Электрический Largus — наш ответ Zeekr, Tesla?

Сегодня в России стартовало производство электромобиля в семействе Lada — e-Largus. Сборка модели началась на заводе в Ижевске. Открытие производства прошло в присутствии президента АвтоВАЗа Максима Соколова и главы Удмуртии Александра Бречалова. Как российские производители решили сделать ставку на электрификацию авто — в материале «Реального времени».

Локализация достигла 50%

Как сообщил Соколов, до конца 2024 года планируется выпустить несколько десятков электромобилей Lada e-Largus. Дальнейшие объемы производства будут зависеть от спроса на модель, развития зарядной инфраструктуры в регионах, а также «фокусировки мер государственного стимулирования на поддержке покупателей по-настоящему локализованных электромобилей», передает пресс-служба.

— Конечно, мы должны накопить определенное количество, в первую очередь здесь, на складе готовой продукции, и потом уже довести до всех дилерских центров нашей страны, а их сегодня больше 320 центров во всех регионах. До конца года мы выпустим там сотню, две, может быть, сотни таких автомобилей, — отметил Соколов.

АвтоВАЗ позиционирует e-Largus как первый российский электромобиль с батареей, более чем на 50% состоящей из российских компонентов. Несмотря на присутствие импортных элементов, на заводе «Лада Ижевск» проводится полный цикл сборки, включая сварку и окраску кузова. Китайско-российский «Москвич», например, таким похвастаться не может.

Средняя стоимость нового электромобиля — 7 млн рублей, а e-Largus отдадут за 3 млн рублей

Lada e-Largus оснащена 163-сильным электромотором (номинальная мощность — 68 л. с.). Универсал будет комплектоваться двухсекционной тяговой батареей емкостью 61 кВт·ч, а фургон получит упрощенный вариант с односекционной батареей на 46 кВт·ч.

Запас хода на одной зарядке составит до 400 км. Обе модификации разгоняются до 100 км/ч за 9,5 секунды. Максимальная скорость ограничена 145 км/ч для увеличения запаса хода.

Проект модели Lada e-Largus был представлен в августе 2022 года. Тогда Соколов заявлял, что ее цена будет на 20—30% выше, чем у бензиновых версий. Глава Удмуртии тогда же выразил готовность приобрести первый электромобиль. «Готов разместить первую заявку на эту машину», — заявил Бречалов.

Стоимость Lada e-Largus — от 2 990 000 рублей (за базовую комплектацию фургона) с учетом субсидии для покупателей электромобилей, — сказал сегодня журналистам президент АвтоВАЗа.

Автоэксперты отмечают, что в России рынок электромобилей пока не насыщен, поэтому отечественные производители могут занять свободную нишу бюджетных авто, конкурируя с китайскими брендами, которые активно поставляют «электрички» в Россию.

— За последние два года сегмент электромобилей совершил заметный рывок, объем предложения в сегменте новых автомобилей — больше чем в 10 раз. Однако ниша бюджетных машин этого типа остается практически свободной. Средняя стоимость нового электромобиля в 2024 году держится выше 7 млн рублей, — сообщил «Реальному времени» эксперт «Авто.ру» Иван Ананьев.

Почему не Granta, Vesta или X-Ray?

Изначально старт производства e-Largus планировался на конец 2023 года, однако позже его сдвинули на 2024-й из-за переноса конвейерной линии. Вместо Тольятти — в Ижевск. АвтоВАЗ объяснил сдвиг сроков стремлением «максимально загрузить все три конвейерные линии в Тольятти в ближайшие годы» в связи с увеличением объема производства существующих моделей и новых автомобилей: Iskra, Aura, а также нового кроссовера на платформе Vesta.

Тем не менее многих автолюбителей на форумах интересует, почему Lada выбрала для электрификации именно модель Largus, а не более востребованные варианты. Например, по итогам 2023 года АвтоВАЗ реализовал свою самую популярную модель Granta в количестве 206,1 тыс. штук. Для сравнения: Largus был продан всего в 863 экземплярах, что в 238 раз меньше. Он же уступил по продажам таким автомобилям, как Niva (92 тыс. штук) и Vesta (49,3 тыс.).

Автоэксперты указывают на успешность этой машины в сегменте грузопассажирских моделей.

— Lada Largus на протяжении первого цикла производства, с 2012 по 2022 год, была одной из наиболее популярных грузопассажирских моделей на отечественном рынке. Ее конструкция и компоновка хорошо подходят для адаптации под установку электродвигателя и блока батарей, — объяснил Ананьев.

Тем не менее, кажется, что универсалу будет сложно занять свою нишу на рынке. В такси электромобили пока что не находят широкого применения, в том числе из-за ограниченного запаса хода в зимнее время. Кроме того, для частных покупателей Largus окажется слишком дорогим — гораздо выгоднее приобрести бензиновую версию и установить ГБО для снижения затрат на эксплуатацию.

Рената Валеева
Авто

Читайте также

Все новости за сегодня