Новости раздела

Утренняя раскачка: как сразу включить сотрудников в работу

Бизнес-опрос о ежедневном процессе включения сотрудников в работу

Ежедневный процесс включения сотрудников в работу — одна из головных болей руководителя. Особенно тяжело настроить подчиненных по утрам, когда люди до конца еще не проснулись и только набирают нужный темп. Утренняя раскачка может быть долгой, что чревато для компании экономическими и организационными последствиями. Как стимулировать сотрудников сразу включиться в работу? Нужно ли ставить утреннее общение сотрудников за чашкой кофе на контроль? Или снисходительно относиться к подобным вещам? Об этом и не только рассуждали опытные управленцы в еженедельном бизнес-задачнике «Реального времени».

Руководитель компании заметил: во сколько бы сотрудники ни пришли на работу, целый час уходит на «пробуждение», кофе, обмен новостями. Если работник вышел из отпуска — и того больше. Что вы делаете для того, чтобы стимулировать людей сразу включаться в рабочий процесс? Как начинается рабочий день в вашей компании?

  • ​Наиль Забиров

    ​Наиль Забиров председатель совета директоров ГК «Плезир»

    Я руководствуюсь принципом Парето: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». То есть 80% результата любой сотрудник выполняет за 20% времени от всего рабочего дня. От этого принципа никуда не уйти. У каждого человека есть определенные часы, когда он наиболее эффективен. Чаще всего с утра люди не очень эффективны, нужно до конца проснуться, войти в ритм. Выпить кофе, настроиться на работу — это нормальная физиологическая потребность. Поэтому я к таким вещам абсолютно спокойно отношусь. Люди будут гораздо продуктивнее и свой объем работы выполнят. А если человек регулярно не выполняет поставленные задачи, то, хоть как не заставляй, ничего не поможет. С такими только расставаться. Вообще 30% сотрудников приносят компании убытки, каждый третий человек ей не нужен. Просто надо определить, кто больше всего проводит времени за разговорами, кофе и так далее.

  • ​Сергей Галанин

    ​Сергей Галанин коммерческий директор «АМК-статус»

    Здесь вопрос к общей мотивации рабочего процесса. В данном случае общение для людей важнее, чем то материальное вознаграждение или профессиональное удовлетворение, которое они получат за свою работу. На мой взгляд, тут два варианта. Первый — некоторые сотрудники не на своем месте, и тогда с ними нужно безжалостно расставаться. Работа их не устраивает, поэтому они приходят пообщаться. Это, знаете, как в школе, когда часть учеников просто приходит на учебу, чтобы поболтать. В целом в школе нравится, но вот учебный процесс не интересен вообще. То же самое и здесь. Нравится общаться, пусть идут в кафе. Второй вариант — незначительная, либо непродуманная система мотивации. Если сотрудники знают, что за совершенное рабочее действие, получат вознаграждение, то не будут тратить свое время на кухонные разговоры. Тут нужно подумать о более четкой материальной мотивации. Например, к концу дня сотрудник должен отчитаться, сколько выполнено задач. Отчитался, значит получил бонусное вознаграждение, не отчитался — не получил. У нас, например, были обратные примеры, когда люди выходили раньше начала рабочего дня, чтобы заработать больше.

  • ​Альбина Ибрагимова

    ​Альбина Ибрагимова генеральный директор «Аист Тур»

    Честно говоря, у нас таких проблем вообще не возникает. На работу я прихожу чуть раньше, чем начинается рабочий день, и к этому моменту все наши сотрудники уже вовсю трудятся. Это специфика сферы, туризм обязывает быть постоянно на связи с клиентами. В компании у нас холакратия, сотрудники выполняют много задач. Мы называем это упорядоченным хаосом. Коллектив при этом очень дисциплинированный. Вообще мои сотрудники меня дисциплинируют больше, чем я их. Конечно, были люди, которые выбивались из общей массы, но они со временем ушли, потому что понимали, что не вписываются в общую концепцию компании. Чтобы избежать постоянного общения на кухне за чашкой кофе, руководителю просто нужно каждый день давать сотрудникам промежуточные задания и ставить четкие сроки. Допустим, к 10.00 человек должен выполнить такую-то задачу. Тогда у человека уже не будет времени лишний раз попить кофе на кухне. Именно таких правил мы и придерживаемся. У нас есть общая группа в WhatsApp и в 8.30, я туда пишу кому и что надо сделать к определенному времени.

  • ​Андрей Бурмистров

    ​Андрей Бурмистров генеральный директор «Союз прибор»

    У нас в компании все чаепития и разговоры о прошедших выходных заканчиваются за пять минут до официального начала рабочего времени. Комната для чаепития, образно говоря, закрывается в 8.25. Мы с сотрудниками договорились, что до конца рабочего времени больше в этой комнате никто не находится. Я считаю, самое главное в этой ситуации — договориться всем коллективом. Или мы постоянно обсуждаем погоду, футбол и другие события или мы на работе все-таки работаем. В целом установленным принципам следовать удается. Иногда, конечно, народ выбивается, и тогда приходится делать замечания. Что касается отпуска, это дело святое. Поэтому тем, кто из него только что вышел, можно и спустить такие вещи, чтобы человек лучше влился в работу. Пусть поделится, а другие за него порадуются.

  • ​Наталья Хамидуллина

    ​Наталья Хамидуллина директор РА «Концепто»

    Рекламное агентство — это творческая семья, поэтому у нас нет такой жесткой регламентации. Определенное рабочее время, конечно, есть, но на работу наши сотрудники могут прийти и в двенадцать часов. И никто им слова не скажет. Я аккумулирую вокруг себя людей, которые нацелены на результат и хотят зарабатывать деньги. Их задача выполнить план, а как и когда они это будут делать, мне все равно. Хоть ночью. Вообще я довольно демократичный руководитель и у меня в принципе редко бывают претензии к своим сотрудникам. В течение дня некоторые наши сотрудники частенько выходят на перекуры, но меня это тоже не раздражает. Главное, чтобы люди выполняли свой объем работы. Не выполнят, значит, это отразится на их зарплате. Как правило, ненужные люди сами от нас уходят.

  • ​Владимир Виноградов

    ​Владимир Виноградов президент группы компаний Pro-Vision (Москва)

    C проблемой долгой раскачки сотрудников мы боремся и кнутом, и пряником. Начнем со сладкого. Наши офис-менеджеры постоянно следят за тем, чтобы обстановка в офисе способствовала активности: с утра работников на кухне ждут кофе, чай и цитрусовые, которые помогают проснуться. Особенно это нужно во время весеннего авитаминоза и осенней хандры, когда очень тяжело встать с постели. Тогда мы дополнительно закупаем апельсины и яблоки, и каждый может приготовить свежевыжатый сок и подзарядиться витаминами. Что касается кнута, в агентстве действует четкое правило: не опаздывать больше, чем на 15 минут, иначе могут быть применены штрафные санкции. HR-специалист следит за его исполнением. В трудный период весны и осени он с улыбкой приветствует всех сотрудников на входе с журналом в руках. Это является хорошим стимулом и помогает держать работников в тонусе. Они знают, что были случаи, когда нам приходилось наказывать рублем за длительные неоправданные задержки.

  • ​Анастасия Гизатова

    ​Анастасия Гизатова руководитель компании «Счастливый дом»

    Давайте изначально разделим категории сотрудников на тех, кто работает на результат, и тех, кто занят в процессе. Первые могут позволить себе и постоянные чаепития, и постепенное вхождение в рабочий процесс. Они нагонят сверхурочно или в выходные дни, и в итоге завершат проект. По второй группе, назовем ее «повременщики» ежедневная потеря времени на перекуры и разговоры может достигать 1 часа 20 минут. Поэтому для них необходимо ввести две традиции. Что касается выхода из отпуска, во-первых, для того, чтобы не повторять одно и то же каждому встретившемуся коллеге, в первый рабочий день сотрудник может устроить общее чаепитие для коллег и сразу рассказать всем о своем отдыхе. Во-вторых, каждому уходящему в отпуск сотруднику давать задание — по возвращении он должен будет дать рекомендацию по улучшению деятельности компании. При этом человек в первый рабочий день должен составить план на неделю и месяц. В плане ежедневного включения в процесс, выход здесь один — утренняя планерка и какой-нибудь мозговой штурм.

  • ​Олег Ряженов-Симс

    ​Олег Ряженов-Симс руководитель проекта «Совесть», QIWI Банк

    Люди включаются в работу по-разному, так уж мы устроены. Кто-то сразу приступает к выполнению задач, кому-то нужно передохнуть с дороги, пообщаться с коллегами, выпить кофе. Но продуктивность в обоих случаях остается на высоком уровне. Если сотрудник делает работу качественно и в сроки, зачем насильно менять привычный для него процесс? Кроме того, «Совесть» — стартап, поэтому у нас нет привычной рутины. У нас каждый день необычная, инновационная и порой неожиданная работа. Не заскучаешь. Это дополнительно стимулирует и мотивирует сотрудников.

  • ​Рашит Хайруллин

    ​Рашит Хайруллин генеральный директор «Максат-РУС»

    У нас с этим очень сложно. Начало нашего рабочего дня длится с 9.00 до 12.00, долгий период раскачки. Но при этом сотрудники работают допоздна, до 9—10 вечера. Поэтому мы не ограничиваем их по срокам старта. Вся наша работа строится на конкретных задачах, которые необходимо выполнить к определенному сроку. Отталкиваясь от этого, сотрудники сами планируют распорядок дня. Если они определенный список задач успевают сделать до пяти часов, то и работают соответственно до пяти. Если не успевают, то задерживаются ровно до того момента, пока не сделают.

  • ​Булат Ибрагимов

    ​Булат Ибрагимов директор «ТСК Прокситерм»

    В нашем случае все зависит от подразделения компании. Например, отдел продаж сразу включается в работу, им долгая раскачка не нужна. А вот те, кто трудится в цехе, работу начинают только к 11 часам. Просто у них сдельная оплата труда, которая особо не привязана ко времени. И поэтому на компании их долгая раскачка сильно не отражается. Думаю, чтобы люди быстрее включались в работу, надо ставить перед ними промежуточные задачи. Но главным стимулом всегда выступают деньги, поэтому оплата труда должна быть сдельной.

  • ​Рамиль Сафин исполнительный директор студии «ТЕТРИС» (Нижнекамск)

    Любой рабочий день — в некотором роде, стресс для каждого сотрудника. Особенно, если это первый день после выходных или после отпуска. Решение здесь простое. Дайте людям вкатиться в процесс. С утра, без острой необходимости, не загружайте полную телегу задач. Если сотрудники любят свою работу, они и сами разгонятся без вашей помощи. Поэтому я своим сотрудникам даю погрузиться в рабочий процесс с той скоростью, с которой это проходит для них безболезненно. Мой бизнес это позволяет. А с теми, кому на полное погружение в работу нужно полдня, мы через некоторое время расстаемся.

Алина Губайдуллина

Новости партнеров