Фотомарафон «100-летие ТАССР»: на моторостроительном заводе №16 в Казани, начало 1940-х
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 88-я
Чтобы сохранить оборонную промышленость, руководством Советского Союза было принято решение эвакуировать заводы вглубь страны. 7 октября 1941 года Воронежский авиамоторный завод №16 получил приказ об эвакуации на территорию Казанского завода №27. Музей трудовой славы КПМО поделился с «Реальным временем» документами и информацией тех лет.
Чтобы сохранить оборонную промышленность, руководством Советского Союза было принято решение эвакуировать заводы вглубь страны. 7 октября 1941 года Воронежский авиамоторный завод №16 получил приказ об эвакуации на территорию Казанского завода №27.
Предприятие, существовавшее уже 10 лет, свернуло свою работу всего за 25 дней. В течение двух месяцев в Казань прибыл 931 вагон, в 250 из которых были люди. Казанский завод №27 влился в более мощный Воронежский завод №16, так завершилась масштабная работа по эвакуации.
Из письма Елены Игнатьевны Птухиной, работницы завода:
«Эшелон, в котором я и моя сестра ехали из Воронежа в Казань, прибыл в столицу 25 ноября 1941 года. Город встретил нас сорокаградусными морозами, голодом и бесквартирьем. Комнату удалось найти только в селе Сухая Река, за 10 километров от города. Ежедневно в морозы, пургу мы добирались до завода пешком, транспорта не было никакого. Дорогу приходилось искать на ощупь. Завод работал в две смены: первая с 7 до 19 часов, вторая с 19 до 7 часов. Был двенадцатичасовой рабочий день. Нам было тяжело всесторонне: тяжелая работа, туго с питанием, одеждой, холода. Нам с сестрой постоянно хотелось есть. Есть было нечего. Одна надежда была на скудную заводскую столовую. Но и там обед был скудный: в супе несколько мороженых картошек, на второе — ложка овсянки.
Я трудилась в большом гальваническом цехе. В нем было семь больших ванн, в которых покрывались различные детали. Вес самой большой доходил до 200 кг. Детали в ванны окунали в основном мужчины, а мы, женщины, им помогали. При этом точно надо было знать, какие детали, куда и насколько надо погружать. Когда фронту сверхсрочно требовались самолеты, то мы трудились, не выходя с завода, попеременно отдыхая в цехе на лавочке».
Объединенный коллектив предприятий стал именоваться Казанский союзный завод №16. Всю войну это был один из ведущих моторных цехов страны. Здесь производили мощный форсированный двигатель ВК-105, который устанавливали на истребителях Яковлева и пикирующих бомбардировщиках Пе-2, двигатель М-105 и другие типы авиамоторов.
Всего казанские моторостроители отправили на фронт около 15 000 авиадвигателей. Ежедневно с конвейера сходило до 20 моторов. Кстати, именно на этом предприятии впервые в советском моторостроении был внедрен поточный метод организации производства. Произошло это благодаря легендарному директору 16-го завода Макару Лукину, именем которого названа одна из улиц Авиастроительного района. Макар Лукин за годы войны обеспечил увеличение объемов производства завода в четыре раза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 года вводились обязательные сверхурочные: рабочий день для взрослых — до 11 часов при 6-дневной рабочей неделе. Отпуска отменялись.
За время войны коллектив завода завоевывал переходящее Красное Знамя Комитета обороны 19 раз! Решением ВЦСПС и министерства от 16 апреля 1946 года Красное Знамя Комитета обороны оставлено заводу на вечное хранение.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу и Музей истории АО КМПО.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru