Эксперты ИРТТЭК оценили возможность блокировки черноморских проливов
Эксперты Института развития технологий ТЭК оценили риски блокировки для России черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Они напомнили, что судоходство в них регулируется международной Конвенцией Монтрё, статья 19 которой закрепляет право Турции закрыть их для кораблей воюющих стран.
— В Турции периодически поднимается вопрос пересмотра международного правового режима черноморских проливов, установленного Конвенцией Монтрё. Таким образом, Анкара добивается контроля над Черным морем со всеми вытекающими отсюда последствиями для морской торговли и военных перемещений в этом районе, — сообщила аналитик, эксперт Института развития технологий ТЭК Елена Зотова.
Она обратила внимание, что юридически у Турции нет права перекрыть России доступ в проливы Босфор и Дарданеллы. Однако на практике подобные проблемы возникали.
— Например, в 2004 году, когда существенно возрос объем российского нефтеэкспорта, Турция ввела ограничения движения судов в Босфоре. Это привело к пробкам в проливе, убыткам за простой танкеров в размере, превышающем 100 тысяч долларов в сутки, — рассказала Елена Зотова.
Эксперты считают, что поддержка Евросоюзом и США нового транспортного коридора Индия — Ближний Восток — Европа без участия Китая, России и Турции существенно меняет расстановку сил в сфере глобальной инфраструктуры. По их словам, новая инициатива создает предпосылки к войне за «транспортные коридоры».
Специалисты Института развития технологий ТЭК утверждают, что Запад нацелен на политическую конкуренцию с Россией и Китаем за влияние в странах Азии и Ближнего Востока. В этой ситуации Босфор и Дарданеллы, через которые перевозятся российские товары и нефть, приобретают важнейшее значение во внешней политике РФ.
По подсчетам Росморречфлота, Черноморский бассейн лидирует по грузообороту среди морских портов страны. Через них за январь — август 2023 года перевезли 200,9 млн тонн грузов, в том числе 96,9 млн тонн сухих и 104 млн тонн наливных.