Новости раздела

Сергей Когогин: «Мы не стоим на пороге революции в транспорте, мы уже вступили в нее одной ногой»

Автомобиль будущего будет подключен к системе оптимизации дорожного движения в больших городах

Подготовка законодательной базы займет больше времени, чем разработка и создание автономного транспортного средства, уверены представители крупнейших автопроизводителей России и мира, собравшиеся накануне на панельную сессию Петербургского экономического форума, организованную при поддержке КАМАЗа. Как беспилотные технологии проникают во все сегменты транспортной сферы — от самолетов до поездов и грузовиков, выяснял побывавший на ней корреспондент «Реального времени».

Соотношение 90 на 60 на 30

В рамках Петербургского международного экономического форума в северной столице накануне вечером прошла панельная сессия, посвященная транспорту будущего. Мероприятие состоялось при поддержке ОАО «КАМАЗ» и собрало ключевых участников автомобильной отрасли и международных экспертов: гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Андерссон, владелец корпорации Knorr-Bremse AG Хайнц Херманн Тиле, старший вице-президент по инновационному развитию ОАО «Российские железные дороги» Валентин Гапанович, старший менеджер по автоматизации вождения Daimler AG Эберхард Зееб, главный операционный директор Finnair Plc Вилле Ихо, главный исполнительный директор Palfinger AG Херберт Ортнер, вице-президент Intel Corporation Кристиан Моралес, президент Amsted Rail Джон Вориз, замминистра транспорта России Алексей Цыденов и другие.

Большинство транспортных средств будущего будут не только связаны между собой с помощью Интернета, но более того — они будут автономными, заявил модератор панельной сессии, старший партнер, управляющий директор The Boston Consulting Group Николаус Ланг. Как минимум 10% транспортных средств мира к 2025 году будут автономными. «Вы должны помнить соотношение 90 на 60 на 30. Это соотношение иллюстрирует главное преимущество автономных транспортных средств. Благодаря им будет на 90% меньше ДТП, на 60% снизится нагрузка на дороги, и на 30% уменьшится объем выбросов вредных веществ», — отметил он.

«Мы не стоим на пороге революции в транспорте, мы уже вступили в нее одной ногой, — заявил Сергей Когогин, первым на правах хозяина панельной сессии получивший слово. — Сегодняшний уровень технологий позволяет создавать автономные транспортные средства. Это возможно, но насколько это востребовано — это второй вопрос».

Эффективность грузоперевозок благодаря автономному транспорту вырастет на 80%

Предпосылки для запуска в массовое производство беспилотного транспорта — это вопросы экономики, необходимость сокращения времени для перемещения людей и грузов. «Россия отличается от других стран огромными расстояниями. Логистические издержки в России всегда будут значительно выше, чем в Европе. И за 15-20 лет мы вряд ли сможем обновить дорожную инфраструктуру», — признал Когогин.

Оптимизировать логистику, повысив эффективность транспортной инфраструктуры, позволит автономный транспорт. Эффективность грузоперевозок благодаря автономному транспорту вырастет на 80%. «И здесь у России есть шанс догнать Европу и США, так как мы не сможем пойти по их пути строительства «умных» дорог с особой разметкой и знаками, потому что этого не позволят наши погодные условия. Таким образом, мы должны работать над тем, чтобы наши автомобили умели сами адаптироваться к окружающей среде», — подчеркнул рулевой КАМАЗа.

Время, по словам Когогина, сжимается, и это требует от производителей автомобилей новых подходов. «Изменения в транспортной среде будут происходить очень быстро. Все производители к этому готовятся, все ведут работы. Но насколько общество готово воспринимать автономные транспортные средства и насколько законодательная база стран дает возможность использовать эти транспортные средства — вопрос. Подготовка базы займет времени больше, чем разработка и создание автономного транспортного средства, — подчеркнул гендиректор КАМАЗа, добавив, что несмотря ни на что об этом надо говорить. «Надо понимать, в какие сроки мы сможем изменить законодательство. Это непростой, длинный путь, который мы пройдем», — уверен он.

Российская навигационная система с точностью до сантиметров

Президент АвтоВАЗа Бу Андерсон обратил внимание на то, что в России сейчас всего около 240 машин на 1 000 человек, тогда как в Европе вдвое больше. Есть куда расти. «Поэтому автопроизводители должны вкладывать в разработки. Российское правительство демонстрирует убежденность в том, что необходимо оснащать авто навигаторами. Внедрять эти технологии сложно, но можно, — отметил глава крупнейшего автомобильного предприятия страны. — Я поддерживаю этот подход, это должно содействовать развитию производителя. К тому же за последние полтора года мы достигли 2 рекордов. У нас было всего 2 отзыва машин. Кроме того, развитие электроники делает автомобили безопаснее».

«В России реализуется большой объем работ по созданию современных эффективных систем на транспорте. Одна их них — ГЛОНАСС, — поддержал голландца Алексей Цыденов. — Система уже работает, в следующем году ей будут оснащены 300 тыс. машин, а в 2017 году уже 1,5 миллиона». По словам замминистра, в дополнение к системе минтранспорта приступило к созданию государственной информационной системы навигации по российским дорогам.

«Таких систем много — «Яндекс», «Гугл» и так далее. Но отличие нашей, государственной системы в том, что она имеет юридическую значимость и несет ответственность за качество информации. Сейчас ведется работа по созданию высокоточных систем навигации — идет установка контрольно-корректирующих станций. Точность будет практически до сантиметров», — заявил Цыденов.

