Новости

13:55 МСК
Все новости

Памятник царю-освободителю: молебен перед монументом, серебряный венок от судей и замена «Лениным-Сталиным»

Как в Казани открывали памятник Александру II

Памятник царю-освободителю: молебен перед монументом, серебряный венок от судей и замена «Лениным-Сталиным»

Краевед, колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский продолжает повествование о величественном памятнике Александру II, некогда украшавшим Казань. В сегодняшней колонке автор описывает как происходило торжественное открытие этого монумента и что в итоге стало с памятником.

«Канун дня открытия прошел при общем возбуждении: вся Казань нетерпеливо ждала давно желанного празднества. К вечеру 29 августа на Ивановской площади было все готово к церемонии открытия», — так закончилась первая часть нашего повествования о сооружении и открытии памятника Александру II в Казани. Продолжим цитирование брошюры, изданной в начале 1896 года и посвященной этому событию.

Праздничная литургия

«Утро 30 августа было свежо и пасмурно. Реомюр показывал +10. С раннего утра город украсился флагами и вообще принял праздничный вид; улицы, обыкновенно безлюдные в эти часы дня представляли редкое в Казани зрелище: многочисленные толпы по-праздничному одетого народа с разных сторон двигались по направлению к Ивановской площади, представлявшей очень живописную картину. Стройные ряды расположенных по всем сторонам площади эстрад, обтянутых сукном и суровым полотном, целые тысячи национальных флагов, развевавшихся на зданиях и мачтах, украшенных гирляндами из зелени и цветов, окружавший подножие памятника со вкусом разбитый цветник и среди всей этой обстановки покрытая завесою фигура Виновника торжества, Императора Александра II, а вокруг площади, за цепью конно-полицейской стражи, целое море голов огромной многотысячной безбилетной толпы, плотно запрудившей все выходящие на площадь улицы.

И нужно отдать справедливость как организаторам и распорядителям торжества, так и этой разнообразной, по-видимому вовсе не дисциплинированной многотысячной толпе — порядок во все время торжества был образцовый: не было ни суетни, ни толкотни.

К 10 часам утра на площадь прибыли войска, а вскоре за ними воспитанники всех учебных заведений, которые и разместились на особо отведенных для них местах. К этому времени заручившаяся билетами публика заняла свои места на эстрадах, балконах, окнах зданий и по откосу примыкающего к площади бульвара. Все время хмурившаяся погода разразилась дождем. Восседавшая на эстрадах и окружавшая площадь публика не смутилась однако же этим обстоятельством и терпеливо ожидала крестного хода, который по окончании литургии в кафедральном соборе должен был проследовать к памятнику.

Пред взорами народа, освещаемая ярким солнцем, предстала величественная фигура незабвенного Монарха, кроткий взор которого молитвенно обращен к небу, а правая рука покоится на левой стороне груди…

Литургия в соборе началась в 10 часов утра.<...> Собор был переполнен начальствующими лицами и разными представителями, и публика, за теснотою храма, допускалась в него в самом ограниченном количестве.

<...> Ко времени окончания литургии погода совершенно изменилась: дождь прекратился, и лучи солнца, прорвавшись сквозь облака, ярко осветили живописно декорированную и покрытую массами народа площадь.

В 12 часов дня при колокольном звоне всех церквей открылся крестный ход к памятнику в таком порядке: впереди шесть конно-полицейских, за ними фонарь и две хоругви, ремесленный голова и цеховые со значками, затем опять две хоругви и депутации от духовного училища и семинарии, четырехклассного городского училища, учительской инородческой семинарии, средних учебных заведений, университета, духовной академии и ветеринарного института. Далее опять две хоругви и иконы, несомые членами общества хоругвеносцев, волостные старшины Казанской губернии, казанская городская дума, представители земства, почетные депутации, чиновники всех ведомств, две хоругви, архиерейский хор, духовенство, высокопреосвященнейший Владимир, губернатор, вице-губернатор, начальствующие лица военного ведомства, предводители дворянства, начальники отдельных частей и полурота солдат. Одновременно с этой процессией начался крестный ход из женского Богородицкого монастыря в таком порядке: шесть конно-полицейских стражников, две хоругви, несомые хоругвеносцами, депутация от бывших дворовых людей, две хоругви, певчие, духовенство с Казанскою иконой Божией Матери.

При выходе высокопреосвященного Владимира из крепостных ворот хор учеников всех городских училищ, помещавшийся на особой эстраде, запел тропарь Св. благоверному князю Александру Невскому. Величественную картину представляла в этот момент Ивановская площадь, роскошно декорированная, с развевающимися хоругвями, знаменами, флагами, блестящими мундирами, длинной вереницей участников церемониала и депутатов со сверкавшими на солнце венками.

На площади духовенство поместилось на особо устроенном возвышении против памятника, а все участвовавшие в шествии установились на указанных местах в свободном каре, оставленном войсками.

По совершении перед памятником молебствия соборный протодьякон возгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, а затем «вечную память» в Бозе почившему Императору Александру II.

В тот момент, как раздались стройные аккорды хора певчих, исполнявших «вечную память», Городской Голова С.В. Дьяченко, совершив земной поклон пред памятником, взялся за шнур, чтобы сдернуть завесу, скрывавшую памятник от глаз народа.

В продолжение всего дня на Ивановской площади перебывала масса народа

Но вот завеса спала

Наступила торжественная минута… Вся площадь замерла в ожидании… Взоры многотысячной толпы неподвижно устремились на одну точку — на все еще закрытый памятник… Но вот завеса спала! Крик восторга вырвался из уст толпы: пред взорами народа освещаемая ярким солнцем предстала величественная фигура незабвенного Монарха, кроткий взор которого молитвенно обращен к небу, а правая рука покоится на левой стороне груди… Толпа поняла и это скорбное положение усопшего Императора, поняла и узрела под рукой Его как бы живое, бьющееся сердце… Многие из народа от умиления прослезились. Момент этот трудно поддается описанию. После мимолетной секунды гробовой тишины из многотысячных грудей, словно по призыву, раздалось могучее русское «ура», оркестр заиграл «Коль славен», начался колокольный звон всех казанских церквей, а с крепости грянул пушечный салют. Его Высокопреосвященство обошел вокруг памятника и окропил его святою водой.

После этого началось возложение депутациями венков к подножию памятника. Всех венков было возложено 107. По роскоши и художественной отделке обращал на себя внимание серебряный венок от чинов судебного ведомства. Он исполнен местным мастером Разумовым и обошелся, как говорят, более 1 000 рублей. Обращали на себя внимание и следующие два венка: от бывших дворовых людей Казанской губернии от бывших государственных крестьян. Первый из них, серебряный, составлен из лавровых и дубовых листьев, окружающих медаль с рельефным изображением в Бозе почившего Монарха, вокруг которой написано: Император Александр II и Самодержец России. Под медалью корона с надписью «Закон 19 Февраля 1861 г.», а внизу надпись: «в день открытия памятника 30 Августа 1895 г.». Ниже — герб Казанской губернии, а под ним лента с надписью: «От бывших дворовых людей Казанской губернии». Вокруг герба ленты с надписью: «Царю Законодателю, Императору Александру II, Освободителю». Вокруг же медали внутри венка на серебряной доске выгравированы бессмертные слова манифеста: «Осени себя крестным знамением, православный русский народ!».

Другой венок отличается безыскусственностью и простотой: он сплетен из колосьев ржи и овса.

Трогательно было видеть, когда мужички с седыми бородами, в длинных крестьянских армяках и в лаптях, рядом с важными господами в шитых золотом мундирах, подносили свой скромный дар к той стороне памятника, где сверкали золотым сияньем слова: «Царю-Освободителю!». Подойдя к памятнику, они «осенили себя крестным знамением», несколько раз земно поклонились Царю Благодетелю, положили свой венок поверх других и отошли к сторонке…

Во время возложения венков хоры учеников и военной музыки исполняли народный гимн, по окончании которого снова громовым раскатом раздалось «ура».

Затем, при вторичном звоне колоколов во всех церквах, войска прошли под музыку вокруг памятника церемониальным маршем, и этим закончилась церемония открытия. Венки до вечера оставались у подножия памятника для обозрения публики.

Обед в честь открытия памятника Александру II. Казань, 30 августа 1895 г. Из фондов Национального музея Республики Татарстан. Фото echovekov.ru

И что после?

В продолжение всего дня на Ивановской площади перебывала масса народа <...> Ученицы беднейших начальных училищ, не имевшие средств на венок, приходили в сопровождении учительниц с букетиками цветов, что у кого нашлось в саду, дабы положить к подножию памятника. На эстраде все время играл оркестр военной музыки. Народу и учащимся во всех начальных школах раздавалась брошюра с жизнеописанием почившего императора, составленная проф. А.И. Александровым».

Здесь мы по недостатку места перейдем к выборочному цитированию.

<...> 31 августа все венки, положенные к подножию памятника, были переданы из Думского зала в городской музей, где для хранения их отведена особая комната. Вечером в богато украшенном зеленью зале заседаний Городской думы состоялось торжественное заседание.

«Затем, поблагодарив всех присутствовавших за посещение заседания, Городской Голова пригласил их, по русскому обычаю, откушать хлеба-соли. Здесь же <...> были сервированы столы, обильно уставленные холодными закусками и винами. Около каждого прибора лежала художественно выполненная карточка-меню с изображением памятника. Трапезу посетил г. Начальник губернии, П.А. Полтарацкий, который и провозгласил первый тост за здоровье Государя Императора. Затем следовали тосты за г. Начальника губернии П.А. Полтарацкого, за представителя города, Городского Голову С.В. Дьяченко как председателя Комитета по сооружению памятника и за многих других из присутствовавших лиц. <...> Трапеза отличалась оживленностью, простотой и задушевностью. Непринужденные беседы, не стесняемые различием званий и общественным положением гостей, неудержимым потоком лились во всех комнатах далеко за полночь, и только около трех часов ночи начали постепенно расходиться.

<...> По распоряжению Городского Головы для прибывших на торжество открытия памятника волостных старшин и депутаций от крестьянских обществ в ресторане Ожегова был устроен обед от городского управления. Обед этот почтили своим посещением г.Губернатор и г. Городской Голова. Во всех дешевых столовых и чайных, содержимых разными благотворительными обществами, беднякам были раздаваемы бесплатные обеды, которыми воспользовались до 2 000 человек. Все войска, квартирующие в Казани, также получили угощение от города».

Памятник недолго украшал главную площадь города. В начале 1918 года он был снесен

Ну, а теперь придется перейти на скороговорку: формат строг. Сразу же встал вопрос о благоустройстве места вокруг памятника. И здесь дума проявила взвешенность и вкус: решетка была сооружена по отличному проекту автора памятника академика В.И. Шервуда. Практически сразу же после появления электрического освещения в Казани газовые фонари вокруг памятника были заменены на дуговые. Слово городскому электротехнику Федорову, сообщающему, об установке «дифференциальных дуговых фонарей для силы тока 8 ампер и напряжения 42 вольта, соединенных в группу последовательно около памятника Александру II с автоматическим выключателем».

Памятник недолго украшал главную площадь города. В начале 1918 года он был снесен. Сведения о его судьбе расходятся в деталях, но смысл их один: монумент был переплавлен. На пьедестале установили изваяние рабочего. В одних источниках это изваяние называют «Освобожденный труд», в других — «Рабочий-металлист». Простоял тот рабочий недолго. Сохранились снимки, где на постаменте высится то ли объемная фигура тов. Ленина, то ли ее плоскостной макет. Вскоре исчез и пьедестал монумента.

И последнее. Слова в статье «Площадь 1 Мая (Казань)» из Википедии: «Затем на этом месте был установлен памятник Ленину. В 1951 году памятник Ленину было решено переместить на новую главную площадь города — площадь Свободы, а на площади 1 мая был установлен памятник Сталину, который простоял несколько лет» являются примером той самой ахинеи, нести которую гораздо легче, чем бревно.

На пьедестале установили изваяние рабочего. В одних источниках это изваяние называют «Освобожденный труд», в других — «Рабочий-металлист»

Лев Жаржевский, фото предоставлены автором
комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 19 мая
    забавное оформление города флажками
    Ответить
    Анонимно 19 мая
    зато спокойно все выглядело, красиво, глаза не ломало перемигивающей гирляндой
    Ответить
    Анонимно 19 мая
    да, сейчас всё по новым технологиям.. красиво, но бездушно
    Ответить
  • Анонимно 19 мая
    Реомюр 0_о слово-то какое красивое
    Ответить
  • Анонимно 19 мая
    Ограда впечатляющая
    Ответить
    Анонимно 19 мая
    да, красивая и такая изящная, я таких оград не помню
    Ответить
  • Анонимно 19 мая
    Жоржик впечатляет
    Ответить
    Анонимно 19 мая
    как всегда, как всегда)
    Ответить
    Анонимно 19 мая
    Пусть и дальше переписывает старые брошюры.
    Интересные они.
    Ответить
  • Анонимно 19 мая
    Скорее "освобожденный труд", на "металлиста" не похоже, крестьянский мотив
    Ответить
  • Анонимно 19 мая
    окропление святой водой и молебен - разные вещи
    Ответить
    Анонимно 19 мая
    Чем отличаются?
    Ответить
  • Анонимно 19 мая
    Очень жаль, что памятник не сохранили
    Ответить
  • Анонимно 19 мая
    здорово, что раньше люди старались красиво одеться на праздник, были веселы, выходили на улицы... а сейчас все в рваных джинсах, на лицах только пафос, многие в праздники не выходят разделить событие с другими, сидят за компами
    Ответить
    Анонимно 19 мая
    Ценности сбились
    Ответить
  • Анонимно 19 мая
    Слишком высокий монумент
    Ответить
  • Анонимно 19 мая
    что это за собор слева от кремля на главном фото?
    Ответить
    Анонимно 19 мая
    Тоже интересно, есть еще фото? Впервые вижу его.
    Ответить
    Анонимно 19 мая
    Трехшатровая церковь Ивановского монастыря.
    Разобрана за ветхостью ещё в "царские" времена.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Это уже новое здание, построенное после разборки "по мотивам" старого, но гораздо более объемное. На ту пору площадь выглядела обновленной: памятник, новая входная группа в Городской музей (1894), преображенный фасад дома г-жи Круликевич (близ здания городской управы)
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии