Новости раздела

Опрос предпринимателей: что делать, если вас оклеветали в СМИ?

Леонид Барышев, Сергей Акульчев, Делюс Сиразетдинов и другие бизнесмены о реакции на черный пиар

Представителям бизнес-сообщества в своей деятельности приходится сталкиваться с клеветой, в том числе и в средствах массовой информации. Можно ли в этом случае как-то себя обезопасить? Что делать, если о вас распространяют лживую информацию через СМИ? Как бороться с негативом в информпространстве? Стоит ли предпринимать какие-то контрдействия или лучше сохранять нейтралитет? На эти и другие вопросы ответили руководители компаний в еженедельном бизнес-задачнике «Реального времени».

Однажды утром вы открываете статью по своей отрасли в одном из популярных изданий и читаете, что ваш партнер/коллега, с которым вы несколько лет вместе вели бизнес, в тексте рассказывает о вас и вашей компании нелицеприятные вещи вперемешку со своими оценочными рассуждениями. И вы понимаете, что половина из того, что он сообщил изданию — неправда и его домыслы. Каковы будут ваши действия? И были ли вы в такой или похожей ситуации?

  • ​Леонид Барышев

    ​Леонид Барышев генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ»

    У меня такого точно не было и надеюсь не будет. Вообще это крайний случай. Но отвечать в виде контрстатей я бы не стал, не стоит обращать на такое внимание. Предполагаю, что ситуация произошла по инициативе журналистов, которые хотят на этом разыграть свой рейтинг. Надо четко понимать, что такие желтые выпады связаны лишь с накручиванием популярности издания, опубликовавшего материал. И пытаясь лить воду на их мельницу, можно сделать хуже только себе. За свою жизнь я прочитал много черного пиара в свой адрес и отношусь к этому довольно философски. Все хорошо, что о тебе написано, кроме некролога. Еще один важный момент, который надо учитывать люди быстро все забывают. Мы зачастую не можем вспомнить, когда произошла последняя авиакатастрофа, что уж говорить о каком-то бизнесмене. Забудут на третий же день. Поэтому не нужно реагировать.

  • ​Сергей Никифоров

    ​Сергей Никифоров генеральный директор ФБК «Поволжье»

    У меня были похожие ситуации. Только в основном негативную информацию давали не партнеры или бывшие коллеги, а некие анонимы. И обращались они не только в СМИ, а также строчили кляузы в официальные органы, надеясь, что таким образом могут преуспеть в конкурентной борьбе. Госорганам приходилось объяснять, что изложенное в анонимках, не соответствует истине, иначе автор не был бы анонимом. А если что-то выходило в прессе, то приходилось организовывать разъяснительную кампанию. Готовили контрматериал, в котором убедительно обосновывали, что автор не прав, и есть более правдоподобные сведения. Однажды была история, связанная с крупной федеральной газетой. Корреспондент разразился статьей на тему «комфортных аудиторов» (аудиторы, которые заказчикам подписывают все, что те пожелают). И в этот общероссийский список с его подачи вошла наша компания. Ситуация осложнялась тем, что в тот момент как раз ввели новые нормативные требования по внешнему контролю для аудиторов со стороны Росфиннадзора, который сейчас упразднен. Пришлось писать ответный материал, аргументируя, что к «комфортным аудиторам» мы никакого отношения не имеем. Думаю, что получилось достаточно убедительно, потому что затем целый ряд федеральных изданий перепечатали нашу контрстатью.

  • ​Сергей Акульчев

    ​Сергей Акульчев генеральный директор кондитерской компании «Акульчев»

    У меня такой ситуации не было. Но в этом случае я попробовал бы связаться с партнером и уточнить, почему он так поступил и что послужило поводом для данных действий. А уже исходя из ответа принимал бы решение. Скорее всего выяснится, что это журналисты все переврали. Зная российскую действительность, могу сказать, что в 99,9% случаях так и бывает. В любом случае я больше буду верить своему бывшему партнеру нежели тому, кто делал эти записи.

  • ​Руслан Халилов

    ​Руслан Халилов управляющий партнер Фонда прямых инвестиций

    Я был в таких ситуациях. И в данном случае на протяжении многих лет делаю одно и то же не обращаю на такие публикации абсолютно никакого внимания. Это моя твердая позиция. И в СМИ я тоже ничего не опровергаю. Если имеет место юридическая составляющая и мои юристы говорят, что есть прямое нарушение законодательства, тогда я однозначно обращаюсь в суд. Ну, а если аргументов для судебных тяжб недостаточно, просто игнорирую и все.

  • ​Игорь Гильмутдинов

    ​Игорь Гильмутдинов генеральный директор компании «ФЭБ»

    Нелицеприятные вещи могут быть надуманными, а могут быть реальными фактами. Если бывший партнер сказал действительно, все как есть, что тут можно поделать. Но если информация на самом деле лживая и ситуация может плохо повлиять на бизнес, то, конечно, нужно что-то предпринимать. Единственное, что я бы сделал подал в суд на журналиста, который написал этот материал, и на бывшего партнера, который это интервью дал. Потому что в данном случае задеты честь и достоинство. И на этом все. Сейчас уже не те времена, чтобы стучать битой по спине. Ответные статьи давать бы не стал, зачем опускаться. С партнерами мы расставались неоднократно, но никто из них никогда не распространял лживую информацию ни обо мне, ни о моем предприятии. Вообще стратегически нужно вести бизнес так, чтобы люди, которые с тобой работают, сами понимали какой ты человек.

  • ​Делюс Сиразетдинов

    ​Делюс Сиразетдинов генеральный директор «Камастройинвест»

    Конкретно в моей практике такого не было. Но похожая ситуация произошла у близкого для меня человека. И тогда виноват оказался журналист, который вырвал фразы из контекста. Хорошо, что сохранилась запись беседы, на основании которой мы попросили написать журналиста правду, а не то, что он захотел. Вообще в данном случае контрстатьи я бы публиковать не стал. Первое, что сделаю — позвоню своему партнеру и уточню, видел ли он эту статью. Уверен, что он скажет: «Слушай, это все журналисты». В 90 процентах случаев так и бывает. А если эту информацию действительно распространил бывший коллега, то я бы подключил к работе своего pr-специалиста, отдел маркетинга и юристов, чтобы они нашли выход. Иначе ложная информация может неплохо ударить по имиджу компании.

  • ​Максим Головатов

    ​Максим Головатов директор Казанского филиала «БКС Премьер»

    Нелицеприятные вещи, озвученные в СМИ, могут носить разный характер и вызывать различную степень ущерба для репутации компании и ее владельца. Если речь идет о клевете, намеренно искаженных фактах (то есть потенциально значительном ущербе для репутации), то единственным разумным выходом будет обращение в суд. Если же это просто какие-то обидные уколы, несправедливые суждения, так сказать, камни в огород, то здесь, напротив, лучшей политикой будет солидное игнорирование этого информационного шума параллельно с интенсификацией законных конкурентных действий, нацеленных на переток клиентов главным образом от недоброжелателя. Таким образом, вы покажете и докажете бывшему бизнес-партнеру, что вы смелее и находчивее в деле, а не на словах.

  • ​Азат Назмутдинов

    ​Азат Назмутдинов основатель кафе «Кыстыбый»

    Для начала позвоню источнику искаженной информации и уточню, почему он так говорит и откуда данные. После того, как ситуация будет разобрана, попрошу этого человека, чтобы он дал ответное интервью с опровержением сказанного. В случае отказа, нужно позвонить в издание, где вышло интервью, либо в альтернативное СМИ и представить свою информацию. В моей практике была такая ситуация. В нашем случае источник отказался опровергать интервью и нам пришлось дать ответное в этом же издании. Мы позвонили в СМИ, объяснили, что в тексте о нас разместили ложную информацию, и мы готовы ее опровергнуть, представив правильные данные. Если в принципе опубликовали материал по нашему виду деятельности, значит издание считает вопрос актуальным. А мы лишь представим действительно достоверные факты. Естественно, у читателей уже сложилось определенное мнение, и чтобы их в этом переубедить один в один не сработаешь. Поэтому ответная информация должна быть в два-три раза весомее негативной и больше цеплять. Объективность, хороший процент аналитики, при этом чуть больше эмоций вот что потребуется, чтобы читатель забыл о нехорошей публикации в ваш адрес.

  • ​Рамиль Измайлов

    ​Рамиль Измайлов генеральный директор «ПТК-Пружинный проект»

    Однозначно могу сказать, что с бывшим партнером я бы разобрался. Причем так, что он бы на всю оставшуюся жизнь это запомнил. Затем, я бы позвонил в редакцию и узнал, почему они публикуют информацию обо мне со слов другого человека. Пусть он в интервью о себе рассказывает, обо мне я сам все расскажу. Поэтому изданию предложил бы сделать интервью со мной, чтобы читатели узнали достоверную информацию из первых уст. В других СМИ контрстатьи я бы не стал размещать ни к чему метать бисер. Но все же, к счастью, в моей практике таких ситуаций не было.

  • ​Роман Гузеев

    ​Роман Гузеев управляющий партнер компании Imagine Group

    Именно с негативными комментариями cо стороны бывших коллег я не сталкивался. В недавнем прошлом один из учредителей нашего агентства вышел из состава, но все разрешилось по-хорошему, до полоскания грязного белья и разбирательств дело не дошло. Но у нашей сферы есть нюанс — она слишком узкая. Достойных игроков в этой отрасли не так много, поэтому все прекрасно понимают, что нелицеприятными комментариями в адрес бывших коллег, партнеров или конкурентов, опускаешь лишь себя и свою планку. Мы привыкли говорить о себе действиями — работой, репутацией, достижениями. Я, конечно, человек эмоциональный, но в данной ситуации ответные статьи в других СМИ точно давать бы не стал. Возможно, если дело было бы уж слишком глобального масштаба, представил бы интервью в этом же издании, где вышел негативный текст. А еще обязательно попытался бы выяснить у источника интервью, почему он вообще так поступил. Это важно.

Алина Губайдуллина

Новости партнеров