Новости раздела

Виктор Калюжный: «Татарстан растет, потому что там мозги!»

Так емко дал оценку нефтяной отрасли республики бывший министр топлива и энергетики России на Российской энергонеделе

В Москве завершилась Российская энергетическая неделя, одной из ключевых тем мероприятий которой стала нефтяная отрасль. Доходы от «нефтянки» составляют более 30% доходов федеральной казны, но сумму можно увеличить за счет модернизации заводов и увеличения выработки светлых, высокомаржинальных продуктов. Почему инвестировать в это направление решаются только смельчаки и почему в Татарстане нефтяники «не плачут» — в материале «Реального времени».

Цель отрасли — увеличить глубину переработки нефти

Одна из проблем российской нефтяной отрасли — низкая глубина переработки нефти. Эту тему подняли на круглом столе «Нефтепереработка в России: масштабная модернизация и новые вызовы». В среднем на российских НПЗ глубина переработки составляет 60 процентов, в Европе показатели достигают 75—80 процентов, а в США — 85—90. По подсчетам директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексея Сазанова, в России увеличение показателей с 60 до 80% обеспечит казну дополнительными 800 млрд рублей в год.

— Это один процент ВВП в сегодняшних ценах. Если у нас ожидаемые темпы роста 1,5—2 процента, наверное, нам есть над чем задуматься, — сказал Алексей Сазанов.

Но заводам невыгодно вкладывать средства в модернизацию производства и увеличивать глубину переработки. При нынешних расценках на нефть у заводов низкая маржа — в среднем прибыль составляет 3 доллара с каждого барреля. При таких заработках НПЗ «выживают», но стимулов к инвестициям у руководства нет. Выхода два: ждать пока цены на нефть пойдут вверх и инвестировать станет выгодно либо создавать стимулы в качестве субсидий.

«Мы те смельчаки, которые, несмотря на отсутствие логики, вкладывают в переработку»

«Можно сделать отрицательный акциз, а можно каникулы сделать исходя из суммы акциза», — предложил президент АО «Новый поток» Дмитрий Мазуров. На Антипинском нефтеперерабатывающем заводе, который является основным производственным активом группы компаний «Новый поток», одними из первых в России довели глубину переработки до 98 процентов.

— Мы те смельчаки, которые, несмотря на отсутствие логики, вкладывают в переработку. Да, у нас есть задержки от желаемых вводов, которые достигают полугода-года, но благодаря замедленному коксованию и вакуумному блоку у нас физически глубина переработки по тем технологиям, по которым считает весь мир, достигает 98 процентов, потому что кокс — это тоже конечный продукт. Есть один полупродукт — вакуумный газойль, 24 процента у нас его, а кокса — 6 процентов. Соответственно, если кокс и газойль убрать в сторону, то выход светлых продуктов под 70, но это промежуточный этап, — объяснил президент АО «Новый поток» Дмитрий Мазуров.

На ТАНЕКО запущен комплекс по глубокой переработке тяжелых остатков, а вскоре ожидается и запуск КГПТО на ТАИФ-НК. Фото Максима Платонова/realnoevremya.ru

«Надо мозги включать, и тогда энергетика не будет стоять с протянутой рукой»

По словам Дмитрия Мазурова, у завода неудачное расположение и товар приходится везти через всю страну, поэтому, если бы государство не выделяло субсидий на логистику, завод бы остановился. Тут в разговор включился Виктор Калюжный.

— Года четыре назад президент Татарстана Рустам Минниханов сказал: «Что плачут нефтяники?» Тогда 40 долларов было за баррель нефти, им достаточно для того, чтобы все развивать. Вот так живет Татарстан, который растет, потому что там мозги! Вот надо мозги включать, и тогда энергетика не будет стоять с протянутой рукой, — сказал министр топлива и энергетики России в 1999—2000 годах Виктор Калюжный.

Татарстан — один из тех регионов, где ставку делают именно на увеличение глубины переработки нефти. На ТАНЕКО запущен комплекс по глубокой переработке тяжелых остатков, а вскоре ожидается и запуск КГПТО на ТАИФ-НК.

— ТАИФ-НК использует технологию VCC (Veba Combi Cracking) — это абсолютно новая технология, по-моему, в мире только три такие установки, и тот выход светлых продуктов, который должен быть в итоге, абсолютно феноменальный. С точки зрения внедрения технология очень сложная, в колоннах, где происходят все превращения, очень высокое давление используется, — дал комментарий Алексей Сазанов корреспонденту «Реального времени». — Они молодцы, что отважились на такой проект.

Ксения Жаркова, фото roscongress.org
ПромышленностьЭнергетика

Новости партнеров