«Было бы логично обсуждать памятник Ивану Грозному в Татарстане...»
В татарстанской столице может появиться памятник царю-завоевателю, но от заявки на него все общественники открещиваются

Похоже, Казань на пороге новых скандалов с памятниками русским самодержцам. Сначала в городе кипели страсти вокруг установки знака Екатерине II. Теперь в столице могут установить памятник еще более противоречивой личности — Ивану Грозному. Сначала информация просочилась в СМИ, а позже и сам оргкомитет по созданию памятника — фонд «Русский витязь» — сообщил «Реальному времени», что всерьез рассматривает наш город в качестве претендента для установки скульптуры. Стоит отметить, что изначально ее должны были поставить в Александрове во Владимирской области, но местные жители скинули царя с пьедестала за два дня до открытия. И теперь в фонде договариваются с властями других городов.
«Многие города просят у меня этот памятник»
Претворить в жизнь замысел памятника Ивану Грозному доверили скульптору Василию Селиванову. На его счету уже есть памятники Минину в Богородске, Л. Толстому в Пушкино, князю Святославу в Серпухово и другие.
Однако в отличие от первых бронзовых изваяний судьба последнего сложилась менее удачно. Скульптуру царя установили в Александрове во Владимирской области, той самой Александровской слободе — центре опричнины. Но за два дня до открытия самодержца скинули с пьедестала, якобы по постановлению главы города. «Грозный» несолоно хлебавши вернулся в Подмосковье. И сейчас оргкомитет по созданию памятника ищет новые варианты для его установки. В качестве претендентов назвали и Казань.
— Многие города, вплоть до Москвы, просят у меня этот памятник. И я рассматриваю заявки в зависимости от того, какие условия предлагаются и где он будет стоять, — сообщил «Реальному времени» Василий Селиванов, но не стал называть сами города, — мне запретили это говорить, извините.
Селиванов уточнил, что вопрос выбора места относится полностью к компетенции оргкомитета, фонда «Русский витязь».
Памятник Грозному в Казани — как символ многонационального единства
Дмитрий Лысенков, президент фонда «Русский витязь» — инициатора создания памятника, пояснил, что татарстанская столица действительно рассматривалась как одно из возможных мест установки «Грозного». По его словам, в своих прежних интервью скульптор действительно называл журналистам Казань в качестве одного из возможных городов, которые могли бы принять его творение. Пока ни с кем из властей Татарстана или администрации Казани такие переговоры не проходили. Хотя оргкомитет с удовольствием поддержал бы их.
— Конечно, было бы логично обсуждать памятник Ивану Грозному в Татарстане. Возможно, в первую очередь после Москвы. История непрерывна, как лента, в ней не бывает обрывов. Поэтому во всем, что касается Казани, этот памятник был бы символичен для многонационального единства. Потому что именно Иван Грозный сделал народы Поволжья абсолютно полноценными участниками процесса большой России, — убежден президент фонда «Русский витязь Дмитрий Лысенков.
При этом в оргкомитете допускают, что не всем в Казани и в Татарстане придется по нраву такая инициатива. Как это уже происходило при обсуждении установки памятного знака «Тергезу».
— Я всегда против сноса любых памятников. Я могу как угодно относиться к фигуре Дзержинского, но то это один из символов эпохи. Со знаком «плюс» или «минус», но он должен стоять. А уж когда мы говорим о первом русском царе, объединившем Русь… Конечно, к нему могут быть претензии, но мы же не об этом говорим, а о великой эпохе, как она трансформировалась в исторических реалиях, в которых мы с вами сейчас живем. Меня всегда поражали такие мнения. Николай Сванидзе заявил, что это «не памятник Грозному, а памятник Сталину». Позвольте, с какой стати? Что за чушь вы несете?! Это памятник эпохе, человеку, которого нельзя вырвать из русской истории! — отметил президент «Русского витязя».
По его словам, фонд ведет переговоры еще с пятью городами разного федерального подчинения, в том числе и с Москвой. Называть их Лысенков пока не стал по этическим соображениям, но отметил, что вопрос с установкой может решиться уже в течение месяца.
Лев Жаржевский: «История распорядилась так, что покорение татарских государственных образований выпало на долю именно этого человека, и именно с ним связана у татар историческая травма потери государственности. Мне очень хочется спросить сторонников установки памятника, почему они решили напомнить своим же теперь уже землякам и соседям об этой травме?» Фото blogger.com (Штурм Казани. Художник О.Ю. Брандуков)
«Решили повторить?»
Известный публицист и историк Лев Жаржевский поделился своим мнением о возможной установке памятника Грозному в Казани.
— Я, как и очень многие, казанец только потому, что в 1552 году этот царь завоевал Казань. История распорядилась так, что покорение татарских государственных образований выпало на долю именно этого человека, и именно с ним связана у татар историческая травма потери государственности. Мне очень хочется спросить сторонников установки памятника, почему они решили напомнить своим же теперь уже землякам и соседям об этой травме? С памятниками Грозному в общем-то загадок мало: хотят выслужиться перед президентом, зная исторические вкусы Владимира Путина и его окружения. Кстати, в 1914 году казанские черносотенцы добились разрешения открыть подписку на памятник Ивану Грозному в Казани. Министерство внутренних дел разрешило собирать деньги с тем, чтобы памятник был открыт в 1952 году, к 400-летию покорения Казани. Вскоре подписантам, а заодно и всему народу России стало не до памятника. Решили повторить? — обращается к инициаторам создания памятника Лев Жаржевский.
Ярый противник кампании по установке памятного знака Екатерине II Айрат Файзрахманов, кандидат исторических наук, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи, не допускает даже самой возможности скульптуры Грозного в Казани.
— Мое мнение — это провокация. Адекватная гражданская общественность не позволит сделать это в Казани и в Татарстане. Чьи-то попытки это сделать, раздувание этой темы приведут к межнациональным противоречиям. Официальные власти Татарстана никогда на такое не пойдут. Самый крайний вариант — это если у кого на заднем дворе, на охраняемой частной территории такой памятник может появиться, но это тоже провоцирование конфликта, в Татарстане вообще не место памятникам самодержцам. А протестов не будет — здесь просто не допустят. Я надеюсь, что установку памятника Ивану Грозному никогда не допустят и в Москве, — подчеркнул Файзрахманов.
комментарии
Если вам убиенных в Казанском ханстве татар не жалко, то прочтите хотя бы как пишут современники (летописсцы) об опричнине, о взятии Новгорода.
Не уж-то Вы до сих пор верите разным провокаторам, старающимся поссорить братские народы?...
Война всегда жестока...
Да и то вряд-ли.
Живя долгие столетия и тысячелетия вместе народы Поволжья - тюрки, фино-угоры, славяне, русские и др.- давным-давно "обменялись" генами.
Конечно это "братские народы".
И выступающие против очень смахивают на расистов и нацистов...
То есть прирастил территорию и можно забыть преступления и безумство на троне?
Хотелось бы больше исторической правды.
Например - молодой сын (в 1552 г. всего 22 года) татарки Е.Глинской и викинга Василия III Иван 1У сидит на коне и смотрит в даль (в сторону родины монгола Чингизхана).
Вокруг него на конях монгол-чингизид Шах-Али, татарин-мурза Камай и другие.
За ними многонациональное войско - православные-русские,мусульмане-татары, язычники-марийцы, чуваши и др.
На памятнике надпись:
"Героям-восстановителям территориального единства Золотой Орды".
Президент В.В.Путин не случайно подарил Государственному Советнику М.Ш.Шаймиеву карту "Тартарии", на которой "Тартария" раскинулась на бывших землях Монгольской империи от Татарского пролива до Дуная.
Для настоящего татарина и настоящего русского "Татарстан" и "Россия" единое целое, за которое они несут ответственность перед многонациональным народом и Б-гом (Аллахом, Всевышним).
Старые и молодые политиканы ("жаржевские" и "файзрахмановы") не смогут поссорит братские народы Поволжья и России.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/67352-v-kazani-mogut-postavit-pamyatnik-ivanu-groznomu#comments
Врет же откровенно.
В первой части высказывания.
А во второй провоцирует и угрожает...
Действительно около 1 миллиона татар умерли от голода в 1921 году при попустительстве большевиков-ленинцев...
Ничто не учит хорошим манерам так, как наступление ответственности за свои слова. Ответственности всякого рода, но в данном случае материальной. Представьтесь своим настоящим именем и мы заключим пари. Я приведу документ, хранящийся в Нацархиве РТ (со всеми реквизитами, как положено) и доступный каждому читателю после небольших формальностей. А вы в этом случае вручаете мне наличными (вар.: переводите на карту Сбера) вполне посильные 10 000 руб. Что-то подсказывает мне, что вы не выйдете из удобной для такого сорта читателей анонимности и уж тем более не станете заключать пари. Потому что одно дело вякнуть что-то анонимно, совсем другое - нести ответственность за свои слова. Хотя бы только материальную.
