета особенностей Вятки

В этом году «Камгэсэнергострой» должен завершить берегоукрепительные работы на реке Вятка, чтобы прикрыть от затопления городскую набережную. На проект выделено более 200 млн рублей, работы ведутся с 2014 года, однако сквер, построенный в рамках Года парков и скверов, разбит на другом берегу реки Ошма, выше возводимой дамбы, и для него придется возводить отдельные защитные сооружения.

Для того, чтобы что-то где-то строить, нужно произвести изыскательские работы

13 мая в информационном агентстве «Татар-Информ» прошла пресс-конференция гидрологов, которые рассказали о подъеме уровня воды в татарстанских реках. По оценкам специалистов, никаких рекордов в этом году зафиксировано не было и критических отметок вода не превысила. Кроме того, пик половодья уже пройден, и уровень воды уже в ближайшие дни начнет падать.

Однако отдельной темой стал затопленный в Мамадыше парк «Яшьлек», торжественно открытый в прошлом году в рамках программы «Парки и скверы». В ходе пресс-конференции начальник отдела гидрологии Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ Алексей Соколов, отметил, что Вятка — это особый разговор, при этом проблема затопления скорее всего возникла в результате не самой грамотной проектной работы.

— Любое строительство в пойменных низинных участках должно быть сопровождено очень грамотными, качественными проектными решениями. Для того, чтобы что-то где-то строить, нужно произвести изыскательские работы, узнать, будет ли эта территория подтоплена, или она не попадает в зону подтопления. Только после этого можно строить, для того, чтобы не было разрушений, не было затрат, — отметил Соколов.

Как выяснило «Реальное время» — проектные и изыскательские работы проведены все-таки были, да только «зона безопасности» начинается… на 70 метров ниже по течению. Причем берегоукрепительные работы по документам начались еще два года назад.

Промахнулись на 2 метра

История сквера «Яшьлек» началась в 2014 году с энтузиазма городских жителей и муниципалитета. На официальном сайте Мамадышского муниципального района сообщается, что сквер в месте слияния Ошмы и Вятки был заложен своими силами в 2014 году: «Очистка территории от зарослей дикорастущих кустарников и деревьев, завоз грунта производился мамадышцами на общегородских субботниках», — отмечается на муниципальном портале. Через год «Яшьлек» вошел в программу «Парки и скверы».

— В текущем году запланированы работы по укреплению берега реки Ошма с поднятием дамбы, установка декоративных светильников и подсветки, детской и спортивной площадок, фонтана, амфитеатра и озеленение, — говорится в сообщении пресс-службы муниципалитета.

С затоплением намерены бороться повышением уровня дамбы. На сайте СМИ Мамадышского муниципального района, со ссылкой на главного архитектора района Рамиля Миннеханова, сообщается, что уровень защитной дамбы на территории сквера, затопленного водой, поднимут на 2 метра — до 58-й отметки.

«Камгэсэнергострой» и тут не успел

Чуть ниже по течению (всего в 70 метрах), правда, на другом берегу Ошмы, уже возводится дамба, причем гребень вала, согласно документам, проходит по отметке 59 метров (к примеру, инженерная защита Казани располагается на 56-й отметке). Берегоукрепительные работы здесь ведет компания «Камгэсэнергострой», контракт был заключен 22 июля 2014 года. Согласно графику работ, строительство должно было начаться в тот же месяц. По документам, укреплению подлежит почти километр береговой линии. Почему дамбу не сдвинули выше по течению, чтобы прикрыть сквер (судя по всему, оба проекта стартовали в одно время) — вопрос остается открытым.


Однако и здесь не все оказалось благополучным. Набережная, согласно документам, проходит на уровне 54,5 метра, что также попадает в зону подтопления. Придется ли переделывать и эту работу — пока неизвестно, в компании «Камгэсэнергострой» наотрез отказались комментировать данную тему. В СМИ тем временем сообщалось что, помимо сквера, затопленной оказалась и набережная. На берегоукрепление было выделено 239 млн рублей.

Правда, с контрактом произошли довольно интересные эволюции. В декабре 2014 года «Камгэсэнергострой» подписывает дополнительное соглашение, которое снижает стоимость работ до 195 млн рублей, и сокращает срок их выполнения на год — до ноября 2015. При этом из графика исчезла поправка на ограничение работ в нерестовый период (а это 6 месяцев за два года — с мая по июнь 2015-го и 2016 года). Однако такая масштабная мобилизация не прошла. В декабре 2015 года вместо сдачи объекта подписывается дополнительное соглашение со ссылкой на некие форс-мажорные обстоятельства, договор продлевают на год — до декабря 2016 года.

В пресс-службе Мамадышского муниципального района разъяснять ситуацию с затопленными набережными и скверами отказались, сославшись на то, что деталями владеет только глава исполкома города Рашит Гарипов, который в течение дня был недоступен для комментариев. Кто, на какие средства и в какие сроки будет делать дамбу для защиты сквера — пока остается неизвестным.

Опять ива?

Особняком на фоне затопленного сквера стоит фигура внештатного советника президента РТ Наталии Фишман. Сквер «Яшьлек» попал в программу «Парки и скверы» в 2015 году и занял в ней достойное место, Наталия Фишман несколько раз давала ему положительную характеристику.

Однако что-то сказать «Реальному времени» по поводу каких-то действий по разрешению проблемной ситуации советница президента не смогла (что, впрочем, наверняка связано с ее сильной занятостью). Сотрудница Наталии Львовны рассказала «Реальному времени», что проектированием сквера занимался «Татинвестгражданпроект», и работы были проведены еще до вступления Фишман в должность. Что усилило впечатление о нежелании разбираться с возникшими проблемами, тем более что с проектированием и строительством парка и набережной оказалось столько проблем (при том, что Наталия Фишман вроде бы курирует данный вопрос, по крайней мере создает такое медийное впечатление).

Таким образом, на сегодняшний день остается непонятным, какие выводы будут сделаны из затопления парка и кто за это отвечает.

Александр Третьяков

Новости партнеров