Новости раздела

«Екатерина ІІ отвечает на набеги дикарей и вправе защищать своих слабых соседей»

Крымские татары и их соседи в Новое время глазами англичан. Часть 2-я

Украинский историк Ярослав Пилипчук в рамках цикла статей, посвященных ключевым этапам тюркской истории, рассказывает о том, как тюрко-татарские государства Восточной Европы описывались европейцами. «Реальное время» публикует окончание его статьи, посвященной крымским татарам, увиденным глазами британских путешественников в XVII—XVIII веках. Часть 1 см. здесь.

«Разнесся слух, что казаки подожгли степь, чтобы не пустить русских в Крым»

П. Гордон принимал участие и в Крымских походах. В мае 1687 г. русские поймали у Мерлы татарина, который поведал, что несколько тысяч татар собрались для нападения на Польшу и две тысячи пошли на Киев. Русские двинулись походом на Крым, но 14 июня обнаружили, что около реки Конки степь выжжена. 16 июня русские дошли до реки Карачакрак и были готовы к нападению татар. Было решено отправить 20 тысяч русских и 20 тысяч казаков вниз по речке. В их составе был отряд Неплюева в 9 тысяч. Кроме того, там были полки Грэхэма (3300 солдат) и Вестгофа (1800 воинов). Казацкое войско же состояло из компанийцев и сердюков. Эти отряды были посланы для того, чтобы отвлечь внимание турок. 18 июня главное войско начало отступление. 20 июня при отступлении русских на реке Конская вода стали лагерем русские и украинцы. Вскоре разнесся слух, что казаки специально подожгли степь, чтобы не пустить русских в Крым. Казаки и русские не доверяли друг другу, считалось вполне вероятным, что для казаков было бы плохо, если бы Крым был опустошен. Казаки называли себя подданными, а не слугами царя. Крымские татары были вольным народом. Оба народа находились в одинаковых условиях в отношении почитания своих князей и привилегий. Они не получали денег за службу и считали, что князья им обязаны. Гетман Самойлович в 1677 г. во время ссоры Голицына и Ромодановского, встал на сторону последнего. Самойловича также не любил его народ за монополии на ряд промыслов. 12 июля к Голицыну прибыл посол от нуреддина, который доставил письмо. В нем выражалось сожаление, что русские нарушили мир. Были получены данные, что в землях запорожцев русские и татары уже сразились между собой. 14 июля на военном совете было принято решение в дальнейшем воспрепятствовать вторжению татар в Польшу и построить укрепления на Самаре. После возвращения из похода Голицын расправился с гетманом.

Гордон отмечал, что при продвижении войск планировалось занять Аслам-Кермен. 10 апреля к новому гетману казаков был доставлен пленный татарин, который сообщил, что крымцы будут ждать русских у реки Самары и если разобьют их, то нападут на Россию. 9 мая русские стали у татарской крепости Керикермен, а 11 мая были у реки Каир. 13 мая отряд из 2 тысяч воинов отправился к Аслам-Кермену, а на следующий день было получено фальшивое сочинение о приближении татар. Тем временем хан стоял у Каланчака и вскоре переправился с 4 тысячами белгородских татар (буджакцев) через Днепр и стал лагерем в Черной долине. 26 мая русские сражались с турками у Аслам-Кермана. Далее был виден Казикермен. 28 мая татары атаковали разъезды русских. 14 июня казаки и калмыки, бежавшие от татар, прибыли к основному войску.

Д. Перри отмечал, что крымские татары населяют берега Черного моря. Повторялся бродячий сюжет о наследовании крымскими ханами султанского венца в случае пресечения династии Османов. Указывалось, что правитель татар вступил в войну против Московии и вынудил ее царя уплатить ежегодную дань в 100 тысяч червонцев. Московиты возвратили Азов и другие города. Говорилось, что много ранее Голицын совершил поход на Крым, однако татары дали ему бочки золота, и он повернул войска назад (слух и перевранная информация). Татары после мира в Карловицах построили много крепостей на границах, они много раз побеждали московитов и в 1671 г. (на самом деле — в 1571 г.) сожгли Москву. Он также упоминал о кабанских татарах, то есть кубанских ногайцах под руководством Бахты-Гирея, которые постоянно нападают на земли России, жгут и грабят поселения, уводят в плен население и забирают скот.

