Новости раздела

Рустем Хузин: «Нам, художникам, необходимо вернуться к духовным первоосновам своей профессии»

Раздумья живописца после отчетно-перевыборного собрания Союза художников России в Татарстане

Есть ли творческая жизнь в Татарстане? К чему привела «война» трех татарстанских художественных союзов? Как республиканские школы могут помочь нашим художникам? На эти и многие другие вопросы в своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», постарался ответить известный татарстанский художник Рустем Хузин.

Речь перед тайным голосованием

В первой половине апреля в Казани состоялось очередное отчетно-перевыборное собрание Союза художников России в Татарстане. Новые члены получали свои «корочки», а старое правление во главе с председателем Виктором Аршиновым отчитывалось о проделанной работе.

Этот съезд вполне мог бы стать одним из многих, проходивших ранее на просторах нашей необъятной Татарии, однако на встрече случилось нечто, что может показаться интересным любому человеку, еще не потерявшему веру в возможность развития Союза художников.

Перед тайным голосованием, на котором два кандидата должны были сойтись в смертельной схватке за пост председателя союза, ваш покорный слуга встал за трибуну и выступил перед участниками съезда, попытавшись разобраться в том, что же, все-таки, происходит с союзом и есть ли выход из сложившейся ситуации.

Нет рынка сбыта художественных произведений, выставки проходят, как холостые выстрелы — никто не проводит анализ работ, довольно редко проходят творческие вечера, нет обратной связи со зрителем

Есть ли творческая жизнь в Татарстане?

Начну с того, что республика наша широка и прекрасна: леса, поля, реки и озера. Нет лишь художников с их этюдниками и решимостью, чтобы как можно правдоподобнее и лучше поведать миру «о тебе, Татарстан». Ничтожно мало тех, кто ведет за собой караван искусства.

Творческой жизни как таковой в Татарстане нет. И это не только мое мнение. Нет рынка сбыта художественных произведений, выставки проходят, как холостые выстрелы — никто не проводит анализ работ, довольно редко проходят творческие вечера, нет обратной связи со зрителем, которая помогает художнику держать руку на пульсе и понимать, делает ли он то, что нужно. Выставочная деятельность в Татарстане и в Казани, в частности, построена таким образом, что мы совершенно не видим реакцию зрителей. А региональные выставки вообще потеряли свой смысл и проводятся лишь для того, чтобы получить справку для звания. Те выставки, которые у нас проходят, к сожалению, не актуальны.

При этом, когда где-то в Перми или Екатеринбурге, Новгороде или Москве зритель, приходя на твою выставку, начинает восхищаться Татарстаном, то волей-неволей начинаешь думать что мы — художники и есть послы прекрасного из «Прекрасной земли». «Самая сильная Казань! Ну, казанцы, молодцы! Татары, как всегда впереди!», – много подобных слов мы слышим на выставках за пределами республики. И всегда радостно от того, что ты хоть как-то прославляешь свою родную землю.

«В Советском Союзе была выстроена многоступенчатая система художественного образования. Художественная школа, средне-профессиональное училище, институт, творческая мастерская и целая система областных, региональных, зональных и более крупных международных проектов». Фото vologda-portal.ru

Уроки прошлого

Наша страна была не только самой читающей, но и самой рисующей, если хотите. Одно, я думаю, самым прямым образом вытекало из другого. Художникам всегда было о чем писать свои картины. В Советском Союзе была выстроена многоступенчатая система художественного образования. Художественная школа, средне-профессиональное училище, институт, творческая мастерская и целая система областных, региональных, зональных и более крупных международных проектов. Качественное образование готовило личность с широким кругозором.

Я далек от идеализации того времени, но все же надо извлекать правильные уроки из своего прошлого. В искусстве существовала идея (я не беру как пример гимны, посвященные вождям), и в большинстве своем художники служили народу, простому крестьянину — человеку труда, одним словом. Оглядываясь назад, пробираясь сквозь завалы либерального нигилизма, под руинами отрицания всего, что называлось СССР, обнаруживается редкого качества и глубины искусство. Так может нам, еще помнящим что-то хорошее из своего прошлого, надо перестать изобретать велосипед?

Борьба трех Союзов

Искусство — это зеркало для человека и общества. В чистом источнике обязательно отразятся и правда, и ложь. И, может быть, нашим духовным кризисом объясняется та разруха в Союзе, которую мы наблюдаем уже много лет с момента распада СССР. Сейчас Союзу нужна здоровая, жизнеутверждающая идея.

«Если будешь служить своему народу, народ прокормит тебя!», — сразу вспоминаются мне слова моего учителя. Я силюсь понять, с каких пор духовная профессия художника превратилась в нечто нарицательно-непонятное, эпатажное, любыми способами жаждущее славы не важно от кого и какой ценой.

Первый — труд до самозабвения, растворение в профессии, движение к совершенству и служение. Второй — разрушительный по своей сути, ниспровергающий ценности, стремящийся к самоутверждению с самовозвеличиванием в основе

Всегда было два пути. Первый — труд до самозабвения, растворение в профессии, движение к совершенству и служение. Второй — разрушительный по своей сути, ниспровергающий ценности, стремящийся к самоутверждению с самовозвеличиванием в основе. Наверное, эти тропы берут свое начало еще во времена первых людей. Но художников какого пути объединит Союз?

Замечу, что сейчас на территории Татарстана помимо главного и самого старого Союза художников России, возникло еще несколько союзов — это «Съезд художников Татарстан» во главе с Гимаевым и «Творческий союз художников России под председательством Самакаева». «Союз художников России» в Татарстане творил свою историю и создавал свою производственную базу потом и кровью: строились мастерские, выставочные залы, здания фонда. Помню как Харис Якупов, вспоминал о том, что два года не брал в руки кисть, пока строились здания фонда с мастерскими и выставочным залом и о том, как все художники работали на субботниках на этих стройках. Было непростое время. Сейчас же, вновь возникающие союзы, не приложив ни сил, ни средств, и объявив себя полноправными претендентами на это имущество, получили часть того, что принадлежит Союзу художников России.

Благородная задача взрастит и мастерство

«Мы с нетерпением ждем такое поколение, которое не будет пленником материи, а будет управлять ею ради Истины!», — это слова великого мусульманского богослова современности. Я думаю, что нам, художникам, в первую очередь необходимо вернуться к духовным первоосновам своей профессии, и, установив «диагноз», начать «лечение».

«Мне искренне хочется верить в то, что новому председателю Ильнуру Сиразиеву и его команде удастся изменить нашу непростую ситуацию в лучшую сторону». Фото Елены Сунгатовой (art16.ru)

Союзу необходимо разработать концепцию развития изобразительного искусства в Татарстане, причем лет на 10 вперед. Надо пойти в народ, жить его нуждами, рассказывать языком цвета, формы и пластики о прошлом и настоящем земли, на которой мы живем и растим детей. Благородная задача взрастит и мастерство. Появятся искусствоведы, не ради «красного словца» помогающие художнику осознать значимость поставленной задачи. Думаю, эту задачу ставит и сама острая потребность человека в правильном и прекрасном.

На мой взгляд, наши художники должны работать в школах — это решило бы вопрос нехватки мастерских. А выставки в школах решили бы проблему с выставочными площадями (только в одном классе можно выставить до 80 работ среднего формата, а это уже целая выставка). Естественно, об очевидности пользы для эстетического воспитания детей говорить не нужно. Вместе с тем, художникам необходимо вернуть социальные гарантии — творцы сейчас находятся в полной социальной незащищенности.

Мне искренне хочется верить в то, что новому председателю Ильнуру Сиразиеву и его команде удастся изменить нашу непростую ситуацию в лучшую сторону.

Рустем Хузин, фото Дмитрия Резнова
Справка

Рустем Хузин родился в Уфе в 1975 году, закончил художественную школу, затем художественное училище в Пензе. Выпускник академии живописи, зодчества и ваяния, три года стажировался у народного художника Хариса Якупова. Преподавал в Казанском художественном училище, сейчас свободный художник.

Самакаев Ильгизар Майберович

Новости партнеров