Валентин Гапанович: «Ни для кого не является секретом, что я могу с помощью навигатора, который установлен в машине, войти в любой автомобиль через смартфон. Это вызов для нас. Мы не защищены. Но выходы есть, нужно этим заниматься. Несмотря на то, что специалистов мало, а технологии стоят дорого»



«Сапсаны» и «Ласточки» водят автопилоты

«Мой близкий друг Сергей (Когогин — прим. ред.) рассказал о беспилотных средствах передвижения, сказав, что это уже не завтрашний, а вчерашний день, — обратился к главе КАМАЗа топ-менеджер РЖД Валентин Гапанович и привел конкретные примеры: — Наверное, многие гости приехали на форум из Москвы на «Сапсане». Он на 100% работает в режиме «автомашинист», человек в кабине поезда просто присутствует, нажимая одну кнопку в момент отправления и одну кнопку в момент остановки состава. Поезда «Ласточка» в Сочи тоже на 100% работают в режиме «автомашинист». Более того, они работают на 100% еще и в режиме «автодиспетчер» — система автоматически следит за движением транспорта».

По словам Гапановича, в этом случае возникает вопрос киберзащищенности. «Ни для кого не является секретом, что я могу с помощью навигатора, который установлен в машине, войти в любой автомобиль через смартфон. Это вызов для нас. Мы не защищены. Но выходы есть, нужно этим заниматься. Несмотря на то, что специалистов мало, а технологии стоят дорого».

Президент Amsted Rail Джон Вориз отметил, что мировой тренд складывается к усилению безопасности перевозок. «В течение нескольких лет электронные системы управления и торможения будут активно применяться. Это будет важным шагом вперед по развитию технологии грузовых вагонов», — подчеркнул он.

«Не всегда то, что делают политики, можно объяснить понятными резонами»

«Я помню, какие были микропроцессоры в 80-х. Нам автопроизводители говорили, что они недостаточно качественны. С тех пор технологии шагнули вперед. Сегодня автомобили подключены к Интернету. Все это должно быть интегрировано с процессом «разумного» города и оптимизации энергии, — напомнил вице-президент Intel Corporation Кристиан Моралес. — Я был на авиасалоне в Париже и наблюдал системы в самолетах — повсюду наступает Интернет вещей».

По словам Ланга, автомобиль будущего будет подключен к системе оптимизации дорожного движения в больших городах.

По словам владельца корпорации Knorr-Bremse AG Хайнца Херманна Тиле, системы беспилотного управления автомобилями уже существуют, и нет сомнений в том, что они несут большие возможности и преимущества. «Правовое регулирование — вот что меня тревожит, — признался он. — Сколько существует систем, которые можно было бы уже использовать. Их много, но их нельзя реализовать, не убедив в их работоспособности регуляторов, страховщиков, законодателей и общество. Нам нужно преодолеть большое количество препятствий, получить политическую поддержку».

По словам Тиле, позиция властей — это вопрос воли, а не аргументации. «Не всегда то, что делают политики, можно объяснить понятными резонами. Если предположить, что в ближайшие 10 лет можно будет закрыть все вопросы с разработкой беспилотного движения, то регулятору этого времени не хватит на принятие решения. Мы пока в начале пути, мы только вышли на дорогу», — отметил он.

Daimler тонко намекнул на то, чтобы не спешить с обещаниями

Старший менеджер по автоматизации вождения Daimler AG Эберхард Зееб довольно осторожно отнесся к амбициозным планам, озвученным Когониным и Цыденовым. Зееб аккуратно заметил, что Daimler занимается автоматизацией уже 20 лет, и несмотря на значительные достижения — когда автомобиль помогает держать дистанцию или тормозить — не столь категоричен, тем более что компания уже создала действующую модель, однако до реального выхода на дороги говорить совсем рано.

— Уже пару лет назад мы демонстрировали такую установку, когда автомобиль передвигается без водителя, только благодаря сенсорам и цифровым устройствам. Конечно же, это пока проблема, мы не можем обеспечивать полностью безопасное вождение. В нескольких случаях автомобили действительно могут без водителя сами ездить. Если мы действительно хотим автономный автомобиль, он не должен зависеть от дорожной разметки, и мы должны обеспечить его датчиками. Следующий шаг будет улучшить датчики и сенсоры и создать инфраструктуру, чтобы взаимодействовать с автомобилем, рассказал Зееб. «Прежде всего автономное управление сможет быть организовано на ограниченных пространствах, например, на парковках», — рассказал старший менеджер по автоматизации вождения Daimler AG.

«Если люди будут отторгать и бояться этих новаций, ничего не получится»

Главный исполнительный директор Palfinger AG Херберт Ортнер напомнил собравшимся, что потребитель заинтересован не в технологии, а только в удовлетворении своей потребности. В данном случае речь идет о потребности в эффективном перемещении грузов. «Ему нужно просто решение проблемы. И наилучшим способом переместить груз или людей будет перемещение их в короткое время с минимальными затратами», — подчеркнул эксперт.

«Наверное, нужно взаимодействие бизнеса и власти, — согласился Когогин. — Появление автомобиля изменило мир. И вот сейчас появилась технология, которая тоже может изменить мир. Задача власти — принять законы, которые позволят нам ускоренными темпами обеспечить развитие отрасли. Но если люди будут отторгать и бояться этих новаций, ничего не получится».

Фото: Сергей Кощеев, kamaz.ru, expert.ru,rostec.ru

Александр Третьяков, Сергей Кощеев, Санкт-Петербург - Казань

Новости партнеров