Новости раздела

В Татарстане больше трети всех дорожных камер ПФО — но Казань все равно недобрала 3 млрд рублей штрафов

Федералы недовольны региональной практикой «усеивания» дорог комплексами фотовидеофиксации ради пополнения бюджета

В Татарстане больше трети всех дорожных камер ПФО — но Казань все равно недобрала 3 млрд рублей штрафов Фото: prokazan.ru

В прошлом году ГИБДД РТ увеличила количество дорожных камер в Татарстане на треть. Теперь на дорогах РТ установлено 36% всех камер Поволжья. Однако в 2018 году часто, в том числе на федеральном уровне, высказывалось недовольство охватившей регионы «модой» на установку все большего числа комплексов фотовидеофиксации. Отмечается, что это продиктовано заботой скорее о пополнении бюджета, чем о безопасности на дорогах. Тем временем рост числа дорожных камер поначалу действительно привел к росту сборов штрафов, но вскоре они упали. Надежды Татарстана на «штрафной бюджет» тоже не оправдались. В причинах попыталась разобраться аналитическая служба «Реального времени».

ГИБДД заявила о росте количества дорожных камер, недосчитавшись сразу тысячи «нелегалов»

Несколько недель назад ГИБДД России сообщила, что в 2018 году количество дорожных камер на дорогах страны выросло на 20%: всего к январю 2019 года официально работало 15,5 тыс. комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Это, скажем так, странное заявление, поскольку еще в 2018 году звучали другие данные: «В 2017 году по всей России стояло почти 16 000 камер — в 2016 году на дорогах страны числилось около 13 000 таких устройств».

Противоречивость данных может подвести к выводу, что, по меньшей мере, больше тысячи дорожных камер не учитываются ГИБДД и являются в прямом смысле слова нелегальными. Легально же 11,2 тыс. камер фиксируют превышение скорости, 1,6 тыс. приборов контролируют проезд без остановки стоп-линии, 1,3 тыс. — выезд на встречную полосу и проезд на запрещающий сигнал светофора. За нарушениями правил стоянки или остановки следит 751 прибор, 706 контролируют движение по выделенной полосе, 375 — движение по обочине, 321 — разворот в запрещенных местах, 634 — нарушение требований дорожных знаков и разметки.

Субъект РФ Количество стационарных комплексов Количество передвижных комплексов Количество возбужденных дел об административных правонарушениях
Республика Башкортостан 141 15 1 344 370
Кировская область 106 55 411 593
Республика Марий Эл 7 28 86 863
Республика Мордовия 230 29 381 646
Нижегородская область 247 86 2 485 494
Оренбургская область 61 42 378 472
Пензенская область 46 26 713 353
Пермский край 150 43 678 161
Самарская область 314 233 3 497 944
Саратовская область 81 24 1 700 471
Республика Татарстан 859 472 4 809 814
Удмуртская Республика 32 30 500 032
Ульяновская область 127 28 1 617 225
Чувашская Республика 163 27 799 397

В Татарстане установлено 36 процентов всех дорожных камер Поволжья

Официально Татарстан входит в пятерку регионов с наибольшим количеством дорожных камер. Сегодня на дорогах РТ установлено 1 331 камера, из них 859 стационарных и 472 передвижных. Это 36% всех дорожных камер, установленных в регионах Приволжского федерального округа. В топ-5 регионов входят, помимо Татарстана, Самарская область (547 камер), Нижегородская область (333), Мордовия (259) и Чувашия (190). Таким образом, дороги четырех регионов снабжены практически таким же количеством камер, что и дороги РТ.

В оставшихся регионах оно и вовсе, относительно Татарстана, незначительно. В Пермском крае — 150, в Башкортостане — 156 (из них лишь 15 — передвижные), в Ульяновской области — 155. Меньше всего их установлено в Пензенской области (72), Удмуртии (62) и Марий Эл (35). Всего в ПФО установлено 3 702 камеры наблюдения, из них почти 70% — стационарные, треть — передвижные.

Низкий показатель свидетельствует косвенным образом о меньшем числе административных дел, приходящихся на одного сотрудника ГИБДД. Фото Максима Платонова

В РТ на одну камеру приходится 3,6 тысячи административных дел, тогда как в целом по ПФО — 5,2 тысячи

Интересно, впрочем, не это, а эффективность установленных дорожных камер, которую можно для начала выразить в количестве заведенных дел об административных нарушениях на единицу прибора. Всего в ПФО в 2018 году было заведено 19,4 млн подобных дел (которые, соответственно, привели к штрафованию автовладельцев). Таким образом, одна дорожная камера «генерирует» 5,2 тыс. административных дел.

В Татарстане на одну камеру приходится 3,6 тыс. административных дел, и, соответственно, меньший объем штрафов поступает в казну. Забегая вперед отметим, что в лидерах по сбору штрафов РТ оказывается благодаря количественному, а не качественному подходу в деле расстановки дорожных камер. Налицо «экстенсивное» развитие. Хотя в республиканской ГИБДД, конечно, могут парировать этот тезис большей законопослушностью местных автовладельцев: мол, наши водители просто реже превышают скорость. Однако данных, свидетельствующих об этом, в нашем распоряжении нет. В то же время низкий показатель свидетельствует косвенным образом о меньшем количестве административных дел, приходящихся на одного сотрудника ГИБДД. По той простой причине, что если в регионе установлено с десяток камер, то большую часть нарушений придется фиксировать сотрудникам в погонах, так как техника просто не в состоянии будет покрыть всю территорию.

Так или иначе, татарстанский показатель возбужденных административных дел на одну дорожную камеру уступает и самарскому, где на одну камеру приходится 6,4 тыс. административных дел (и, соответственно, штрафов), и нижегородскому, где одна камера «генерирует» поток в 7,4 тыс. административных дел, и чувашскому (4,2 тыс. дел). Мало того, если брать регионы с незначительным, относительно Татарстана, числом дорожных камер, то окажется, что в Башкортостане с его 156 камерами на одну камеру приходится 8,6 тыс. дел, а в Ульяновской области, с ее 155 камерами, — 10,4 тыс. Абсолютным же рекордом для ПФО является число административных дел на одну дорожную камеру в Саратовской области — 16,2 тыс. Выше татарстанского показатели и у Оренбурга, и у Пензы, и у Удмуртии.

Одновременно с ростом количества штрафов благодаря видеофиксации становится менее необходимой «живая человеческая сила», то есть сами сотрудники ГИБДД, число которых в итоге сокращается. Фото Максима Платонова

Почему рост дорожных камер привел к падению собираемости штрафов

Ранее мы уже писали о том, что в последние годы происходит рост количества выписанных ГИБДД постановлений: в 2016 году за нарушения ПДД российским автовладельцам выписали 87,1 млн постановлений, в 2017 году — уже 108,7 млн, то есть почти на 25% больше (впрочем, оплачено было лишь 84,8 млн штрафов). Рекордный рост количества постановлений связан именно с установкой новых камер автоматической фиксации нарушений ПДД. Благодаря материалам с камер было выписано 83,2 млн постановлений из 87 млн еще в 2016 году. Одновременно с ростом количества штрафов, благодаря видеофиксации, становится менее необходимой «живая человеческая сила», то есть сами сотрудники ГИБДД, число которых в итоге сокращается.

Мы также отмечали, что Татарстан второй год подряд занимает 3-е место по поступлению штрафов: объем поступлений их в регионе по итогам первого полугодия 2018 года оказался больше, чем во всем Дальневосточном федеральном округе (1,12 млрд рублей) или во всех регионах Северного Кавказа (975,4 млн рублей). Однако в 2018 году сборы, несмотря на установку дорожных камер, начали снижаться: за первое полугодие 2018 года в российскую казну поступило 30,9 млрд рублей штрафов за правонарушения в области дорожного движения и это меньше, чем за аналогичный период прошлого года почти на 1% — тогда было собрано 31 млрд рублей.

