Новости раздела

В Татарстане будут выращивать абрикосы и персики, но в виде саженцев

Татаро-венгерское СП планирует создать в Татарстане локализованное производство безвирусного посадочного материала

На днях Минсельхозпрод РТ объявил о создании совместного предприятия между Республиканским агропромышленным центром инвестиций и новаций (РАЦИН) и венгерской компанией Magyar Kertészeti Szaporítóanyag Nonprofit Kft. (MKSZN). О деталях проекта «Реальному времени» рассказал руководитель MKSZN в странах СНГ.

Клубничная поляна

Начало сотрудничеству MKSZN и ГУП РАЦИН было положено в июне прошлого года, когда татарстанская делегация посетила венгерские питомники. Через два месяца венгры были в Казани с ответным визитом, а уже в октябре в рамках совместной заявки MKSZN и РАЦИНа венгерская компания прошла аудит Россельхознадзора и получила разрешение на ввоз посадочного материала в Россию.

Первое разрешение от Россельхознадзора на ввоз венгерских саженцев РАЦИН получил в декабре прошлого года. В документе говорится, что предприятию разрешается поставить в Россию 85 тыс. штук саженцев плодовых и ягодных культур из питомников фирмы, в том числе 80 тысяч «корешков» садовой клубники, тысячи штук саженцев малины и по тысяче штук саженцев яблони трех разных сортов. Кроме того, эта партия включает в себя 350 саженцев черешни трех сортов, 350 — вишни, также трех разных сортов, 200 саженцев груши и 100 саженцев экзотической для Татарстана айвы. Уже в мае ведомство одобрило импорт еще 65 тыс. штук саженцев, 50 тысяч из которых — это клубника.

Фермеры-ягодники

Основная ставка в новом производстве делается, судя по всему, на местных фермеров — именно на них, если верить статистике Минсельхозпрода, приходится львиная доля земель в республике, занятых сегодня плодово-ягодными культурами: из 7,3 тыс. га, отданных под «груши-яблоки», только 588 га возделывают сельхозпредприятия.

Впрочем, интерес к теме сейчас проявляют и «крупные формы» — например, ООО «Союз-Агро», интенсивно развивающее направление садоводства, и ООО «Буа». Крупнейший производитель плодовых культур — входящее в концерн «Татплодоовощпром» ООО «Агрофирма «Заря» — и вовсе объявляет садоводство приоритетным направлением деятельности: компания собирается расширить площадь своих садов и ягодников на 50 га (сейчас она составляет 423 га, из которых 174 га — это плодоносящий сад), на которых, правда, планируется выращивать наиболее плодовитые и устойчивые к местному климату районированные сорта.

По информации заместителя главы МСХП РТ по земледелию Ильдуса Габдрахманова, по итогам 2016 года валовый сбор плодово-ягодных культур в Татарстане составил почти 121 тыс. тонн, в том числе 34,2 тыс. тонн семечковых и 45,6 тыс. тонн косточковых культур.

«Вы запретили ввоз фруктов, но начали ввозить саженцы. Спрашивается, в чем импортозамещение?»

О подробностях проекта «Реальному времени» рассказал руководитель компании MKSZN (Венгрия) в странах СНГ Шандор Алмаши.

— Шандор, какие-то шаги в работе СП уже были предприняты, помимо подготовки учредительного пакета документов? Предприятие ведет реальную деятельность?

— Да. На базе РАЦИНа мы уже создали на одном гектаре (это порядка 700 саженцев) показательный сад, где представлен ряд сортов яблони, груши, черешни и вишни, международных и в том числе венгерских. У сада не только демонстрационные функции — он создавался нами в целях адаптации международных сортов и проведения экспериментов в вашем климате. Это экстенсивный сад, где посажено по 5—10 сортов каждого вида. Также создано показательное поле садовой земляники площадью 3 га. Наконец, мы проводим в Татарстане сортоиспытание венгерских сортов картофеля и малины. Весной 2018 года начинается проект по выращиванию посевного картофеля передовых венгерских сортов, по результатам которого мы планируем получить на четвертый год 9 тыс. тонн посадочного материала.