Хан был согласен на мир. Но с данью

Д. Дефо отмечал, что до битвы у Полтавы буджакские татары стояли наготове у Буга. Хан отправил в Стамбул посла после победы московитов при Полтаве. Карл заключил союз с татарским ханом, который всячески одаривал шведов, и укрылся в Молдове. Хан должен был просить позволения у султана на войны. В Бендерах был киевский польский воевода, который был вынужден бежать под давлением русского полководца Гольца. Там же пребывал и Мазепа, а также недавний польский король С. Понятовский. Московиты ввели свою армию на территорию Польши, она вторглась в Молдову и дошла до Прута. Там их окружили турки под командованием великого визиря и крымского хана. Также упоминалось о позднейшем столкновении татар и турок со шведами.

Д. Мотли в «Истории Петра Великого» уделил некоторое внимание крымцам. В частности, он рассказывал, что поляки убедили русских вступить в войну против перекопских татар. Крым — это плодородная земля, а татары владели обширными территориями и за границами полуострова. Ханы вынуждали русских царей платить дань. В 1687 г. русские вместе с казаками выступили в поход против татар. Они отправили в поход большое войско из 300 тысяч пеших и 100 тысяч конных (цифры завышены на порядок). Ромодановский был разбит нуреддином у Камышина. Степи выгорели, а по пути в Крым не было фуража. Поход не удался, и Голицын обвинил гетмана Самойловича в тайных сношениях с ханом. Русские сделали гетманом Мазепу. В 1689 г. состоялся новый поход. В середине мая русские и казаки стояли под Перекопом. В ходе своего продвижения к Перекопу в плен были захвачены татары, которые поведали, что хан не в Крыму, а в Буджакской степи. К моменту подхода к Перекопу хан был уже недалеко от русско-украинского войска. Татары напали сначала на отряд Шеина, а потом на контингенты Шереметьева. Русские отбили нападение и стали в районе Черной долины, недалеко от Перекопа. Калга смог разузнать о планах русских, взяв нескольких из них в плен, и когда русские пришли в район Зеленой долины, хан во главе 30—40 тысяч татар атаковал русских. Но те смогли отразить нападение, поставили рогатки против татар и укрепились в лагере. Два войска стали одно против другого. Вскоре татары нуреддина атаковали русских на фланге, и если бы не помощь Долгорукого, отряд стрельцов Емельяна был бы разбит. Кроме того, нападению подвергся и Шереметьев.

Спустя некоторое время стороны начали мирные переговоры. Русские настаивали на освобождении русских пленных, упразднении дани татарам, отказе от нападения на польские и русские владения. Хан был готов заключить мир, но требовал дани от русских в размере обычной ежегодной суммы в 80 тысяч рублей и выплаты трехгодовой задолженности с момента начала войны. Голицын отказался принимать эти условия, однако опасность со стороны степей вынудила его отступить. Заодно он захватил в плен крымского посла, ногайского мирзу Салеха, которого отпустил на волю только у Каланчака. Далее Голицын отступил к Мерле, откуда отправил посольство к полякам, объявив, что разбил татар и загнал их в Крым.

Д. Мотли рассказывал и о дружбе крымского хана и шведского короля. Киевский воевода поляк Понятовский доносил, что русские готовы напасть на мусульман. Крымский хан говорил, что он и его подданные не могут быть в безопасности. Он выступил с речью перед султаном и его Диваном. Польские магнаты заверяли, что стоит только шведскому королю с татарами и турками появиться вблизи границ Польши, как они выступят на его стороне. После этого турки решили объявить войну русским. Причинами войны были названы активность русских в Польше, флот в Азове, а также занятие русскими города Яссы в Молдове и нападение русских на шведов в Бендерах (и нарушение границы с Османской империей). Хан выступил во главе 150 тысяч всадников, вслед за ними выступил Потоцкий во главе 10 тысяч наемников из венгров, валахов, украинских казаков, поляков и шведов. Вторжение татар на Украину стало для нее катастрофой. Были взяты городки Свободно, Маливода, Нововолода, Меркова и Терновка. Крымцы продвинулись до Самары, но были вынуждены отступить из-за снегопадов. Хан вернулся с богатой добычей. Войска же Петра стояли в Молдове и около Днестра. Калга-султан, казаки Орлика и Потоцкий проникли до Брацлава и Немирова без сопротивления. Они прошли до Белой Церкви. Три раза они шли на приступ цитадели, но местный гарнизон отразил все штурмы и продержался до подхода отряда Голицына, который истребил 5 тысяч татар и освободил всех взятых в ясырь.

У. Итон описывал время падения Крымского ханства. Это было частью его работы, посвященной упадку Османской империи. Он сообщал, что в 1667 г. татары вторглись в Польшу и увели в рабство 100 тысяч человек (существенное преувеличение). Однако султан никак не отреагировал на протест поляков. В 1672 г. турецкое войско вместе с отрядами татар вторглось в Польшу. Они вынудили поляков платить дань в 22 тысячи золотых дукатов и увели в ясырь 300 тысяч (существенное преувеличение) польских подданных. В 1759 г. турецкий султан Мустафа ІІІ приказал татарам Крым-Гирея вторгнуться в русские земли. В ответ на это русские вторглись в турецкие владения. Англичанин оправдывал политику Екатерины ІІ тем, что она отвечает на набеги дикарей и вправе защищать своих слабых соседей от татар. Вместо упреков в отношении русских он призывал быть благодарными императрице.

«Почти у каждого татарина были свой конь и вооружение»

Хана Крыма избирали из династии Гиреев представители аристократии — беи и мурзы. Долгое время крымский хан был вассалом турок, пока мир в Кючук-Кайнарджи не сделал его независимым. Хана могли сместить из-за неудач на войне или плохого обеспечения зерном Стамбула. Отставных ханов ссылали на окраины турецких владений. В государственном совете при хане находились представители аристократических родов — Ширин, Барын, Мансур, Сиджиут. Хан вершил правосудие деспотично по нормам Корана. Однако он не мог казнить никого из глав бейских родов без фирмана султана. Бей же не мог продавать родовое достояние, состоявшее в имуществе его чифтлика. Соответствием же титулу мурзы являлся титул сквайр. Имущество передавалось роду. Земледельцы и скотоводы должны были платить двенадцатипроцентный налог. Хан, отправляясь в поход, рассылал сообщения беям и мурзам, которые выставляли воинов за свой счет. Почти у каждого татарина были свой конь и вооружение. Беи и мурзы не могли враждовать во время похода. Также воины не могли отнимать друг у друга добычу. Высшими чинами в государстве были калга, нурредин, аккерман-сераксир (буджакский сераскер), кубань-сераскир (кубанский сераскер), ор-бей (бей Перекопа). Также у хана были придворные. Среди духовных чинов были главный муфтий Крыма, кади-аскер, 24 кади. Деньги на содержание ханских сейменов (гвардейцев) предоставлял турецкий султан, как и на двор хана. Ногайцы платили крымцам десятину. Ханы облагали христианское население подушной податью, устанавливали таможенные пошлины на импорт и экспорт, получали часть прибыли из солеварень. В Крыму проживало не меньше 100 тысяч, а на Кубани 60 тысяч ногайцев. В 1771 г. Прозоровскому противостояло 40 тысяч татар. Шахин-Гирей после того, как стал независимым от Османов, начал проводить реформы. Он огласил землю беев своей, стал чеканить свою монету, упразднил налоги, которые простые татары платили аристократии, перенял русские обычаи. Шахин-Гирей начал создавать флот и артиллерийский корпус. Также он хотел заставить людей платить налоги в пользу хана.

Эти реформы встретили непонимание у крымцев и потерпели неудачу. Турецкие агенты спровоцировали татар на восстание против хана, и в 1777 г. они перебили русские гарнизоны, а сам хан еле спасся. Русские ввели войска в Крым и восстановили Шахин-Гирея на престоле. В 1783 г. Екатерина ІІ упразднила ханство, а хана отправила в русскую провинцию, а именно в Калугу. Однако тот, недовольный таким отношением, мигрировал в Турцию, потом был сослан на Родос и там задушен янычарами. Отмечалось, что крымцам под русской властью была гарантирована неприкосновенность собственности и свобода вероисповедания. Татары, отмечали путешественники, не могли быть приобщены к цивилизации из-за отсутствия привычки жить оседло и поэтому расселились среди азиатских орд.

Англичане, оставившие описания крымцев, воспринимали их через «русскую» призму, для них был характерен ряд шаблонов в отношении татар (часть из них были в России с дипломатической или торговой миссией или находились на службе у русских). Например, крымцев часто представляли монголоидами и кочевниками, а их войска воспринимали как тьмотысячную орду. Присутствовал бродячий сюжет о поклонении татар истуканам. Кроме того, было распространено общеевропейское заблуждение, что если Османы вымрут, их место займут Гиреи. Татар в целом воспринимали как агрессивный варварский народ, основной прибылью которого является работорговля.

Наиболее достоверные описания крымцев оставили Д. Смит и П. Гордон. Первый оказался в плену у крымцев после поражения войск трансильванцев от турок (англичане составляли часть наемников). Смитом было зафиксировано существование ряда городов. Гордон же был наемником и генералом в русском войске и много раз сражался против татар.

Ярослав Пилипчук
ОбществоИстория

Новости партнеров