Новости раздела

«Ход гениальный — госкорпорация РЖД пытается паразитировать на регионах, вкладывающих в развитие туризма»

Директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин о «бизнесменах с большой дороги» и чем новая инициатива монополиста закончится для внутреннего туризма

В понедельник, 24 апреля, председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов пожаловался прессе на так называемую «динамическую» систему ценообразования на билеты, введенную РЖД. Отметим, что данное решение привело к росту стоимости билетов на праздники примерно в три раза, из-за чего многие туристические группы, уже забронировавшие отель и экскурсионное обслуживание, отказались от поездки в столицу РТ. Насколько серьезный урон это нововведение может нанести внутреннему туризму в России и Татарстане, в своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказал директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.

Мудрая госмонополия в лице РЖД

Так называемая «динамическая» система ценообразования, принятая во многих компаниях, занимающихся пассажирскими перевозками, предполагает, что билеты, купленные заранее, стоят существенно дешевле билетов, купленных в последний момент — то есть, чем меньше билетов остается, тем они дороже. Это позволяет стимулировать клиентов компаний-перевозчиков планировать покупку билетов заранее и регулировать спрос на перевозки в популярных направлениях. Сама по себе эта система не вызывает никаких вопросов, это нормальная рыночная практика.

Тем более что, по имеющейся информации, в отношении железнодорожных перевозок в России могут применяться коэффициенты от 0,8 до 1,2 — то есть в «низкий» сезон билет может стоить на 20% дешевле, а в «высокий» — максимум на 20% дороже. Однако наша госмонополия в лице РЖД поступила мудрее.

На два самых популярных направления перевозок — из Москвы в Санкт-Петербург и Казань — на самые популярные даты в дни праздников и каникул билеты уже изначально поступают в продажу по цене, превышающей обычную в полтора и более раз. То есть конечная цена не зависит от количества оставшихся в продаже билетов, а привязана к наиболее востребованным у граждан датам и направлениям.

Бизнесмены с большой дороги

По словам представителей госкомитета по туризму Республики Татарстан, стоимость перевозки на других направлениях, не столь популярных у туристов, при этом остается неизменной, либо рост цен незначительный. Ход гениальный в своей простоте — государственная корпорация пытается паразитировать на регионах вкладывающих энергию и средства в развитие туризма, видимо, действуя по безотказной логике, «что-то они много туристов принимают, надо снять с этого потока сливки», вместо того, чтобы руководствуясь государственными интересами, поддерживать тарифами популярные направления.

На мой взгляд, подобное поведение, вполне оправданное для «бизнесменов с большой дороги», совсем не красит нашу государственную железнодорожную корпорацию, являющуюся монополистом на своем рынке. Завышенные цены на железнодорожные перевозки, самые популярные и массовые в России, бывшие всегда доступными для семей с средним достатком и школьных туристических групп, рубят на корню и без того пока еще чахлый зарождающийся внутренний туризм.

В самом деле — в отношении автобусных перевозок школьных групп сегодня действуют нормы, которые делают эти перевозки невозможными. Конечно, вопросы безопасности пассажиров и тем более детей должны стоять во главе угла, но мы опять пошли самым легким путем: просто запретили перевозку школьников автобусами, создав систему, при которой формально перевозки возможны, а практически — нет. Путешествия речным транспортом уже давно перешли в разряд недоступных — плачевное состояние внутреннего пассажирского флота не требует никаких комментариев, несколько десятков исторических посудин, доставшихся в наследство от прошлого века, не в состоянии обеспечить качественный и доступный речной туризм и даже просто местные перевозки. Разговоры о возрождении речного флота идут последние 10 лет, но пока что так и остаются разговорами.

Путешествия речным транспортом уже давно перешли в разряд недоступных. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

«Ощутимый удар будет нанесен не только по Казани, но и по всем туристическим кластерам РТ»

Индивидуальный автомобильный туризм, безусловно, становится трендом последнего времени, но дороги… Иногда приходит в голову мысль съездить с друзьями и знакомыми хотя бы в ближние к нам города, но как вспоминаешь о двухполосном шоссе, запруженном большегрузами, весенних ямах и прочем — понимаешь, что ехать нужно только в случае крайней необходимости.

По-моему, хитроумная политика РЖД может привести к реальным ощутимым потерям во внутреннем туризме, и прежде всего у регионов-лидеров туризма. Причем ощутимый удар будет нанесен не только по Казани, но и по всем туристическим кластерам республики, поскольку большой поток туристов, разъезжающихся в Елабугу, Болгар или Свияжск, прибывает именно через Казань. Загадкой в этом вопросе является и позиция российских антимонопольных органов — или РЖД уже настолько всесильны, что могут самостоятельно назначать любые цены на перевозки?

Надо отдать должное нашим органам управления туризмом: обращения в Министерство транспорта России с анализом сложившейся ситуации направлены, но каков будет результат? Конечно, мы с оптимизмом смотрим в будущее, но думаю, уже в этом сезоне мы сможем столкнуться с негативными тенденциями, вызванными действиями нашего единственного железнодорожного перевозчика.

Артем Силкин

Новости партнеров