— В материалах к проекту значится, что вновь создаваемое СП получает права эксклюзивного дилера посадочного материала MKSZN. Речь о поставках посадочного материала, который будет выращен здесь, в Татарстане?

— На данном этапе СП будет отвечать за дистрибуцию продукции, выращенной в венгерских питомниках MKSZN, а также на базе питомников MKSZN во всех странах СНГ и Евразийского экономического союза. Проект курировал Венгерский национальный торговый дом — подразделение нашего министерства иностранных дел. Они работают практически в каждой стране мира. MKSZN — это компания non-profit, мы государственная организация. И все запросы, которые поступают в MKSZN через каналы Венгерского национального торгового дома из стран СНГ и Евразийского экономического союза, будут направляться в СП.

— Предприятие уже получило заказы?

— На сегодня СП уже приняло заказов более чем на 100 га посадочного материала (25 га яблоневых садов, 16 га вишневых, 15 га черешневых и порядка 10 га — малины) из разных регионов РФ, поставки в рамках которых будут осуществляться осенью текущего и осенью 2018 года. Таким образом, мы готовим рынок для поставок продукции собственного производства, которые будут осуществляться уже по завершении начального этапа проекта.


Шандор Алмаши: «Первый шаг — это создание рынка, второй — запуск производства здесь, третий — его полная локализация в Татарстане, то есть создание питомника со всей необходимой инфраструктурой»

— А сколько этих этапов?

— Три. Начальный, как я уже сказал, — поставка и сопровождение посадочного материала, выращенного в питомниках MKSZN в Венгрии. Там у нас порядка 1000 га владений, мы привозим наших партнеров к нам, демонстрируем материал, дальше, если они заинтересованы, начинаются поставки через СП.

Второй шаг — это поставка в Татарстан подвоя из Венгрии, после чего мы проводим обучение ваших специалистов, и по факту получения знаний уже здесь, в Татарстане, осуществляется прививка заказанных у нас же сортов. Параллельно мы работаем над созданием питомника, который по завершении этапа будет выдавать на реализацию от 100 до 200 тысяч саженцев уже к 2019 году.

Следующий, финальный шаг — создание автономного питомника, где будут выращиваться сами подвои, где будут работать базисные и пребазисные площадки, а также материнский питомник с изоляционной зоной. Плюс лаборатория для сортоиспытаний — мы поставляем множество запатентованных, лицензионных сортов. Авторские права на какую-то часть из них принадлежат нам, есть и международные запатентованные. В России, по большому счету, ни у кого из тех, кто выращивает эти сорта, лицензии на них нет, то есть, по сути, продукция хозяйств, которые выращивают международные сорта без приобретения соответствующей лицензии, является контрафактной. Мы же являемся членами «клуба», имеем полное право на производство и продажу саженцев лицензионных сортов, но делаем мы это не просто по принципу «продал и забыл», а только при контролируемых условиях выращивания.

Короче говоря, первый шаг — это создание рынка, второй — запуск производства здесь, третий — его полная локализация в Татарстане, то есть создание питомника со всей необходимой инфраструктурой для обеспечения безвирусности посадочного материала.

— В документах к проекту указано, что рентабельная реализация продукции совместного питомника возможна уже на третий год. Поясните, что это значит.

— В данном случае имелось в виду время выхода питомника на самообеспечение. Самообеспечение — это ступень производства, при которой мы будем производить посадочный материал здесь, ничего не закупая в Венгрии. Для понимания: питомник — это вершина пирамиды садоводческой технологии. Это длинный путь, который требует очень больших инвестиций, потому что технологии там отлажены до мельчайших деталей. То, что должно быть сделано в два часа дня в понедельник, не может быть сделано в 10 часов утра вторника.

— Опять же согласно документам, площадь питомника составит 60 га. Все эти земли будут отданы под саженцы?

— 60 га нам необходимо для севооборота. В производстве посадочного материала сажать на том же участке, где только что был собран «урожай» саженцев, нельзя — это можно сделать не ранее, чем через 6—7 лет. То есть единовременно будет задействовано только 10 га, чтобы обеспечить безвирусность посадочного материала.

— Когда будет заложен автономный питомник?

— Первые два га питомника уже созданы на базе ООО «Лаишевский питомник».

— Каковы рынки сбыта? Ведь перечисленные вами сорта — южные, мало устойчивые к местному климату.

— Если речь о первых 100 га предварительных заказов, это заявки из нескольких регионов РФ, в том числе южных.

— А разве климатические условия Татарстана позволяют выращивать посадочный материал для южных регионов?

— В том и дело, что для саженцев климатические условия не столь принципиальны, как для взрослых плодовых деревьев, с точки зрения урожайности, климатические условия критичны для выращивания высокопродуктивных сортов. В этом-то и заключается интерес проекта, что даже в вашей климатической зоне мы можем выращивать саженцы тех культур, которые здесь расти не будут — например, абрикоса или персика.

— Что тогда достанется Татарстану?

— В первую очередь, мы хотим обеспечивать безвирусным посадочным материалом местных фермеров. Это яблони, груши, смородина, слива, малина, ежевика, земляника — то есть все то, что у вас растет. Дальше — регионы РФ. Первая продукция для татарстанских покупателей уже производится, контракты уже подписаны. При этом надо понимать, что прежде чем принять заказ и начать выращивать саженцы у себя, в Венгрии, наши специалисты выезжают на места предполагаемой посадки, запрашивают климатическую карту участка за последние 10 лет, смотрят на его географию, берут анализы почвы и воды, выясняют, пригодны ли эти земли для интенсивной, суперинтенсивной или только экстенсивной технологии, и только на основании всего этого формируется заказ. Часто он серьезно корректируется, предлагаются индивидуальные технологии, даются предложения по сортам, по подвоям и т. д. То есть осуществляется полное техническое сопровождение проекта. Туда, где мы заранее знаем, что наши саженцы расти не будут, мы их попросту не продадим.

— Насколько, по вашим оценкам, в России удовлетворен спрос на высококачественный безвирусный посадочный материал?

— Правительство вашей страны в свете продуктового эмбарго требует от своих производителей полностью обеспечить население фруктами. РФ каждый год потребляет 3 млн тонн фруктов. Для восстановления своего садоводческого потенциала России каждый год необходимо высаживать 50 млн саженцев фруктовых деревьев. А производится здесь — всего миллион саженцев. Остальное завозится. То есть Россия перестала ввозить фрукты, но начала ввозить саженцы. И где, спрашивается, импортозамещение? А ведь в стране огромный спрос на посадочный безвирусный материал, потому что безвирусность — это залог урожайности. Даже если инвестор найдет поставщика саженцев, никто, как правило, не гарантирует ему того, что эти саженцы выращены в компаниях, имеющих на то лицензии. То есть яблоки или груши, выращенные в России из наших саженцев, могут совершенно свободно продаваться во всех российских и международных сетях без перспективы попасть под огромные штрафные санкции. А рано или поздно (скорее даже рано) владельцы сортов начнут анализ и проверку того, что продается на открытом рынке: где, кем и в каких условиях оно было выращено. Мы Европе платим огромные деньги — за членство в клубе, платим роялти за каждый саженец, платим лицензионные, чтобы сделать рынок белым. Мы даем гарантию, что саженцы, которые будут поставляться в Россию, будут поставляться для выращивания фруктов, а не для воспроизведения саженцев и их дальнейшей бесконтрольной реализации.

— Недавно на всероссийском Дне поля министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что приоритет в части государственной поддержки в ближайшее время будет отдаваться, в частности, производителям овощей и фруктов. Вы намерены участвовать в этих программах?

— Мы очень рассчитываем, что значительная государственная поддержка будет оказываться фермерам и хозяйствам, которые будут закупать у нас саженцы.

  • Анна Бердышева аналитик компании Global Reach Consulting

    Жизнеспособность этого проекта в первую очередь будет зависеть от того, какие сорта плодовых культур компания предложит к реализации. Поволжье — весьма рискованный в плане климата регион, здесь не редкость заморозки в разгар цветения плодовых деревьев.