Сокращение поступлений штрафов в первом полугодии 2018 года — «заслуга» ключевых для собираемости регионов. Они показали отрицательную динамику: Москва — минус 17%, Санкт-Петербург — минус 14,4%, Татарстан — минус 5%. В РТ в первом полугодии прошлого года собрали 1,3 млрд рублей, при том, что за тот же период 2016 года было 1,56 млрд, 2017 года — 1,37 млрд. Упали объемы поступлений также в ключевых регионах: в Нижегородской области (на 9% — до 747,5 млн рублей) и Башкортостане (на 9% — до 717 млн рублей). Причина, якобы, в решении ГИБДД предоставить водителям возможность оплаты штрафов с 50-процентной скидкой в течение 20 дней после оформления постановления. В 2017 году ею воспользовались 65,8 млн человек, или 60% всех нарушителей ПДД.

В итоге, согласно отчету крупнейших банков, через которые граждане совершают платежи, средний размер штрафа («средний чек» за нарушение ПДД) снизился с 600 рублей в январе — июне 2017 года до 521 рубля в первом полугодии 2018 года. В число регионов, где автомобилисты чаще всего экономят на уплате штрафов, вошел и Татарстан (наряду с Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Башкортостаном). Представители финансовых структур также указывают на то, что именно в Москве, Московской области, Питере и Татарстане установлено больше всего дорожных видеокамер, и отмечается больший размер штрафов, что и обеспечивает наибольшие объемы поступлений.

При среднем штрафе почти в 1 тыс. рублей власти РТ могли надеяться на рост поступлений в бюджет

Добавим, что по итогам первого полугодия средний размер штрафов в Татарстане на один автомобиль в год при этом вырос до 971 рубля. По этому показателю РТ уступает только Москве, где средний размер штрафа составляет 1,4 тыс. рублей, и Тыве с 993 рублями. Но здесь зарегистрировано всего 56,8 тыс. автомобилей, тогда как в РТ 1,35 млн машин, а в Москве — 4,6 млн. По итогам же 2017 года средний размер штрафа в РТ составлял всего 784 рубля на автомобиль, и Татарстан вновь занимал второе место, уступая лишь Калмыкии (1,4 тыс. рублей).

При таких, прямо скажем, астрономических средних размерах штрафов власти РТ, конечно, могли рассчитывать на хорошее пополнение бюджета в 2018 году: ведь уже в 2017 году они собрали 3 млрд рублей. Надеяться позволял и рост числа штрафов за ПДД — за 10 месяцев 2018 года в среднем по стране он составил 20% (112,3 млн административных наказаний в виде штрафа). На рост поступлений мог быть рассчитан и план по установке новых приборов на дорогах.

К началу 2018 года уже было установлено 1 013 приборов фото- и видеофиксации, из них — 804 стационарных, 175 передвижных, 34 мобильных. Фото Максима Платонова

В 2018 году в Татарстане собирались установить дополнительно 100 дорожных камер, а установили 300

К началу 2018 года уже было установлено 1 013 приборов фото- и видеофиксации, из них 804 стационарных, 175 передвижных, 34 мобильных. В самом же 2018 году в Татарстане планировалось установить 100 стационарных комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Одновременно планировалось создать систему обеспечения непрерывного контроля за движением транспортных средств на трех автодорогах федерального значения (Москва — Уфа, Казань — Оренбург, Казань — Ульяновск), проходящих по территории РТ. К реализации плана приступили в июле: камеры «Автоураган ВСМ-2» начали устанавливать на трассе М7 (участок с 736-го по 1 167-й км), 1Р-239 Казань — Оренбург — Акбулак — граница с Казахстаном (с 11-го по 400-й км) и Р-241 Казань — Буинск — Ульяновск (с нулевого по 137-й км). На их установку потратили более 109 млн руб.

Всего осенью прошлого года вокруг Казани установили 100 подобных комплексов. Заработали системы в декабре. Заметим, что согласно данным уже 2018 года, стационарных камер стало больше лишь на 55, тогда как количество передвижных комплексов выросло на 300 с лишним. То есть план не просто выполнен, а перевыполнен.

