«Она сама виновата»: водителям автобусов в Казани позволено сбивать пешеходов?
Следствие сочло — погибшая под колесами девушка «создала опасную ситуацию», переходя улицу на зеленый свет
Спустя 5 месяцев и только после вмешательства прокуратуры появилась надежда, что в ГСУ МВД по РТ все-таки возбудят уголовное дело по факту смертельного наезда автобуса на 18-летнюю жительницу Казани, переходившую улицу по пешеходному переходу на зеленый свет. А сразу после ДТП следователь Михаил Елисеев вынес «отказное» постановление, в котором сделал вывод, что во всем виновата сама погибшая, которая «создала опасную ситуацию», шагнув на проезжую часть на разрешающий сигнал светофора. Почему проехавший на красный 30-летний водитель автобуса Тимур Гадиев до сих пор не стал, а, возможно, и не станет фигурантом уголовного дела, разбиралось «Реальное время».
Шагнули не глядя
Семье погибшей на пешеходном переходе 18-летней Екатерины Титовой не удается добиться правосудия. Виолончелистка из Молодежного симфонического оркестра РТ шла на репетицию в день трагедии — переходила улицу по зебре на зеленый свет, когда ее сбил автобус. Однако правоохранители решили, что вины водителя в этом ДТП нет.
Спустя почти полгода после рокового случая глава республиканского УГИБДД сообщит на брифинге, что более 36% всех аварий в республике составляют наезды на пешеходов. Ленар Габдурахманов отметил, что количество погибших под колесами растет — за первые 4 месяца года лишились жизни 23 пешехода, или треть от общего числа погибших в ДТП.
Габдурахманов подчеркнул, что в 17 случаях «усматривается вина самих пешеходов», четверо из которых переходили дорогу в неположенном месте, а 13 двигались по обочине дороги, не соблюдая мер безопасности.
Ранее «Реальное время» писало, что в 2018 году в Татарстане на 20% выросло количество ДТП по вине водителей автобусов.
Обсуждая с корреспондентом «Реального времени» трагедию на Бутлерова, он сказал, что внимательно просматривал запись видеокамеры, запечатлевшей смерть Титовой:
— Нисколько не снимая ответственности с водителя, я должен отметить, что, к огромному сожалению, девушка при разрешающем сигнале светофора практически сразу, не оглядевшись, шагнула на проезжую часть.
«Береги пассажиров — не тормози»
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, которое спустя месяц после гибели Титовой вынес следователь отдела по РППБД и ЭТ по Казанской зоне ГСУ МВД по РТ старший лейтенант юстиции Елисеев, говорится, что Тимур Гадиев вел автобус со скоростью 45 км в час и, увидев мигающий зеленый сигнал светофора, «намереваясь проехать перекресток, продолжил движение в прямом направлении с той же скоростью». На перекресток он выехал якобы при желтом сигнале светофора, а красный загорелся, когда автобус находился на середине перекрестка.
В постановлении следователь ссылается на запись с видеорегистратора, подтверждающую, что желтый свет загорелся для автобуса, когда он проезжал мимо дорожного знака «6.4» — «Место стоянки», а красный — спустя 2,34 секунды, когда автобус уже находился на перекрестке.
Еще в «отказной» цитируется заключение эксперта-автотехника, согласно которому «водитель <…> не располагал технической возможностью остановиться <…>, не прибегая к экстренному торможению» <…>, а также <…> технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем применения экстренного торможения». И делается вывод, что «данное дорожно-транспортное происшествие произошло по неосторожности пешехода Титовой Е.Ю., которая при включении ей разрешающего зеленого сигнала пешеходного светофора, не убедившись в безопасности <…>, приступила к пересечению проезжей части <…>, тем самым создав опасную ситуацию на проезжей части, что привело к наезду на нее…»
Водитель же автобуса, согласно выводам следователя, хотя и был обязан при включении желтого сигнала светофора принять «меры к снижению скорости вплоть до остановки», но в данном случае правильно сделал, что не стал резко тормозить, поскольку из-за этого пассажиры «могли получить тяжкие травмы».
В переводе с языка протокола на общепонятный это означает, что, по мнению следствия, водитель проявил максимум заботы о пассажирах, не сбавив скорость на мигающий зеленый свет и лихо проскочив перекресток на красный, — и аллилуйя, что в этот момент ему наперерез не вылетел решивший при виде зеленого света не сбрасывать скорость водитель груженного под завязку КАМАЗа.
Сдвиг по фазе
— К сожалению, пешеходы часто забывают простое правило: прежде чем выйти на проезжую часть, даже на разрешающий сигнал светофора, на всякий случай надо обязательно посмотреть по сторонам, — говорит начальник ГИБДД Казани Игорь Новиков, — а водители, вместо того чтобы сбросить скорость при виде мигающего зеленого сигнала, нередко нажимают на газ в надежде проскочить. Во избежание таких трагедий мы с исполкомом сейчас работаем над тем, чтобы ввести на светофорах фазу, когда во всех направлениях горит красный свет. Так, чтобы все успели завершить маневр и никто не пострадал.
Отвечать на вопрос, что следовало делать водителю автобуса при виде мигающего зеленого сигнала, он не стал, сославшись на то, что в этом прежде должно разобраться следствие.
Но на этот вопрос «Реальному времени» без колебаний ответил председатель ТРО «Всероссийское общество автомобилистов» Юрий Кулагин:
Неясно как дважды три
Но если в Казани светофоры отрегулированы так, что действующий в рамках ПДД водитель рискует в любой момент задавить законопослушного, но не особо внимательного пешехода, то с этим надо срочно что-то делать, пока трагическую судьбу Кати не повторили другие горожане, свято верящие, что переходящий улицу на зеленый свет пешеход прав.
Корреспондент «Реального времени» поинтересовалась технической стороной дела. Вопрос, с какими интервалами происходит переключение фаз казанских светофоров, «Реальное время» задало специалисту — заместителю директора МБУ «АСУДД» г. Казани Евгению Пырову.
— В мигающем режиме зеленый сигнал светофора горит 3 секунды, затем еще 3 секунды горит желтый сигнал.
— А может так быть, чтобы на каких-то перекрестках эти интервалы короче?
— Нет, они регламентируются ГОСТом, и изменять их никто не вправе.
Если в постановлении следователя об отказе в возбуждении уголовного дела все обстоятельства происшествия и временные отрезки указаны верно, то за 3 секунды горения желтого сигнала светофора автобус мог проскочить перекресток трижды, а в момент выхода пешехода на дорогу должен был оставить «зебру» далеко позади. Другое дело, если на самом деле автобус пересек линию на уже горевший красный сигнал — тогда линии движения транспортного средства и пешехода неминуемо пересекаются.
А откуда в документах следствия взялась «некруглая» и не совпадающая с нормативными 3 секундами продолжительность фаз светофора — желтый якобы горел всего 2,34 секунды? По мнению адвоката потерпевших Рустема Мухаметзянова, это может объясняться тем, что при исследовании видеозаписи следователь не учел «слепую зону» — «расстояние от переднего свеса автобуса до линии видимости с видеорегистратора».
При виде этой странной арифметики даже у неспециалиста не может не возникнуть вопроса о профессионализме не только водителя, но и следствия.
А зачем встречаться?
После многочисленных жалоб семьи Титовых на «отказную», полученную от Елисеева, следственная машина вроде бы дала задний ход.
— Наш адвокат обращался с жалобой на отказ в возбуждении уголовного дела в прокуратуру, но ответа не получил, и я также не получал никаких официальных уведомлений, — сообщил «Реальному времени» брат Екатерины Титовой Александр Титов. — Возбуждено или нет уголовное дело в отношении водителя автобуса, мне неизвестно. Но на 14 мая нас, родственников Кати, пригласили в Следственный комитет и устно оповестили, что уголовное дело возбуждено. Насколько я понял, речь пойдет о признании нас потерпевшими.
Александр Титов сообщил, что следователь Елисеев предлагал родственникам Екатерины, и ему в частности, встретиться в частном порядке с семьей водителя, совершившего смертельный наезд на Катю. Однако Александр отказался:
— Я не понял цели этой встречи, и следователь не объяснил, зачем она нужна, что даст. Если мне собирались предложить мировое соглашение — то на этапе доследственной проверки это по закону вообще не предполагается, к тому же мировая возможна только после того, как человек признал свою вину. Я не видел смысла встречаться и отказался. Да и не готов я был к такой встрече тогда, слишком свежей была боль утраты.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.