    Наибольший спрос на высококачественный посадочный материал сейчас испытывают южные и центральные регионы РФ, где реализуются несколько крупных инвестиционных проектов по закладке садов — это Белгородская, Липецкая, Воронежская области. То есть регионы с относительно мягким климатом и очень хорошим качеством почвы.

    Сейчас действует государственная программа импортозамещения в области садоводства, в рамках которой и реализуются эти проекты, но реализуются они преимущественно в указанных областях (в рамках программы «Развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками» из бюджета РФ в прошлом году было выделено более 3,3 млрд рублей, — прим. ред.). Это серьезно снижает уровень затрат, а следовательно, повышает рентабельность производства и инвестиционную привлекательность.

    Несмотря на риски, которые наблюдаются в производстве плодовых, а также большие сроки выхода инвестиционных проектов на точку безубыточности, это достаточно перспективное направление. Сейчас огромное количество фруктов, в первую очередь яблок, поставляется в страну из Польши через Беларусь. Длинное логистическое плечо делает эту продукцию крайне дорогой — в Москве, например, килограмм яблок сорта «Ред Дилишес» стоит несколько сотен рублей. В условиях снижающейся платежеспособности обычные яблоки становятся недоступными для очень большой доли населения России. Производство фруктов в России, безусловно, должно сделать этот вид продукта более доступным для потребителя.

  • Геннадий Осипов доктор сельскохозяйственных наук, заведующий лабораторией селекции плодовых культур ТатНИИСХ

    Насколько я слышал, у них [СП] уже есть заказы, хотя и планы, надо признать, наполеоновские.

    В Татарстане закладкой промышленных садов занимается только одно предприятие — это агрофирма «Заря» в Верхнеуслонском районе. Но они сами себя обеспечивают саженцами, районированными, приспособленными к нашему климату сортами. То, что остается, «Заря» пытается реализовать частникам и фермерам, но полностью у них весь объем саженцев не уходит. Сколько у нас садовых центров работает? И «ОБИ», и «Мегастрой», и «Леруа Мерлен», плюс то, что вдоль дорог продается, — саженцев завались.

    Если СП собирается размножать только венгерские и западноевропейские сорта, здесь их у них никто покупать не будет, потому что они однозначно будут вымерзать. Все, что перечислено в заключении Россельхознадзора, — те же «Ред Делишес», «Гренни Смит», «Айдаред» — способно выживать только в Краснодарском крае. В наших условиях эти яблони однозначно плодоносить не будут. У нас свои-то, районированные сорта вымерзают и болеют. Даже вишня и черешня российской селекции в восточных регионах плохо себя чувствует — ей место только в южных и западных областях.

  • Ильдар Ситдиков

    Ильдар Ситдиков основатель и владелец компании «Ягодная долина»

    Я на примере своей компании вижу, что спрос на высококачественный посадочный материал в России есть, особенно со стороны «частников». Но тут встает другой вопрос — о честности конкуренции на этом рынке. Мы свой бизнес выстраивали на протяжении нескольких лет, практически не прибегая к инструментам государственной поддержки. Если СП будут оказаны значительные преференции со стороны Минсельхоза, это заведомо поставит других производителей саженцев в неравные условия.

Татьяна Колчина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Список допущенного к ввозу на территорию Российской Федерации посадочного материала

  • из питомника MKSZN
Наименование продукции Наименование сорта Количество, штук
саженцы малины Фертоди 1000
рассада клубники Ханиван (Хонсое) 80000
ИТОГО: 81000
  • из питомника MKSZN, подразделение Erd Elvira Major
Наименование продукции Наименование сорта Количество, штук
саженцы яблони Golden Delicious 1000
Idared 1000
Jonagold 1000
саженцы черешни Katalin 150
Linda 100
Gеrmеrsdorfi 100
саженцы вишни Kantorjanoshi 150
Uifehertoifortosh 100
Erdibotеrmo 100
саженцы айвы Bеrеchibotermo 100
саженцы груши Bosckobak 100
Vilmosh 100
ИТОГО: 4000

ПромышленностьАгропром Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций

Новости партнеров