«Люди не просто хотят снимать кино — они снимают на свои деньги, на деньги родителей»
На организацию фестиваля мусульманского кино потребуется около 12 млн рублей
В Татарстане Год российского кино отмечают обновлением материально-технической базы в кинотеатрах республики, новыми конкурсами для сценаристов и 8,8 млн рублями, выделенными на кинопроизводство. Несмотря на то, что республика пока не может похвастаться бурным развитием киноиндустрии, есть уверенность, что в скором времени все изменится благодаря активной подрастающей молодежи и… национальной самоидентификации. О том, что сейчас происходит в татарстанской кинематографии, и где Союз кинематографистов обретет свой дом, выясняли корреспонденты «Реального времени».
В Москву следом за Якутией
С каждым годом все больше и больше разговоров о становлении и развитии кинематографии в Татарстане. В республике есть молодые кадры, способные что-то сделать, есть уже сформированный костяк старшего поколения, который не перестает брать различные награды на фестивалях. Однако приходится констатировать факт, что развитие киноискусства идет очень медленно, что во многом связано с нехваткой финансирования на проекты в этой области и скудной материально-технической базой.
Председатель Комитета ГС РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев открыл пресс-конференцию, посвященную Году российского кино, словами о том, что в Татарстане активно развивалась и развивается литература, музыка, искусство. «Но, к великому сожалению, я не могу похвастаться и гордиться тем, что наших кинематографистов знают далеко за пределами Республики Татарстан».
В этом году на киноиндустрию в РТ выделено более 60 млн рублей — это общая сумма, которую нужно разделить на организацию 46 крупных мероприятий, проведение кинопрокатов, а также закупку и оснащение оборудованием государственных и муниципальных кинотеатров. Последних в республике 15 штук, государственный — только кинотеатр «Мир» в Казани.
Видимо, воодушевленные опытом Якутии, которая сейчас в плане кинематографии очень развилась, из Татарстана с 2013 года за счет республиканского бюджета начали отправлять в Москву на обучение ежегодно по два-три студента Кроме того, у татарстанских режиссеров и актеров есть возможность поступить на бюджетные места в Академию Никиты Михалкова, но уже не за счет республиканского бюджета, а за счет фонда Тимченко.
Мало, но системно
Конкретно на производство фильмов в 2016 году из бюджета республики выделено 8,8 млн рублей. По словам заместителя министра культуры РТ Гузель Шариповой, в ближайшее время будут объявлены конкурсы на создание одного игрового и шести документальных фильмов татарстанскими кинопроизводителями, также средства выделены на создание одного игрового и двух анимационных фильмов и на один телевизионный фильм в рамках государственной программы сохранения и развития государственных языков Республики Татарстан.
Однако, по мнению режиссера Ильдара Ягафарова, для создания одного хорошего полнометражного фильма нужно как минимум 5 миллионов рублей. Что бы наладить киноиндустрию, на производство фильмов нужно порядка 100 млн рублей. Режиссер уверен, что для начала нужно тратить как минимум 30-40 млн в год. В качестве положительного примера развития киноиндустрии — все та же Якутия.
— Хотя Разиль Исмагилович сказал, что у нас выделяются мизерные суммы, нужно признать, что в Российской Федерации практически во всех регионах они не выделяются вообще. Вы сказали об Якутии — это хороший пример и там действительно дело в национальном кинематографе и в деньгах, в Башкортостане есть один президентский грант в год, у нас средства выделяются системно и ежегодно. В прошлом году в общей сложности было выделено 27 млн рублей в течение всего года на производство игровых, документальных, анимационных фильмов, — рассказала Гузель Шарипова. В качестве примера она привела короткометражки Салавата Юзеева, которые были сняты на 1,2 млн рублей, фильм Алексея Барыкина «Семейные хлопоты», который был снят на сумму чуть больше 1 млн рублей.
«Есть очень необычные предложения. Из деревень звонят, из других городов...»
Буквально перед новым 2016 годом Ильдар Ягафаров стал председателем Союза кинематографистов РТ. При вступлении на должность в союз входило 39 членов, сейчас их количество выросло до 45. Режиссер поблагодарил этих 39 за то, что они его поддержали.
По его словам, первым делом после его вступления на должность в союзе разработали программу развития татарстанского кинематографа и начали решать вопрос с помещением — у Союза кинематографистов РТ до сих пор нет центрального офиса. Как рассказал Ягафаров «Реальному времени», скорее всего, организация обретет свой дом в помещении на территории «Татаркино» (в районе улицы Петра Алексеева), но пока о сроках заселения говорить рано — режиссер честно признался, что боится сглазить.
Председатель Союза кинематографистов РТ выделил несколько принципиально важных моментов в своей работе. Первое — союз должен омолаживаться. «Сейчас наверно во всех сферах творчества появилась молодежь, которой нужно помогать. Пришла новая волна и этой волной нужно заниматься систематизировано. Люди не просто хотят снимать кино — они снимают на свои деньги, на деньги родителей, где-то находят», — говорит режиссер. Сейчас в союзе создан молодежный сектор, куда входят 40 человек, а руководителем сектора является Кузьма Морозов.
Ягафаров заметил, что молодежные фильмы самодельны, но среди них есть очень стоящие работы — им нужно помогать и отправлять на крупные российские кинофестивали. Сейчас в союзе под руководством другого татарстанского режиссера Мансура Гилязова, создан сценарный фонд и в день к ним поступает три-четыре сценария и множество звонков от желающих снять полный метр.
«Есть очень необычные предложения. Из деревень звонят, из других городов — из Челнов, Альметьевска, — просят помочь». По его словам, уже сейчас у них есть четыре сценария, которые могут быть сняты и соберут кассу. От министерства культуры, в свою очередь, объявлен конкурс сценаристов. По словам Шариповой, если появятся достойные идеи и будет сформирована съемочная группа — они обратятся к руководству республики за дополнительным финансированием. Таким образом уже были выделены средства на «Курбан-Роман» Салавата Юзеева.
У самого Ягафарова в планах пока наладить деятельность Союза кинематографистов. По его словам, у него лежат два готовых сценария, но съемки начнутся только после того, как найдется спонсор: отнимать хлеб у молодых режиссеров, которые будут участвовать на республиканских конкурсах, он не хочет.
Вектор на национальность
Помимо «ставки» на молодежь, Ягафаров предложил татарстанскому кинематографу развернуться в национальную сторону.
— Если в целом говорить о кино в России, у нас пока есть единственная ниша — это наше национальное кино, потому что в Москве, Санкт-Петербурге и других городах есть талантливейшие режиссеры, которые снимают на порядок лучше наших. И когда мы встанем в очередь снимать такие же фильмы, мы будем на последних местах. Конечно, может появиться талант, изюминка, но если работать системно. Я считаю, что наш национальный кинематограф должен повернуться лицом к нашим классикам, современным пьесам, к нашим сценаристам, которые пишут о нас — не о татарах, а о республике.
В планах — экранизировать в республике пьесу Туфана Миннуллина «Мулла» и комедийный проект «Казанские парни». Также, возможно, будет реализован собственный философско-татарский проект Ягафарова «Лодка» и пилотный проект, который будет выходить два раза в неделю на ТНВ. Суть передачи заключается в том, что там будет обсуждаться все, связанное с кино. Пока проект столкнулся с одной проблемой — нехваткой финансирования.
Разиль Валеев: «Если мы представим российское киноискусство в виде Волги — мы пока занимаемся прибрежными водоохранными зонами, мы пока еще находимся на берегу этой большой Волги российского киноискусства»
Среди новшеств в области татарской киноиндустрии — включение в реестр российских кинофестивалей международный фестиваль мусульманского кино. На данный момент, по словам Шариповой, ожидается решение о федеральном софинансировании фестиваля. Как замминистра позже рассказала «Реальному времени», в этом году на организацию фестиваля потребуется около 12 млн рублей — столько же было потрачено и в прошлом году.
В целом спикеры уверены, что сейчас мы наблюдаем новый виток развития татарстанской киноиндустрии — начало ее развития.
— В России объявлен Год кино, а в Татарстане — Год водоохранных зон. Если мы представим российское киноискусство в виде Волги, мы пока занимаемся прибрежными водоохранными зонами, мы пока еще находимся на берегу этой большой Волги российского киноискусства. Нам нужно доплыть туда и плыть вместе с этим большим киноискусством, — метафорично заметил Валеев.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.