Новости раздела

«7 дней»: по-хорошему агрессивный КАМАЗ и борьба малого бизнеса за отходы Казани

Ключевые события в жизни республики глазами творческой бригады еженедельной итоговой программы телекомпании ТНВ

«7 дней»: по-хорошему агрессивный КАМАЗ и борьба малого бизнеса за отходы Казани
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Как прошел визит Путина на КАМАЗ, в чем проблема молодых рабочих кадров, на что рассчитывают татарстанские единороссы накануне выборов в Госдуму РФ, куда исчез бывший заместитель муфтия Татарстана Сулейман хазрат Зарипов и кому достанется мусор столицы Татарстана? Ответы на эти вопросы искали журналисты программы «7 дней» в очередном ее выпуске.

«КАМАЗ ведет себя очень амбициозно и по-хорошему агрессивно»

Пожалуй, одним из значимых событий прошедшей недели для Татарстана стали торжества в честь 40-летия со дня выпуска первого автомобиля КАМАЗ и связанный с ними очередной визит на заводскую площадку предприятия президента России. За последние 7 лет этот визит на предприятие стал уже четвертым для Владимира Путина. В 2009 году он запустил конвейер по производству двигателей, в 2010 году принял участие в церемонии заключения меморандума о стратегическом сотрудничестве между КАМАЗом и концерном Daimler AG и подписании контрактов о поставке продукции челнинского автозавода Министерству обороны страны и МЧС. Был Путин на КАМАЗе и в 2012 году, когда с конвейера сошел двухмиллионной грузовик.

Новый визит был связан не только с КАМАЗом: в этот же день два президента — России и Татарстана — открыли завод «Аммоний» в Менделеевске, негласно носящий статус «путинского проекта». Как писало наше издание, «Аммоний» — первый за последние 30 лет построенный в России завод по производству сырья для минеральных удобрений. Его могло и не быть, если бы президенту Татарстана не удалось убедить в этом главу государства Владимира Путина, после чего ВЭБ утвердил схему финансирования с участием японских банков.

За четыре десятка лет с конвейера КАМАЗа сошли 2 173 560 грузовых автомашин и освоено производство 65 моделей КАМАЗов. Правда, как заметил ведущий программы Ильшат Аминов, по проекту предприятие в год должно было выпускать 150 тыс. машин. В прошлом году их количество не добралось и до 40 тысяч. Но даже при таких объемах, далеких от проектных, КАМАЗ считается лидером отечественного рынка грузового автомобилестроения: в его составе 12 крупных заводов, где работают около 40 тыс. человек.

Как отметил в своем выступлении Владимир Путин, «КАМАЗ ведет себя очень амбициозно и по-хорошему агрессивно». «Я хочу сказать, что мы всегда поддерживали ваше предприятие, и, несмотря ни на какие сложности в экономике, вы знаете о них, мы будем поддерживать такое нужное для нас предприятие, как КАМАЗ, и в будущем», — заявил президент.

Следующим пунктом в программе визита президента страны стал завод «Ремдизель», где состоялось, правда, за закрытыми дверями, заседание военно-промышленной комиссии. И не случайно: у этого подразделения КАМАЗа подписан договор с Министерством обороны России на модернизацию гусеничных машин, а по программе импортозамещения налажено производство отечественных запчастей.

Путину показали будущее российской армии — бронетранспортер «Тайфун», который недавно успешно прошел испытания, признанные удачными, и теперь военная техника может быть запущена в серийное производство. Затем на заседании комиссии обсудили перспективы гособоронзаказа. В войсках сегодня идет активное перевооружение, и уровень оснащенности современной техникой составил 30%. Как отметил Путин, нужно сохранить набранный темп, по плану в 2020 году этот уровень должен достичь 70%.

— Отмечу, что 2015 год удалось завершить с лучшими показателями выполнения гособоронзаказа, чем в предыдущие годы. В 2013 году выполнение составило 93% с небольшим, в 2014-м — 96%, а в прошлом — 97%. При этом в части правоохранительных органов, органов безопасности и корпорации «Росатом» гособоронзаказ реализован полностью.

Затем Владимир Путин вместе с президентом РТ в режиме видеоконференции дал старт запуску в эксплуатацию завода «Аммоний», где за сжатые сроки строительства было смонтировано более 30 тыс. тонн металлоконструкций, уложено более 100 километров трубопроводов, установлено более тысячи единиц оборудования, а стоимость завода превысила $1,5 млрд.

— Хочу поздравить вас с успешным завершением первого этапа работы по пуску одного из очень востребованных, крупных предприятий. Таких предприятий у нас не вводилось в строй с 1991 года по переработке природного газа с полным циклом. Безусловно, это востребованный проект, — обратился к коллективу «Аммония» глава государства.

Последней точкой визита Путина стал детский технопарк «Кванториум», где он оставил памятную запись «Удачи!».

Кадровый вопрос — решают все

Творческий коллектив «7 дней» решил обратиться к уровню подготовки рабочих кадров. Ильшат Аминов привел данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ в начале этого года. На вопрос «Как вы оцениваете состояние нашей системы образования?» «на отлично» ответили 33% опрошенных, «плохо» — 20%, оценку «посредственное» поставили 41% опрошенных.

В Татарстане, отметил Аминов, ситуация все же не столь плачевная. Но он признал, что в профобразовании есть нерешенные вопросы. В первую очередь главная проблема связана с полным отрывом знаний, которые дают профильные техникумы, колледжи и вузы, от уровня оснащенности предприятий — молодого специалиста работе на современном оборудовании никто не обучает.

Ситуация, по оценке ведущего, складывается странная, особенно если учесть ценник выпускника: из бюджета на его обучение ежемесячно выделялось 20 тыс. рублей, а теперь придется вложиться и предприятию. Например, на обучение и повышение квалификации сотрудников КМПО ежегодно тратит около 9 млн рублей.

Решив изменить положение вещей, руководство Казанского моторостроительного производственного объединения на днях вышло с инициативой внести поправки в систему подготовки кадров. Как говорит заместитель гендиректора КМПО Леонид Бобылев, «современные условия требуют неких других, нестандартных требований образования, увеличения практических занятий, преподавания наряду с техническими дисциплинами управленческих компетенций. На сегодняшний день методики, которые были 30-40 лет назад, неэффективны. Поэтому мы и говорим, что рынок и сегодняшнее время диктуют новые требования».

И претензии промышленников к качеству обучения вполне логичны. Если в 70-80-е годы все изделия выпускались однотипными сериями, и можно было, делая одну деталь, оттачивать свое мастерство годами, то сейчас в течение нескольких лет, порой и за год изделие может полностью видоизмениться. В результате, по словам замгендиректора КМПО по персоналу Николая Абрукова, «иногда с вузами получается очень долгий процесс адаптации специалистов. Поэтому предприятие вынуждено переобучение брать на себя, и после того как приходит вроде бы с дипломом специалист, мы еще как минимум полгода с этим специалистом работаем, чтобы он освоил то, что необходимо на предприятии».

Для решения проблемы КМПО предлагает учебным заведениям разработать совместные учебные программы стажировок и практик самих преподавателей. По мнению Бобылева, они должны чаще приходить в производственные цеха и «чувствовать атмосферу предприятия-работодателя, тогда это будет действительно прогресс».

То, что сегодняшним студентам катастрофически не хватает практики, признают не только на КМПО, но и преподаватели вузов, и сами бывшие выпускники, и нынешние учащиеся профильных учебных заведений. Егор Невбержинский, учащийся 4-го курса колледжа, попав на завод на практику, столкнулся с пробелами в образовании. По его словам, технологии машиностроения, которые преподают в его колледже, старые, не такие, какие нужны при работе на современных станках.

По словам Андрея Поминова, сегодня перед всей системой профобразования и работодателями стоит задача наладить корреляцию. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Факт признанный: модернизация предприятий сильно опережает уровень оснащенности ссузов и вузов, также недостаточно и технической литературы. КМПО в свою очередь выступает за то, чтобы принимать максимальное участие в подготовке теоретических программ и практических занятий. Среди конструктивных предложений: создание базовых кафедр, разработка программы повышения квалификации преподавателей и система мотивации.

По словам замминистра образования Андрея Поминова, сегодня перед всей системой профобразования и работодателями стоит задача наладить корреляцию.

— Существует механизм, как это сделать — это сертификация квалификации. И мы собираемся это делать в ближайшее время по определенным направлениям, по наиболее востребованным специальностям в нефтехимии, IT-отрасли, педагогике. Такая работа начата, и мы надеемся, что в ближайший год-два у нас уже будут первые итоги.

В предварительные выборы в Госдуму добавят остроты

Старт думской предвыборной кампании был дан на прошедшей неделе в Казани на заседании политсовета татарстанского отделения партии «Единая Россия». И предстоящие в этом году выборы в Госдуму РФ стали предметом обсуждения с гостем программы председателем Госсовета республики, секретарем политсовета Татарстанского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Фаридом Мухаметшиным.

По его заявлению, татарстанское региональное отделение будет обязательно принимать участие в грядущих в сентябре выборах: «Мы будем добиваться того, чтобы наша депутация из республики была бы не меньше той по численности, которая была среди депутатов VI созыва».

Уже утвержден оргкомитет по проведению предварительного партийного голосования по кандидатурам, которые будут выставляться и рейтинговаться до выборов, чтобы привлечь к выборам, по словам Мухаметшина, «ответственных, умеющих принимать решения, умеющих аргументировать и защищать свои предложения на федеральном уровне Госдумы».

Суть праймериз, которые уже прошли в «Единой России», в том, что оценку рейтинга давала счетная комиссия из числа однопартийцев и представителей союзнических общественных организаций. Но процесс решили демократизировать, и сейчас участниками партийного голосования могут стать и беспартийные граждане, желающие выставить свою кандидатуру, проверить свои возможности и способности. Если желающий не член какой-либо другой партии и разделяет позиции ЕР, то, написав заявление, сможет принять участие в партийном голосовании, назначенном на 22 мая.

По оценке председателя республиканского парламента, с одной стороны, это дополнительные хлопоты для организаторов, и даже возможны сложности, «но мы увидим срез тех, кто хочет проявить себя в парламентской деятельности, политической деятельности при подготовке федеральных законов и решений, по которым живет страна».

Еще один вопрос Ильшату Аминову касался допуска партий к участию в выборах — теперь многим из них не потребуется сбор подписей. На вопрос, сколько партий в результате этих изменений примут участие в выборах, Фарид Мухаметшин ответил, что законодательство вновь вернулось к прежней системе, когда половина (225 депутатов) будут избираться по партийным спискам и столько же — по одномандатным округам. Условия предстоящей выборной кампании таковы, что могут принять участие 75 и более зарегистрированных политический партий страны. Политическим партиям, которые уже присутствуют в Думе, сбор подписей не понадобится. Еще 14 партиям участие в выборах без сбора подписей разрешено законом.

Это, по признанию Мухаметшина, «будет настоящей дискуссией, которая позволит отобрать наиболее ценное в этих предложениях, и независимые счетчики — избирательные комиссии — будут оценивать, рейтинговать кандидатов-участников этого предварительного голосования. Мне кажется, остроты, дискуссионности, количества участников от этого процесса только прибавится».

Участниками партийного голосования могут стать и беспартийные граждане. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

Детектив со многими неизвестными

В прошлое воскресенье, вечером, стали поступать тревожные сигналы о таинственном исчезновении известного в Татарстане имама, бывшего заместителя муфтия Татарстана Сулеймана хазрата Зарипова. Священнослужитель с гостем из Объединенных Арабских Эмиратов возвращались из деловой поездки в Мордовию на автомобиле. Родные ждали хазрата дома на ужин, и вроде бы ничто не предвещало беды, но Сулейман хазрат со своим знакомым пропали, телефоны их недоступны, последний раз свидетели видели их в деревне Старый Студенец в Буинском районе, куда они заезжали в местную мечеть на традиционный намаз. Автомобиль хазрата нашли на стоянке возле магазина, недалеко от мечети, без повреждений и признаков нападения.

В Буинском районе уже несколько дней люди прочесывают окрестности деревни, где в последний раз видели Сулеймана Зарипова. Съемочная группа «7 дней» отправилась к месту исчезновения священнослужителя и попыталась восстановить хронологию поездки хазрата Сулеймана с гостем из ОАЭ от Саранска до Буинского района.

Как выяснил корреспондент, доподлинно известно то, что из Саранска выехали они утром, о чем родных Сулейман хазрат предупредил по телефону. Поэтому дома его ждали вовремя. По словам дочери хазрата Зульфии Мифтаховой, он должен был приехать примерно к шести вечера, но к этому времени отца дома не было.

По хронологии восстановленных событий, выехав из Саранска в 10 утра, машина под управлением хазрата, по данным видеокамер, пересекла границу Ульяновской области и въехала в Буинский район, а в 14:30 мужчины были в деревне Старый Студенец. Ничего необычного Сулейман Зарипов не делал, напротив, проследовал привычным маршрутом в хорошо ему знакомую мечеть вместе с гостем, где прочитал намаз и пообщался с местным имамом, который пригласил его на чай. Хазрат отказался, сказав, что засветло хочет добраться в Казань. После этого его уже никто не видел. Имам сельской мечети Линур хазрат Сабирзянов вспоминает, что гости торопились, поэтому в общем намазе участия не приняли, прочитали короткий, как путешественники, и уехали.

Все, что происходило дальше, — это один сплошной детектив со многими неизвестными: во-первых, неясно, куда отправились Сулейман хазрат со своим гостем, ведь до Казани — по крайней мере, на своей машине — они точно не доехали: машина хазрата была обнаружена возле магазина, как позже выяснили оперативники, закрытой на сигнализацию и без следов борьбы в ней. Это еще одна загадка для следствия.

Следователи же пока хранят молчание. На неделе депутаты Госсовета Татарстана попросили министра внутренних дел республики Артема Хохорина рассказать о ходе расследования резонансного дела, на что получили такой ответ:

— Работа проводится вместе с органами Следственного комитета, ФСБ и прокуратуры. Пока говорить рано еще. Весь объем оперативно-следственных мероприятий необходимых проведен сразу же.

Пока возбуждено уголовное дело по статье «Убийство двух и более лиц». Это связано с тем, разъясняют следователи, что у них нет пока объективных данных о том, что пропавшие могли резко изменить свои планы и куда-то уехать. Есть основания полагать, что они могли стать жертвами преступления.

Если нет достоверных данных, естественно, возникают различные версии: на прошлой неделе наша интернет-газета уже опубликовала список возможных причин исчезновения имама и его гостя. Одна из наиболее реальных связывает исчезновение хазрата с профессиональной его деятельностью; Сулейман хазрат хоть и служил рядовым имамом в мечети поселка Петровский под Казанью, при этом имеет солидный вес и авторитет в мусульманской умме. В свое время Зарипов занимал пост заместителя муфтия республики, был первым замом ректора Российского исламского университета и к тому же приходится ближайшим родственником Гусману хазрату Исхакову, бывшему муфтию Татарстана.

Сегодня на поиски пропавшего имама и его гостя поднята вся мусульманская общественность Татарстана и близлежащих регионов, создан специальный штаб при мечети Марджани в Казани и в Буинске. Работы ведутся круглые сутки в тесной связи с семьей Зариповых. Кроме того, в поисках участвует самый широкий круг волонтеров, священнослужителей и просто неравнодушных граждан. Все они работают в тесном контакте с местными властями и правоохранительными органами.

Во время рейдов волонтеры обращают внимание на каждую мелочь — вдруг она поможет в поисках. Особое внимание уделяют домам и заборам, на которых установлены видеокамеры. На время выхода программы в эфир результатов поиска пропавшего Сулеймана хазрата Зарипова не было.

Борьба за рынок бытового мусора

На неделе в программу «7 дней» обратились члены гильдии мусороперевозчиков Татарстана, а также представители ассоциации региональных операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами. Частных предпринимателей, занятых вывозом городских бытовых отходов не один год, а порой — уже 15 лет, беспокоит будущее.

Обернуться большими проблемами для их деятельности грозят поправки в законодательство, согласно которым совсем скоро сбор, транспортировку, обработку и утилизацию отходов на территории субъекта РФ должны будут обеспечивать региональные операторы. Статус регионального оператора приобретается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основе конкурсного отбора и присваивается на срок не менее 10 лет.

Изменения должны были вступить в силу 1 января 2016 года, но пока реформу отложили на год. Если же реформа заработает в полной мере, то, как считают мусороперевозчики, в отрасль придет один крупный игрок-монополист, который будет диктовать свои условия, как следствие, многим мелким компаниям придется уйти с рынка. В российском правительстве считают, что внедрение единой системы позволит улучшить контроль в этой сфере, что несомненно отразится на качестве услуг.

Идея дать казанскому мусору вторую жизнь — из него можно получать различные лакокрасочные продукты, изоляционный материал, трубы — появилась у предпринимателя Рамиля Исмагилова давно. По технологии из Голландии, газ, который скапливается над картами с захоронениями отходов, можно генерировать в электроэнергию и подавать на соседний экопарк.

По данным замглавы исполкома Казани Александра Лобова, предприятие Исмагилова ведет захоронение отходов без утвержденного тарифа и на не принадлежащем ему земельном участке. При этом на полигоне утилизируется около трети городских отходов.

У создателей первого в Казани экологического комплекса, в который входит не только полигон ТБО но и мусоросортировочный завод, с городскими властями спор ведется не первый год. Созданное в 2001 году предприятие имеет разрешение на деятельность до марта 2016 года, выданное департаментом Росприроднадзора по ПФО. В октябре 2009 года исполком Высокогорского муниципального района разрешил предприятию ввести в эксплуатацию вторую карту Самосыровского полигона. Но границы города изменились, в результате территория Высокогорского района перешла в Казань. Потому в судах теперь оспаривается законность выданных ранее разрешений.

По словам председателя ассоциации региональных операторов по обращению с ТБО Рамиля Исмагилова, мэрия Казани предлагает ликвидировать их деятельность на полигоне, разобрать все строения и покинуть территорию. Но предприятие готово работать в новых условиях, если городские власти продлят лицензию. С новыми положениями в законодательстве, которые ужесточают правила для предпринимателей, занятых в этой сфере, они могли бы создать все условия для тех игроков, которые хотят остаться в мусорном бизнесе надолго.

Ассоциация региональных операторов по обращению с ТБО была создана полгода назад, объединив семь малых и крупных компаний, занимающихся сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Это перевозчики, десятки единиц транспорта, оборудование, мусоросортировочный завод, полигон — и главное, здесь работает малый бизнес Казани. Они охватывают 13% мусорного объема, вывозимого из города, 87% — за ПЖКХ, которое выполняет весь муниципальный заказ. Но и за эту мизерную долю малым предприятиям придется побороться, если через год заниматься мусорным бизнесом по федеральному закону будет один региональный оператор.

«Зачем нам варяги? — задают вопрос руководители этих предприятий. — Мы что, не можем очистить свой город от мусора сами?» Под варягами они подразумевают компанию «РТ-Инвест», которая приобрела предприятие ЖКХ еще в 2013 году. Это одна из дочерних фирм корпорации «Ростехнологии». Причем название «РТ-Инвест» в последние месяцы в стране связывают не столько с коммунальными проектами, сколько с пресловутой системой «Платон».

Андрей Шипилов, глава «РТ-Инвест», во время одного из визитов в Казань озвучивал планы по масштабной экспансии в регионы — Ульяновскую область, Нижний Новгород, Казань и Москву. Но круг реализации инвестиционных проектов сузился до двух последних городов. По словам представителя «РТ-Инвест», компания претендует на статус единого регионального оператора в Казани по вывозу ТБО. Компания уже строит новые полигоны, в перспективе — строительство мусоросжигающего завода. По самым скромным подсчетам, в город должны прийти инвестиции в сотни миллионов долларов.

По мнению Ильи Гайнанова, председателя гильдии мусороперевозчиков, для того чтобы город «работал нормально, должна быть конкуренция и рыночные отношения». «Самое главное — то, что говорит Рустам Минниханов, мы его слушаем внимательно, о том, что тарифы не должны подниматься. Но заход монополиста означает 100-процентный подъем тарифа», — считает Гайнанов.

Этот факт подтверждают и в компании «РТ-Инвест», с представителем которой связались по телефону журналисты программы. Установленный оператором тариф не сможет покрыть расходы казанских компаний, уверены они. Но все же малый мусорный бизнес не теряет надежды: его представители предлагают поделить Казань на четыре зоны, каждая из которых была бы закреплена за отдельным предприятием. Это создало бы здоровую конкуренцию.

В завершение сюжета прозвучало обращение председателя ассоциации региональных операторов по обращению с ТБО Рамиля Исмагилова:

— Я прошу, господа, которые сидят в мэрии города Казани, не вмешивайтесь в эту ситуацию, пусть рынок это регулирует. Абсолютно всем мусора хватит.

Ангелина Панченко

Новости партнеров