Новости раздела

«В США оценки — это личная информация, поэтому они никогда не оглашаются публично перед классом»

Дошкольное и школьное образование в Силиконовой долине. Часть 1

Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, перебравшийся несколько лет назад в Силиконовую (Кремниевую) долину, в своей новой колонке рассказывает об образовательной системе в Штатах. Детские сады в Америке не такие, как в России, в школах не ставят «пятерок», а сами образовательные учреждения проходят специальный рейтинг, в котором учитывается даже расовый состав учеников.

Для многих приехавших в США уже в достаточно зрелом возрасте одним из первых вопросов после оформления медицинской страховки является процесс определения детей в школу и обеспечение им достойного образования.

Несмотря на тот факт, что школы в США являются государственными учреждениями, призванными обеспечить всех детей базовым образованием вне зависимости от их происхождения, социального статуса и дохода, в реальности этот процесс оказывается не таким прозрачным.

Описанные здесь факты основаны большей частью на опыте посещения школы в Кремниевой долине моим старшим сыном и могут не соответствовать действительности в других штатах и школах за пределами долины.

Детские сады

Надо начать с того, что в США полностью отсутствует как класс система государственных детских садов. Все дети дошкольного возраста (в США — дети до 5 или 6 лет) исключены из системы государственного образования, и родители вынуждены оплачивать все их расходы из собственного кармана. Однако, если в семье работают все и за ребенком некому присматривать, то это считается «затратами на рабочую деятельность», и ими можно уменьшать налогооблагаемую базу своих доходов.

Дошкольными являются два основных учреждения: это детские сады (preschools, не путать с kindergarden, см. ниже!) и учреждения дневного пребывания детей (daycare).

Учреждения дневного пребывания детей рассчитаны в основном на то, что там дети остаются без родителей на некоторое время. Они представляют собой, как правило, большие игровые комнаты, где под наблюдением воспитателя находятся дети разного возраста, в распоряжении которых имеются различные игрушки. Здесь находятся не только дети до 5 лет, но часто и дети из младших и иногда и средних классов, в том случае, если их школа не предлагает продленку.

Детские сады, в отличие от daycare, имеют определенную программу, то есть с детьми занимаются целенаправленно для развития определенных навыков. Они обычно представляют собой либо определенную программу развития (система Монтессори, Вальдорфская система), либо предлагают «погружение» (immersion) в язык (немецкие, французские, русские и китайские садики), либо сочетают эти подходы различным образом. Здесь, как правило, от детей требуется говорить и быть приученными к горшку — в таких садиках весь процесс построен на коллективной работе, и у воспитателей просто нет времени менять детям памперсы или заниматься с ними индивидуально.

Довольно часто оба вида таких дошкольных учреждений организуются в частном доме и рассчитаны на относительно небольшое количество детей (максимум 15). Большие садики с несколькими группами более редки и обычно дороже.

В среднем, полная неделя садика на полный день (с 8.30 до примерно 17.00) стоит порядка $1500 долларов (только за надзор и уход за ребенком), плюс питание и учебная программа (от которых часто нельзя отказаться). «Домашние» садики дешевле на $200-300 в месяц. Часто бывает возможность ходить только полдня (с 8.30 до 13.30), либо только в определенные дни (два или три дня в неделю по выбору) за порядка 70% от полной стоимости.

Школа

В США по виду финансирования различают три вида школ: государственные (100% финансируются из бюджета), чартерные или независимые школы (charter school, также финансируемые государством, но в меньшем объеме, чем государственные, и предлагающие альтернативные виды образования; эти школы имеют меньше требований и ограничений, чем государственные школы) и частные школы (private schools, финансируемые за счет денег родителей и меценатов).

Стоимость частных школ начинается от порядка $18 тыс. в год и может достигать 45-60 тыс., причем зачастую требуется оплата сразу за полгода или даже год учебы. При этом каждая частная школа имеет специальный фонд помощи тем ученикам, родители которых не имеют достаточных доходов для оплаты полной стоимости, и могут уменьшать оплату либо даже предлагать полностью бесплатное обучение — в этом случае финансирование осуществляется за счет денег меценатов.

Частные школы — это часто языковые школы (би- и трилингвальные, часто с погружением в язык — immersion schools), школы с углубленным изучением естественно-научных предметов, коррекционные школы (для подростков с делинквентным поведением).