Проще простого ссылаться на неопубликованные архивные данные.
Опубликуйте.
Или Вы хотите за архивные данные, которые Вы взяли от государства бесплатно, получить деньги?
Бойтесь его.
Тогда слабо выразились...
Заслуга Ивана Грозного в издании первых русских печатных книг – несомненна. Вообще, многое в русской истории, названное «первым», связано с именем этого царя. Первая аптека появилась при нём, первое регулярное войско – стрельцы, тоже при нём. Иван Васильевич – основатель регулярных погранвойск, утвердивший 16 февраля 1571 года «Устав сторожевой и пограничной службы».
Пожарные не дадут соврать – до Ивана Васильевича пожары на Руси не тушили и не давали тушить – дескать, воля Божья; пришлось Грозному царю срубить несколько особо ортодоксальных голов, чтобы изменить в обществе взгляд на пожаротушение. В 1584 году, незадолго до своей смерти, Иван Грозный учредил Каменный приказ, которому были подчинены каменных дел мастера и кирпичники.
«А ведомо в том Приказе, всего Московского государства каменное дело и мастеры; и для какого царского строения понадобятся те мастеры, и их собирают из всех городов, и дают им ис царские казны на поденной корм денги, чем им сытыми быть мочно. Да на Москве же ведомы в том приказе известные (производящие известь) и кирпишные дворы и заводы, а где белой камень родится и делают известь, и те городы податми и доходы ведомы в том Приказе...»
В общем, незаурядный был правитель, несправедливо оболганный иноземцами и придворными историографами династии Романовых, и чтобы разобраться с запутанной историей библиотеки, называемой его именем, невольно придётся разгребать многовековые завалы оговоров и наветов, добросовестных заблуждений, откровенной лжи и сокрытия документов.
К примеру, один из ценнейших источников эпохи Ивана Грозного, «Стоглав», долгое время был недоступен историкам. В 1667 году он был запрещён патриархом Никоном как еретическое произведение. Почти двести лет этот документ был засекречен!
А Джером Горсей уверял европейскую общественность, что кровожадный Иван Грозный зверски убил в Новгороде 700 тысяч человек, притом, что населения в том Новгороде было едва 30 тысяч... И собачьи головы и мётлы у сёдел опричников – выдумка. Опричники носили на поясе символ метлы, выметающей измену, шерстяную кисть.
Самый главный грех, который приписывают Ивану Грозному, – смерть старшего сына. Однако сам царь сильно бы удивился, услышав подобное. Да и спустя еще двести лет об убийстве царем наследника никто ничего не слышал.
Николай Шахмагонов, историк, член Союза писателей России, говорит: «Один историк сказал, что «Иван Грозный даже и не подозревал, что он убил своего сына». То есть нигде, ни в каких отечественных источниках об этом не говорится».
Но отчего же тогда умер Иоанн Иоаннович?
Документально подтверждено, что царевич сильно болел. Сведения об этом сохранились в переписке Ивана Грозного с боярином Юрьевым.
Борис Якименко рассказывает об одном из писем: «Он пишет, что «мы не можем ехать в Москву, потому что царевич наш Иван разболелся, пока Господь не помилует, ехать не можем». Казалось бы, чего не ехать, дело обычное, человек заболел. Но очевидно, он был настолько потрясен, что решил дождаться все-таки исхода. Царевич же умер через неделю».
Казалось бы, достоверно причину смерти наследника царского престола смогли бы установить современные судмедэксперты. Еще в 1963 году ученые произвели вскрытие захоронения Иоанна Иоанновича в Архангельском соборе Московского Кремля.
Владимир Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, объясняет, почему причина смерти так и не была установлена: «Надеялись посмотреть, есть ли вмятина на черепе. Если царь действительно ударил сына посохом по голове, то должна быть вмятина. Вскрыли гроб, но от притока свежего воздуха череп на глазах разрушился, и увидеть, есть ли там эта вмятина или нет, не удалось».
Но, к счастью, кое-что выяснить получилось. Специалисты смогли с уверенностью сказать, что следов крови на волосах царевича нет! Они остались бы даже спустя столетия – смыть такие частицы, тем более что сообщалось, будто кровотечение было очень обильным, – невозможно. Так что же стало причиной смерти Иоанна Иоанновича?
Владимир Лавров продолжает: «В останках обнаружено очень много ртути и мышьяка: ртути в 32, мышьяка – в 3 раза больше нормы».
Некоторые специалисты пытались возразить: ртуть входила в состав многих лекарств – к примеру, от сифилиса, который в то время был очень распространен. Но следы болезни обязательно остались бы в организме, и экспертиза обнаружила бы их. А их не было! Получается, что царевича специально отравили. И, похоже, не только его…
Владимир Лавров делится другими открытиями: «Повышенное содержание ртути было обнаружено и в останках Ивана Грозного, и в останках его любимой первой жены Анастасии из рода Романовых, и в останках мамы Ивана Васильевича Грозного, Елены Глинской. Очевидно, травили… Похоже, что подозрительность Ивана Грозного была не на пустом месте, видимо, семью уничтожали».
Членов царской семьи одного за другим просто убивали. За короткое время умирают практически все представители династии Рюриковичей. Первый ребенок Грозного гибнет при нелепых обстоятельствах: няня роняет его в ледяную воду. А царевич Дмитрий – младший из сыновей, согласно одной из версий, падая, накалывается на нож. Но и это не все…
Владимир Лавров сообщает еще один удивительный факт: «Экспертиза останков Елены Глинской, мамы Ивана Васильевича, показывает, что, возможно, она ждала еще одного ребенка. Может быть, кому-то было неугодно, чтобы он родился».
Но если никакого убийства не было и современные экспертизы это подтверждают – откуда в веках осталась эта страшная легенда? Почему на Западе, а потом много позже и в российских учебниках появляется этот образ выжившего из ума маньяка? Оказывается, у этой исторической дезинформации есть конкретный автор. Его имя хорошо известно, это посол Ватикана Антонио Пассевино. Именно он прибыл к Ивану Грозному с миссией обратить Русское государство в католичество. Но получил жесткий отпор.
Николай Шахмагонов утверждает, что дело было так: «Иван Грозный ему якобы ответил: «Ты говоришь, Антоний, что ваша римская вера одна с греческою верой? И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам – не Евангелие. У нас не греческая, а русская вера». И все его попытки он отверг, оставив Русь в лоне православия. Антонио Пассевино очень сильно по этому поводу разозлился, потому что ему надо было докладывать папе римскому о том, что миссия не удалась. И тогда он придумал миф о том, что царь Иван совершенно неуправляемый, совершенно ненормальный, что он убил своего сына».
Причем у этого мифа даже есть два варианта. Сначала Пассевино утверждал, что причиной ссоры между отцом и сыном стало то, что Грозный, ворвавшись в покои невестки, ударил ее. Царевич бросился на защиту супруги и был убит собственным отцом. Но автору объяснили, что попасть в спальню жены своего сына даже царь так просто не мог – не позволяли существовавшие порядки. Тогда Пассевино пришлось переписать и докладную, и мемуары. Он предложил вторую версию, которую позже и представил в своих трудах Карамзин.
Владимир Лавров озвучивает эту версию: «Был спор между Иваном Васильевичем Грозным и его сыном Иваном Ивановичем из-за того, что сын хотел возглавить войско и воевать с Польшей, а отец был за мир. Возникла ссора, последовал удар по голове посохом, и закончилось все трагически».
Причем якобы трагически и для самого царя. Тот же Пассевино описывает, как русский царь мучился из-за смерти сына: часто ночами он просыпался и начинал кричать и плакать. Его силой укладывали обратно в кровать и с трудом успокаивали.
Борис Якименко комментирует состояние царя: «Он настолько изменился даже внешне, как пишут источники, что стало понятно, что эта смерть сына подвела какую-то черту под его жизнью, он после этого действительно прожил всего три года. Так что, конечно, эта трагедия лежит на нем. И, мало того, она показывает нам его не как человека жестокого, изувера, а как человека как раз настолько потрясенного, что это полностью изменило все его существо, как человека очень чувствительного, как человека, глубоко раскаявшегося в том, что произошло».
Для психолога поведение Ивана Грозного было бы весомым аргументом в пользу его невиновности. Спустя два года после смерти сына царь приезжает в Троице-Сергиев монастырь. Он рыдает, кладет поклоны и оставляет огромные деньги на помин души царевича. А на боярской думе однажды скажет: «Смерь сына – мой грех». Он глубоко горевал, что не смог уберечь сына от беды, потому что горячо любил своего первенца.
Владимир Лавров рассуждает: «Вот такая фраза была: «Смерть сына – мой грех». Но как эту фразу толковать? То есть он не сказал: «Я убил», в восприятии верующего человека могло быть так, что «я допускал какие-то греховные поступки, и за это Господь покарал моего сына».
Ивана Васильевича рисуют тираном и самодуром, при этом забывая, что он был поистине всенародно избранным царем. В разгаре противостояния с боярами он с семьей в декабре 1564 года покинул Москву, как бы отрекаясь от престола, и выехал в Александровскую слободу. Народ потребовал от бояр и священников уговорить царя вернуться…
Принято также умалчивать о его гуманитарных реформах. А ведь первые печатные книги, аптеки и пожарная служба – все это нововведения Ивана IV. Стал бы тиран так печься о своем народе?
Вас обманули - он не "чикотилло", а великий государственный деятель.
Давлет Гирей непросто сепаратист (замкнулся в Крымском ханстве), предавший единство Золотой Орды, но и предатель заветов монгола Чингизхана - стал вассалом Османов, которые отошли от заветов Великой Ясы.
Первые сепаратисты в 16 веке, вторые имперцы Золотой Орды.
Ныне казанские татары процветают.
Если бы в 16 веке победили и в Казани сепаратисты, то казанских татар постигла бы участь крымских - изоляция и стагнация.
Из истории "слов" не выкинешь...
Грозный уничтожал.
Но Ульянов-Ленин никого не уничтожал - люди, народы сами виноваты, что умерли...
А.С.
В Казани памятника Грозному не будет НИКОГДА.
Люди этого просто не допустят, в том числе физически.
Предлагаю не раздувать эту тему.
Иван 1У вместе с монголами-чингизидами восстановил территориальную целостность многонациональной Золотой Орды и заветы Чингизхана.
Тюрки (татарский народ) был лишь средством в этой борьбе.
=======================
«Монгол» указывает на династический признак. Иоанн де Плано Карпини, назвавший свое донесение Liber Tartarorum («Книга о Тартарах»), не ошибался, он речь вел о политониме. Когда один из переписчиков XIV в. уточнил это название в виде «История Монгалов, именуемых нами Тартарами» (Historia Мопgalorum quos nos Tartaros appellamus), он тоже не ошибался, ибо в заголовке указал и правящую династию, и подвластный народ. Теперь понятно, почему среди татар не встречается характерная для современных монгол гаплогруппа «С». Среди татар по Y-хромосоме можно найти самые разные гаплогруппы, а «монгольской» нет. «Дом Великих Монголов» происходил из «черных татар», входивших в состав тюркоязычных татар.
А.С.
Но только фантазия...
А.С.
А у Вас - татарин.
Все идут не "в ногу".
Только один я - любимый - в ногу...
Из Википедии:
"По данным единственного прижизненного Чингисхану источника Мэн-да бэй-лу (1221) и согласно расчётам Рашид ад-Дина, сделанным им на основании подлинных документов из архивов МОНГОЛЬСКИХ ханов, Тэмуджин родился в 1155 году".
Благодаря Ивану 1У более 30 % русских дворян были татары-империалисты.
А Вы похоже татарин-сепаратист, предки которого разодрали Золотую Орду на клочки...
И ведь не только татары пострадали, сами русские стали жертвой этого садиста и маньяка.
Следуя вашей логике - давайте поставим памятник русскому генералу Власову , как герою битвы за Москву, генералу Краснову и Шкуро за участие в первой мировой войне. Вам понравиться такая идея?
Ни одной мечети Иван 1У не разрушил.
А татарские мурзы ходили у него в лучших друзьях.
Вместе в церкви заходили, не снимая головных уборов.
Можете даже в Ватикан - там "зарплаты" еще выше.
Такие как Вы и разодрали Золотую Орду на "лакомые" кусочки, продали заветы Чингизхана...
Итак столько проблем. Язык загнан. Разоряют людей, круша Татфондбанк.
Вот делайте упор на это. Этого достаточно.
А.С.
С такими экстремистскими взглядами и высказываниями на свободе долго не задерживаются.
Татарин Мамай восстал против власти монгол в Золотой Орде.
Татары разрушили Золотую Орду своими склоками.
Иван1У с помощью монгол и верных им татар восстановил Золотую Орду.
А его потомки восстановили и большую часть Монгольской империи.