Новости раздела

Возрождение подавленных голосов

Что читать у авторов постколониальной литературы

Возрождение подавленных голосов
Фото: Динар Фатыхов/realnoevremya.ru

Колониализм — ужасное явление в истории человечества. Группа европейцев отправилась в разные концы света, силой захватила, разграбила земли других народов и обогатилась за их счет, уничтожив при этом уникальную культуру. Со временем те, кого европейцы называли «отсталыми», «дикими» и «некультурными», начали сопротивляться. С середины XX века одна колония за другой начали получать независимость. Индия стала суверенным государством в 1947 году, Гана — в 1957-м. По принципу домино начали обретать независимость все остальные. Были освобождены французские колонии — Сенегал и Алжир, британские — Кения и Сент-Люсия, а также португальские — Ангола и Мозамбик.

С 1980-х годов многие романисты, драматурги и поэты были представлены на мировой литературной сцене как постколониальные писатели. Но что такое постколониальная литература? В широком смысле эту категорию включают произведения, которые имеют отношение к силам империализма и колониального расширения. Грубо говоря, постколониальная литература — это то, что возникло в основном после Второй мировой войны в странах, проходящих через процесс деколонизации. Произведения авторов из Индии, Нигерии, Южной Африки и Карибского бассейна можно назвать постколониальными.

В 1961 году была опубликована книга Франца Фанона «Проклятые этой земли», написанная на французском языке. Отправной точкой для написания книги была борьба Алжира за независимость от Франции. Это произведение исследует возможности антиколониального насилия в регионе и в других странах. В 1979 году американский критик палестинского происхождения Эдвард Саид написал «Ориентализм». Этот текст исследует отношения между западным миром и «другим» на Востоке. Эта работа стала стандартом в курсах о постколониальной теории. Другие важные ранние мыслители постколониальной теории — американский философ индийского происхождения Гаятри Чакраворти Спивак и американский исследователь постколониализма индийского происхождения Хоми Баба.

Хотя область постколониальных исследований начала формироваться только в конце 1970-х и начале 1980-х годов, многочисленные писатели художественной литературы начали публиковать свои произведения сразу после Второй мировой войны. Одним из наиболее значимых постколониальных романов, появившихся в этот период, был «И пришло разрушение» нигерийского прозаика Чинуа Ачебе. Книга рассказывает историю Оконкво, лидера деревни Игбо в конце XIX века, который стал свидетелем трагической гибели своей культуры от рук колониализма. Нигерия оставалась британской колонией до 1960 года.

«Сезон миграции на север» суданского автора Тайиба Салиха — это еще одно значимое и раннее произведение постколониальной литературы. Роман был написан на арабском языке и впервые опубликован на английском в 1969 году. Пьеса «Сон на горе обезьян» поэта и драматурга из Сент-Люсии, Нобелевского лауреата по литературе 1992 года Дерека Уолкотта создали мировую сцену для драматургов-постколониалистов.

Ряд писателей и заметных романистов из Индии изобразили в своих произведениях разрушительную силу разделения Индии и Пакистана в 1947 году, а также кастовой системы в регионе. Среди них «Дети полуночи» Салмана Рушди, «Линии теней» Амитава Гоша, «Разрушая Индию» Бапси Сидхвы, «Бог мелочей» Арундати Рой и «Трудные дочери» Манджу Капур. Кроме романов, связанных с разделением Индии и Пакистана, произошедшим в результате деколонизации Британии, огромное влияние на развитие постколониальной литературы оказала поэзия американца афганского и индийского происхождения Ага Шахида Али.

Работы нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи — одни из самых последних, которые занимаются исследованием последствий империализма в Западной Африке. Ее самые известные произведения — романы «Пурпурный гибискус», «Половина желтого солнца» и «Американа».

Что читать

Исабель Альенде. «Виолета», «Иностранка» (18+)

Фото: Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

«Виолета» Исабель Альенде — это трогательный исторический роман о жизни женщины, которая родилась во время пандемии «испанки» и пережила политические потрясения и трудности в Южной Америке. Несмотря на финансовое крушение и бедность, Виолете удается выжить и встать на ноги. Но связи ее мужа с мафией и его жестокость снова угрожают безопасности женщины. В романе рассматриваются ее отношениями с сыном, дочерью, братом и мужем. Произведение написано в форме письма внуку Камило. Это честное описание жизни Виолеты. Глубокие знания Альенде истории XX века добавляют достоверности роману. Эта книга — идеальное сочетание фактов и вымысла, обычных и необычных событий. Мы писали подробную рецензию на этот роман.

Александр Эткинд. «Внутренняя колонизация», «НЛО» (16+)

Фото: Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

В книге «Внутренняя колонизация» Эткинд изучает воздействие русской колониальной деятельности на экономику, политику и культуру, а также их проявление в исторических событиях. Он сопоставляет сходные процессы в различных государствах и стремится объяснить, как они отразились на общественном сознании. Автор описывает механизмы внутреннего освоения, такие как военные укрепления, крепостное право, реформы Петра I, словарь Даля, этнография и народничество. Книга раскрывает новые аспекты русской истории и объясняет, почему Россия является одновременно объектом и субъектом освоения.

Рохинтон Мистри. «Дела семейные», «АСТ» (16+)

Фото: Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Роман Рохинтона Мистри «Дела семейные» — это нео-диккенсовский роман с простым сюжетом, но насыщенный яркими персонажами. История вращается вокруг Наримана Вакиля, который был вынужден отказаться от своей истинной любви и жениться на вдове, выбранной его родителями. Роман переключается между воспоминаниями Вакиля о его прошлом и настоящем, когда он стареет и страдает болезнью Паркинсона. Когда его здоровье ухудшается, вокруг его ухода возникает конфликт между семьей его дочери и его двумя пасынками от второй жены. Роман исследует темы семьи, бедности, индийской культуры и общества, а также строгих требований фундаменталистского зороастризма. Проза Мистри теплая и трогательная.

Питер Кэри. «Истинная история шайки Келли», «АСТ» (18+)

Фото: Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

В романе Питера Кэри легендарный австралийский бандит Нед Келли рассказывает свою историю в откровенной и драматической манере от первого лица. Нед родился в семье ирландских иммигрантов. Он вынужден переносить предубеждение англичан и досаждение полиции, в итоге став бушрейнджером вместе с небольшой группой друзей. История рассказана голосом, полным страсти и гнева, выходящим за границы грамматики. По мере того как Нед становится более успешным, он превращается в диктатора, против которого когда-то выступал. Этот роман поднимает национальную легенду до уровня международного мифа и представляет Австралию через свидетельство Неда Келли.

Яа Гьяси. «Мир неземной», «МИФ» (16+)

Фото: Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

«Мир неземной» — это захватывающий роман, который рассказывает историю ганской семьи, эмигрировавшей в Алабаму в поисках лучшей жизни и пытающейся ассимилироваться в американском обществе. Это история младшей дочери Гифти, которая осталась в тени своего популярного брата атлета Наны. Роман исследует эмоциональные сложности семьи — от решения Чин Чин Мэн вернуться в Гану и до зависимости Наны от оксикодона и последующей передозировки, депрессии и смерти матери. Роман смело исследует темы веры, религии, психического здоровья, горя, расизма, ассимиляции и поиска своего пути в жизни. Хорошо проработанные персонажи и стиль письма делают его чистым, честным и интенсивным чтением, которое захватывает читателя с начала до конца.

Чинуа Ачебе. «Покоя больше нет. Стрела бога», «АСТ» (16+)

Фото: Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Романы «Покоя больше нет» и «Стрела бога» входят в «Африканскую трилогию», которая документирует переход Африки от племенного образа жизни к современности, с акцентом на влияние христианства на протяжении всей истории. Трилогия рассказывает о группе персонажей и их предках, выделяя тяжелые моменты и перемены в истории. Персонажи хорошо проработаны, а описание традиций точно. Книга дает понимание истории с разных точек зрения и полную картину развития африканского народа. Исторический контекст и индивидуальные истории получают одинаковую важность, обеспечивая глубокое понимание африканского опыта. Трилогия — это свидетельство африканской литературы, предоставляющее внутренний и внешний взгляд на историю континента.

Кейт Гренвилл. «Тайная река», «Лайвбук» (16+)

Фото: Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Роман Кейт Гренвилл «Тайная река» — первая книга в трилогии, рассказывающей историю путешествия семьи из бедного Лондона в Австралию. Яркие описания Лондона XIX века переносят читателя в мир грязных улиц и угольной пыли, резко контрастирующий с огромным, открытым пейзажем Австралии. Через главных героев, Уильяма Торнхилла и его жену Сал, Гренвилл исследует жестокость колонизации Австралии и ее влияние на коренных жителей. Роман представляет собой смесь исторического вымысла и семейной драмы с комплексными и хорошо проработанными персонажами. Стиль писательства Гренвилл напоминает диккенсовский язык. Хотя книга иногда трудна для чтения из-за сцен жестокости, это отличное и мощное произведение, которое надолго оставит читателя под впечатлением.

Гай Маркос. «Тун. Лето в розовом городе», Clever (16+)

Фото: Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

«Тун. Лето в розовом городе» — это история Мариам, которая из-за неправильного выбора чувствует себя несчастной в своей привилегированной жизни. Но когда ее отправили в Армению, чтобы присмотреть за бабушкой и дядей, Мариам открывает новые места и, главное, новую сторону себя. В Ереване она встречает людей, которые помогают преодолеть ее проблемы и стать взрослее. В конце концов она находит ответы на некоторые важные вопросы и понимает, что счастье не зависит от количества денег. В книге описывается семейная тайна, связанная с отцом Мириам. Он переложил свои ошибки на дочь, не дав ей необходимой любви и заботы. «Тун. Лето в розовом городе» — это душевный и мудрый рассказ об изменении жизни и поиске себя.

Дмитрий Фалеев, Евгения Варенкова. «Формула всего», «НЛО» (18+)

Фото: Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Роман «Формула всего», написанный Дмитрием Фалеевым и Евгенией Варенковой, принадлежит к жанру фэнтези и, несмотря на связь с традициями русской классической литературы, представляет собой своеобразное противостояние им. В книге описывается мир цыганской культуры и ее народа, создавая цельную и достоверную художественную вселенную. Главный герой, старец Муша Христофоров, отправляется в путешествие, чтобы выдать замуж красавицу Воржу за своего старшего внука Драго, и ему помогает домовой Какаранджес. Каждый поворот сюжета сопровождается новыми сложными вопросами и фундаментальными проблемами для героев. Дмитрий Фалеев — писатель, журналист и этнограф-любитель — изучал культуру и быт цыган, что нашло отражение в этнографическом внимании к цыганской культуре в книге. Роман не просто радует читателя приключениями и экзотикой, но заставляет задуматься о фундаментальных вопросах, с которыми сталкиваются ее герои.

Екатерина Петрова — автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова (иллюстрации автора, созданы совместно с нейросетью)
ОбществоКультура
комментарии 1

комментарии

  • Анонимно 14 май
    Чинуа Ачебе. «Покоя больше нет. Стрела бога», конечно, не оставляет равнодушным, жаль нет продолжения, скучаешь по героям после прочтения
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров