Новости раздела

Кремниевая долина: хитрый НДС, многоразовые пакеты и «халявный» морс в супермаркетах

Жизнь и семейный бюджет инженеров в мировой Мекке высоких технологий. Часть 4

Кремниевая долина: хитрый НДС, многоразовые пакеты и «халявный» морс в супермаркетах
Фото: newsinc.com

Те идеи, что в США воплощены давно и стали привычным делом, в России появляются только сейчас. Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, работающий в компании Microsoft, рассказывая о жизни в Силиконовой (Кремниевой) долине, свою новую колонку посвятил магазинам.

Магазины в США

В США большинство торговых заведений организованы в огромные национальные сети, с магазинами по всей территории страны в крупных, средних и даже совсем небольших городах. Ассортимент продаваемых товаров, конечно, несколько разнится от региона к региону и даже в пределах одного города может различаться от магазина к магазину; однако торговые точки одной сети довольно сильно похожи и имеют обычно какую-то особенность, позволяющую им конкурировать с другими сетями.

Наиболее популярными и многочисленными являются магазины, продающие либо только продукты (grocery stores), либо вместе с ними еще и предметы первой необходимости: туалетную бумагу, бытовую химию, средства гигиены и прочее (convenience stores).

Пакеты

В течение многих лет продуктовые магазины предоставляли покупателям бесплатные пакеты: либо бумажные, либо пластиковые. После каждой покупки у меня оставалось 4-5 таких пакетов, и я не знал, куда их девать.

Примерно в 2012 году во всей стране в целях экономии была введена программа BYOB = Bring Your Own Bag («Приноси свои собственные сумки»). Теперь в рамках акции одноразовые пакеты стали стоить от 10 до 30 центов, поэтому выгоднее за пару долларов купить многоразовый пакет и ходить с ним.

Холодильный отдел магазина с полуфабрикатами и продуктами быстрого приготовления

Цены и НДС

Особенностью американской культуры является то, что в большинстве случаев цены здесь указываются без учета НДС. То есть если на ценнике «Кока-Колы» указано, что она стоит, скажем, 49 центов, то в реальности она будет стоить порядка 56-60 центов, с учетом НДС и цены на утилизацию тары, называемую здесь «залогом» (CRF, California Redemption Value). Так как при вычислении налога стоимость обычно округляется в пользу магазина, ты никогда не можешь быть точно уверен в окончательной сумме, которую тебе придется заплатить. Удивительным образом в магазинах мексиканских сетей цены указаны уже с учетом налогов и не вызывают никакого диссонанса при подсчете итоговой суммы.

Кстати, в США принята так называемая «имперская система мер» (imperial unit system). Это означает, что вес товара будет указан либо за фунт (для больших товаров, например картошки, арбуза), либо за унцию (для ягод, дорогих или экзотических фруктов, орехов и т.д.). Это же касается и объема, который здесь измеряют в галлонах и в жидких унциях. Правда, надо отметить, что для объема обычно всегда указывается и объем в литрах, чего совершенно не скажешь о весе. И будьте готовы к тому, что молоко надо покупать галлонами, а яйца – дюжинами.

Специальные кассы

В большинстве крупных магазинов есть специальные «кассы быстрого обслуживания», куда можно подходить, только если у тебя меньше 15 товаров в корзине, – здесь очередь идет намного быстрее. Ряд магазинов внедряют также автоматические кассы, где ты сам, под наблюдением компьютера, сканируешь все товары и перекладываешь их из корзины неоплаченных товаров в оплаченные.

Компьютер знает вес каждого товара и после каждого сканирования проверяет, что вес неоплаченной корзины уменьшился, а оплаченной — увеличился на ту же величину. Процесс перекладывания товара также контролируется дополнительно видеокамерой. Здесь же стоят весы для товаров, продающихся на развес.

Для покупки алкоголя необходимо всегда показывать удостоверение личности вне зависимости от того, как ты выглядишь. А вот для оплаты кредиткой картой его, наоборот, почти никогда и не спрашивают: подписи обычно бывает вполне достаточно.

Seven Eleven, несмотря на свое название, открыт всегда

Продуктовые магазины

Примером обыкновенного «продуктового» магазина является Trader Joe's, который достаточно небольшой по размеру (примерно 30 на 30 метров) и продает базовые продукты питания по средним ценам. Характерной «фишкой» супермаркета являются написанные мелом от руки ценники и плакаты, также их ежемесячный бесплатный каталог содержит очень много рисунков. В этом же магазине вы можете налить себе бесплатный кофе или огуречную/апельсиновую/лимонную воду (вода с замоченными в ней фруктами или огурцами).

Если Trader Joe's работает только с 8 утра до 9 вечера, то его «универсальный» аналог Seven Eleven, несмотря на свое название, открыт всегда. В этом магазине, который обычно раза в четыре меньше предыдущего и по двум стенам которого обычно идут холодильники, представлены только базовые товары: замороженные продукты, хлеб, напитки, сладости, — но вместе с этим также и продукты первой необходимости. Характерной особенностью этого магазина является, кроме круглосуточной работы, наличие нескольких прилавков с готовой едой (бургерами, хот-догами и прочим), а также большого стенда с разными готовыми кофе в термосах и микроволновкой, которой можно воспользоваться, чтобы разогреть купленные в магазине готовые блюда. Обычно в этом магазине в обед всегда можно увидеть офицеров полиции, покупающих себе гамбургеры, – тут они дешевле всего!

Большинство продуктовых сетей из Мексики, такие как El Rancho, Hacienda, Mi Pueblo, El Mexicano, напоминают смесь двух этих магазинов: несколько варьируясь по размеру, они умудряются размещать у себя по краям и небольшую бутербродную, где можно купить свежеприготовленный гамбургер, и супную, а также специфический мясной отдел со свежим мясом. Специфическими являются и типично мексиканские блюда, например мексиканская выпечка, свиные шкварки (chicharrón, чичаррóн), чем-то напоминающий сулугуни сыр и прочее.

Уголок для приготовления кофе и других напитков в магазине 7-11

Магазины среднего размера, размещающиеся на площадях от 50 на 50 метров, имеют в своем составе постоянный набор отделов. Аптечная секция включает рецептурный отдел (приготовление лекарств по рецептам) и отдел лекарств без рецептов, зачастую с небольшим уголком, где можно измерить свое давление. В пекарне выпекается свежий хлеб (обычно багеты разных видов) и простые пирожные. В цветочном отделе можно купить свежие цветы или заказать композицию. В отделе бутербродов и готовой еды можно купить что-нибудь вкусное и сразу же, не выходя из магазина, поесть. В отделе готовых салатов, супов и вторых блюд можно покупать еду на развес (такой отдел называется deli). Обычно все эти секции разнесены по стенам магазина, а внутреннюю часть супермаркета занимают полки с товарами.

Типичным магазином такого уровня является Lucky's. Здесь можно купить много интересных овощей и фруктов, включая довольно экзотические, по очень демократичным ценам. Также здесь очень большой выбор различных видов соевых продуктов.

Более распространенной является, однако, сеть Safeway – это самые популярные продуктовые магазины в Калифорнии. Их особенность – в наличии двух цен практически на всех продуктах: одна для обычных покупателей, а вторая – со скидкой. Для получения цены со скидкой нужно стать членом клуба покупателей и получить специальную карту, которую ты используешь при оплате – таким образом магазин отслеживает твои покупки, сделанные в разные дни. Кроме членства часто скидка требует покупки нескольких единиц товара (например, «купи три, заплати только за два» или «купи один, второй – бесплатно») или позволяет тебе комбинировать («при покупке большой пачки кофе маленькая пачка любого сорта бесплатно» или «возьми три разных сорта овсянки, и самая дешевая из них будет бесплатной»).

За каждые 100 долларов, потраченные на продукты, можно получить скидку в размере 10 центов на галлон топлива на особых партнерских заправках (Chevron). Удобным также является то, что если ты забыл карточку дома, то достаточно ввести свой номер телефона (он указывается в анкете при оформлении карточки) – и он сработает так же, как и карточка. Поэтому я свою карточку уже несколько лет не достаю из кошелька…

Два вида цен – для тех, у кого есть клубная карта (желтая цена), и для всех остальных (белая) – в магазине Safeway

Александр Галкин
Справка

Галкин Александр Владимирович – инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.

  • Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
  • В 1996 году окончил с золотой медалью гимназию №102 г. Казани.
  • В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
  • С 2002 по 2005 год работал в Институте нейробиологии в Берлине.
  • В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
  • С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. Офис расположен в Sunnyvale, Калифорния.
  • Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
  • Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru.

Новости партнеров

комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 02 апр
    а вы сами готовите или разогреваете полуфабрикаты, покупаете бургеры? или, может быть, предпочитаете ходить в рестораны?
    Ответить
    Александр Галкин 03 апр
    Когда я жил один, я часто покупал разные ужины в виде полуфабрикатов: это довольно вкусно, плюс большой выбор. Сейчас же еда дома -- это очень редко моя забота и полуфабрикаты мы покупаем редко.

    Рестораны есть разные, но чаще раза в месяц туда ходить не позволяют совесть и финансы.
    Ответить
  • Анонимно 02 апр
    Как скучно жить в этой "кремниевой долине".
    Вся жизнь - сплошные физиологические проявления живого организма.
    Это конечно хорошо.
    Ну а как же "духовность"?
    Или это выдумали российские капиталисты, чтобы не платить денег наемным работникам?

    В следующей статье надеюсь будет подробное описание американских туалетов и унитазов (после описания магазинов напрашивается).
    Это тоже огромная и значимая часть "американской культуры".
    Ответить
    Анонимно 02 апр
    а вы, простите, только духовно питаетесь? Автор обо всем пишет, в этой статье - о продуктах,ъи это интересно
    Ответить
    Анонимно 02 апр
    что вы видите - это уж от вас зависит. если вместо информации по теме вы видите "сплошные физиологические проявления живого организма", видимо, для вас это самая животрепещущая тема. наберите в поиске по сайту другие статьи Галкина о жизни в Кремниевой долине, почитайте хоть, чтоб зазря не расстраиваться
    Ответить
    Александр Галкин 03 апр
    Вы знаете, у меня 80% уходит на работу, но об этом я не могу писать.
    Ещё около 10% уходит на семью, и об этом я тоже не могу писать.
    Оставшееся время я трачу на всё то, что вы тут читаете, включая написание самих статей.
    Ответить
  • Анонимно 02 апр
    Многое уже и у нас внедряется
    Ответить
  • Анонимно 02 апр
    разве законно писать один ценник, а брать с человека другую сумму? странные они со своими ндсами
    Ответить
    Александр Галкин 03 апр
    На ценнике написано "+налог", так что тут все ок. Тут так везде пишут, даже если налог 0, на всякий случай.
    Ответить
  • Анонимно 02 апр
    у нас тоже во всех магазинах уже клубные карты, только выгода от них не особая
    Ответить
  • Анонимно 02 апр
    Огуречная вода - это вкусно?
    Ответить
    Александр Галкин 03 апр
    Ну всяко лучше, чем обычная, да ещё и нахаляву и в жаркий день ;-)
    Ответить
    Анонимно 03 апр
    У меня вопрос, если в Казани работали Вы, как Дима Еремеев, владелец АйТи компании Фикс, который ездит на Тесле самой дорогой комплектации и может позволить жить в самом дорогом ресторане с завтрака до ужина каждый день. Вы, тут сколько раз смогли бы посещать рестороны с Вашей квалификацией? Как в США один раз в месяц или аналогично Еремееву?

    Спасибо.
    Ответить
    Alexander Galkin 05 апр
    Вы понимаете, я не владею бизнесом. Открытие и ведение бизнеса -- это совсем другая область, тут кроме квалификации требуется хватка, умение договориться со всеми и прочее. Квалификация тут даже вредна скорее.
    Но если бы я был владельцем компании, то безусловно, я бы мог себе позволить и Теслу, и есть в дорогих ресторанах. Если бы хотел.
    Ответить
  • Анонимно 04 апр
    Как здорово, когда автор отвечает на комментарии. Александр, спасибо за интересные заметки.
    Ответить
    Alexander Galkin 05 апр
    Спасибо, что читаете меня!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии