«На поверхности решение поднять тариф»: как Казань будет справляться с дефицитом дворников
В преддверии зимнего сезона в Казани зафиксировали нехватку водителей-механизаторов, дорожных рабочих и дворников
Не хватает минимум 231 водителя и 68 дорожных рабочих
Зимний сезон содержания дорог в Казани стартовал еще 15 октября, рассказал сегодня на «деловом понедельнике» в мэрии замруководителя исполкома столицы Татарстана Игорь Куляжев. По его словам, все диспетчерские службы переведены на круглосуточный режим работы.
Этой зимой в городе будут содержать на 0,5 млн кв. метров дорог больше, чем годом ранее, — всего 23 млн кв. м улично-дорожной сети, добавил спикер. Займутся этим четыре подрядные организации. Подрядчиков на 2025 год определят в декабре в результате конкурсных мероприятий.
Как сообщил Куляжев, городской парк зимней уборочной техники сегодня насчитывает 562 единицы. Готовы к эксплуатации 89% из них. В этом году за счет средств республиканского бюджета приобрели 21 единицу техники, еще семь предприятия купили самостоятельно.
Утилизировать снег будут на восьми плавильных пунктах суммарной производительностью 8 тыс. тонн в сутки. Помимо этого, будет функционировать площадка для складирования снега на улице Тэцевской.
Замруководителя исполкома Казани подчеркнул: чтобы содержать зимние дороги в порядке, нужны водители, готовые трудиться в любых погодных условиях. Для качественной уборки снега городу требуется 569 водителей-механизаторов на имеющиеся у муниципальных предприятий 345 единиц техники. Сегодня трудоустроено 243 водителя-механизатора и 309 дорожных рабочих. Еще 95 водителей и 320 рабочих приступят к выполнению своих обязанностей с 1 ноября.
— По нашим подсчетам, на каждого водителя МУПа приходится свыше 41 тыс. кв. метров, на дорожного рабочего — более 1,7 тыс. кв. метров площади улиц, что, конечно, большой объем для уборки в короткие сроки. Для надлежащего содержания и перераспределения нагрузки не хватает минимум 231 водителя-механизатора и 68 дорожных рабочих, — констатировал Куляжев и добавил, что аналогичная проблема наблюдается и в субподрядных организациях.
На сколько поднять тариф?
Замруководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин посетовал, что прошедшей зимой имевшихся у города сил не хватало для того, чтобы справиться с аномальными снегопадами. Спикер выделил несколько причин:
- уборку территорий усложняло большое количество личного транспорта горожан;
- помеху создавала масса сдвигаемого снега, особенно в небольших двориках, где его некуда складировать;
- в городе не хватало работников.
Согласно действующему нормативу, в крупных УК с учетом имеющейся техники должны убирать почти 2,2 тыс. человек. Дефицит дворников составляет 735 человек, заявил Гиниятуллин.
— Согласно отраслевому тарифному соглашению организаций ЖКХ в Татарстане, утверждаемому Минстроем республики, базовая месячная тарифная ставка рабочего I разряда с 1 января 2024 года составляет 22 тыс. руб. Соответственно, зарплата дворника может быть доведена почти до 51 тыс. руб. с учетом надбавок. Но тариф при этом должен составить 10 руб. 30 коп. на кв. метр против нынешних 5 руб. 15 коп., — сказал он.
Действующие тарифы не обеспечивают решение актуальных проблем, считает замруководителя исполкома Казани:
— На поверхности решение поднять тариф. Но на сколько? Чтобы на существующие зарплаты нанять недостающих 735 дворников, тариф должен быть 7 руб. 21 коп. с кв. метра. Рост по сравнению с сегодняшним тарифом составит 40%. Чтобы платить 50 тыс. в месяц имеющимся дворникам, тариф уже должен составить 10 руб. 33 коп., рост — 137%. Платить 50 тыс. руб. и нанять недостающих 735 человек можно будет при тарифе 18 руб. 36 коп. с ростом [тарифа] на 356%.
По его словам, хоть цифры выглядят устрашающе, при максимальном тарифе в абсолютном выражении прирост ставки для «однушки» площадью 28 кв. метров вырастет на 370 руб. в месяц, «двушки» площадью 42 кв. метра — 554 руб., «трешки» площадью 60 кв. метров — 792 рубля.
Один из главных способов борьбы с кадровым дефицитом — повышение зарплат. На муниципальных предприятиях водители-механизаторы в среднем получают 85 тыс. руб. в месяц, дорожные рабочие — 62 тыс. руб., рассказал Куляжев.
Отметим, что в 2025 году в Казани лимит финансирования улично-дорожного содержания города увеличат в два раза — до 2 млрд 351 млн рублей. Средства выделят из дополнительных доходов столицы Татарстана. Подобная мера применяется впервые. В результате зарплата водителей-механизаторов увеличится на 40%, до 120 тыс. рублей, дорожных рабочих — на 20%, до 73,4 тыс. рублей.