… и в 2019 году хотят установить еще больше

В 2019 году «автоураганы» планируется устанавливать и в Казани, так как они могут фиксировать проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу и трамвайные пути, велодорожки и тротуары. В конце января 2019 года аппетиты ГИБДД выросли еще больше: было объявлено, что на территории Татарстана будет увеличено количество видеокамер системы тотального контроля. Формально ведомство право, в ГИБДД заявляют, что «установка камер обусловлена необходимостью постоянно совершенствовать подходы к обеспечению безопасности дорожного движения на фоне роста количества транспортных средств, соответствующего роста трафика и сокращения сотрудников ГИБДД».

На данный момент на территории РТ камеры установлены на федеральных трассах и охватывают 924 км дорог. В Татарстане, кстати, надеялись и на проведение эксперимента по выявлению автомобилей без ОСАГО с помощью дорожных камер (и выписыванию их владельцам штрафов), но он пока буксует: оказалось, что базы данных АИС ОСАГО и ГИБДД не всегда соответствуют друг другу.

Рост числа дорожных камер не привел к росту поступлений в бюджет: Татарстан недосчитался 3 млрд рублей

Несмотря на «тотальную сеть камер тотального наблюдения», власти РТ сборами 2018 года остались недовольны: как мы и предполагали, Татарстан недобрал штрафов. По данным президента РТ Рустама Минниханова, региональный бюджет недополучил 3 млрд рублей. Минниханов даже выступил в итоге за отмену скидки на оплату штрафов: «Если человек нарушил, то он должен платить. Какая может быть скидка? Эти три миллиарда пойдут на решение многих задач». Тем более что с введением скидки штрафы, по его словам, оплачивать все равно больше не стали.

Мнения по поводу самих камер видеонаблюдения как раз в 2018 году разделились. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала регионы избегать перегибов: «Сейчас камеры вешают на каждом столбе. Безусловно, камеры видеонаблюдения должны быть, но надо сделать так, чтобы они работали эффективно, чтобы не было на этот счет жалоб». Это при том, что в дорожные фонды регионов поступило в прошлом году почти 1 трлн рублей, из них 44 млрд рублей штрафов за нарушения ПДД (по итогам 9 месяцев 2018 года). В 2017 году собрали почти 70 млрд рублей.

В 2018 году не было каких-либо нормативных актов, регулирующих установку камер видеофиксации на дорогах. Фото prokazan.ru

Почему многие, в том числе федералы, недовольны «модой» регионов на установку все большего числа дорожных камер

Проблем здесь несколько. Во-первых, комплексы видеонаблюдения зачастую принадлежат частным компаниям (у регионов на их установку порой нет денег), их арендуют власти. По такому принципу в РТ, например, работают комплексы «Автодория» — сами частники с каждого штрафа получают фиксированную сумму. При этом, если на штраф действует скидка, то частники все равно получат определенную сумму (порядка 230 рублей), зато недополучает в итоге бюджет.

Во-вторых, камеры устанавливают нередко совершенно хаотичным образом. В 2018 году не было каких-либо нормативных актов, регулирующих установку камер видеофиксации на дорогах. Как следствие, региональные власти «втыкают» их где надо и где не надо — с целью уже не столько повысить безопасность на дорогах и снизить число аварий, сколько собрать как можно больше денег в бюджет. Депутаты Госдумы РФ, например, еще в начале прошлого года предлагали закрепить практику, в соответствии с которой штрафы, выписанные с помощью камер, должны будут идти только в дорожные фонды для ремонта дорог, а также намеревались прописать в законодательстве предельное количество камер на магистралях.

В-третьих, далеко не все дорожные камеры вообще легальны. Так, в прокуратуру РФ осенью 2018 года обратилась Федерация автовладельцев России с просьбой проверить на соответствие ГОСТ установку камер. По данным ФАР, из 106 проверенных ею комплексов фотовидеофиксации только у 11 установлены знаки, предупреждающие о приближении к ней. Некоторые системы при этом вообще не сертифицированы. Случается, что водителям приходит сразу несколько штрафов за один участок дороги, данные могут «подкручиваться» и т. д.

Наконец, камеры на отдельных участках мало служат собственно безопасности движения. В пример приводят федеральную трассу М5 «Урал», где существует ограничение скорости 90 км/ч и через каждые 500 м стоят камеры. При этом сама трасса, по мнению экспертов, вполне подпадает под понятие магистраль, где скорость разрешенного движения составляет 110фотовидеофиксации150 км/ч.

Сергей Афанасьев
АналитикаЭкономикаОбществоИнфраструктура Татарстан
комментарии 17

комментарии

  • Анонимно 07 февр
    Татарстан должен бороться за снижение количество ДТП со смертельными исходами. А пока мы наблюдаем лишь гонку за кошельками населения.
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    Посмотрите что на трассе М7 в Татарстане творится. Вместо того чтобы сделать реально безопасный переход для пешеходов ставится знак 50 и тут же камера. Не только не хотят вкладывать в безопасность, но ещё и пытаются на этом заработать. Сделали 4 полосы, но какой в этом смысл если везде знаки 70 да 50.
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Это уж точно! Смысл от такой широкой дороги, когда ездить можно со скоростью как в городе ))) Хотя бы магистралью бы сделали ее.
    Хотя вроде по правилам 4х полосная дорога - это и есть магистраль
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    "это продиктовано заботой скорее о пополнении бюджета, чем о безопасности на дорогах..."

    Зря Вы так! Галимова утверждает что ВыНеТакПоняли# президента...
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    наши как всегда впереди планеты всей
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    В Казани камеры стоят уже давно. Если приходила "открытка" с улицы Декабристов или Технической и пр., то в следующую поездку едешь не более 60. Поэтому и дел с этих камер все меньше. Камеры и ставят там где чаще "летают". Правила у нас соблюдаются там, где высока вероятность наказания. Попытайтесь перейти дорогу на пешеходном переходе, где нибудь на окраине, сразу-то и не получится. Так, что все правильно делают, больше нужно камер. :)
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    Цель установки камер - соблюдение скоростного режима и соблюдения правил безопасности, что в свою очередь приводить к снижению дтп, травм и смертей на дорогах. И если количество нарушений уменьшается это показатель того, что система работает. Если это подтверждает статистика ДТП, то это очень хорошо. Как можно оценивать камеры количеством выписанных штрафов???
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Цель установки, это пополнить аффилированные компании, которые с каждого штрафа получают 230! рублей
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Не нарушайте! Пустите по миру эти компании! :)
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Если цель установки камеры - забота о безопасности, то камеры должны стоять на опасных участках, на участках концентрации ДТП. А если камеры устанавливают ка у нас, в РТ, через каждые 500 метров, то значит однозначно для того чтобы в очередной раз залезть в кошелек автомобилистов. И ПДД под это дело подредактировали.....зачем, например, сейчас требуется пропускать пешеходов на трассах на нерегулируемых пешеходных переходах???? В городе понятное дело - это нормально! Но на трассах зачем??? Ты попробуй фуру груженую останови!!! А шашистов тоже камеры тормозить будут???? ДПСов посокращали, а кто нечисть всякую на дорогах притормозит, которая плевать хотела и на камеры, и на всех вокруг????
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Соблюдайте скоростной режим.
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    Алчность не знает границ. Почему только 3 млрд. руб., а не 5 или 10 ?
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    Не надо нарушать и кормить своими деньгами бездельников.Пусть они все кусты камерами обвешают.Деньги надо вкладывать в расширение дорог создавая условия для безопасного обгона чтоб люди на встечке не бились а у них план по штрафам трещит.Вы только вдумайтесь в смысл - план по штрафам.Да после этого неужели найдутся желающие нарушать.
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    Как так то? У нас самое большое количество камер...а штрафов меньше... Либо народ у нас культурнее стал вести себя на дорогах, либо просто зная о количестве камер уже никто не разгоняется
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    Ну вот...значит еще камер поприбавится)))
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    У нас меньше сбор потому, что у нас водители культурные)))
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Кстати Вы правы от части! Бывал в разных городах и могу сказать с уверенностью у нас вежливые водители!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем

Новости партнеров