Государственные (public) школы

Каждая школа имеет свой район (school district) и открыта для детей, проживающих на этой территории. Это значит, что в США нет возможности выбирать государственную школу: каждый должен ходить в ту школу, к которой приписан. Рейтинг и качество школы является одним из решающих факторов при покупке дома или квартиры, и поэтому в районах с хорошими школами стоимость жилья будет на 15-20% выше, чем в районах с плохими образовательными заведениями.

Существует единый рейтинг школ, который является открытым и доступен на сайте greatschools.org. Там можно посмотреть, к какой школе приписан тот или иной адрес, рейтинг этой школы (от 1 до 10 баллов), национальный и расовый состав учеников школы (количество белых, афроамериканцев и азиатов), а также результаты ежегодного тестирования школы по математике и английскому языку.

Для того, чтобы доказать, что ты приписан к этому району, необходимо каждые два-три месяца предоставлять в школе счета за электричество и воду — таким образом подтверждая факт проживания и прописки в районе школы.

Нулевой класс (kindergarden)

Когда ребенку исполняется 5 лет, он может уже идти в школу, в «нулевой» класс. Этот класс называется kindergarden, но это не детский сад, а именно школа, ее начальный этап. Основным отличием от школы является как бесплатность, так и обязательность этого этапа.

Основная школа

Школьный процесс разделен на этапы: начальная школа (elementary school), средняя (middle school) и старшие классы (high school). Одна школа может предлагать сразу все классы от начального до выпускного, либо только их часть (например, только средняя школа). В связи с этим школьные районы отдельно определены для начальной, средней и старшей школы.

Продолжительность начальной и средней школы варьируется — где-то начальная школа длится всего 4 года, где-то — 5 лет. Заканчивается же школа всегда 12-м классом, после которого начинается высшее образование в виде колледжа.

Система оценок

В США единым стандартом является цифровая система оценок от 0.00 до 4.00 (в отдельных случаях до 4.33), при этом 4.00 — это лучшая оценка, аналог нашей «пятерки». Если же ученик ответил так, что даже пятерки мало, то 4.33 иногда используется как наш аналог «пятерки с плюсом». По завершении программы начальной, средней и старшей школы ученики пишут серию тестов, по итогам которых высчитывается их средняя оценка, так называемая GPA (grade point average). Это число используется потом в конкурсе аттестатов при подаче заявлений о поступлении в колледжи и университеты.

В самих школах, однако, зачастую ради удобства используют не цифровую, а буквенную шкалу, при этом A соответствует пятерке, а F — двойке (часто ее обозначают как Fail, то есть «провал», «несдача»). При этом последняя проходная оценка — это D.

Существуют два метода постановки оценок: метод баллов, когда каждое выполненное задание имеет определенное число и по отношению суммы баллов за выполненные задания (домашние работы, работы в классе, контрольные) к общему числу баллов выставляется оценка. Альтернативой является метод ранжирования, когда 10% студентов с максимальными баллами получают пятерку, потом 15% четверку и так далее. В этом случае получается, что оценка зависит не от общего числа возможных баллов, а от числа баллов, набранных лучшим учеником.

В начальной школе зачастую вообще не ставят оценки, а клеят на контрольные работы небольшие наклейки в виде насекомых, сказочных героев и так далее. В нашей школе, например, в качестве оценок используется шкала «Выше ожиданий», «Соответствует ожиданиям», «Частично соответствует ожиданиям» или «Не соответствует ожиданиям».

В США считается, что оценки — это личная информация, поэтому они никогда не оглашаются публично перед классом. Обычно ученики получают проверенные домашние и контрольные работы в свои личные папки, которые находятся в определенном месте в классе. Ученики потом берут свои папки и индивидуально смотрят свои оценки, при этом ты не знаешь, что получил твой сосед за ту же работу и как он вообще учится.

Александр Галкин
Справка

Галкин Александр Владимирович — инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.

  • Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
  • В 1996 году окончил с золотой медалью казанскую гимназию №102.
  • В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
  • С 2002 по 2005 годы работал в Институте нейробиологии в Берлине.
  • В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
  • С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. Офис расположен в Sunnyvale, Калифорния.
  • Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
  • Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru.

Новости партнеров